Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
29 июня 2020 года

Обзор старообрядческого журнала «Церковь». 1912 год

Составил Е. Маслов 

Российское старообрядчество после царского манифеста от 17 октября 1906 года получило право на свои периодические издания. Журнал «Церковь» издавался с 1907 по 1914 год. 

В последующие годы, вплоть до 1918 года, журнал стал называться «Слово Церкви». Арсений Иванович Морозов был одним из активнейших корреспондентов журнала. По слогу и по кругу затронутых тем  можно почти безошибочно предположить, что большая часть журнальных публикаций "От нашего корреспондента", принадлежат все тому же Арсению Ивановичу.  Следует напомнить, что в те же годы в Богородске и Егорьевске  издавался  журнал «Старообрядческая мысль»,  редакторами-издателями которого были В. Е. Макаров, преподаватель Глуховского фабричного училища,  и  И. И. Хромов из Егорьевска. В работе журнала активно участвовал известный старообрядческий и общественный деятель из Егорьевска Н. Д. Зенин. Будучи профессиональным фотографом, он оставил потомкам прекрасные виды Егорьевска.

Журнал «Церковь» уже в наше время был возобновлен в 1990 году, и первый его современный номер вышел еще «под шапкой» журнала «Родина» (№9.1990).  Тогда же его презентация прошла в ногинском клубе «Старый город» с участием главного редактора журнала «Родина»  В. П. Долматова и главного редактора журнала «Церковь» А. В. Антонова.

Мы приступаем к публикации обзоров журнала «Церковь» (1907-1914) в надежде, что это воссоздаст, в какой-то мере, историческую память, вернет нам имена старообрядческих деятелей, давно ушедших от нас, но внесших свою лепту в дело укрепления веры… 

 

1912-й год...

№1

«Церковно-общественная жизнь. Богородск

(от нашего корреспондента).

«Старообрядческий храм г. Богородска  [церковь во имя пророка Захария и преподобномученицы Евдокии на Нижегородской площади]  г. Богородска, построенный усердием А. И. Морозова, освящен 19 декабря [1911 года]. Освящение совершил московский архиепископ Иоанн в сослужении  новопоставленного епископа Иосифа иркутского и восточной  Сибири, десяти священников,  четырех диаконов и шести стихарных при участии всего морозовского хора и любителей пения – прихожан г. Богородска. .. Храм построен в стиле XVII века, с хорами, на которых помещались певцы во время богослужений… После многолетия архиепископом сказал слово о значении древнего храма в смысле сохранения, при сооружении его,  церковного предания»  (с. 18).

 

 «Дер. Стенинская Богородского уезда… (от нашего корреспондента).

«В воскресенье, 23-го прошлого октября,  в здешнем храме Покровско-Сергиевской общины  преосвященный [Иннокентий, епископ нижегородский и костромской] совершил всенощное бдение и Божественную литургию. По окончании литургии владыка обратился к многочисленному народу… со словом… и, между прочим, коснулся в своей речи о пьянстве и Божественной литургии. Последние вопросы затронуты владыкой довольно уместно, потому что здесь среди старообрядцев сильно развито пьянство, а о Божественной литургии многие совсем понятия не имеют. Есть селения, которые отстоят от храма всего в одной версте, но жители  их не считают нужным ходить к литургии,  приравнивая домашнее моление к святой литургии…»  (с. 20).

 

«Из Богородского уезда… (от нашего корреспондента).

«В деревне Коровино… сделана первая попытка открытия старообрядческого министерского училища… Население ждет просвещения. Учителем предполагается старообрядец, сын священника» (с. 22).

№2

«Храмоздательство

«… Хорошие  храмы построены в Богородске… приступлено уже к постройке… в д. Тимкове Богородского уезда…» (с. 36). 

№4

«Церковно-общественная жизнь.

Дер. Барская Дубрава, Богородского уезда (от нашего корреспондента).

«1-го января сего 1912 г. состоялось общее собрание членов барско-дубровской старообрядческой общины. Председателем собрания избран единогласно Е. Н. Мышкин. Принят в члены общины Е. Н. Никифоров [Елезвой Николаевич Никифоров, его брат Петр служил священником на Рогожском кладбище. Семья Никифоровых переехала в Богородск из нижегородского Горбатова – ред.], прибывший на собрание по уполномочию почетного председателя общины А. И. Морозова, он же избран и секретарем собрания… Избраны [в совет общины] на 2-е трехлетие: Е. Н. Мышкин, Ф. В. Нажесткин, А. М. Нажесткин, М. Ф. Нажесткин и избраны вновь  на 1-е трехлетие: Ф. И. Леонтьев, Я. Н. Лазарев, Д. М. Мышкин, Г. М. Чивин и Я. Н. Мышкин, и кандидатами к ним А. Ф. Нажесткин и Т. Я. Антонов... Избран [казначеем и попечителем] А. М. Нажесткин… Старостою храма избран М. Ф. Нажесткин и помощником ему – С. А. Нажесткин… Кстати, несколько слов о храме: храм небольшой, но архитектура его, также и иконостас,  обращают на себя особое внимание.  Видно, что строители желали, чтобы храм этот был памятником древнего благочестия и сохранил такой вид, какой существовал до никоновских времен» (с. 101).

№5

«Памяти священника Елисея Тимофеевича Мелехина. [Некролог]

… происходил из крестьян дер. Яковлевской, Московской г., Богородского уезда. Родился в 1851 году в июне месяце. С молодых лет занимался писанием икон, а в дни праздничные принимал участие в чтении и пении в моленной своего родственника-священника… когда по милости Божией и по воле Государя Александра III было разрешено священническое служение в величественных храмах Рогожского кладбища в Москве священник Елисей, по ходатайству московского общества, был определен блаженной памяти архиепископом Савватием в штат этих храмов. 1 ноября 1882 года… Архиепископ и епископ, многие священники и диаконы, московские и провинциальные, имели его своим отцом духовным… 21 января, в 8 часов вечера, «светильник, иже бе горя и светя» (Иоанн. 5.35)…» (с. 119-120). 

№6

«Перечень зарегистрированных старообрядческих общин… 

… 1115. 25 февраля 1910 г. московским губернским правлением -  коровинская [дер. Коровино Теренинской волости Богородского уезда] старообрядческая община, храма святой великомученицы  Парасковии, нареченной  Пятницы…» (с. 150).

№8

«Церковно-общественная жизнь.

Епископ Иов [Некролог]

«В дер. Молоково, Московской губернии,  [Богородского уезда], 14-го сего февраля скончался на 94-м году жизни епископ Иов, стоявший во главе старообрядчества, до сих пор именующих себя «неокружниками»  или «иовцами». Почивший епископ происходил из крестьян Нижегородской губ., Лукояновского уезда, д. Б. – Поляны. Со смертью Иова увеличиваются надежда на полное примирение наших братьев-старообрядцев, разделившихся из-за «Окружного послания» и других причин» (с. 107).

№9

«К Кончине епископа Иова.

 В статье  рассказывается о длившемся много лет раздоре т. н. «неокружников» с «окружниками». Надо сказать, что и сейчас некоторые старообрядцы в подмосковной Гуслице называют себя «неокружниками». Автор пишет: «Основание раздора… было положено постановлением в 1864 году в сан московского епископа Антония Гуслицкого, известного под именем второго.  Рукоположение его было совершено еп. Кириллом Белоцерковским» (с. 215). (О самом раздоре, его причине последовавшем много лет разъединения в среде старообрядцев, мы опубликуем материалы отдельно – ред.). Вслед один за другим сходят в могилу вожди раздора. 14-го февраля в д. Молоково… закончил свое земное бытие на 76 году епископ Иов, именовавшийся московским (а не на 94-м, как ошибочно сообщено в газетах)… в разъединении со всеми, извергаемый и отлучаемый Иов продолжал свое в последнее время совершенно бездеятельное существование, проживая в глухой деревушке Молоково…» (с. 217).

№11

«Богородск (от нашего корреспондента).

Вчера мне пришлось быть на вечерней в Богородском храме и наблюдать двух иереев господствующей церкви, бывших на вечерней в храме, который они пришли осмотреть. Оказывается, один из них старого семинарского образования, ибо знает и гласы… трудно привить старое, нужно начать с азов. Духовные училища [господствующей церкви] должны быть началом для церковного гласового пения… А. Морозов. 4/III 1912» (с. 271).

№13

«Смолево, Богородского уезда (от нашего корреспондента).

Здесь у неприемлющих Окружного послания идет спешная работа – постройка старообрядческого храма.

Храм строится очень большой. В Гуслицком крае этот храм по своей обширности будет первым… В храме сделан великолепный иконостас.

Все тяготы постройки лежат на прихожанке Смолева Матр[ене] Род[ионовне] Елисеевой… Матрена Родионовна, это – энергичная женщина, каких встретить можно очень редко… Надо ожидать, что с устройством храма будет здесь основана старообрядческая община, и, как слышно, приход из «неокружного» будет «окружным» (с. 323-324).

 

«Богородск (от нашего корреспондента).

  10 марта сего года, в 11 часов, в храме святителя Николы совершена была панихида по П. В. Цветкове [Павел Васильевич, руководитель Морозовского хора, скончался 20 марта 1911 года]. Служили о. П. Маслов с диаконами Константином и Феодором, пел полный хор мужской и женский. Служба была трогательная и величественная по исполнению» (с. 324).

Фотография П. В. Цветкова 

и памятник на его могиле на Глуховском кладбище в Ногинске

№18

«Богородск (от нашего корреспондента).

«Один из видных священников отец протоиерей благочинный Иоанн Дорофеевич Абрамов, служащий в храме св. Николы в Глухове, опасно заболел. 20 апреля был пособорован… В июне исполнится двадцатилетие его служения. За время своей службы о. Иоанн Абрамов собрал хорошую библиотеку и состоит законоучителем в Богородской гимназии и училище при фабрике» (с. 445).

№19

«К церковному миру.

Состоявшийся в Москве собор «неокружников» закончился поставлением на место умершего московского Иова нового епископа с наречением его Кононом.  По этому поводу А. И. Морозов обратился к рукополагателю  Конона, епископу Иоасафу,  с призывом… «пока время еще не ушло… учинить мир церковный…» (с. 470).

№20

«Смолево, Богородского уезда (от нашего корреспондента).

8 апреля, в неделю жен мироносиц, в нашем селении было освящение вновь выстроенного старообрядческого храма в честь Покрова Пресвятыя Богородицы…  Накануне, 7 апреля, в Смолев [так в тексте – ред.] прибыли «неокружнические» епископы: епископ Даниил (из Давыдова), епископ Иона уральский и саратовский,   и 7 священников из близлежащих приходов…. Строительница храма  М. Р. Елисеева именно подходит к женам мироносицам по своей любви к храму Божию…» (с. 493).

№21

«Дер. Стенинская… (от нашего корреспондента)

1 апреля здесь, под председательством Л. С. Панкратова, состоялось годичное собрание Покровско-Сергиевской старообрядческой общины… Был заслушан финансовый отчет. Доход составил, за покрытием всех расходов, 157 рублей 73 копейки. Было отмечено,, что не все члены общины оплатили членские взносы… Было решено построить для священника новый дом взамен сгоревшей квартиры…» (с. 516).

№22

«Рудня… (от нашего корреспондента)

29 апреля миссионером Кузнецовым здесь была намечена беседа со старообрядцами.  В начале ему противостоял «мало сведущий по полемическим вопросам»  безпоповец из деревни Титовой. Когда на беседу прибыл из деревни Петрушиной начетчик Андрей Старов, «который с вопросами веры хорошо знаком, миссионер Кузнецов ретировался: «Публика запротестовала… бежать постыдно с беседы – крайне некрасиво, народ  собрался из селений, далеких от Рудни» (с. 534).

 

«Деятельница на ниве Божией.

В 1910 году общим собранием Ново-Николаевской (г. Ново-Николаевск – ныне Новосибирск – ред.) старообрядческой общины было постановлено пригласить учителя пения. По настоянию местного священника о. Петра Черемухина было решено обратиться с просьбой к А. И. Морозову, как к отзывчивому на все благое. Ар. Ив. и на этот раз,  с присущим ему расположением, обратил особое внимание на просьбу ново-николаевских старообрядцев. Ему, вероятно, хотелось просветить Сибирь… Совместно с регентом покойным П. В. Цветковым Ар. Ив. предложил в учительницы пения Антонину Савватиевну Архипову.

Антонина Савватиевна Архипова

Здесь на новом месте служения г-же Архиповой пришлось перенести немало неприятностей. Яркий свет ее знания некоторым казался ослепительным, но она от всех нападок осталась несокрушимой. И, благодаря  А. С., в настоящее время в Ново-Николаевской общине пение поставлено на должную высоту… особенно дорого в этом хоре то, что состоящие в нем сознают и понимают, что они поют Божественные песнопения, что оказывает громадное влияние на молящихся... В заключение скажу г. Архиповой: трудись, умножай вверенное тебе Богом знание. Бог не оставит тебя Своею милостью. М. Пинаев» (с. 538-539).  Потомки Антонины Савватиевны и сейчас проживают в городе Ногинске.

 

«г. Богородск (от нашего корреспондента).

«Праздник Живоначальныя Троицы в г. Богородске и Глухове прошел торжественно. Прибывшие священники своим участием в богослужении усугубили  торжество. Провинциальные священники, находясь в нужде, - хорошие служаки и отчасти и проповедники.

 В тот же день храм св. благоверной княгини Анны в Кузнецах посетили крестьяне деревни Степуриной, во главе с Яковом Ивановичем Ситновым и интересовались богослужением. Они – беспоповцы и твердые  в вере старообрядцы. Сестра Якова Ивановича находилась за веру в тюремном заключении до 1905 года» (с. 537).

Храм св. благоверной Анны Кашинской во время строительства

№26

«Путевые заметки.

В деревне Мисцево, Богородского уезда, родине еп. Кирилла одесского, устроен храм во имя рождества Иоанна Крестителя; он нуждается в постоянном священнике, ибо владыка  только временно пребывает на своей родине, для посещения старца, своего отца (91 г.), которого я сподобился увидеть  сидящим за книгой, и, кажется, без очков.  Священник тем более нужен в дер. Мисцево, что еще масса мисцевская  не укрепилась в мире церковном. Отсюда я проехал в дер. Губинскую и осмотрел храм – местопребывание чтимой Казанской Царицы Небесной.  Храм требует ремонта и придела во имя Никиты мученика, которому они празднуют.  Местный священник о. Никола – очень развитой. Пользуясь отдыхом лошадей, я поехал в Губинский скит, где живут 15 инокинь, имея 1 десятину земли, которую следует укрепить за ними; застал я их занимающимися уборкой сена; се у них так чисто, уютно, несмотря на бедность. Инок Иосиф – основатель этой обители, и кто-либо другой должен быть священник, дабы приносилась бескровная жертва Богу. Послушав пение инокинь, руководимое иноком Иосифом, и мелодичный звон, я выехал в Орехово. Арсений Морозов» (с. 638).

№27

«Старообрядцы при Екатерине Великой.

В статье делается вывод, что в части старообрядчества «Екатерининское законодательство было неустойчивым и несовершенным». Предоставленная старообрядцам во время царствования Екатерины Великой некоторая свобода основывалась на «доверии, но доверия  каждую минуту можно было лишиться; все дело зависело от личного расположения, частного воззрения верховной власти».  Приводится такой пример из жизни Преображенского кладбища, центра старообрядцев – беспоповцев: «… однажды И. А. Ковылин (Илья Алексеевич Ковылин – основатель кладбища – ред.) не дал обычного дара какому-то мелкому чину. Последовал донос о незаконных действиях на Преображенском кладбище. Дело дошло до императора Павла Петровича. Он, по своему обычаю, распорядился быстро и сурово: разрушить кладбище, снести все постройки. Кладбище  было спасено пирогом с 10 000 полуимпериалов (75 000 рублей), поднесенным генералу Воейкову, тогдашнему московскому обер-полицмейстеру, на которого было возложено исполнение  Высочайшего приказа. Пирог временно оттянул неминуемое разрушение Преображенского кладбища, а после, вскоре последовавшей кончине императора,  об его приказе вовсе забыли…» (с. 647-649).

Неизвестный художник. Преображенское кладбище в Москве. XIX в.

 

«В память 300-летия Дома Романовых (От нашего корреспондента).

Тимковская старообрядческая община… постановила выстроить  у себя храм в память трехсотлетия царствующего Дома Романовых. Храм будет посвящен во имя преподобного  Михаила Малеина. Разрешение от начальства на постройку храма уже получено.  Закладка совершена 24 июня местным благочинным в сослужении двух священников и диаконов. Священник о. Кузьма Усов сказал на сем торжестве слово о значении храма.  Храм будет деревянный, вместимостью до 200 человек, стиль его – северных церквей поморского типа» (с. 658).

Церковь препод. Михаил Малеина в д. Тимково (фото 1995 года).

№28

«Архиепископ Иоанн.

1-го июня с.г. исполнилось 70 лет со дня рождения глубокочтимого первоиерарха, архиепископа московского  Иоанна.

Высокопреосвященный Иоанн (в мире Иустин Авксентьевич Картушин) происходит из донских казаков, издавна славящихся  большой религиозностью…

В Москве уже давно знали Иустина Авксентьевича как опытного начетчика и подвижника… 1890 году, 21 июля, Иустин Авксентьевич принял иноческое пострижение с именем Иоанн, и 22 сентября того же года поступил в кавказский монастырь…

Архиепископ Иоанн (Картушин) с участниками Собора 1910 года

В девяностых годах прошлого столетия правительство потребовало от наших епископов письменного отречения не именоваться иерархическими именем, что, по канонам церкви, равносильно отречению от сана. Архиепископ московский Савватий под угрозой административного наказания вынужден был подписаться  к отречению. Собор епископов  на основании канонов лишил его кафедры… Предстояло трудное дело – избрание архиепископа… Собор единогласно  (в 1898 году - из текста) избрал инока Иоанна…  9-го августа 1898 года инок Иоанн был рукоположен в епископа, а 16-го октября того же года – в архиепископа московского и всея Руси….

  Правительство потребовало от архиепископа Иоанна,  так же, как и прежде от архиепископа Савватия, письменного отречения от сана. Архиепископ Иоанн, зная каноны Церкви и помня печальный случай со своим предшественником, отказался дать подписку в желательном для правительства смысле и лишь расписался не именоваться «московским и всея Руси», а только старообрядческим епископом. Правительство не удовлетворилось  такой подпиской, и архиепископ был административно выслан из Москвы в Тулу под надзор полиции. По окончании срока надзора, в августе 1903 года, ему было предложено избрать место жительства  вне Москвы и Московской губернии, архиепископ  избрал  местечко Дулево, Владимирской губернии. В феврале 1905 года по распоряжению М. В. Святополк-Мирского архиепископу разрешено жить где угодно, не исключая и столицы…

Несмотря на свои преклонные лета, высокопреосвященнейший Иоанн неутомимо трудится по управлению своей обширной архиепископии…,   находит время следить и за современной жизнью….» (с. 682-683).

№32

«Старообрядческий Манчестер».

Иваново, Орехово-Зуево, Глухово  часто сопоставляли с английским текстильным центром – Манчестером.  В статье «Старообрядческий Манчестер» рассказывается о другом текстильном центре России – Клинцах, тогда в  Черниговской губернии, сейчас – в Брянской области. В статье подробно рассказывается о современном производстве, поется настоящий гимн машине и не только… Приведем несколько заключительных строк: «… В Клинцах и его фабричном районе – нет пролетариата! Рабочих сколько угодно, но пролетариата  нет!..

Рабочий понимается и звучит здесь совершенно иначе… Рабочие здесь звание не менее почетное, чем фабрикант. Работодатель и рабочий – люди одной старообрядческой общины, ее преданий, устоев, привычек, как нравственных, так и религиозных. Под взаимодействием этих исторически сложившихся и веками окрепших сил рабочий и хозяин представляют  здесь органическое целое, нечто неразрывное, одну семью.

Хозяин и рабочий – члены одной и той же  религиозной общины и одинаково льнут к интересам ее. Они связаны были традициями и поддерживают их совместными усилиями.

Вот поэтому-то здесь нет места интернационалу. Поэтому-то здесь нет места  бредням о кисельном социалистическом благополучии. Каждый держит  тут свою синицу в руках и не имеет свободной минуты считать журавлей в небе» (с. 772 – 774).

 

«Петрушино (от нашего корреспондента).

«Во вторник, 10 июля сего года, в дер. Петрушино Богородского уезда… Кириллом, епископом одесским, в сослужении священников: о. Андрея из д. Селиванихи и о. Ульяния из д. Шувой и диакона Рогожского кладбища Иоанна Хрусталева и двух хоров певчих-любителей, из д. Селиванихи под управлением Николая Миронова и д. Петрушиной, под управлением И. П. Гаврилова, было совершено церковное торжество- поднятие крестов и колоколов на новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы… многие от радости плакали. Да как было и не плакать, когда прежде за святые кресты и за звон в колокола… старообрядцы были гонимы и наказуемы….»  (с. 780).

№33

«Д. Куровская, Московской губернии (от нашего корреспондента).

«При фабрике товарищества мануфактур С. Г. и В. Балашовы Сыновья, в д. Куровской, Богородского уезда, Московской губернии, имеется фабричный храм во имя Преображения Господня. При храме до 1902 года не существовало хорового пения, пели на клиросах любители-прихожане и два наемных профессиональных уставщиков. Из числа прихожан многие знали крюковое пение, но исполнялось оно без всякого искусства… Александр Сергеевич Балашов был весьма недоволен неблагозвучным пением. Он немедленно принял меры к улучшению пения. Для этой цели был вызван из Москвы бывший голосовщик Рогожского кладбища Абрам Ефимович Балашов. .. От первой хоровой службы 8 июля 1902 года на праздник Казанской Пресвятой Богородицы вот уже исполнилось 10 лет. Все участвующие в хору, во главе с настоятелем храма священноиереем Кононом Ермиловичем Мелехиным, который при этом храме служит более десяти лет, и попечителем и руководителем хора Ефимом Григорьевичем Лебедевым, желая ознаменовать день десятилетнего юбилея, помолившись и поблагодарив Бога и Царицу Небесную за дарованную им милость и успехи в деле процветания пения, сфотографировались на прилагаемом здесь снимке» (с. 806).

Старообрядческий хор при фабрике Балашовых в д. Куровской

 

 «Среди единоверцев.

На днях А. И. Морозов получил из г. Новозыбкова Черниговской губернии от одной из прихожанок единоверческой церкви письмо. Письмо это ярко рисует то недовольство, какое в них производит вмешательство в их духовную жизнь епископом господствующего исповедания:

«Здешних единоверцев теперь очень волнует то обстоятельство, что черниговский епископ нарушил их права в отношении выбора священников, и уже в одну из единоверческих церквей поставил священника против воли и желания прихожан. Они теперь волнуются, подали жалобу в синод. Надеются, что старообрядцы их поддержат хотя бы в печати» (с. 807).

№34

«Пугают антихристом.

Начинается уловление старообрядцев-избирателей для выборов членов 4-й Государственной Думы. Повторяется прежняя история, разыгравшаяся пред выборами в первые три Гос. Думы, но с значительной разницей. На старообрядцев больше всех наседали существующие правые партии, так называемые «союзники». Они завлекали к себе старообрядцев обещаниями полной религиозной свободы и других благополучий. Обещания эти оказались ложью и обманом.  Теперь на фальшивых обещаниях не провести старообрядцев-избирателей… Старообрядцы хорошо понимают, как их вера уважалась и уважается господствующей церковью. Еще ни один атеист не срывал с их храмов креста Христова, а представители господствующей церкви это делали. Ни один безбожный разбойник не разрывал старообрядческих могил и не сжигал тел старообрядческих покойников, а «православный» архимандрит-миссионер это делал…» (с. 817).

№35

«Из Богородского уезда (от нашего корреспондента).

В нашем уезде с большими трудами прививается просвещение. Старообрядческий учитель в д. Коровино до сих пор не получил инспекторского разрешения. Среди старообрядцев заметно тяготение к устройству при своих храмах церковно-приходских школ. Об одной школе уже подано заявление, но тоже никакого результата еще нет... В д. Рахмановой земская школа переполнена.  Здесь живут, в большинстве, старообрядцы, последователи еп. Даниила. Почему бы им не открыть свою школу. Ведь есть у них и деньги на духовные цели. И крестьяне отвели бы охотно место под церковь-школу.  Местный фабрикант И. И Вшивкин тоже мог бы пойти на помощь этому святому делу. Он человек бездетный, отзывчивый. Нужно только серьезнее взяться за дело просвещений» (с. 853).

 

«Богородск  (от нашего корреспондента).

На днях, к старосте храма св. прор. Захария было прислано пожелание, чтобы в означенном храме был произведен сбор в пользу приюта для прокаженных в Петербурге, находящегося под покровительством Ея Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны. Церковный староста откликнулся и сделал два сбора… Деньги препровождены в Петербург» (с. 854).

Беляев В. А. Старообрядческая церковь св. пророка Захарии  в Богородске. 1992 г. Картон, м.

№37

«Г. Богородск.

В память 100-летия Отечественной войны 25 августа были совершены заупокойная литургия и панихида об убиенных на брани. В воскресенье, 26-го, после поздней литургии совершен крестный ход и на площадке у главной конторы (Б.-Гл. мануфактуры – ред.) отслужен молебен Царице Небесной пред иконой, именуемой «Одигитрии Смоленской» (с. 897).

 

Д. Коровино, Богородского уезда (от нашего корреспондента).

В открывающемся в дер. Коровиной… классном министерства народного просвещения училище для детей старообрядцев было предложено преподавать церковное пение в числе прочих обязательных предметов. Со стороны местного инспектора народных училищ последовало на это указание, что церковное пение в министерских училищах, открываемых старообрядцами, может иметь место лишь во внеучебные часы.  В виду такого указания г. инспектора А. И. Морозов обратился к нему со следующим письмом:

«Господину инспектору народных училищ 6-го участка Московской губернии…  По убеждению старообрядцев, церковное пение составляет неотъемлемую часть Закона Божия, ибо пение сопровождает богослужение. Считая неважным пение, можно дойти и до признания неважным самого богослужения, … старообрядцы вправе рассчитывать, что в открываемых и содержимых ими на свой счет училищах,  преподавание будет поставлено так, как они, по своей совести и по традициям, от предков перешедших, признают нужным, т. е. так, чтобы из их училищ не выходили безбожники и революционеры… Августа 22 дня 1912 года.  Почетный председатель Коровинской старообрядческой общины Арсений Морозов» (с. 897).

№39

Обзор печати.

О записке 1905 года гр. С. Ю. Витте «о современном положении православной церкви»: «… Записка Витте указывала и на другие вопиющие недостатки церковной жизни. Она констатировала упадок прихода, который когда-то представлял «Живую и деятельную единицу», а теперь от  этой живой общины осталось только имя, и рекомендовала вернуть приходу отнятые от него права на участие в церковном хозяйстве и выборе притча, как единственное средство поднять приходскую жизнь…» (с. 936).

№42

По поводу послания архиепископа Антония волынского.

В марте  текущего года архиепископ господствующей церкви Антоний волынский обратился «ко всем старообрядцам» с посланием, в котором призывал их в свою церковь… Какой эффект произвело «Послание» на мыслящих старообрядцев, показывает «открытое письмо» старообрядца А. Морозова, высокопреосвященному Антонию, помещенное в нескольких органах печати.

Старообрядец А. Морозов шаг за шагом разбирает «Окружное послание» архиепископа Антония и немало горьких слез срывается с его пера… В заключение, останавливаясь на рисуемой «Посланием» картине единения церкви с старообрядчеством, и «новом Успенском соборе», А. Морозов пишет: «Если это  искреннее излияние сердца, а не красивые только слова, то кто же мешает вам начать теперь же воздвигнуть этот «Успенский собор», объявить для всех, а не только для единоверцев, свободу выбора старого обряда, объявить беззаконными и, как таковые, уничтожить злосчастные клятвы соборов 1656-1667 годов на употребляющих старые обряды, восстановить соборность, патриаршество и канонический строй ы церкви от верха до низа, и не порицать нашего священства – и тогда, я думаю, не нужно будет писать посланий и увещаний, так как все второстепенные недоразумения разрешаться легко и сами собою: всеисцеляющее время и братская любовь довершат  дело мира во славу Бога и Его Церкви» (с. 1006-1008).

№43

«О старообрядческих школах.

По поводу заметки в одном из периодических изданий печати, где сказано относительно закрытия 16 церковно-приходских школ по недостатку средств к их содержанию. Покойный Государь Александр III желал, чтобы открывались церковно-приходские школы собственно при церквах, не требуя вознаграждения по долгу своего пастырства должен был обучать церковно-славянскому чтению, пению и письму. И старообрядцы, имея таковые у своих начетчиков и начетчиц в свое время до закрытия их школ правительством, принесли не малую пользу всеобщему обучению и странно, почему в настоящее время до сих пор преследуются таковые школы, почему не разрешают открывать их явочным порядком, во избежание мытарств, как просветительских, так и административных. Школы грамоты дали нам Тимофея Саввича Морозова, Ивана Захаровича и прочих видных старообрядцев, оказавших большую услугу отечеству. Арсений Морозов» (с. 1020).

№44

«Непонятный запрет.

Сообщая о новооткрытом училище в д. Коровиной (№39 журнала), я упомянул о желании единственного в деревне принадлежащего к господствующей церкви жителя, по ремеслу сапожника, поместить своих детей в это училище. На поданное по этому поводу прошение инспектору народных училищ Московской губернии последовал такой ответ.

(На бланке Инспектора народных училищ Московской губернии 6 участка. Сентября 14 дня 1912 г. №564).

«Г. управляющий московским учебным округом предложением от 3 марта сего года за №7917 разрешил открыть в деревне Коровиной Богородского уезда, одноклассное министерское училище для обучения детей старообрядцев обоего пола, при условии, чтобы в это училище принимались исключительно дети старообрядцев, а потому просьба о принятии в оное училище детей православных Александра, Анастасии и Ольги Давыдовых не может быть удовлетворена, о чем имею честь сообщить вам, милостивый государь, в ответ на ваше заключение, изложенное от 12 сентября на прошении Ивана Давыдова. Инспектор М.». К чему это ограничение? Как будто бы старообрядцы другие люди. Во всяком случае, в удовлетворении прошения г. Давыдова пользы было бы больше для веры.  Арсений Морозов» (с. 1069).

№41

«Д. Рахманово Московской губернии (от нашего корреспондента).

На днях пришлось посетить дер. Рахманово, сыгравшую роль в деле раздора и разделения старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, причем посетил кельи. Если бы все, проживающие в них соединились, то образовалась бы целая обитель. Но, что очень жаль, от тяготеющих к единению отверглись другие,  и принадлежат к иовскому, даниловскому и заваловскому толкам, конечно,  приемля известную мзду от своих покровителей, а тяготеющие к миру заброшены и с терпением переносят тяжкую долю. Не мешало бы и высшему старообрядческому духовенству посетить дер. Рахманово. Настолько ослабла здесь паства, что не заботится о молитвенном помещении, между тем у келейниц нашлось бы хорошее место для молитвы. Наши обители поражают чистотой и трудом. Приехав, я застал инокиню Ираиду за работой на швейной машине, на столе лежали творения св. Феодора Студита. Без сомнения, таковым следует помочь» (с. 1115).

№47

«Как смотрели наши предки на покорение Константинополя и Софийского храма турками.

Арс. Ив. Морозовым отправлено следующее письмо, обращенное к прокурору синода В. К. Саблеру:

Ваше превосходительство, Владимир Карлович!

Судя по газетным известиям, Константинополь будет взят славянами и, по всей вероятности, одним из условий мира будет поставлено – восстановление храма св. Софии.

Посему было бы весьма желательно, чтобы всероссийский правительствующий синод, в виду предстоящего восстановления патриаршества на Руси, принял все меры к восстановлению Софийского храма в духе древнем, взяв за образец древнюю византийскую иконопись, а не итальянскую живопись. В России, вероятно, много найдется древних икон, кои могли бы служить основанием для восстановления древней живописи Софийского храма.

С истинным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга Арсений Морозов. Ноябрь, 1 дня, 1912 г.»  (с. 1125).

№48

«Перечень зарегистрированных старообрядческих общин.

  1. -3 апреля 1912 года определением московского губернского правления – улитинская старообрядческая община храма Рождества Богородицы» (с.1163).

№49

«Архипастырский  ответ.

Известный старообрядческий деятель, А. И. Морозов, обратился недавно к г. председателю совета министров с просьбой, в которой выразил уверенность, что «родное русское правительство не откажет уделить старообрядцам из сумм, ассигнованных на церковно-приходские школы, нужные средства на учреждение ими собственных церковно-приходских школ». Неизвестно, что ответит правительство на это ходатайство Арсения Ивановича. Но на него поспешил ответить в миссионерской газете «Колокол» (№1989) постоянный член синода епископ Никон… Ответ озаглавлен в «Колоколе»: «Раскольничьи притязания»: «… при патриархе Никоне церковь только восстановила древнейшие обряды, а новых не вводила, следовательно, она-то и держит настоящие «старые» обряды, раскольников же можно по снисхождению именовать новообрядцами и уж никак старообрядцами. Решительно без всякого основания новейшее законодательство, - не церковное, а государственное, - присвоило им наименование «старообрядцев», что только дало им повод называть нас, истинных блюстителей настоящего старого обряда, «новообрядцами». И все эти самозванные «старообрядцы», добившиеся признания светскою властью, помимо церковного собора, названия старообрядцев, теперь добиваются того, чтобы та же мирская власть явочным порядком, так сказать, признала их и равноправие с православною церковью перед государством».  И дальше: «Известный покровитель раскола в Богородском уезде Моск. Губ. – продолжает синодальный владыка, - Арсений Морозов, не брезгующий подписываться данным ему чином «мануфактур-советника», обратился к г. председателю совета министров… Руки прочь, господа мануфактур-советники. Довольно с вас и того, что дана вам свобода иметь свои школы, чтобы держать крепче своих детей во мраке ваших темных мудрствований по преданиям протопопа Аввакума и других расколовождей, а вы еще притязаете на церковные школы, чтобы урвать от них вашим горе-школам: не бывать тому, пока у нашего правительства не затемнился здравый разум и не помутилась совесть» (с. 1173-1176).

№50

«Освящение храма (от нашего корреспондента).

26-го ноября в деревне Тимковой Буньковской волости Богородского уезда совершено было освящение храма во имя преподобного Михаила Малеина, в память 300-летия Дома Романовых, владыкой, архиепископом Иоанном в сослужении 6 священников… при пении певцов богородского и глуховского храмов, в числе 50 человек… Храм построен на земле общины, стиля северных церквей, деревянный лес на постройку храма уступлен казной. При храме предполагается устройство училища. Храм построен по проекту гражданского инженера И. И. Струкова…» (с. 1209).

№51

«Г. Богородск… (от нашего корреспондента).

Проездом через Москву епископ петроградский и тверской Геронтий посетил г. Богородск, где в храмовый праздник в местном старообрядческом храме совершил накануне всенощную, а в самый праздник Божественную литургию, в сослужении двух священников и двух диаконов. Всенощная была пропета первым отделением морозовского хора. Особенно замечательно были спеты: «Посла был архангел Гавриил», антифоны и святилен.  Литургию пел местный любительский хор, помещаясь на хорах, и также исполнением своим понравился владыке. По окончании литургии владыкой сказано было слово о современных недугах общества. Слово это прослезило многих, неисключая и молодежи» (с. 1233).

№52

«Д. Андронова, Богородского уезда (от нашего корреспондента).

Здешние крестьяне, именующие себя противообщинниками, на днях производили выборы себе иерея, вместо умершего Петра. Избран крестьянин соседней деревни, - и только благодаря шести лицам прошел. Он и раньше намечался в кандидаты, но почему-то священно-инок Игнатий, ныне умерший, отказал ему в священстве. Конечно, поставление его произведет смущение некоторое, но темнота все-таки возьмет верх, и избранный будет громить немыслящих с ним одинаково эпитетами, свойственными раздорствующим пастырям. Если бы андроновские прихожане были по-дальновиднее, то должны бы избрать развитого пастыря, который бы мог быть и законоучителем в местном училище. Это было бы несравненно полезнее, чем приглашать на сие из соседних приходов. А то теперь уже и никонианцы преподают старообрядцам Закон Божий, за неимением своих достойных» (с. 1261).  

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы