«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

11 ноября 2014 года

Наша библиотека

«Выездное» заседание ОИРУ

Богородские краеведы







7 ноября 2014 года, вечером, в ненастную осеннюю погоду, прошло очень интересное заседание Общества изучения Русской усадьбы под названием «ОИРУ в гостях у Института искусствознания». Мы не знаем, первое ли это мероприятие такого «выездного» типа, или уже подобные были, но очень надеемся встретить такое же собрание ОИРУ и на Богородской земле.

В Зеркальном зале исторического здания в Козицком переулке, несмотря на пятничный и не совсем обычный день и не самый лучший час, собралось весьма много людей, профессионально или в качестве хобби занимающихся подмосковными (и не только) усадьбами, московской (и не только) архитектурой. Вел вечер член Правления ОИРУ Андрей Викторович Чекмарев.

На вечере состоялась презентация трех книг, имеющих прямое отношение к тематике Общества:

Владимир Иванович Новиков представил свой новый труд: «Тенишев и Тенишева» (М., НП «Русская усадьба», 2013). Книга посвящена 1150-летию города Смоленска и 125-летию основания Смоленского музея-заповедника и повествует о семейном союзе двух талантливых людей, которые оставили России драгоценное наследство. Князь В.Н Тенишев – крупный предприниматель, меценат, основоположник научной социологии – его труды в этой области не утратили актуальность и сейчас. Его супруга Мария Клавдиевна – художница-любитель, коллекционер произведений народного творчества, основательница Смоленского музея «Русская старина» и художественного училища в усадьбе Талашкино.

У Марты Александровны Поляковой тоже новая книга - «Усадьба Поречье Уваровых в культуре России» (М., НП «Русская усадьба». 2013), которая знакомит читателей с графами Уваровыми, их значительным вкладом в развитие науки и культуры России, а также с их родовой подмосковной усадьбой, где регулярно проходили «академические беседы» российской профессуры, действовала обширная научная библиотека, были собраны уникальные коллекции и создан первый «Порецкий музеум». Впервые публикуются «Записки графа С.С. Уварова» из фондов Исторического музея. Интересно было бы в дальнейшем сравнить облики и судьбы Поречья и муромской усадьбы Уваровых в Карачарове. Мы недавно были в Муроме и довольно близко могли видеть этот комплекс, произведший на нас сильное впечатление даже сейчас, когда он принадлежит воинской части. Военнослужащие - нас в этом уверял дежурный по части молодой ефрейтор – бережно сохраняют парк, здание и его интерьеры. В «Поречье», как говорила Марта Александровна, дело обстоит хуже, несмотря на то, что в расположенном в имении санатории отдыхают очень властные люди.

Мария Владимировна Нащокина рассказала об очередной своей работе «Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало ХХ века» (М., «Прогресс-Традиция». 2014). В монографии впервые подробно рассмотрено появление и развитие четырех основных московских производителей архитектурной керамики: керамического завода "Абрамцево" - пионера новых видов художественной продукции, архитектурно-керамического производства товарищества М.С. Кузнецова, керамической мастерской Строгановского училища и артели "Мурава". Впервые представлен очерк западноевропейских импортеров архитектурной керамики в Москве; анализируется применение привозной облицовочной керамики в жилой застройке города, на фасадах и в интерьерах общественных и церковных зданий. Как всегда у Марии Владимировны, все очень солидно, нарядно и снабжено исчерпывающими текстами. Тем не менее, исследовательница говорила о том, что этим изданием «художественная керамическая» тема не исчерпывается. Надо отметить важный для нас факт – в научный оборот впервые введена архитектурная керамика ногинской (глуховской) школы №10, бывшего фабричного училища Богородско-Глуховской мануфактуры, с великолепными фотографиями Маргариты Фединой. Глядя на такие шедевры московского и подмосковного модерна, иногда кажется, что керамика была не только украшением зданий и вторичной приметой, но даже и первичным, пусть и не главенствующим, признаком Стиля.

Все три книги – это успех авторов, пытливых и опытных исследователей, а вечер в Козицком – удачный опыт ОИРУ. Следует, в частности, подчеркнуть значительный вклад в издание книги М.В. Нащокиной издательства «Прогресс-Традиция», глава которого – Борис Васильевич Орешин – с успехом выступил на вечере, и речь его раскрыла нам не только успешного издателя, но и незаурядного, одаренного человека. Пожелаем Обществу и его членам дальнейших успехов. И надеемся, очень надеемся, что вслед за Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ последует и простое, неминистерское Подмосковье – например, прекрасное «Дворянское гнездо» во Фрянове или Большая гостиная Дома ученых в Черноголовке!

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.