«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

11 апреля 2022 года

Богородские староверы

Обзор старообрядческого церковно-общественного журнала «Церковь» за 1913 год (январь – март)

Составил Е. Маслов

№1. 6 января 1913 года.

Публикуются фотографии храма в деревне Тимковой Богородского уезда (с. 24-25).

Храм во имя преподобного Михаила Малеина в д. Тимковой

Храм во имя преподобного Михаила Малеина в д.Тимковой, освящен 26-го ноября 1912 года.

Крестный ход вокруг храма в дер. Тимковой

Крестный ход вокруг храма в дер. Тимковой.

№2. 13 января 1913 года.

В статье Ф. Мельникова «Храмоздательство» отмечается, что «число новых старообрядческих храмов» за семь лет разрешения на их строительство возросло до 800. Среди других храмов, построенных в 1912-м году, указаны храмы в деревнях Смолевой и Тимковой Богородского уезда (с. 41).

В заметке «Глухово. Богородского уезда» указано, что 28-го декабря прошлого, 1912-го, года губернским чиновником особых поручений в присутствии Ф. А. Детинова была проведена «ревизия метрических книг по храмам Богородско-Глуховской старообрядческой общины» (с. 48).

Опубликован некролог по поводу кончины протоиерея Иоанна Дорофеевича Абрамова, настоятеля местного храма и благочинного всего уезда, который скончался 28-го октября прошлого года в с. Глухово «от болезни сердца».

Похоронная процессия за гроб скончавшегося протоиерея И. Абрамова

Похоронная процессия за гроб скончавшегося протоиерея И. Абрамова

Автор некролога – Л. Туманов пишет: «… Главным образом он тем привлекал людей, что был с каждым прост в обращении, он был доступен каждому, не горд… После него осталась большая сокровищница книг. Несмотря на свое многочисленное семейство (жена и 11 человек детей)… он как-то умудрялся приобретать и книги… Он вообще был трудолюбивый человек. Без дела он сидеть не мог… при пении «Святый Боже», гроб почившего несли до места упокоения, при громадном стечении народа, как старообрядцев, так равно и инославных» (с. 50-51). Добавим, что могила о. Иоанна Абрамова расположена на старообрядческом участке Глуховского кладбища – сейчас это в районе мемориального воинского участка.

№6. 10 февраля 1913 года.

«К 300-летию Дома Романовых». А.И. Морозов в докладной записке в адрес Совета министров пишет: «… родоначальник династии был, в сущности, старообрядец, ибо молился и крестился по тем книгам, какие содержатся сейчас у старообрядцев… Почему бы господствующей в России церкви не почтить память великого события признанием старого обряда равночестному новому… ибо многие желают слышать уставное богослужение, но оно потерялось даже и в монастырях…» (с. 144).

Михаил Федорович, первый русский царь из Дома Романовых и последний из старообрядцев

Михаил Федорович, первый русский царь из Дома Романовых и последний из старообрядцев (с.155)

Опубликовано письмо А. И. Морозова в редакцию, где он, в частности, пишет: «… развитие [морозовского пения] уже получило должную оценку со стороны ученых деятелей, обладающих обширным познанием древнего церковного пения, а также со стороны сознательного общества» (149-150).

№9. 3 марта 1913 года.

«22-го февраля Их императорские Величества принимали в Императорском Зимнем дворце в Петербурге всеподданнейшие поздравления по случаю исполнившегося 300-летия со дня всенародного избрания на царство первого Царя из Дома Романовых». В числе депутаций: от общины Рогожского кладбища, а также от общин старообрядцев села Зуева Богородского уезда (с. 220).

№10. 10 марта 1913 года.

А. И. Морозов побывал 21 февраля в деревне Коровино в день празднования 300-летия Дома Романовых. В заметке об этом, помещенной в журнале, он отметил что Коровинской общиной во главе с учителем И. Ф. Белоусовым празднование совершено «очень торжественно». Арсений Иванович пишет: «… что очень печально, это – темнота раздорников, показавшая себя выходкой их местного наставника о. Феодора, который даже не отслужил молебна и не прочита врученного ему манифеста. Вот Колонтаев и смотрел бы за своей паствой, которую он хотел выдвинуть перед правительством». В деревне, видимо, существовала старообрядческая община со своим священником о. Мартианом Гусевым и, в то же время, группа старообрядцев «раздорников», так называемых Колонтаевцев – часовенных, не приемлющих священства. Колонтаев – бывший армейский полковник, взявший на себя руководство совершенно отдельной группой т. н. раздорников (с. 244).

В заметке «Нравственный облик раздора» публикуется письмо церковного старосты деревни Молоково Феона Павловича Сазонова к супруге А. И. Морозова Любови Степановне с просьбой оказать помощь в восстановлении храма в деревне, который от небрежной постройки разрушается. Но дело в том, что храм принадлежал так называемым «неокружникам, неприемлющим общины», возглавителем которых являлся «раздорствующий» епископ Даниил Богородский. Автор заметки заключает: «Не оправдывают ли этим раздорствующие на себе известную пословицу: «Где каша масляна, там и вера наша?» (с. 244). Надо сказать, что уже в наше время известный Коржаков, уроженец деревни Молоково, выстроил там новую деревянную церковь и приход церкви находится под омофором старообрядческого митрополита Московского и всея Руси с центром на Рогожском кладбище.

№11. 17 марта 1913 года.

На состоявшемся 10-го марта годичном собрании членов московской старообрядческой общины Рогожского кладбища под председательством П. П. Рябушинского состоялось избрание членов Совета на новое трехлетие 1913-1915 годов и членов ревизионной комиссии. Среди 39-ти членов Совета был избраны: Тимофей Саввич Морозов – младший (1888-1921), А. И. Морозов и его племянник Иван Давыдович Морозов (с. 266).

№13. 31 марта 1913 года.

В заметке «Море вымыслов» приводится сообщение из петербургской газеты «День» о том, что «… А. И. Морозов ездил в Палестину и привез оттуда различные реликвии сана патриарха, как, например, древний посох одного из восточных патриархов, насчитывающий свыше 500 лет существования». Из этого делался вывод, что старообрядцы Рогожского кладбища собираются на очередном своем соборе избрать для себя Патриарха.

А. И. Морозов, возмущенный этим вымыслом, направил Министру внутренних дел телеграмму такого содержания: «В «Дне» напечатано, что старообрядцы восстанавливают патриаршество и упоминают мое имя. По всей вероятности нас смешивают с беглопоповцами, которые помышляют о возглавлении своей церкви. Почтительнейше прошу успокоить святейший синод, что владыко Иоанн даже находится вне Москвы – поехал отдохнуть на юг. А что касается до меня, то у меня так много дела, да и серьезного, что не по Палестинам разъезжать» (с. 302-303). Владыко Иоанн – в те годы архиепископ старообрядческий Московский и всея Руси. Старообрядцы, «приемлющие священство», переходящее от господствующей церкви, так называемые «беглопоповцы», сейчас объединены под названием «Древлеправославная старообрядческая церковь» и уже в наше время обрели патриаршество.

 

Продолжение следует.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.