О преодолении раскола
из дневниковых записей епископа Порфирия (Успенского)*.
Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии Порфирий (в миру: Константин Александрович Успенский) (1804 – 1885) – инициатор и организатор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1854). Круг духовных и научных интересов его обширен: «востоковед, археолог, этнограф, текстолог, палеограф, византинист, славист, историк, искусство вед, энциклопедист, источниковед, доктор эллинской словесности и богослов».**
Портрет епископа
«1864 год.
20 [апреля]. СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. В три часа по полудни я виделся с министром [внутренних дел ] Валуевым в тереме фрейлины Эйлер и высказал ему, что и что надобно сделать для воссоединения раскольников с нами. Записываю это словоговорение свое.
«Раскол есть оппозиция нашему правительству, вмешивающемуся в дела церкви, нарушающему вселенский устав её и стесняющему свободу её. Церковь есть царство не от мира сего, царство Божие, царство истины и добра. Она основана Богочеловеком Христом и его апостолами, а не царями и не министрами их. Она имеет свою конституцию, по-русски сказать, свой устав; и её свобода есть дар Господа, освободившего всех человеков. Цари, министры, вельможи, простолюдины могут быть членами её; но они не властны ни отменять, ни изменять её догматы, обряды, законы или правила. Посягните на отмену или на изменение их, вы произведете раскол. А соблюдите их в целости, в точности, вы не увидите раскольников; они примкнут к целой и неповрежденной церкви Божией.
В нашей церкви, как и в общинах старообрядцев, догматы и богослужебные обряды одни и те же, но вселенский устав её частию отменен, частию изменен. А это и отклонило и отклоняет от нас раскольников.
По этому уставу у нас должен быть один верховный пастыреначальник со священным синодом при нем. Он-то и есть исполнительная власть в церкви, а не государь; по его синодальной грамоте воронежский Макарий объявляется святым, а не по указу императора, который властен производить кого надобно в чин полковника, генерала, фельдмаршала, но не властен провозгласить меня, другого святым. Возобновим сей устав, тогда к нам примкнут раскольники...
По уставу вселенской церкви, христиане в городах и селах избирают из наилучшей среды своей священников, диаконов и чтецов-певцов, уже пожилых, имеющих свои домы и свое хозяйство и давно пристроивших детей своих. Этот устав нарушен у нас. Восстановим его, тогда к нам примкнут раскольники, избирающие себе причт из среды своей…
Задача христианской церкви есть не только распространение и сохранение истинной веры и доброй нравственности в членах её, но и уменьшение у них нищеты и соединенных с нею бедствий и пороков. Посему значительная часть церковных доходов должна быть отделяема не на содержание духовенства и его семинарий, как несправедливо заведено у нас, а на снабжение бедных, неимущих, потерпевших неповинное страдание. Будем выполнять эту благодетельную задачу, тогда раскольники поймут, что наша церковь есть церковь благодатная, благодетельная, и пойдут в ограду её с тем, чтобы не возвращаться оттуда на попятный двор».
Монастырь св. Екатерины, литография по рисунку еп. Порфирия.
* Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. Т. VIII. Часть 1861 года и года 1862, 1863, 1864, 1865-1878, 1878-1884 и 1885. – СПб. 1902. С. 61-63.
** Герцман Е. Е. Порфирий Успенский: творческая биография и научное наследие. Диссертация: http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/porfirij-uspenskij-tvorcheskaja-biografija-i-nauchnoe-nasledie.html (Дата посещения 02. 03. 2020).
Иллюстрации – Википедия.
Поделитесь с друзьями