«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

28 января 2015 года

Богородский атлас

Древние пути восточного Подмосковья. Часть 2

Древнейшие поселения, курганы и погосты

Алексей Симонов

С глубокой древности Подмосковье было заселено людьми. Археологами в восточном Подмосковье обнаружены стоянки древнего человека эпохи палеолита, мезолита и неолита. Однако, как утверждают, наши предки славяне появились на территории будущего Подмосковья сравнительно недавно, примерно в IV-VII веках нашей эры. В соответствии с одной из точек зрения, с запада сюда пришли кривичи из района нынешнего города Смоленска, с юго-запада – вятичи, а с севера – новгородские словене. Учёные также говорят о присутствии в нашем крае племён угро-финской группы: меря, весь, мурома и др. Эти племена находились на более низком уровне развития, чем славяне, они мирно восприняли пришельцев, ассимилировались и обрусели. Известный исследователь древнерусской народности профессор В.В. Седов пишет: «По-видимому, летописец, отмечая, что «перьвии насельници … в Ростове меря», имел в виду не финноязычное племя, а древнерусское население, проживавшее в землях мери, активно включенной в ассимиляционный процесс» (1).

Используя в качестве подосновы административно-терроториальные границы бывшего Богордского уезда Московской губернии, занимавшего значительную часть восточного Подмосковья в XVIII-XX вв., на приведённой ниже, карте-схеме отмечены наиболее крупные древнейшие поселения, курганные группы и погосты. В определённой степени это поможет выяснить картину древней заселённости края и возможных путей сообщения.

 

А) Славянские сельские поселения и городищи.

 

Сельские поселения домонгольского периода (до 1237 г.) в Подмосковье делятся на два типа: приречный и мысовой. Преобладающим типом являлся приречный, что говорит о связи этих поселений с реками – основными транспортными артериями, пойменные луга которых были удобны для земледелия.

Наиболее безопасный тип поселения с точки зрения обороны – мысовой. Он господствует по течению рек Клязьмы и Нерской. По мнению историков, именно эти реки служили древнейшими путями миграционных и колонизационных потоков (2).

Структурно сельские поселения XI-XII вв. состоят из неукреплённого общинного центра или укреплённого городища и тяготеющих к нему мелких неукреплённых поселений – селищ.

Общинным центром в IX-XI вв. в нашем крае археологи признают среднее течение реки Нерской – селище Куровское. В XII в. возникают следующие общинные центры: Алексеевское, Жилино-Горки, Вохонское и Анциферово (3).

Краевед В.Д. Огурцов, изучая процесс заселения восточного Подмосковья писал: «Последовательность образования удельных княжеств, интересы которых были направлены на междуречье Клязьмы и Оки, выглядит так: Муромско-Рязанское княжество (XI в.), Ростово-Суздальское княжество(XI в.), Владимирское княжество (1212 г.), Московское княжество (около 1263 г.) Из этого можно сделать вывод, что процесс освоения междуречья Клязьмы и Оки начался не с запада (со стороны Москвы), а с севера (из Ростово-Суздальской земли) и с юго-востока (из Рязанского княжества)» (4). Можно предположить, что юго-восточная часть Подмосковья, существующие ныне Орехово-Зуевский и Павлово-Посадский районы по рекам Нерской и Вольной заслелялись из Рязанского княжества, а северо-восточная часть: нынешние Щёлковский и Ногинский районы по рекам Клязьма, Воря и Шерна заселялись из Ростово-Суздальской земли.

Городищами или городами в древней Руси являлись укреплённые общинные или волостные центры. Городище окружал ров с водой, земляной вал, иногда до 10 метров высотой и выше, на вершине которого стоял частокол или деревянные крепостные стены. Имелись также въездные и выездные ворота, подземные ходы на случай осады. Городища располагались в географически выгодных, защищённых естественными препятствиями местах – излучина реки, овраг, болота и т.д. Вокруг таких городищ как правило группировались более мелкие населённые пункты – посады или селища, а также более удалённые деревни и сёла, население которых стекалось в укреплённый город в случае опасности. Известный историк С.Б. Веселовский отмечал, что в глубокой древности в округе нынешней Москвы радиусом примерно в 50 км. существовало до четырёх десятков бывших городков (5). Иностранные путешественники называли тогда нашу местность – «Гардарика», что по-скандинавски значит Страна городов.

На речке Ширенке, притоке реки Шерны в Щёлковском районе Подмосковья археологом С.З. Черновым было открыто и исследовано городище XI-XIII века «Могутово» или «Шерна-городок». Впервые оно упоминается в духовной грамоте (завещании) Великого князя Дмитрия Ивановича Донского в 1389 г. В писцовых книгах 1623-1624 гг. поселение называется «Могутово, Шеринское городище тож». По мнению А.А. Юшко и С.З. Чернова это городище являлось укреплённым волостным центром. Недалеко от нынешней деревни Могутово сохранились валы этого городка.

Также археологи предполагают существование в XI-XIII веках городища у деревни Громково Щёлковского района. При строительстве дома отдыха МИД остатки этого городища были разрушены (6).

Посёлок Свердловский Щёлковского района в прошлом назывался деревней Городищи. Топоним говорит сам за себя. В древности здесь был укреплённый город датируемый учёными VI-VIII вв. При строительстве остатки памятника разрушены (7). Археологами обнаружены в п. Свердловском керамику дьяковской культуры. Следует отметить, что посёлок расположен в месте, где река Клязьма делает крутой поворот, что создаёт защищённость места с двух сторон.

 

Б) Погосты.

 

С.Б. Веселовский определял этимологию слова погост как – место, где останавливались погостить приезжие торговые люди (8). Также погосты служили местом остановок князей, выезжавших на полюдье, т.е. для сбора дани с подчинённых им территорий. Погосты, как места княжеских остановок имели значение определённых территориальных центров. Согласно летописных известий система погостов на Руси была установлена во времена княгини Ольги (890 (894) – 969).

Естественно, погост – это наиболее удобное и защищённое место в округе. До него легко добраться со всех близлежащих селений, поэтому такие места изначально выбирались славянами для общественных собраний и религиозных культов. Погосты также - места древних языческих капищ, посему это место имело сакральный характер защищённости общей молитвой, жертвоприношением и т.д. Как и курганные группы, погосты располагались на возвышенных берегах рек, река также имела мистическое значение у славян.

С принятием христианства языческие идолы на погостах свергались и на их месте строились храмы. Так, исторически, понятие погост трансформировалось в церковный приходской центр с прилегающим к нему кладбищем.

Историк Б.А. Рыбаков отмечал, что имеющиеся в московских писцовых книгах XVI в. погосты как «феодальные церковные образования» не имеют никакого отношения к центрам «старых территориальных общин».

Таким образом, древние погосты нашего края можно выявить лишь, соотнося их территориальную близость к общинным центрам XI-XIII веков.

Историки предполагают, что древнейшими погостами были те, где позднее возникли христианские храмы в честь порока Илии. Дело в том, что одним из самых почитаемых богов у славян был Перун – бог грома и молнии. Смягчая процесс замены религии христиане заменили Перуна на похожего громовержца – пророка Илию. Таких погостов на территории бывшего Богородского уезда два: Ильинский в Муравьишах у реки Шерны и Ильинский на речке Гуслице, каждый из которых тяготеет к древним общинным центрам XI-XIII веков.

Также к наиболее древним погостам можно отнести:

В) Курганы и курганные группы.

 

Существующие в нашем крае курганы в основном свидетельство погребального обряда славян XI-XIII веков. Обнаружены как отдельные курганы, так и курганные группы – древние славянские кладбища, насчитывающие иногда более 100 насыпей высотой от 0,3 до 3 метров и диаметром от 4 до 18 метров.

Предполагают, что по течению рек Клязьма, Воря и Москвы до впадения её в Оку, проходила граница славянских племён вятичей и кривичей. Это предположение сделано на основе археологических исследований погребений.

Как правило, курганные могильники расположены поблизости от селищ и общинных центров. Большинство курганных групп расположено по берегам рек. Вероятно, это связано с языческими верованиями, так как у славян река символ жизни и смерти. Понятие «потусторонний мир» у индо-европейских народов первоначально имело значение «относящийся к воде» или «находящийся за водой/рекой». В Подмосковье есть река Нара. Интересно, что на санскрите «nar» - вода, а «naraka» - загробный мир (9).


Рис. 2. Городищи: 1.Могутово – XI-XIIIвв. 2.Громково – XI-XIIIвв. 3.Свердловский – V-VII вв.
Общинные центры: 1.Куровское – IX-XI вв. 2.Алексеевское – XII вв. 3.Жилино-Горки - XII вв. 4.Вохонское - XII вв. 5.Анциферово - XII вв.
Погосты: 1.Ильинский на Муравьищах 2.Ильинский Гуслицкий 3.Спаса на Мошеве (Гуслицкий монастырь) 4. Петропавловский на Клязьме 5.Дмитровский на Вохне 6.Богословский у Шерны и Клязьмы 7.Христорождественский на Данилищевом озере 8.Аристов на р. Вздериноге 9.Берлюковский наВоре.
Курганные группы XI-XIII вв.: 1.Анискино 2.Громково 3.Каблуково 4.Кармолино 5.Осеево 6.Обухово 7.Авдотьино 8.Богослово 9.Анициферово 10.Куровское 11.Казанское 12.Соколово

 

Наиболее крупные курганные группы в Щёлковском районе: Анискино – не менее 140 курганов, Громково – 39, Каблуково – 55, Кармолино – не менее 56, Осеево – 152. В Ногинском районе: Обухово – 30, Авдотьино – 22, Богослово – 30, Вишняково – 36, Соколово – около 100. Орехово-Зуеский район: Анциферово – 81, Воинова гора – 30, Куровское – 48. Павлово-Посадский район: Казанское – около 100.

Естественно, что наличие крупной курганной группы, тяготеющей к общинному центру, а также наличие древнего погоста свидетельствует в определённой мере о существовании транспортной коммуникации, которая может быть водной, сухопутной или смешанной.

На приведённой карте-схеме (рис.1), за подоснову которой взята часть Подмосковья в границах бывшего Богородского уезда, отмечены археологические памятники. В основном это курганные группы и общинные центры XI-XIII вв. и тяготеющие к ним погосты. Наибольшую концентрацию мы видим в направлении северо-восток, т.е. направление совпадающее со Стромынским и Хомутовским трактами. Также есть основания предполагать наличие сообщения по оси север-юг от района Гуслицкого Ильинского погоста через общинный центр Вохна и далее на север – общинный центр Жилино-Горки и Ильинских погост на Муравьищах. Данное направление совпадает с гипотетическим путём из Коломны в Переславль-Залесский через Вохну, о котором повествует летописное сообщение XIV в., подробнее о котором в соответствующем очерке.

Источники:

  1. В.В. Седов. Древнерусская народность. М., 1999. С. 158.
  2. А.А. Юшко. Московская земля IX-XIV веков. М., 1991. С. 28.
  3. А.А. Юшко. С. 43.
  4. В.Д. Огурцов. О топонимах Шувой, Гуслица, Вольная. //Альманах «Богородский край», Ногинск-Богордск. № 3. 2001. С. 51.
  5. С.Б. Веселовский. Подмосковье в древности. М., 2002. С. 27.
  6. Археологическая карта России. Московская область. ч. 1. М., 1994. С. 261.
  7. Археологическая карта России. Там же.
  8. С.Б. Веселовский. С. 29.
  9. М.М. Маковский. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996. С. 77.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.