Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
25 марта 2020 года

По следам воспоминаний художника Константина Коровина и его современников

Г.Ратников

Свои воспоминания Константин Коровин писал уже в пожилом возрасте. Но свои легенды он высказал еще журналисту Сергею Глаголю (Голоушев), который писал о первых успехах театральных декораций Константина Коровина. Многие исследователи принимали за чистую монету его легенду о происхождении деда Михаила Емельяновича Коровина, его кавалергардском росте, продолжительности жизни, старообрядчестве и т.д. Как его воспоминания о детстве сочетались с реальными событиями, было открыто совсем недавно.

Начинает Коровин воспоминания о своем деде, как о московском купце. Живя в Москве еще ребенком, когда дед брал его с собой по делам, он и не знал, что дед купец портового города Ейска. Еще по ревизии 1850 г. дед с 1849 г. богородский купец 3-й гильдии, а на момент ревизии уже во 2-й гильдии. В рекламе газеты «Ведомости московской городской полиции» за 1851 г. видим, что одна контора экипажей находится в доме супруги Коровина в Рогожской части 3-го квартала в Дурном пер., другая контора располагалась в центре Москвы по ул. Тверская-Ямская в доме Билибиной.

Зильберштейн с Самковым приняли на их взгляд более правильную версию о происхождении деда Константина Коровина. Ими назван отцом не Михаил, а отец декабриста, Павел Николаевич Бестужев-Рюмин. Это было бы интересно, если бы Коровины пересекались с этими дворянами. Оказалось, что место жительства семьи Коровиных и их предков, Большое Буньково Богородского уезда и свою деревню Коровины не покидали с XVII до середины XIX века.

С легкой руки помещика, Михаил Емельянович со своей супругой и тремя малолетними дочерьми, дочь Ольга из них еще грудная, в 1833 г. отправился на заработки в Москву. Получив статус крестьянина, торгующего по свидетельству, Коровин взял в аренду постоялый двор ямщика Чуркина. В том же году Коровины, обживаясь на новом месте, потеряли свою младшую дочку. Ее захоронение стало первым на погосте Покровского монастыря семьи Коровиных. Короткое время Коровины жили в доме ямщика Николая Сергеевича Дечкина. Затем перебрались на постоялый двор.

Сын Алексей родился уже в Рогожской -Ямской слободе 11 мая 1837 г., крещен 14 мая в Сергиевской церкви. Дочь, родившаяся после Алексея через 1,5 года, заняла свое место на кладбище рядом с сестрой Ольгой.

До июня 1848 г. семья Коровиных пребывали в крепостной зависимости помещика Николая Гавриловича Рюмина. Только с 1818 г. его отец Гаврила Васильевич стал владельцем ряда деревень Богородского уезда. Ранее с 1762 г. Большое Буньково получил во владение Всеволод Алексеевич Всеволожский, участвующий со своими братьями в возведении на престол Екатерины II. Крестьяне Большого Буньково испытали на себе все прелести крепостничества: были монастырскими крестьянами, государевыми и помещичьими.

Отпускная грамота Коровиных очень полная, написана в классическом варианте. Интересно, что на момент ее получения живы Емельян Федотович (а не Васильевич по варианту К. Коровина) и его супруга Анна Тихоновна. Но прадед и прабабушка будущих художников не долго тешили себя вольностью, Анна Тихоновна уже через четыре месяца уйдет из жизни, а Емельян Федотович покинет этот мир через пару лет. Стали известны цвет волос, глаз, строение лица наших героев, у 11-летнего сына Алексея на левом глазу указано небольшое бельмо. Рост мужской половины семьи: Емельян Федотович 1,73 м, Михаил Емельянович 1,75 м. Рост мужчин средний, не под 2 м. Для ребенка многие взрослые кажутся большими по росту.

Продолжительность жизни самого деда, Михаила Емельяновича, которая по воспоминаниям Константина Коровина составила 93 года, не находит подтверждения, т.к. по метрической книге ц. Успения Пресвятой Богородицы Михаил родился 6 июля 1798 г. Будущая его супруга, Васса Михайловна, родилась в той же деревне 14 августа того же года. В исповедной 1865 г. она называет себя уже вдовой, т.е. Михаил Емельянович прожил полных 66 лет.

Сама Васса Михайловна скончалась около 1871-72 гг., т.к. на 1873 г. ее недвижимость принадлежит племянникам зятя Коровиных, Дмитрию и Алексею Ивановичам Ершовым. Ее жизнь составила около 74 лет.

Старообрядство деда только в воспоминаниях Константина Коровина. Коровины по исповедным ведомостям что в дер. Б. Буньково и в Рогожской-Ямской слободы Москвы, не входят в списки раскольников или старообрядцев. На мой взгляд старообрядцы живут своим семейным кругом. У каждого члена семьи, независимо от возраста, определенные обязательства. Общение с внешним миром, это возможное искушение соблазнами того мира. Строгие правила религиозности отсутствуют в складе семьи Коровиных. Сам Костя Коровин замечает, что от него в семье даже не требуют читать молитву перед сном. Старообрядство деда очередная уступка Константина Коровина моде времени конца 19 века.

Молодая няня в семье Коровиных Татьяна Тимофеевна, племянница Михаила Емельяновича. Она получила вольную в тот же день, как и Коровины. Хотела заняться бизнесом, вступив в мещанство. Взяла под залог своего дома 500 руб. и могла бы потерять дом, но Михаил Емельянович помог ей с возвратом долга. В благодарность она стала помогать по хозяйству, живя в семье Коровиных. С появлением детей у молодых Коровиных нянчилась с будущими художниками Сергеем и Константином.

Мне понятны увлечения Кости Коровина, сам в детстве зачитывался книгами о путешествиях, приключениях. Это мир мальчишек, но есть мир девчонок. Педагоги понимали разницу, видимо, поэтому только с 1956 г. школьное обучение детей объединили. Я говорю о частной, а не глобальной задаче, требующей то разъединения, то объединения. Костя Коровин самостоятельно выстрадал идею - достичь мыса Доброй Надежды. Интересно слушать современников. Ставить няню Коровиных Татьяну на роль Арины Родионовны это круто. Душевное состояние мальчишек она оценивает, будучи девчонкой. Это две большие разницы. Женщина не знает мира мальчишек, она понимает свой давний девичий мир. Лишить талантливого ребенка самостоятельности мышления, своеобразно вымученная идея. Конечно, фантазии К. Коровина невольно уводят нас на их продолжение, чуть позже я об этом еще скажу.

Интересный вопрос о юридическом образовании отца художников Алексея Коровина. Несколько раз пытался найти его следы в архиве московского университета, и с неожиданным результатом находил семейного врача Пласковицкого, Петра Дурнова, родного брата Ивана Трофимовича Дурнова, Аркадия Венецианова, племянника Алексея Венецианова.

Пласковицкий Райнольд (Арнольд) Йозеф Иванович из белорусских дворян поступил в 1855 г. на медицинский факультет МУ без экзаменов и принят на казенный счет. У него за плечами домашнее обучение и гимназия.

За полтора года до своего ухода из жизни Алексей Коровин загорелся идеей напечатать свои записки и записки друзей нелегально. Сам он печатался в журнале «Развлечения». Его письмо Павлу Михайловичу Третьякову сохранилось до нашего времени, где он называет себя бывшим послушником. Когда же бывший послушник смог окончить гимназию, а для этого надо было в нее поступить. Это не сегодняшний приход в школу по достижению возраста. Какой университет! В семье Алексеевых, где рос будущий Станиславский, не имели программу обучения детей, но у каждого ребенка был свой учитель, готовивший его для поступления в гимназию. Нет Алексея Коровина в книге «Альбом биографий и фотографий юристов Московского университета: 1770-1917 гг.» сост. Г.Н. Рыженко среди 800 выпускников юридического факультета Московского университета. О должности мирового судьи Алексея Коровина серьезно говорить не стоит, на эту должность выбирали судей с большим опытом службы и безупречной репутацией.

Успел ли отец художников участвовать в революционной деятельности хоть и пассивно, снабжая газету «Искру» материальной помощью, и покинув этот мир 12 января 1881 г. Когда я это услышал, меня посетил шок. Оказывается успел, продолжал эту идею на чистом глазу лектор. Алексей, бросив семью, когда мальчики только начали обучение в училище, и занявшись традиционным занятием пьянством, тратит деньги, по идее лектора, и которых у него нет в действительности на революционную деятельность и просит помощи у П.М. Третьякова. Я решил проверить. Некоторое время существовал журнал «Искра», но не газета. В это время мать с младшим сыном Константином влачат нищенское существование, она старается надомной работой добыть себе с сыном кусок на пропитание. Костя Коровин пропускает занятия в училище, т.к. у него нет добротной обуви, чтобы, не промочив ног, дойти на Мясницкую в Училище во время дождливой и слякотной погоды. Многие годы спустя Нестеров в своих воспоминаниях дает характеристику художнику К. Коровину по оценке своих же собратьев по кисти очень одиозную. Он сообщает, что Костя сдавал экзамены на лестничном пролете между лестницами. Все успехи его за счет обаяния. Мы то знаем в каком тяжелом положение находились дети Коровиных. За счет своего художественного таланта время от времени они поощрялись училищем деньгами на приобретение красок и кистей. Так кем будем восхищаться, сказкой о «доброте» отца художников или стоит посочувствовать тяжелой доле его детей, будущих художников.

Лекторы за собственными вымученными фантазиями теряют реальность. Константин Коровин художник, талантливый декоратор, превосходный колорист, стойкий оптимист, не взирая на тяжелую судьбу человека и творца.

История выезда художника за границу такова. Прошла персональная выставка в ГТГ, и Константин Коровин решил вывезти картины в Берлин, выставить там и продать. Константин Коровин не собирался эмигрировать. Обстоятельства вынудили художника выехать за границу. Сын после травмы ступни левой ноги вынес 9 операций, которые укоротили ногу почти до колена. Другого пути борьбы с гангреной в то время не знали. Ему требовались протезы, в голодной России изготовить которые было некому. У супруги художника обострилась горловая чахотка. Сам он страдал приступами грудной жабы. Картины он поручил своему знакомому художнику И.К. Крайтору, так Коровин упоминает его в своей переписке.

Действительно, Иван Кондратьевич был когда-то художником, но с некоторых пор стал оппозиционировать себя реставратором. Так как выполнить реставрацию картины Д. Левицкого было поручено не его персоне, то обиженный Крайтор активно пытался «Портрет Ф.П. Макеровского в маскарадном костюме» признать подделкой. Грабарь на эту авантюру не пошел и выкупил картину для коллекции ГТГ у наследника за 10 тыс. руб. Некоторое время спустя Крайтор сблизился с Константином Коровиным. Сообщается, что он даже заключил с ним договор-доверенность, как торговый агент по реализации произведений художника. Вот как заботился Крайтор о художественном наследии К. Коровина. Крайтор пишет в Русский музей Петру Ивановичу Нерадовскому в 1920 г. «Что касается вещи Коровина, то очень прошу не заносить таковую в список, при первой возможности обменяем…»

Художник с семьей выезжает пассажирским поездом, а картины отправляются в товарном вагоне тихой скоростью и пересекают границу. Картины Коровина выставки 1922 г. с этого момента для художественного мира пропали. Коровин рассчитывал на их реализацию. Хорошо, что были некоторые средства на зарубежном счету, которые помогли художнику переехать в Париж и снять квартиру. Переезд на юг посоветовали врачи сыну и супруге. Далее события развивались так. Через два года Крайтор, когда получил информацию о появлении коллекции художника в Аргентине, отправился за океан, перевез ее в США и продал там в частные руки. Константин Коровин об этом никогда уже не узнал. Такая удачная афера Крайтора была не единственной. Он предложил устроить выставку художника не в Париже, а в Голландии, гульден, по его словам, повысился в цене. Произведения с выставки реализовывались Крайтором, а Коровина он кормил обещаниями и, когда желал, выдавал художнику гроши на пропитание. Тяжелое материальное положение толкнуло сына Алексея на попытку самоубийства. Он выбросился из окна, но остался жив и только усугубил свое физическое состояние. Лечение продолжалось два года, для восстановления здоровье ему нужна была и психологическая помощь.

Константин Коровин не смог понять общество русской эмиграции, живущего мечтой о возвращении прошлого. Идти по пути Ивана Бунина, тем более писать, как он, Коровин так не думал, вплоть до 1930 г. собирался вернуться домой в Россию.

Очередной приступ убил его в 1939 г.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы