«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

11 ноября 2014 года

Наша библиотека

«Выездное» заседание ОИРУ

Богородские краеведы

В кулуарах вечера: Мария Владимировна Нащокина  и  заместитель директора НИИТИАГ РААСН и ГИИ - Армен Юрьевич Казарян

В кулуарах вечера: Мария Владимировна Нащокина и заместитель директора НИИТИАГ РААСН и ГИИ - Армен Юрьевич Казарян

7 ноября 2014 года, вечером, в ненастную осеннюю погоду, прошло очень интересное заседание Общества изучения Русской усадьбы под названием «ОИРУ  в гостях у Института искусствознания». Мы не знаем, первое ли это мероприятие такого «выездного» типа, или уже подобные были, но очень надеемся встретить такое же собрание ОИРУ и на Богородской земле.

В Зеркальном зале исторического здания в Козицком переулке, несмотря на пятничный и не совсем обычный день и не самый лучший час, собралось весьма много людей, профессионально или в качестве хобби занимающихся подмосковными (и не только) усадьбами, московской (и не только) архитектурой. Вел вечер член Правления ОИРУ Андрей Викторович Чекмарев.

На вечере состоялась презентация трех книг, имеющих прямое отношение к тематике Общества:

Владимир Иванович Новиков представил свой новый труд: «Тенишев и Тенишева» (М., НП «Русская усадьба», 2013). Книга посвящена 1150-летию города Смоленска и 125-летию основания Смоленского музея-заповедника и повествует о семейном союзе двух талантливых людей, которые оставили России драгоценное наследство. Князь В.Н Тенишев – крупный предприниматель, меценат, основоположник научной социологии – его труды в этой области не утратили актуальность и сейчас. Его супруга Мария Клавдиевна – художница-любитель, коллекционер произведений народного творчества, основательница Смоленского музея «Русская старина» и художественного училища в усадьбе Талашкино.

У Марты Александровны Поляковой тоже новая книга - «Усадьба Поречье Уваровых в культуре России» (М., НП «Русская усадьба». 2013), которая знакомит читателей с графами Уваровыми, их значительным вкладом в развитие науки и культуры России, а также с их родовой подмосковной усадьбой, где регулярно проходили «академические беседы» российской профессуры, действовала обширная научная библиотека, были собраны уникальные коллекции и создан первый «Порецкий музеум». Впервые публикуются «Записки графа С.С. Уварова» из фондов Исторического музея. Интересно было бы в дальнейшем сравнить облики и судьбы Поречья и муромской усадьбы Уваровых в Карачарове. Мы недавно были в Муроме и довольно близко могли видеть этот комплекс, произведший на нас сильное впечатление даже сейчас, когда он принадлежит воинской части. Военнослужащие - нас в этом уверял дежурный по части молодой ефрейтор – бережно сохраняют парк, здание и его интерьеры. В «Поречье», как говорила Марта Александровна, дело обстоит хуже, несмотря на то, что в расположенном в имении санатории отдыхают очень властные люди.

Мария Владимировна Нащокина рассказала об очередной своей работе «Московская архитектурная керамика. Конец XIX – начало ХХ века» (М., «Прогресс-Традиция». 2014). В монографии впервые подробно рассмотрено появление и развитие четырех основных московских производителей архитектурной керамики: керамического завода "Абрамцево" - пионера новых видов художественной продукции, архитектурно-керамического производства товарищества М.С. Кузнецова, керамической мастерской Строгановского училища и артели "Мурава". Впервые представлен очерк западноевропейских импортеров архитектурной керамики в Москве; анализируется применение привозной облицовочной керамики в жилой застройке города, на фасадах и в интерьерах общественных и церковных зданий. Как всегда у Марии Владимировны, все очень солидно, нарядно и снабжено исчерпывающими текстами. Тем не менее, исследовательница говорила о том, что этим изданием «художественная керамическая»  тема не исчерпывается. Надо отметить важный для нас факт – в научный оборот впервые введена архитектурная керамика ногинской (глуховской) школы №10, бывшего фабричного училища Богородско-Глуховской мануфактуры, с великолепными фотографиями Маргариты Фединой. Глядя на такие шедевры московского и подмосковного модерна, иногда кажется, что керамика была не только украшением зданий и вторичной приметой, но даже и первичным, пусть и не главенствующим, признаком Стиля.

Все три книги – это успех авторов, пытливых и опытных исследователей, а вечер в Козицком – удачный опыт ОИРУ. Следует, в частности,  подчеркнуть значительный вклад в издание книги М.В. Нащокиной издательства «Прогресс-Традиция», глава которого – Борис Васильевич Орешин – с успехом выступил на вечере, и речь его раскрыла нам не только успешного издателя, но и незаурядного, одаренного человека.  Пожелаем Обществу и его членам дальнейших успехов. И надеемся, очень надеемся, что вслед за Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ последует и простое, неминистерское Подмосковье – например, прекрасное «Дворянское гнездо» во Фрянове или Большая гостиная Дома ученых в Черноголовке!

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.