«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

24 ноября 2021 года

Социум

Воронцовы, Дурновы, Соколовы и Училище живописи, ваяния и зодчества МХО

Геннадий Ратников

В близких к нашему времени работах по истории Училища Живописи, Ваяния и Зодчества только в одной подробно упомянут, по версии искусствоведов советского периода, один из основателей этого училища Иван Трофимович Дурнов [1].

Отец Ивана Трофимовича Трофим Федорович в юности был крепостным крестьянином графа Артемия Ивановича Воронцова. Что предполагал граф Воронцов, отпуская на свободу своего крепостного, обладающего художественными способностями. Может думал о вечном и посчитал, что ему это доброе дело зачтется. Художественное общество России только выиграло. В 1809 г. Трофим Федорович Дурнов достиг звания Академика исторической живописи. Позднее основной период жизни в Москве семья Дурновых жила в доме племянника Артемия Ивановича, Михаила Семеновича Воронцова. При крещении своего сына Александра Сергей Львович Пушкин пригласил восприемником Артемия Ивановича.

В 1836 г. дочь Трофима Федоровича Марья Трофимовна запечатлела образ Александра Пушкина, т.к. ее брат Иван Трофимович весной того года часто встречался в обществе друзей с поэтом и К.П. Брюлловым.

История организованного кружка московских любителей живописи и ваяния начинается с 1830 г. Егор Иванович Маковский вспоминал, что преподавателей не было, учились друг у друга [2].

Егору Ивановичу Маковскому художнику-любителю, служившему в Оружейной палате, посоветовали брать уроки рисования у художника профессионала Александра Сергеевича Ястребилова, который давал уже уроки супруге Федора Яковлевича Скарятина Екатерине Петровне. Идея организации Натурного класса исходила от Ф.Я. Скарятина, который еще в Петербурге посещал такой класс. Скарятин эту идею донес до своего начальства, он служил адъютантом генерал-губернатора Москвы Дмитрия Владимировича Голицына. Голицын поддержали эту идею. Преподавателем был приглашен Алексей Степанович Добровольский, который позвал в помощь родного брата Василия Добровольского и своего товарища Ивана Трофимовича Дурнова. Дурнов преподавал рисунок в кремлевском Архитектурном училище, через него Львов и узнал о натурном классе. Попечитель Архитектурного училища в Кремле Дмитрий Михайлович Львов помог деньгами и взамен попросил своих лучших учеников привлечь к занятиям в классе. Вот что написано в рукописи Юрия Францевича Виппера о первом занятии в доме на Ильинке напротив ц. Николы Большой Крест. В этом доме снимал жилье сам Ястребилов. «Дворника Федора еле уговорили позировать. Когда готовились, как расположиться для рисования, неожиданно упала люстра. Эта очень тяжелая люстра оказалось плохо закреплена. Хорошо, что Федор не занял свое место. Все ощутили шок, но люстру водрузили на место и первый день Натурного класса состоялся.» [3].

В июле 1833 г. Голицыным был утвержден Московский Художественный класс на 4 года, такое название получил Натурный класс, позднее положение продлено было еще на 6 лет. В одном из положений документа говорилось: «…впоследствии служит основанием Московской Академии художеств, ежели успех увенчает их предприятие.» [4]. Так идея создания в Москве отделения Академии Художеств была прописана в официальном документе середины 1833г. Директорами были выбраны полковник Ф.Я. Скарятин, генерал-майор в отставке Михаил Федорович Орлов, полковник в отставке, ученый Александр Дмитриевич Чертков [5]. Помощником директоров назначили художника А.С. Добровольского, который сменил Ястребилова.

По результатам деятельности класса в конце 1833 г. прошла первая художественная выставка. На ней была представлена живопись Дурнова, акварели Добровольского и сепии Маковского.

Петр Михайлович Волконский министр Императорского Двора не стал утверждать положение о Московском Художественном классе у Императора Николая I, удовлетворившись одобрением Совета Академии Художеств. Интересно, что Московское Художественное Общество не было определено. Члены общества были подписчиками Художественного Класса.

4 сентября 1834 г. случился пожар в здании класса. Тогда Академия Художеств и Общество поощрения художников оказали помощь слепками, скульптурами, эстампами и картинами Московскому Художественному классу. Голицын на 3 года по 1 тыс. руб. в год жертвует деньгами классу. Граф Василий Алексеевич Бобринский пожертвовал на 3 года по 2 тыс. руб. в год. В 1835 г. в Италии следом за своей супругой скончался Федор Яковлевич Скарятин. Вместо него в состав дирекции вошел Алексей Степанович Хомяков [6].

Карл Павлович Брюллов, возвращаясь из Европы с южной стороны России, 25 декабря 1835 г. прибыл в Москву. Он провел 13 лет за рубежом в путешествиях по Европе. Сообщение о триумфе его картины «Последний день Помпеи» уже достигло пределов России. Карла Павловича москвичи встретили с большими почестями. В Москве он посетил своего товарища по учебе в Академии Художеств, Ивана Трофимовича Дурнова. Дурнов учился и окончил Академию Художеств в Петербурге вместе с К.П. Брюлловым. Карл Павлович пробыл в Москве до мая 1836 г. В Москве К.П. Брюллов встречался с А.С. Пушкиным в присутствии друзей. Тогда сестра И.Т. Дурнова Марья Трофимовна в замужестве Лавина изобразила поэта с натуры пером в миниатюрном портрете[7] (позднее утерян). Сама Марья Трофимовна имела звание назначенного в академики еще в 1820 г. [8] Звание академика она не достигла. Мне удалось собрать сведения о картинах К.П. Брюллова, изображавших родственниц Ивана Трофимовича. К.П. Брюллов в благодарность семье друга за оказанное гостеприимство написал два портрета Елизаветы Ивановны супруги И.Т. Дурнова, живописный (ГТГ) и в карандаше (до 1952г. ГТГ). Живописный портрет одной из сестер супруги, имя которой не было указано, но в 1888г. она еще здравствовала.[9] К.П. Брюллов подарил семье еще четыре акварельных портрета родственниц Дурнова (работы утеряны), карандашный портрет самого Ивана Трофимовича (ГТГ) и его живописный портрет (Галерея изобразительного искусства Узбекистана). Иван Трофимович Дурнов при позировании К.П. Брюлловым скульптору Ивану Петровичу Витали (Джовани Витали) смог написать его портрет (ГТГ). Сохранилась еще одна работа И.Т. Дурнова, запечатлевшая образ К.П. Брюллова (ГТГ). Николай Георгиевич Машковцев в своей работе о К.П. Брюллове, вышедшей в 1952г., указал девичью фамилию Елизаветы Ивановны. Постараюсь рассказать о семье Соколовых, используя эту возможность.

Дворовый графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской Иван Прохоров Соколов в 1813 году получил свободу[10] за успешное выполнение ее поручения: сберечь и обеспечить в Москве охрану 50-ти ее дворовых, которые остались при нашествии Наполеона. Сама графиня при появлении неприятеля убыла в Нижний Новгород. Уроженец села Остров Подольской округи вотчины Орловых к моменту свободы уже вдовец. Он сразу женится на московской вечноцеховой Екатерине Ивановой. Вступает в Драгунский эскадрон Московской полиции в звании унтер- офицера. Позднее служит городовым в Серпуховской части Москвы. Обер-полицмейстер генерал-майор Александр Сергеевич Шульгин решил в каждую часть полиции посадить письмоводителя. Соколова переводят в губернские регистраторы Мясницкой части на должность письмоводителя, т.к. Соколов достаточно грамотный человек и уже в возрасте, он достиг 46 лет. Но возникает конфликт: Соколов не является на место своей новой службы, по его мнению, из-за болезни, и подает рапорт об уходе в отставку.[11] На что Шульгин вместо формулярного списка возвращает Соколову в декабре 1816г. его отпускную грамоту для дальнейшего выбора рода деятельности. У Соколова на этот момент жена и две дочери. Он решает вступить в московское купечество. Заявление написано в мае 1817г.[12], но 8 месяцев длится процесс вступления Соколовых в московское купечество. Он вынужден доказывать изменение своего семейного положения.[13] Еще в 1816г. Соколов строит на купленной земле за 200 руб. ассигнациями рядом с Девятинской церквью на Пресне каменные и деревянные строения.[14] Екатерина Ивановна выигрывает конкурс на угловой дом №1 на Петровском бул. на Трубе в 1 квартале Тверской части с участком, садом и двумя прудами. Дом был выставлен на продажу по вексельным долгам прежнего владельца статского советника Ивана Ильича Огарева. Екатерина Ивановна заплатила по конкурсу 6600 руб. серебром и погасила земельный долг прежнего владельца 1245 руб. серебром.[15] Дом на Пресне снимал герой Отечественной войны на то время действительный статский советник и кавалер Павел Петрович Зубов. В доме на Петровском бул. появляется полковник Павел Венедиктович Кругликов с семьей, сестрой супруги и челядью. Эти три одиозные персоны широко представлены в интернете. Перед подачей заявления на вступление в московское купечество Соколов продает домовладение на Пресне статскому советнику Шлыкову. В угловом доме открываются две портерные лавки Соколова и брата Екатерины Ивановны Василия Виноградова.[16] Екатерина Ивановна затеяла строительство на месте конюшен каменных бань, дворянских и общественных. Это обстоятельство не понравилось актеру императорских театров Силе Николаевичу Сандунову. Появилась конкуренция его бизнесу, Сандуновские бани находились в 54 саженей от владений Екатерины Ивановны Соколовой.[17] Обстоятельства дела позволили узнать подробности о семье Соколовых, мной уже выше показанных. Поддержка графини Орловой-Чесменской помогла решить проблему Соколовых по строительству бань[18], которое завершились к 1822г. Генерал-губернатор Москвы обязал владельцев частных бань, купчиху Соколову и Сандунова ежегодно оплачивать ремонт и обслуживание фонтана на Трубной площади в размере 500 руб. серебром с каждого владельца. Супруга И.Т. Дурнова, изображенная К.П. Брюлловым, Елизавета родилась 14 декабря 1816г., крещена 20 декабря в ц. Григория Богослова, что на Большой Дмитровке. Восприемниками были московский купец 2-й гил. Иван Степанов Власов и жена титулярного советника Екатерина Петрова Гамен.[19] Ее супруг Петр Егоров Гамен свидетельствовал в интересах Соколова при его вступлении в купечество. На Портрете работы И.Т. Дурнова Наталья Ивановна Дурнова, которая никогда не была носителем этой фамилии, она Соколова, старшая сестра Елизаветы. Наталья родилась 15 ноября 1815г., крещена 20 дня в ц. Казанской Божьей Матери. Восприемниками были приглашены графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и ее сводный брат генерал Александр Алексеевич Чесменский.[20] Кто из младших сестер хранил свой портрет работы К.П. Брюллова в 1888г. это или Софья[21] или Елена.[22] Елена с 22 мая 1842г. в браке с Амброзием Греппи, австрийским поданным.[23] Софья с 1845г. супруга коллежского асессора Павла Константиновича Бахчеева вплоть до его смерти в 1860г.[24] В статье о К.П. Брюллове Э.Н. Ацаркиной узнаем, что портрет находится в художественном музее Ташкента, ныне Галерея изобразительного искусства Узбекистана.[25] На нем изображена Софья Ивановна Соколова (Бахчеева).

Материальное положение Московского Художественного класса в период 1836-37 ухудшилось, т.к. росло количество учеников и надо было наращивать число подписчиков для увеличения денежных средств. Преподаватели служили или за половину зарплаты, или даже даром. К 1840-м годам кризис повторился.

Попечители Московского Художественного общества старались компенсировать материальные трудности преподавателей и, как видим, ходатайствовали о званиях академиков для них, о правительственных наградах. Только 1 октября 1843 г. был утвержден устав Московского Художественного Общества, куда входит Училище Живописи и Ваяния, бывший Художественный класс. Члены Совета, учителя и письмоводитель стали числиться на действительной государственной службе. В 1844 г. была оформлена купчая на дом Юшкова, который Черткову был знаком, с 1840 г. там снималось помещение для класса.

Во время трудностей класса А.С. Добровольский пожелал организовать картинную галерею. Он единственный из преподавателей потребовал восполнить потери в зарплате и компенсировать ее имуществом Художественного класса: картинами, слепками и скульптурами. С посещением Москвы К.П. Брюллова в 1836 г. появилась идея создания местной картинной галереи и он готов был свои картины подарить галереи. Добровольский предполагал при галереи организовать школу для обучения художествам. Им задумано полезное предприятие, но организация галереи и выставок предполагались в будущих планах Художественного класса, когда позволят средства и когда упрочится его положение. Но А.С. Добровольский получил поддержку в верхах. Отношение Орлова и Черткова к Алексею Добровольского ухудшилось. Он практически задумал подчинить своему предприятию Художественный класс и его собственность, а финансовая составляющая проекта вскрыла алчность и некомпетентность А. С. Добровольского. Художественный класс существовал на 30 подписчиках 1833 г., к 1843 г. выросло до 70 подписчиков., а Добровольский рассчитывал довести их число до 200-300 членов, и получать ежегодную помощь от правительства 15 тыс. рублей. С 1843 г. МХО было выделено только 6 тыс. руб. ежегодно. Черткову удалось переубедить начальство. Вот только часть его аргументов: у Добровольского нет коммерческой жилки и нет собственных средств. Разорение художественного класса не случилось. Появились доносы А.С. Добровольского на своего брата, когда Василия Степановича назначили директором по хозяйственной части, вместо Алексея Добровольского.[26] 25 апреля 1843 г. А.С. Добровольского наградили орденом Св. Станислава 3 ст., от Императора получен перстень с бриллиантами. В доносе на своего товарища И.Т. Дурнова мы узнаем для нас интересный факт, в классе у Ивана Трофимовича обучается его шурин, имя не названо. Это единственный брат сестер Соколовых Николай.[27] 22 апреля 1844г. скончался А.С. Добровольский. Дело до орденов у И.Т. Дурнова не дошло, но перстень с бриллиантами им получен.

Брат Ивана Трофимовича Александр Трофимович Дурнов, академик архитектуры определен учителем архитектуры и орнаментов в Училище Живописи и Ваяния. По положению класса 1833г. и 1843г. предмет архитектуры исключен из учебного процесса.[28] Училище Архитектуры в Кремле только в 1865г. влилось в данное училище с изменением названия Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Роль преподавателя архитектуры номинальная и сводилась, видимо, к знакомству со зданиями и их изображениями. Он дважды подавал свои проекты на звание профессора в Спб. Академию Художеств. В 1852г. он покинул место преподавателя и занялся частной практикой.

Раз И.Т. Дурнов изображал своих родственников, то предполагаю, что в работе Портрет Неизвестного (ГТГ) представлен родной брат его Петр Трофимович Дурнов. Персона молодого человека в партикулярном платье, курящего трубку с длинным мундштуком. П.Т. Дурнов в 1826 г. окончил Московский университет и остался при кафедре. Но серьезные претензии Императора Николая I к университету, изменили его планы, и он ушел по прошению на статскую службу. Титулярный советник П.Т. Дурнов скончался от чахотки 27 марта 1844 г.[29]

Из трех внуков И.Т. Дурнова, окончивших УЖВиЗ, только Модест Александрович Дурнов смог блестяще воплотить свои наследственные возможности талантливых предков. Окончив оба отделения училища, он стал и поэтом, и художником, и архитектором, построившим московскую университетскую клинику в паре с Б.К. Быковским, Кустарный музей в Леонтьевском пер., особняк и театр Шарля Омона, вокзал в Муроме и торговые ряды в Томске. Сотрудничал с поэтическим альманахом «Гриф», участвовал в журналах «Золотое руно», «Перевал». Читал лекции. Состоялась стихотворная публикация в сборнике «Книга раздумий» (СПб., 1899, совместно с В. Брюсовым и К. Бальмонтом). Член «Союза русских художников» (1903–1923). В начале XX века был знаменит, прежде всего, как известный московский денди, эстет, приверженец декадентства. Воплощенная идея Модеста Дурнова в эпохальной картине «XIX век» была подхвачена в 1978г. Ильей Глазуновым в его картине «Мистерия XX века». Так с легкой руки Артемия Ивановича Воронцова вошли в историю русского искусства архитекторы и художники Дурновы.

[1] Фролова М.М. «Александр Дмитриевич Чертков (1789-1858) / Изд. Главархива Москвы ОАО «Московские учебники». М. 2007. С.373-409

[2] Виппер Ю.Ф. Егор Иванович Маковский, почетный член Московского художественного общества: Биогр. очерк: С фот. портр., снятым с портр. исполн. В.Е. Маковским. Москва: тип. В.Д. Дмитриева, 1883, С.10

[3] ГТГ ОР 4/89 Ю.Ф. Виппер «История УЖВиЗ», рукопись, Л.5

[4] ЦИАМ Ф.16, Оп.10, Д.18. Л.3об.

[5] ЦИАМ Ф.16, Оп.10, Д.18. Л.1об.

[6] ЦИАМ Ф.16, Оп.11, Д.4. Л.60об.

[7] РГАЛИ Ф.2191, Оп.1, Хр.183: Архив Поливанова, Л.34,40;

Пушкинская выставка / ж. «Свет и тени» №23, 1880. С.98

[8] Торжественные публичные собрания и отчеты императорской академии художеств (1817-1859)/

Спб. 2015, С.26,33

[9] ГТГ ОР 1/1373: 1888г. Письмо В.И. Дурнова П.М. Третьякову, Л.1,2

[10] ЦИАМ Ф.51, Оп.2, Д.230. Л.51

[11] ЦИАМ Ф.32, Оп.9, Д.2641. Л.3

[12] ЦИАМ Ф.2, Оп.1, Д.510. Л.1,2

[13] ЦИАМ Ф.32, Оп.9, Д.2641. Л.1-14

[14] ЦИАМ Ф.32, Оп.9, Д.3239. Л.1

[15] ЦИАМ Ф.32, Оп.9, Д.1712. Л.1

[16] ЦИАМ Ф.105, Оп.4, Д.1938. Л.4об., 21

[17] ЦИАМ Ф.54, Оп.175, Д.168. Л.4

[18] ЦИАМ Ф.54, Оп.175, Д.168. Л.11,11об.

[19] ЦИАМ Ф.2124, Оп.1, 1845. Л.119об.

[20] ЦИАМ Ф.203, Оп.745, Д.196, Л.40об.,41

[21] ЦИАМ Ф.2124, Оп.1, Д.1846. Л.20

[22] ЦИАМ Ф.2124, Оп.1, Д.1846. Л.4

[23] ЦИАМ Ф.203, Оп.745, Д.369. Л.402об.-403

[24] ЦИАМ Ф.203, Оп.747, Д.1819. Л.639

[25] Ацаркина Э.Н. «К.П. Брюллов» / История русского искусства. Т.VIII кн. вторая, изд. Наука М., 1964, С. 81

[26] ЦИАМ Ф.16, Оп.12, Д.651. Л.46

[27] ЦИАМ Ф. 2124, Оп.1, Д.1846. Л.29об.

[28] ЦИАМ Ф.16, Оп.10, Д.18. Л.3,4

[29] ЦИАМ Ф.203, Оп.745, Д.396. Л.369об.-370


На анонсе современное здание бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества МХО

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.