Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
27 августа 2020 года

У истоков создания Павловопосадской детской музыкальной школы

Ольга Карташёва

Несколько месяцев назад случайно наткнулась на газетную статью 1936 года о встречах с Павловопосадской музыкальной детворой, написанной Д.Р.Рогаль-Левицким. Я стала выяснять обстоятельства, связанные с написанием этой статьи. В ходе поисков познакомились с очень интересными людьми, которые помогли раскрыть любопытную страничку прошлого нашего города. И вот что из этого получилось.

Конец января 1936 года. Московский комитет партии поручил Союзу Советских композиторов направить в Павлово-Посадский район двух замечательных композиторов и педагогов Д.Р.Рогаль-Левицкого и С.А.Бугославского для выявления музыкально одаренных детей.

О том, что в Павловском Посаде нет музыкальной школы Дмитрий Романович знает от своей супруги-– Тамары Николаевны (в девичестве Головковой). Она родилась в нашем городе в 1910 году. Желая посвятить себя музыке, она была вынуждена ездить на занятия в Москву. Затем она поступила в Гнесинское училище, где училась по классу фортепиано у знаменитого педагога В.Р.Шора.

И вот 2 февраля 1936 года на заседании Павлово-Посадского райкома партии Рогаль-Левицкий и Бугословский выдвигают предложение о создании в городе музыкальной школы.

На следующий день состоялась встреча композиторов с нашей детворой. Дети поразили "московских дядей" своей непосредственностью и искренним интересом к музыке. Задавались вопросы о музыкальных инструментах, музыкальных новинках, пособиях. На улице после встречи дети живо интересовались, когда же в Павловском Посаде будет своя музыкальная школа.

Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий

Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий

С. А. Бугославский

С. А. Бугославский

В следующий свой приезд в марте 1936 года Рогаль-Левицкий и С.А.Бугославский в первый день проводят прослушивание трехсот детей в одной из комнат Павлово-Покровского клуба. Ребята от 10 до 14 лет терпеливо ждут своей очереди.В ходе прослушиваний выясняется, что многие из ребят очень талантливы.

Дмитрий Романович пишет статьи в газете «Ударник» и в журнале «Советская музыка» о встрече с одаренной детворой. Обращается в Союз композиторов с просьбой о помощи в решении вопроса о с создании музыкальной школы в Павловском Посаде. Однако, не смотря на усилия, по какой-то непонятной причине местные аппаратчики не поддержали идею. И в результате открытие музыкальной школы состоялось только в 1950 году.

Видя такое положение дел, Рогаль-Левицкий приезжает в Павловский Посад для занятий с ребятами в свое свободное время. Ему очень нравится город, здесь он работает над оркестровкой балета "Тарас Бульба", ведёт обширную переписку с композиторами. В архивах Российского национального музея музыки сохранились письма, отправленные им из нашего города в феврале 1941 года.

В начале войны семья Рогаль-Левицкого находится в Павловском Посаде.

Как и все павловопосадцы в годы войны, они терпели голод, холод, лишения. Чтобы облегчить жизнь семьи Дмитрий Романович соглашается на предложение Кировского театра сделать оркестровку оперы начинающего композитора Коваля «Емельян Пугачев». Для этого ему пришлось уехать в мае 1942 года в Пермь, куда был эвакуирован театр им.Кирова. Работа шла тяжело, Дмитрий Романович фактически полностью переписывает бездарную партитуру Коваля. Но успех и лавры достались изворотливому молодому композитору, а имя Рогаль-Левицкого даже не было упомянуто. Домой он вернулся совершенно разочарованным лишь в апреле 1943 года. Вскоре ему снова приходится уехать от семьи, чтобы работать в консерватори и Гнесинке. В это время он делает оркестровки Интернационала, Государственных гимнов СССР, Союзных республик, Франции, Польши, Турции, оперы "Запорожец за Дунаем.

Тамара Николаевна Рогаль-Левицкая

Тамара Николаевна Рогаль-Левицкая

Тамара Николаевна, оставшись с двумя дочерьми в Павловском Посаде, работала в Старопавловском детском саду музыкальным работником. Она была очень добрым, чутким человеком. Маленькие воспитанники полюбили и навсегда запомнили ее. Тамара Николаевна готовила с ребятами концерты для раненых бойцов, которые лечились в наших госпиталях. Вот как об этом вспоминает Л.К.Смирнова (записано В. В.Масловой) спустя многие годы:

"Репертуар выступлений помню и сейчас. Детский он был, конечно. Шутливый и весёлый, он нам самим очень нравился, и это была заслуга музыкального работника Тамары Николаевны Рогаль-Левицкой. Мы её очень любили. Жила она в коммунальном доме на улице Кирова за кожным диспансером, к которому был потом пристроен молочный магазин. У неё две дочери. Интеллигентная, красивая, высокая, стройная, кудрявая.

Она много с нами занималась, готовила утренники и выступления. Знакомила с классикой. Мы шагали под «Турецкий марш» Вольфанга Амадея Моцарта. Делали спортивные фигуры – пирамиды. Плясали. Играли на доступных ударных музыкальных инструментах. На металлическом музыкальном треугольнике, на колокольчиках, кастаньетах, трещотках, бубнах. У нас был целый оркестр. Всему нас музыкальный работник научила. Пели солдатам хором свои любимые детские песенки. Одна про трусливого медведя, как весёлая сказка".

В моем личном разговоре с Л.К.Смирновой ею было высказано предположение о том, что Рогаль-Левицкие эвакуировались из блокадного Ленинграда. Тогда мы ещё не знали, что Тамара Николаевна наша землячка.

Позже выяснилось, что Тамара Николаевна работала ещё и учителем музыки во второй школе. Об этом мне сообщила О.Г.Данилова после первой публикации о Дмитрие Романовиче. Она же любезно предоставила фотографию 1947 года. На ней мы видим Т.Н.Рогаль-Левицкую, учителя начальных классов Разумову и учеников 2 класса. О.Г.Данилова рассказала, что ребята очень любили Тамару Николаевну за ее доброе сердце, необыкновенно интересные уроки. Многие ребята благодаря Тамаре Николаевне заинтересовались музыкой и позднее, когда в городе появится музыкальная школа, начнут в ней постигать азы музыкальной грамотности.

Ученики школы №2 1947 г

В 1947 году Рогаль-Левицкая с дочерьми уезжает в Москву, ученики провожали их. Долго ребята горевали об отъезде любимого педагога.

После войны Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий преподает инструментовку в Московской государственной консерватории. Среди его учеников А.И.Хачатурян, Т Н.Хренников, Р.К.Щедрин, А.Я.Эшпай, А.Г.Арутюнян, А.А.Бабаджанян, И.А.Барсова, Е.Голубев, Г.Киркор, Э.М.Мирзоян, А.Спадавеккиа, С.Разорёнов. Тамара Николаевна преподает по приглашению Е.Ф.Гнесиной в Гнесинском музыкальном училище. В 1960-1975 г. она возглавляет Школу-семилетку имени Гнесиных. Заслуженный педагог РСФСР, Т.Н.Рогаль-Левицкая дала путевку в жизнь многим молодым талантливым музыкантам.

Дочь Рогаль-Левицких, Нина Дмитриевна, продолжила музыкальную династию. Много лет она преподавала по классу фортепиано в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Много талантливых учеников вырастила она. Один из них, Сергей Нестеров, помог мне связаться с Ниной Дмитриевной . Она выслала фото своей мамы, Тамары Николаевны.

Нина Дмитриевна с большой теплотой вспоминает Павловский Посад, в котором прошли 11 лет ее жизни. Она родилась в 1936 году, семья жила на улице Кирова, в доме 77 (дом Бутаевых не сохранился, сейчас на этом месте жилой дом с "Пятерочкой"). Нина Дмитриевна вспоминает суровые военные годы: помнит выступление В. М. Молотова по радио 22 июня 1941 года, помнит, как вместе с мамой, бабушкой и соседями копали в садике возле дома "бомбоубежище", как прятались, взяв с собой игрушки, в подвале детского сада при авианалете. С подругой детства Надеждой Романовой поддерживают связь до сих пор.

Нина Дмитриевна просила передать нашей музыкальной школе свои поздравления с юбилеем. Она желает педагогам воспитать много талантливых учеников, которыми будет гордиться город.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы