«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

6 декабря 2021 года

Социум Богородск-Ногинск

следующая »

Книга написана сплошным текстом, мы позволили себе разбить ее на хронологические части исключительно для удобства публикации

Парта школьная мне снится...

История школы № 2 имени В. Г. Короленко в воспоминаниях учеников и учителей

Л.Н. Смирнова

Л.Н. Смирнова. Парта школьная мне снится... Ногинск (Богородск): «Богородский печатник», 2009

 

Смирнова Любовь Николаевна, выпускница 1947 года,  Смирнов Николай Валентинович, выпускник 1969 года, посвящают эту книгу учителям и ученикам к 100-летию школы № 2 им. В. Г. Короленко.

Содержание

 

Справка об авторе, затеявшем этот труд

 

Смирнова Любовь Николаевна

В 90-е годы окончила свою трудовую деятельность в школе №2 преподаватель химии Смирнова Любовь Николаевна, за которую была награждена медалями, дипломами и благодарностями за безупречный доблестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Любовь Николаевна своими учителями и наставниками с начала своей педагогической деятельности считает Пыляева Бориса Николаевича, у которого училась в школе ученицей и учителем, и Бутырского Николая Александровича, учителя школы №14, а так же директоров школы №2 Новодворскую Софью Марковну и Мойкину Галину Васильевну.

За годы работы Смирнова почти каждый год выпускала 10-е или 11-е классы, давая знания и прививая интерес к химии. Многие выпускники окончили химический факультет МГУ, МХТИ им. Менделеева, МИТХТ им. Ломоносова, МИХМ, МИНиГ им. Губкина, педагогические и др., получая химические специальности инженеров, научных работников, учителей. Ежегодно учащиеся участвовали в городских, областных и олимпиадах МГУ им. Ломоносова и занимали призовые места. В помещении школы многие годы проводились химические олимпиады, за организацию которых отвечала Л. Н. Смирнова, и за чётко проведённую работу получала благодарности от ГОРОНО. Уроки химии в школе были всегда открытыми, на которые приходили не только администрация и инспектора, но и учителя школы, и молодые преподаватели химии. Уроки всегда сопровождались демонстрацией опытов, лабораторными и практическими работами. Многие годы Смирнова проводила занятия химического кружка, а для старшеклассников – факультативные занятия. Было подготовлено и проведено множество тематических и занимательных химических вечеров. По темам программы с классами проводились экскурсии на промышленные предприятия города и металлургический завод города Электросталь. Так же, как и Б.Н. Пыляев, Любовь Николаевна пополняла химический кабинет оборудованием и реактивами, поэтому для проведения уроков химии и внеурочной работы в кабинете было всё необходимое. Активная работа проходила в городском методическом объединении химиков, где Смирнова выступала с докладами и методическими находками в своей работе, помогала молодым учителям в решении сложных задач и раскрытии сложного теоретического материала. В 1969 году получила благодарность от ГОРОНО за эту работу. В 1987 году ей вынесли благодарность от ГОРОНО за пропаганду передового опыта обучения. До ухода на пенсию Смирнова выпустила одиннадцать классов, в которых была классным руководителем. В этих классах много сил приходилось вкладывать в создание ученического коллектива и налаживание его работы. Участвовать вместе с активом класса в организации и проведении собраний, тематических вечеров, поездок в театр и экскурсии, полевые работы, субботники и тому подобное. Большую работу приходилось проводить с родителями учеников, включая и посещение их на дому. Администрация школы неоднократно отмечала благодарностями успешную воспитательную работу Смирновой. Кроме уроков и классного руководства была ещё общественная работа. Хотя Смирнова не являлась членом партии, директор своим распоряжением назначала её председателем комиссии по подготовке и проведению празднования 7 ноября, 1-го мая и др. Серьёзной и трудоёмкой была работа по сбору материала о выпускниках школы и проведения с ними вечеров встреч, оформление фотоальбомов о выпускниках и учителях школы. В 70–ые годы Смирнову выбрали в профком школы и поручили культмассовый сектор. С коллективом учителей подготавливали и проводили вечера, отмечали дни рождения коллег, ездили в театры, на концерты, экскурсии, природу и т.п. В 1979 году получила благодарность от Совета профсоюза работников просвещения. Вырастила двух сыновей Николая и Михаила, имеет пять внуков и одного правнука. Удовольствие получает от общения с умными и добрыми людьми, чтения и прослушивания классической музыки и романсов.

P.S. Надеюсь, что эта книга получит своё продолжение, в котором будут отражены последующие годы истории школы №2 им. Короленко. Большая благодарность всем выпускникам, которые приняли активное участие в создании книги.

До 1917 года

 

Граф С. Г. Строганов

Граф С. Г. Строганов

Начало систематическому, регулярному образованию в Богородском уезде было положено 10 декабря 1785 года, когда в Богородске было открыто первое городское училище для мальчиков. Значительно позже – в 1838 году, уже в так называемую «Строгановскую эпоху», когда московским учебным округом руководил граф С.  Г. Строганов, в городе было открыто городское училище для девочек – первое, между прочим, в Московском учебном округе. В связи с этим, князь П. А. Голицын писал графу Строганову: «... я построю сам флигель и поддержу училище с помощью ежегодных пожертвований, если только Ваше сиятельство разрешите мне приступить к этому делу немедленно, и не подвергните меня формальному контролю, который неминуемо охладит пыл жертвователей, а удовольствуетесь донесением моим об окончании строения, при коем буду иметь честь представить точный отчет в полученных мною пособиях, а вместе с тем и верные средства к упрочению сего заведения, имея в виду готовность учителей служить и по сему отделению уездного училища за получаемое ими уже жалованье...». Открытие училища произошло 1 мая, а 2 мая 14 девочек приступили к учебным занятиям.

В этих училищах учащиеся должны были научиться читать, писать, производить элементарные арифметические действия; в центре учебной программы, естественно, был Закон Божий, преподавались также основы природоведения и гигиены. В уездных училищах, созданных чуть позже, преподавались уже геометрия, физика, естествознание, география, история.

Во время образовательных реформ царя-освободителя Александра II – в 1873 году, богородское женское училище преобразовывается в прогимназию. Попечительницей прогимназии состояла тогда Александра Григорьевна Рахманова. При стоимости обучения одной ученицы за год в 23 рубля взимаемая с родителей плата была незначительной – 5 рублей, что позволяло учиться в заведении девочкам из далеко не богатых семей. Средств на создание мужской прогимназии тогда у города не было, да и городская власть считала, что «по местной жизни» достаточно имеющихся школ и училищ.

К концу XIX столетия в уезде среди городских жителей, численность которых составляла 11 102 человек, грамотных 43,8 %, среди жителей сельских местностей уезда (222 341 чел.) – 28,3 %. Цифры неутешительные. Достаточно ярко охарактеризовал положение в стране в одном из своих постоянных обзоров в газете «Русский вестник» (1906 г.) Н. А. Энгельгардт: «...Страна, в которой население безграмотно, лишено всяких исторических, географических и технических знаний, загноилось от пьянства и в то же время быстро обучается легчайшей из всех наук – „науке революции“, состоящей лишь в том, чтобы всякому требовать, выкрикивая одуряющие фразы, обличать, завидовать, проклинать и мстить, себя считая совершенством».

Промышленность города развивалась. Владельцы фабрик, заводов, банков и магазинов стремились дать своим детям хорошее образование. Появилась большая потребность и в грамотных рабочих. В уезде все больше создается фабричных школ, среди которых были образцовые, известные далеко за пределами нашего края: «Малютинская школа» в Купавне; «Кондрашовская» в Гребнево; «Четвериковская» в Городищах, «Морозовская» в Глухове…

В 1894 – 97 годах Богородской Думой был избран Попечительский совет Богородской женской прогимназии, в состав которого вошли: потомственный дворянин С. Д. Самарин, 2-й гильдии купец Ф. Ф. Подшивалов, потомственные почётные граждане г. Богородска И. А. Елагин, К. Ф. Памфилов, Ар. И. Морозов и др.

В 1894 году 5-ти классная прогимназия находилась на втором этаже в доме, где сейчас находится Муниципальный Центр Культуры и Искусства им. Калиниченко.

Количество учащихся в школах быстро увеличивалось, к 1905 году прогимназия приобретает статус Богородской женской гимназии, и к 1907 году в ней числилось 14 учителей: Н. Н. Глаголева, М. А. Махова, А. С. Широких, А. А. Петровская, Е. И. Устинова, Т. В. Виноградова, Х. Ф. Курковская, П. П. Махов, А. А. Скворцова, Е. В. Кукушкина и священник о. Василий (Былинский).

Арсений Иванович Морозов (1850–1932).  Фото 1910-х гг.

Арсений Иванович Морозов (1850–1932). Фото 1910-х гг.

Елена Ивановна  Устинова-Ионинас.  1916 г.

Елена Ивановна Устинова-Ионинас. 1916 г.

Священник о. Василий  (Былинский).

Священник о. Константин Голубев

 

Помещений для классов не хватало. Богородскими властями был поставлен вопрос о строительстве новых учебных заведений. Город­ской староста П. Зотов ставит вопрос перед строительным отделением Московского губернского правления об отводе места под постройку здания женской гимназии г. Богородска, и в этом же году городская власть отводит под строительство нового здания гимназии участок сквера на Дворянской улице (ныне Советская).

Ученицы Богородской женской прогимназии.  1903 г.

Ученицы Богородской женской прогимназии. 1903 г.

Был объявлен конкурс на проект. Первая премия была получена известным московским архитектором, уже несколько лет сотрудничавшим с богородскими Морозовыми, Александром Васильевичем Кузнецовым (1874 – 1954).

Уже к 1908 году Богородск был украшен удивительным для уездного города, грандиозным по размерам и архитектуре зданием в стиле модерн, в которое гимназия переехала в январе 1909 года.

Архитектор  А.В. Кузнецов

Архитектор А.В. Кузнецов

Богородск. Женская гимназия

Здесь уместно обратиться к претворенным в проекте гимназического здания замыслам русского архитектора, благо А. В. Кузнецов оставил подробные записки. Актовый зал и длинные широкие коридоры с богатым боковым освещением должны быть «хороши для беготни школьников». Парты в классах отстоят от окон на 70 см., чтобы «защитить детей от холодных токов воздуха от окон и лучеиспускания от горячих батарей центрального отопления». Во внутренней отделке «преследовалась наибольшая простота и приветливость». Архитектурные детали, такие как «карнизы, колонны, пилястры совсем устранены; всюду гладкие стены. Углы закруглены». Ширина окон равна «длине рабочего места класса, т. е. исключительно занятого партами». Высота подоконников «защищает от горизонтальных прямых или отраженных лучей солнца и от дутья из окон». Вентиляция обеспечивает «5-ти кратный обмен воздуха для старших учениц и 3 ½ кратный для младших», что выше государственных норм вдвое. Архитектурная индивидуальность гимназии выражена «мягкостью и нежностью архитектурных форм и поверхностей, живописностью плана, поэтичностью группировки масс и легкими воздушными лепными украшениями. Подобными сред­ствами хотелось передать и женственность, и детскую наивность».

Первенствующая роль в возведении этого здания принадлежит Обществу распространения среднего образования, начавшему свою деятельность в 1907 году. Самую крупную сумму – 100 тысяч рублей, пожертвовал на стройку Сергей Арсеньевич Морозов. Именно за эту общественную работу он был Высочайшим указом утвержден в звании Почетного гражданина г. Богородска, единственный, как нам кажется, случай в жизни нашего города.

Стоит, пожалуй, подчеркнуть один интересный факт, характерный для последних лет империи. Попечительницей гимназии, как наиболее дорогого и требующего больших финансовых вложений учебного заведения, являлась Е. В. Морозова – супруга промышленника, «миллионщика» Петра Арсеньевича Морозова, предки которого не так давно были крепостными крестьянами. А над богородской женской начальной школой, несравнимой в финансовом отношении с гимназией, попечительствовала Вера Саввишна Самарина (урожденная Мамонтова) – супруга потомственного дворянина, предводителя уездного дворянства А. Д. Самарина, в предках которого знаменитые Квашнины-Самарины.

Финансовыми делами (и не только – из его поля зрения не выходили вопросы воспитания, приема и увольнения педагогического состава, например), занимался Попечительский Совет гимназии. Среди членов попечительского совета были и основные благотворители гимназии.

Гимназия была платной: основная плата составляла 30 рублей в год, дополнительно за необязательное изучение иностранных языков – немецкого и французского, по 5 рублей за каждый. Состав учениц, однако, не назовешь привилегированным: из 500 учениц дети мещан и крестьян составляли почти 80%. Помогало Общество помощи малоимущим учащимся, много было именных стипендий. В частности, четыре стипендии в 1914 году были учреждены в память об умершей бывшей попечительнице – Елизавете Владимировне Морозовой.

Богородск. Женская гимназия

Сергей Арсеньевич Морозов  (1877–1932).

Сергей Арсеньевич Морозов (1877–1932).

В 1909 году прошло регистрацию Богородское общество вспомоществования учащимся под председательством Сергея Арсеньевича Морозова (правнука Саввы Васильевича Морозова – главы династии). В советское время С. А. Морозов был правой рукой В. П. Ногина во Всероссийском текстильном синдикате.

Все члены общества вспомоществования учащимся проходили проверку уездным исправником, и был сделан вывод: «...все избранные лица поведения и нравственных качеств хороших, под судом и следствием не состояли и не состоят и ни в чем предосудительном замечены не были».

Большинство преподавателей были люди прогрессивных взглядов. Через год после открытия гимназии несколько свободомыслящих учителей были уволены, что вызвало возмущение гимназисток. Об этом писала газета «Богородская речь».

Обучение было гуманитарное, поэтому большое внимание уделялось словесности, литературе, истории и изучению иностранных языков. В числе уроков был закон божий, а также уроки рисования, танцев, физкультуры. За порядком в классе и на переменах следили классные дамы, которые поддерживали связь с родителями. Если гимназистка нарушала форму одежды или опаздывала на урок, то об этом сообщалось родителям. А за неряшливый вид наказывали ученицу. После занятий, в послеобеденное время, работали кружки рукоделия, живописи и драматический кружок, которым руководила Надежда Николаевна Глаголева, учительница литературы.

Обучение было платное, поэтому в гимназии обучались дети богатых, которых подвозили к гимназии в сопровождении нянек и домочадцев. Но там учились и дети мелких служащих, пожарных, чиновников. Необеспеченным помогало общество вспомоществования учащимся, основным жертвователем в котором был Сергей Арсеньевич Морозов. Общество оплачивало поездки гимназисток после окончания учёбы в Крым, Киев, экскурсии в Москву в Политехнический музей и Третьяковскую галерею, а также последующее обучение на Высших женских курсах и даже свадебное приданое для нуждающихся.

Богородск. Женская гимназия

Выпускной класс Богородской гимназии 1910 г.  Экскурсия по Крыму.

Выпускной класс Богородской гимназии 1910 г. Экскурсия по Крыму.

Гимназистки. Выпуск 1918 г.

Гимназистки. Выпуск 1918 г.

Выпускной класс Богородской гимназии 1916 г.

Выпускной класс Богородской гимназии 1916 г.

Срок обучения составлял 10 лет. Первые два класса подготовительные, в которые можно было поступить, только сдав экзамен, семь основных и восьмой дополнительный (педагогический). Девочки после дополнительного класса проходили практику преподавания в младших классах и, после окончания гимназии, получали специальность: учитель младших классов (начальной школы). В школах города учителями начальных классов работали выпускники гимназии. И это были лучшие учителя, так как гимназия давала глубокие и прочные знания.

Гимназию окончили сёстры Подшиваловы Екатерина и Елизавета, Русова Нина Васильевна, Недумова Мария Николаевна, которые потом стали преподавателями в средней школе. Так же из окончивших гимназию девочек получались хорошие гувернантки, медсёстры и общественницы. Окончили гимназию Белкина Юдифь Лазаревна (в замужестве – Энгель), Нарышкина Полина Дмитриевна (Терехова) и многие другие, которые стали прекрасными воспитателями своих детей, хозяйками дома, а потом и добрыми бабушками.

следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.