Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
19 февраля 2020 года

«Я собираю только необычное и уникальное. Остальное соберут без меня»

«Реставрационная мастерская Евгения Шаманского» занимается возвращением к жизни советских автомобилей. 

Колёса, гусеницы, лыжи – конструкция ЗИС-33, сочетающая в себе сразу три способа передвижения, поистине уникальна и даже удивительна. Из 4539 выпущенных машин до наших дней дожила лишь одна и она – перед вами!

 

Коллекция его автомобилей всегда привлекает внимание на выставках. Во-первых высочайшим уровнем и качеством реставрации, а во-вторых тем, что они являются частицей истории нашей страны. Евгений Шаманский начал коллекционировать старинные советские машины много лет назад, и сегодня в его частном собрании насчитывается уже более полустотни единиц техники. 

Евгений Шаманский за рулём пожарной «полуторки»

«Я начинал с покупки обычного „козлика” ГАЗ-69, потом у меня появился грузовик ГАЗ-51. Не знаю почему, но мне с детства хотелось грузовик, а 51-й мне нравится больше всего. Вообще же с моей точки зрения из всех советских автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-21 – самые красивые. „Двадцать первая” у меня тоже есть, причём из первой серии „со звездой”. Недавно ездил на ней в ресторан, так парковщик удивился: „Неужели их до сих пор выпускают!”»

  ГАЗ-21 «Волга» (1956). Первый выпуск получил неофициальное обозначение «со звездой» – по самому заметному элементу экстерьера. Существует легенда, что звезда появилась после того, как прототип на просмотре в Кремле не понравился маршалу Жукову, поэтому «Волге» решили придать более «маршальский» облик за счет добавления звезды.

С-65 «Сталинец» почти 70 лет ждал своего спасителя на дне глубокого карельского болота.

Автоцистерна на шасси ГАЗ-АА. Большая часть пожарных команд в 20-30-е годы находилась в подчинении НКВД, но у некоторых предприятий были собственные пожарные подразделения. Нижегородский завод «Красная Этна», выпускавший крепеж для автомобильных заводов, также располагал своей внутризаводской пожарной командой, в которую входила и эта цистерна на шасси грузовика ГАЗ-АА 1935 года выпуска.

 

Сейчас в планах известного коллекционера и реставратора строительство музея техники, в котором будут не только автомобили, но и мотоциклы, и велосипеды. Он продолжает искать со всей России редкие экземпляры, произведенные когда-то отечественным автопромом, а ныне пребывающие в забвении.

«Я и коллекционер и реставратор в одном лице – говорит Евгений Шаманский – Реставрацией я занялся „поневоле”, так как в те времена, когда я начинал, ещё не было профессионалов в этой области и поэтому мне пришлось начинать это дело практически с нуля».

Почти все найденные олдтаймеры находятся в далеко не лучшем состоянии, и специально для их воссоздания Шаманский собрал коллектив мастеров и организовал реставрационную мастерскую, из ворот которой уже вышли десятки уникальных автомобилей. Ещё несколько десятков советских  раритетов ждет «второй жизни» в специальном хранилище.

22 сентября 1938 года образец пикапа на основе ГАЗ-М1 был отмечен лично И.В. Сталиным, заявившим: «Это незаменимая машина для наших колхозов!» Вы можете видеть все стадии возрождения уникального, очень редкого автомобиля. Просмотр фотографий займёт от силы минуту, на реставрацию уходят годы.

Деревянный «Москвич» по прозвищу Буратино тоже дождался своего «папы Карло».

Работы «Рестраврационных мастерских Евгения Шаманского» часто можно видеть на выставках ретроавтомобилей в Сокольниках. Это и первый советский массовый автомобиль ГАЗ-А, и внутризаводская пожарная цистерна завода «Красная Этна» на шасси «полуторки» ГАЗ-АА, и сама «полуторка» военных лет – ГАЗ-ММ, и легендарная «трехтонка» ЗИС-5 из довоенной серии с округлыми крыльями и металлической кабиной, и даже фантастически редкая пожарная линейка на шасси АМО-3, и трактор «Сталинец», собственноручно поднятый из трясины, и пикап ГАЗ-415 1940 года выпуска – «грузовичок» на базе «эмки». Фирменный стиль Шаманского – показать экспонат сначала в виде «живописных руин», затем через год – в процессе незавершённой реставрации и, наконец, на следующей выставке – блистательным произведением, будто только что сошедшим с конвейера.

Автонасос на шасси АМО-4. Сейчас трудно представить, что на Миусской площади, расположенной почти в  центре Москвы, когда-то существовал Миусский завод пожарных машин, производивший пожарную технику. ПМЗ-1 – первая модель этого завода, выпущенная в 1934 году. Пожарная линейка была рассчитана на 12 человек, оснащалась центробежным насосом и баком на 360 литров воды, необходимой для тушения пожара.

 

С 6 по 9 марта в КВЦ Сокольники состоится 29-я Олдтаймер-Галерея, посвящённая 75-летию Победы. На эту выставку Мастерская Шаманского выкатит целое созвездие уникальной техники: тягач «Комсомолец», «полуторку» ГАЗ-ММ, полугусеничные ЗиС-33 и ЗиС-42, командирский ГАЗ-61, мотоцикл с коляской ГМЗ-72, автобус ЗиС-8, знакомый зрителям фильма «Место встречи изменить нельзя» под прозвищем «Фердинанд», пушку ЗиС-3, знаменитую «сорокопятку» и даже полевую кухню военного времени, причём не обычную – трёхкотловую, каких на всю страну сохранилось лишь несколько штук.

 

Все экспонаты в коллекции Шаманского – чрезвычайно редкие. «Так и задумано – улыбается Евгений, - я собираю только необычное и уникальное. Остальное соберут без меня».

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы