«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

23 мая 2022 года

Богородские староверы

Обзор старообрядческого журнала «Церковь» за 2-й квартал 1913–го года

№14. 7-го апреля

Под рубрикой «Материалы по истории Рогожского кладбища» публикуется статья П. Власова, в которой приводится «Докладная записка Рогожского кладбища о своих религиозных нуждах, представленная правительству в феврале 1883 года», подписанная выборными кладбища, в числе которых Тимофей Саввич Морозов (старший), Иван Захарович Морозов. В Докладной, в частности, говорится: «… На Рогожском кладбище в Москве существуют два храма, которые были построены, во всем согласно с православными храмами, еще в царствование великой императрицы Екатерины II, и на этих-то храмах церковные главы с святыми крестами были допускаемы последовательно в продолжении пяти царствований. В силу каких же новых причин эти храмы должны теперь лишиться самых существенных признаков христианских сооружений? Распоряжение снять святые кресты с старообрядческих храмов было бы со стороны правительства равносильно признанию этих храмов за нехристианские сооружения, а нас, старообрядцев, за язычников…».

Далее говорится о том, что «обращение» жилых домов в старообрядческие моленные допускается при условии, чтобы «… внешний вид жилого здания не был ни в чем изменяем, независимо от строгого соблюдения правила, запрещающего иметь колокола, кресты и надверные иконы»…

В записке констатируется «грустное положение», в котором находится «самое существенное для нас дело о распечатании наших алтарей» и далее: «… Мы осмеливаемся ходатайствовать о дозволении нам отправлять наше богослужении также свободно, как это разрешается всем живущим в России иноверцам, не исключая евреев и даже идолопоклонников». (С. 332-334).

В корреспонденции из деревни Селиваниха сообщается о том, что в зимнем храме во время литургии впервые «… исполняли пение учениками селивановской школы, во главе с учителем Петром Степановичем Пуговкиным».

№15. 14-го апреля

Сообщается об открытии с 15-ноября прошлого года старообрядческой школы грамоты. «… Учителя, помимо преподавания чтения и пения, наставляют учеников, как должно стоять в храме, молиться. В школе проходятся азбука, Часовник, Псалтырь и другие церковно-славянские книги». Школа открыта благодаря «… помощи известной благотворительны Феодосии Ермиловны Морозовой и благотворительного общества» (с. 366).

Старообрядческое училище в д. Дубровой Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии

Старообрядческое училище в д. Дубровой Запонорской волости Богородского уезда Московской губернии. 1) Священник о. Стефан Скоромнов. 2) Попечитель Ф.И.Журин. 3) Учитель А. К. Бакин. 4) Помощник учителя Т.А.Медведев (с. 367).

№16. 21-го апреля

Швецов К. «В Соловках». Ярославль-Архангельск-Соловки – интересное описание путешествия в русским древностям… Одно из наблюдений автора в Соловецком монастыре: «… Весь уклад монастырской жизни здесь сохранил еще следы той крепкой веры, которая здесь сохранилась от веков. И Это и полу-старообрядческое пение, старые иконы, у коих и благословляющая рука святительская не везде переделана, порядок на службе – выборное самоуправление, - все это остатки старой веры, древней Руси…» (с. 392).

Соловецкий монастырь, общий вид

Соловецкий монастырь, общий вид (с. 390).

№18. 5-го мая

Публикуется письмо А. И. Морозова «Среди раздорствующих»: «Раздор в пределах Запонорской волости погубил все население. Нет ни одной старообрядческой школы; знание устава упало. При отпевании раздорствующего иерея Козьмы так утомились певцы, тянувшие погребение, что просили даже не состоявшего с ними в единомыслии помочь им. Сам владыко Даниил дремал от утомления. Отпевание закончилось около десяти часов вечера…» (с. 445).

№19. 12-го мая

Приведем здесь небольшую выдержку из статьи В. Сенатова «Царь Михаил Феодорович и Церковь»: «… Дом Романовых, по прекращению рода царя Грозного, являлся самым важным кандидатом на основание новой царской династии. Боярин Никита Романов [дед Михаила Феодоровича Романова] был родным братом первой супруги Иоанна Грозного, царицы Анастасии Романовны, снискавшей к себе всеобщую народную любовь.

Как вотчинники – землевладельцы Романовы, пожалуй, не имели себе равных во всей России. В разных местах их владения тянулись на огромные пространства с богатыми селами, монастырями и даже целыми городами… к Романовым тянули и услужливать были им готовы князья Черкасские, Шестуновы, Репины, Карповы, Сицкие и другие…

Как Церковь помогла выбраться всей русской земле из чрезмерно тяжелых обстоятельств смутного времени, так она же содействовала и быстрому укреплению на царском престоле новоизбранному царю Михаилу Феодоровичу… Сама клятва – присяга, принесенная народом царю Михаилу Феодоровичу, имела именно этот церковный характер….» (с. 449-452).

№21. 26-го мая

Из заметки «Среди раздорников» узнаем, что среди «необщинников», последователей епископа Иова, а затем епископа Даниила гуслицкого, существовала группа последователей инока Завалова, которых и именовали «заваловцы». Эта группа прервала общение с епископом Даниилом, «который единствовал с зарегистрированным в общине епископом Мефодием куреневским». После смерти инока Завалова в «резиденции» епископа Даниила – в деревне Давыдовой Богородского уезда, должен был бы состояться «специальный собор» для разрешения разногласий в этой среде. Однако, собор не состоялся…(с. 517).

В заметке «Народная песнь» приводится текст письма А. И. Морозова в адрес богородского училищного совета, в котором Арсений Иванович отмечает, что хотя в народных школах и изучается церковное пение, «духовной народной песне, именуемой «псалмами», внимание не уделяется… И предложил «… сделать почин среди фабричных рабочих, ибо у них образовалось несколько певческих кружкой, почти около 500 поющих» (с. 517).

№22. 2-го июня

21-го мая закончился первый учебный год в московском старообрядческом институте. Директор института А. С. Рыбаков. Отметим, что его сын – Борис Александрович Рыбаков (1908 – 2001), советский и российский археолог, видный исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик РАН (1991). Среди институтских экзаменаторов выходцы из Богородского уезда священники Ф. М. Гусляков и П. Н. Никифоров. На молебне, посвященном этому событию, присутствовали члены совета института А. И. Морозов Т. С. Морозов-младший (с. 528).

Рыбаков А. С.

Рыбаков А. С. (с. 530)

№23. 9-го июня

Позволим себе небольшие выдержки из стать «Почему мы не видим Бога?»:

«… Господу угодно, чтобы Царствие Божие приобреталось нами большими трудами, с напряженным усилием (Матф. 11.12), ибо то только и ценится, что завоевано трудом и многими потами… Да и самое величие дара требуется сего, иначе к нему не будет должного уважения…

Мы не видим Господа несомненно в воспитательных целях. Это испытание Его уму, который должен смириться до детской простоты и доверчивости…

Мир страшно греховен, а потому и не может иметь прямого и непосредственного общения с бесконечно-святым Богом (Иоанна 16, 9-10). Христо лишь на малое время пришел, и то Его св. душа ежеминутно терзалась о нашем падении… Никто не видел улыбки на лице Господа, а только слезы…

В нашу природу вложено непреодолимое влечение к Богу. Поэтому мы напряженно ищем Его в природе и в собственном сердце, и этим наглядно свидетельствуем о своей искренней и устойчивой любви к Создателю…» (с.547-548).

В публикуемых из номера в номер «Материалов по истории Рогожского кладбища» приводятся главы «Устава или временных правил для церковного притча старообрядческого Рогожского кладбища», 1883-го года. В числе выборных Рогожского кладбища подписали Устав А. И. и Т. С. Морозовы. Нельзя не упомянуть и других хорошо известных нам знаменитых старообрядцев: Козьмы Солдатенкова, Павла Рябушинского, Сергея Балашева, Карпа и Николая Рахмановых, Конона Царского (С. 553-555).

А. И. Морозов в корреспонденции «Богородск» пишет: «В одной из никонианских церквей города Богородска введена новая формула исповеди: «Не гуляешь ли со старообрядцам»? Конечно, девицы смеются над этим, говоря старообрядцам: «Теперь грех нам с вами гулять: на исповеди спрашивают»…

№26. 30-е июня

Публикуется письмо Московского губернатора в адрес Совета общины старообрядцев в деревне Петрушиной Богородского уезда о том, что «Государь Император Всемилостивейше соизволил благодарить старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, в деревне Петрушиной… за вознесенные молитвы и выраженные чувства». Ответное благодарное письмо министру Императорского Двора подписали от имени общины Гурий и Петр Гавриловы.

Здесь же публикуется корреспонденция из деревни Петрушиной об освящении вновь построенного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Возглавил освящение архиепископ Иоанн.

Храм в д. Петрушиной Богородского уезда

Храм в д. Петрушиной Богородского уезда

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.