«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

14 декабря 2020 года

Воспоминания, дневники Павловский Посад

Сергей Киселёв – фотограф и руководитель первой детской киностудии на «Париже»

В.Маслова

Эта информация всплыла для меня из соцсети интернета. Оказывается, когда-то в забытом далеком – несколько десятилетий назад – в Павловском Посаде в популярном Павлово-Покровском клубе именно Сергей Киселёв вёл фото-киностудию для детей, и сделал с ними важное дело, снимая события города. С каким интересом они теперь смотрятся!

Сергей Иванович Киселёв, 1950-е гг

Сергей Иванович Киселёв, 1950-е гг

Сергей Иванович из наших Больших домов. Из очень доброй  семьи Колтиных, в которую вошёл зятем после возвращения с фронта. Он  стал мужем милой красавицы Антонины.

Колтины и Киселёвы поначалу жили большой дружной семьёй на первом этаже в первой квартире девяносто первого дома (сейчас там какое-то учреждение). Потом Киселёвы переехали в частный дом в район Филимоново. Видится стали реже. Связь потерялась. Но в памяти они всегда были друзьями.

Супруги Киселёвы

Супруги Киселевы

Большедомовские друзья в гостях у отца и сына Киселёвых в их новом частном доме. 1963-64 год

Большедомовские друзья в гостях у отца и сына Киселёвых в их новом частном доме. Фотограф, руководитель детской фото- киностудии Павлово-Покровского клуба Сергей Иванович Киселёв на снимке второй слева. 1963-64 год. Архив Людмилы Константиновны Смирновой (Евдокимовой)

Известно мне было, что Сергей Иванович Киселев ранее руководил кружком в Доме пионеров на Павловской. Нет, я не училась у него волшебству фотографирования, была ещё очень мала. Но общалась с ним, как с отцом Славки Киселёва, мальчишки из нашего двора, близкого друга Вовки Евдокимова. Вовка вообще сосед напротив, у него две сестренки. Вот и собирались иногда дошкольной компанией. Мы игрушки свои, девичьи перебирали, мальчишки вели бои оловянными солдатиками. Ещё у Евдокимовых привлекала интерес охотничья собака Тайга, любимица и детей, и взрослых.

Оба мальчика, Слава и Вова, старше нас. Знаменательно, что и отцы их, фронтовики, тоже дружили меж собой и поддерживали со всеми фронтовое мужское братство. Оглядываясь назад, понимаю, что именно из числа этих мужчин, повидавших в лицо ужасы войны, были у нас первые фотографы: Николай Гавышев, Александр Певцов, Борис Сидорин и вот Сергей Киселев. В объектив купленных и осваиваемых ими фотоаппаратов попадали дорогие мирные сцены и дети.

Конечно же, и отец Киселёв фотографировал сына Славку, а при оказии и всю его компанию из нашего дома...  

Архив Борзовых, 1949-1950 г

 

Архив Борзовых, 1949-1950 г

Вон целая фотосессия катания с горки теперь собралась у меня в руках. Удивительно приятно смотреть на эти снимки. Невысокая горка во дворе – летняя цветочная клумба. Для малышей как раз. У Славки санки, за которыми увязались и Вовка Евдокимов, и девчонки Борзовы. А у Вовки Смелкова санки – стульчиком, с бахромой. Помню-помню такие. Едет на них, коль везут, как на троне. За такие цеплять санный поезд удобно. А с горки лучше съезжать на санках без спинки: ниже падать в случае чего. И вдвоем, втроем скатиться можно. Прямо чувствую атмосферу того детства! Так хорошо сохранилась она на снимках дяди Серёжи.

Есть фотографии праздничного выезда семей Киселёвых и Певцовых на главную выставку столицы ­ на ВСХВ (ВДНХ).

Поездка семей Киселёвых и Певцовых на выставку в Москву. Мальчик – Слава Киселев Середина 1950-х гг. Архив Людмилы Певцовой

Есть снимок группки девчонок, пасущих на травке во дворе коровку из папье-маше.

Во дворе на травке дети, куры и… коровка из папье-маше. Слева направо: Лена Гавышева, Люда и Света Новиковы, Люда Певцова. На лавочке: в платочке – Анисья Никишина, рядом Мария Фёдоровна Певцова (1918 – 1996). Снимок С. Киселёва, 1954 г.

Замечательные фотографии! Выставила я их в интернете. Пусть живут.

Оказалось, в добрый час. На имя фотографа откликнулся ученик Сергея Ивановича Киселёва. Это Роман Гуляков. Вон как! Не ведала я раньше, что фотографирование для дяди Серёжи не просто любимое занятие, а стало профессией. Впрочем, что мы, дети, знали о работе взрослых наверняка?!

Хотя, конечно, какая-то информация была очевидной. Например, что работал дядя Серёжа поначалу в доме отдыха, предположительно, массовиком-затейником. В каждый новый приезд отдыхающих, замечали соседи, он проводил для них экскурсию по городу: вёл группу людей мимо девяносто первого дома в сторону парка и площади. Непросто было определиться в мирной жизни молодым мужчинам, чьим место учёбы была война.

В какой-то момент Сергей Иванович работал с детьми на Старопавловском стадионе, ставил номера сценической акробатики (пирамиды), с которыми они выступали на мероприятиях.

У детей  друзей: тренера Старопавловки Юрия Семёновича Борзова и Александра Певцова, работника торговли, и хранятся фотографии от дяди Серёжи.

Жаль, что мало пока в обозримом пространстве снимков авторства Сергея Ивановича Кисёлева. Хочется верить, что их коллекция не меньше, чем у других известных фотографов города. Но даже если её не удастся собрать, он сделал огромной важности дело для истории – одним из первых овладел искусством киносьёмки и научил этому ребят из фото-киностудии. Под его руководством они оставили горожанам неповторимые кинокадры из жизни родного Павловского Посада.

Как это было, рассказывает Роман Гуляков:

– Очень обрадовался, когда увидел в интернете под подборкой зимних снимков детворы дома 91 по улице Кирова фамилию своего учителя. Снимал Сергей Киселёв! Столько воспоминаний! Знал его как руководителя фотокружка на Павлово-Покровке. Он учил фотоделу павловопосадских ребят в течение длительного времени. Слышал, ранее работал в Доме пионеров на Павловской, но на Павлово-Покровке появились новые возможности. В фабричном Доме культуры была шикарная, хорошо оснащённая фото-, и даже кинолаборатория! Работать в ней было престижно.

Я в кружке у Сергея Ивановича Киселёва занимался с 1974 г. по 1980 г. Вспомнил, что любимый фотоаппарат у него был «Киев». Мы не просто изучали фотомастерство и искусство фотографии, мы делали снимки с событий. С руководителем ходили по всем значимым городским мероприятиям, снимали фотоаппаратом и, что особенно ценно, – кинокамерой. Фотографов тогда стало уже много, а кино снимали единицы. У учителя был москвич, «горбатенький» такой, мы на нём всегда ездили, чтобы поспевать, где надо. Кстати, магазинные проявитель и закрепитель фотостудией не приобретались. Всё готовили сами, взвешивая химические составляющие на весах.

За период, в который я занимался, через кружок прошло порядка 50 человек. Некоторые стали профессиональными фотографами. Например, Валерий Красиков долгое время работал в «Фотографии» в «Алёнушке», а впоследствии открыл свой салон в г. Электрогорске. Запомнились мероприятия, посвящённые 30-летию Победы, концерт певицы Екатерины Шавриной перед передовиками производства Павлово-Покровской фабрики, концерт Льва Лещенко на стадионе «Юность», которые мы снимали на киноплёнку. Потом это показывали на собраниях, конференциях, праздниках, проводимых в ДК.

Сколько было отснято фотоплёнок! И километры киноплёнок! Всё хранилось в ДК Павлово-Покровский. Слышал, плёнки перед ремонтом здания, когда крыша текла, были испорчены водой. Я помню, что даже мы, когда в фотокружке занимались, тазики ставили: с потолка вода капала. Это в те годы. Представляю, что было потом. Как же я рад был обнаружить, что пропало не всё! Плёнки попали в руки энтузиаста павловопосадца Константина Антропова. Он сумел оцифровать их, перевести в современный вид и продлить жизнь кинохронике, часть кадров которой была отснята нами, кружковцами, под руководством замечательного человека – Сергея Ивановича Киселева. Светлая память!

У меня тоже был очень хороший личный архив негативов, но всё сгорело в сарае. Кто же тогда мог предположить, что это сейчас будет так дорого и ценно… Ценность ведь не только деньгами измеряется.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.