Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
25 мая 2020 года

От редакции:

На сайте «Самарское старообрядчество» (Самстар) появилась статья известной исследовательницы старообрядчества В. Н. Анисимовой, посвященная Владимиру Евсеевичу Макарову. Хорошо известно, что В. Е. Макаров  перед  Первой Мировой войной был активным членом Богородско-Глуховской старообрядческой общины, работал в Глухове учителем фабричного училища. Мы почти ничего не знаем о его педагогической деятельности, еще меньше о его дальнейшей  судьбе. Тем дороже для нас исследование Веры Николаевны, которое мы публикуем с ее разрешения (правда – с небольшим сокращением).

 

Наш Макаров….

Еще одна страница истории Богородского старообрядчества.

В.Н. Анисимова

Владимир Евсеевич Макаров - известный в начале XX века старообрядческий деятель, начетчик, публицист, историк, автор книг и многочисленных статей в старообрядческой периодике. Попытаемся в данной публикации собрать сведения, найденные по крупицам в изданных и архивных материалах и позволившие хоть частично восстановить его биографию.

Владимир Евсеевич родился в Вольске (Саратовской губ.) в 1881 году. Эта дата известна из заявления от 18 мая 1908 г. совету Богородской старообрядческой общины храма Святителя  Николы о желании вступить в нее: «Владимира Евсеева Макарова, 27 лет, с женою и сыном» (ЦИАМ, Ф.54, оп.104, д.22, л.108). О жене В. Е. ничего неизвестно, а сына, вероятно, звали Евфимием, т.к. среди учеников первого класса Московского учительского старообрядческого института в записной книжке Ф.Е. Мельникова (РГБ, ОР, Ф.164, к.18, №45, 1915-1916 гг.) значатся «Бриллиантов Валент. и Макаров Евф».

Из следующего текста («Старообрядческая мысль», 1915, №1, с.71) узнаем, что на годичном общем собрании членов Вольской старообрядческой  Христорождественской общины было решено устроить при общине школу, а также были выбраны новые члены совета. Среди них есть Е. Е. Макаров (он же церковный староста). Предполагаем, что это отец В. Е. Макарова. О родном брате В.Е. – Иване Евсеевиче – сообщалось в том же журнале в 1916 г. («Старообрядческая мысль», 1916, №4, с.284; cм. Приложение к данной статье – В.А.).

В 1905 году вышла из печати книга старообрядца, по происхождению, Ивана Васильевича Жилкина «Старообрядцы на Волге» (издание В. К. Самсонова, Саратов, 1905 г.). Редкая эта книга дает возможность прочесть новые страницы жизни В.Е. Макарова и узнать кое-что о Владимире-юноше:

«Не очень давно в Вольском реальном училище одним из первых кончил курс старообрядец-австриец (так часто называли старообрядцев-поповцев Рогожского кладбища)  Владимир Макаров. Он пожелал остаться в старообрядчестве и чем-нибудь послужить ему. Для него нашлось превосходное дело: он теперь учителем в Нижегородском старообрядческом училище, основанном купцом Бугровым, и получает жалованье 100 рублей в месяц. При встрече с ним я долго всматривался в его умное, симпатичное и застенчивое лицо и не удержался, спросил: « А скоро вы будете епископом?» Он сконфузился и махнул рукой: «Какой я епископ…» Но, несомненно, если он пожелает, то будет епископом очень скоро».

Интересное замечание, говорящее о больших способностях  В.Е. Однако, как показала жизнь, епископом В. Е. Макаров не стал. Но стал священником, и в очень тяжелое время…

Владимир Евсеевич Макаров. На обороте: Федору Ефимовичу Мельникову на добрую память от В.Е. Макарова  20 сентября 1907 года Москва (ОР РГБ, Ф.164, ор, к.33, ед.хр.22)

Видимо, из Нижнего Новгорода Макаров оказался в Богородске, где служил преподавателем фабричного училища Богородско-Глуховской мануфактуры. В мае 1913-го года он был избран в Совет Богородско-Глуховской старообрядческой общины (ЦИАМ. Ф. 54, оп. 104, д.23, л. 524). К этому времени  он  уже автор нескольких книг:

Старообрядчество, его смысл и значение. – М. Типо-лит. И.М. Машистова. 1908.  39 с. Это текст «публичной лекции, прочитанной старообрядцем В.Е. Макаровым 20 января 1908 года в Москве, в помещении 1-го общества торговых служащих».

Очерк истории старообрядчества от Никона до наших дней. – М. Типо-лит. И.М. Машистова, 1911.

Очерк истории Рогожского кладбища в Москве (К 140-летию его существования: 1771-1911 гг.)». – М. Типо-лит. И.М. Машистова. 1911. Заметим, что это, наверное, одна из самых популярных кратких историй главного центра старообрядцев-поповцев.

Известен Владимир Евсеевич и как активный деятель Всероссийских старообрядческих съездов. Он участвовал в 1903 году в Нижнем Новгороде в работе 4-го Всероссийского съезда старообрядцев - первого, разрешенного правительством. Так же был участником 5-го съезда старообрядцев в 1904 году и, по-видимому, большинства последующих съездов.

Фрагмент фото участников 4-го Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде (1903 год). Макаров в учительской  или студенческой форме (к сожалению, мы пока не знаем, был ли он студентом, а если был, то какого учебного заведения).

Фрагмент фото участников 5-го съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде (1904 год). Макаров в светлом костюме.

Но наибольшую известность В.Е. Макаров получил как один их редакторов-издателей (с 1910 г.) журнала «Старообрядческая мысль». Интересно, что живя в  Глухове или в Богородске, который иногда  указывался как местоположение редакции, В.Е. не порывает связей с малой родиной, проводя лето там. Так, в журнале №6 за 1911 год имеется вклейка: «Редактор «Старообрядческой Мысли» просит впредь до 10-го августа с.г. направлять все, что касается дел редакции, по адресу: Вольск, Саратовской губ., Камышинская ул., В.Е. Макарову. Адрес конторы журнала прежний: Егорьевск, Рязанской губ, Н.Д. Зенину».

В. Е.Макаров участвовал в Первой мировой войне. Подробных сведений об этом нет, но вот что удалось найти. В «Старообрядческой мысли» (1916, №7-8, с.509) помещена краткая заметка с фотографией «Наши руководители на фронте». Сообщается, что в мае этого года при отъезде с фронта «по делам службы в один из ближайших тыловых центров» там случайно встретились руководитель и владелец книгоиздательства «Знаменное пение» Л. Ф. Калашников, издатель журнала «Старообрядческая мысль» В. Е. Макаров, редактор журнала «Слово Церкви» Н. И. Уфимцев и Н. Д. Зенин. Встреча была, видимо, все же не совсем случайная…

Наши руководители на фронте (Старообрядческая мысль, 1916, №7-8, с.509)

Журнал «Слово Церкви» в одном из последних своих номеров этого года (1916, №48, с. 964) помещает материал о военном священнике о. Андрее Попове и сопровождавшем его псаломщике В. Е. Макарове:

«С 22-го сентября по 6-е октября старообрядческий священник армий Западного фронта о. Андрей Попов был командирован с псаломщиком В.Е. Макаровым для объезда госпиталей и лазаретов с целью удовлетворения духовных нужд, религиозного утешения и исполнения треб для раненых и больных воинов-старообрядцев. На этот раз о. Андрей проехал… около 1000 верст. Посещено было 89 госпиталей и лазаретов как военных, так и общественных и частных… Ни один госпиталь и лазарет, даже с самыми тяжелыми заразными больными, не был обойден. Нельзя и описать той радости, а часто и слез благодарности, с которыми всюду встречали священника больные и раненые воины – наши братья по вере, а также и других согласий, из которых большинство тоже просили священника совершить над ними все, что нужно для примирения их совести с Богом. «Какими судьбами Бог Вас привел сюда» - говорили некоторые. – «А мы думали, что нас все забыли, да и не знали, что есть наши священники в армии». Вообще нужда в объезде нашими священниками войсковых частей, а особенно госпиталей и лазаретов такова, что если усердно исполнять свои обязанности, то не только двух священников на каждый фронт, но и десяти едва достаточно. Отношение военных властей, врачебного персонала и проч. к нашему священнику было всюду самое внимательное и предупредительное… Очень часто воины-старообрядцы не знают о нахождении в армии наших священников, пусть каждый сообщит из дома своим близким в армию, что на каждом фронте, т.е. на Северном, Западном, Юго-западном и Кавказском, а также в Кронштадте и Севастополе есть наши военные священники. И, если кому понадобится, тот может обращаться к своему начальству (по команде) о вызове таковых. На каждом фронте они причислены к штабу главного начальника снабжений армий фронта». (Текст цитируется  с небольшими сокращениями. – В.А.).

Некоторые подробности о прохождении воинской службы В. Е. Макарова узнаем и из интернет-публикации Елены Александровны Агеевой «Московские старообрядцы в Первую мировую войну», опубликованной в 2017 г. Она приводит сообщение Макарова уже 1917-го года: «10-го января 1917-го года по 3-й армии, в состав которой входит управление интенданта, в коем я состою делопроизводителем, отдан приказ не понуждать старообрядцев брить бороды, со ссылкой на ходатайство Ваше и владыки Александра. С нами, видимо, все-таки считаются!» (РГБ. Ф. 246. К. 186. Ед. 4, л. 28).

О послереволюционной судьбе В.Е., ставшего священником, приведены сведения в журнале «Во время оно» (№6 за 2012 год. с.165-166) в материалах к биографии епископа Климента (Логвинова), подготовленных к публикации В. В.  Боченковым. Цитируемое там письмо епископа Андрея (Ухтомского) епископу Клименту от 7 октября 1925 г. начиналось так: «За М.С.О., Г.И.Х.С.Б.П.Н., а.» (За молитв святых отец, Господи Исусе Христе, сыне Божии, помилуй нас, аминь). А заканчивалось словами: «Прошу Вас, святитель Христов, повидайтесь с вольским отцом Владимиром Макаровым. Он мне пишет святые письма и о Вас…»

Обращает на себя внимание уже сам факт переписки служащего в Вольске  о. Владимира Макарова с знаменитым епископом Андреем (Ухтомским). В одном из примечаний в этой статье читаем:

«Владимир Евсеевич Макаров… – публицист, участвовавший в издании журнала „Старообрядческая мысль”», автор многочисленных статей в старообрядческой периодике, активный деятель Всероссийских съездов старообрядцев. В начале 1920-х годов епископом Иоанникием (Исаичевым) Саратовским и Астраханским рукоположен в священника, служил в Вольске. Судьба его в 1930-40-е гг. не прослеживается, в 1950-х проживал в г. Енакиево Донецкой области, не служил».        

Старообрядческий священник о. Андрей Попов с псаломщиком В. Е.Макаровым ("Слово Церкви", 1916, №48, с. 964)

Низко кланяюсь и благодарю Виктора Вячеславовича Боченкова за весь материал и особенно за комментарий. Благодаря сведениям о последнем месте жительства В. Е. удалось узнать, когда точно он скончался. Для этого пришлось неоднократно обращаться в ЗАГС Енакиевского городского отдела юстиции Донецкой области и убеждать в необходимости для истории РПСЦ знать дату смерти В.Е. Макарова. Наконец, был получен ответ: «Сообщаем, что г-н Макаров Владимир Евсеевич умер 12.04.1958, его смерть зарегистрирована отделом государственной регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы Енакиевского городского управления юстиции в Донецкой области. Все остальные сведения об умершем, которые являются конфиденциальными, вы можете получить на основании решения суда».

Приложение:

В фондах РГВИА есть личное дело брата В.Е. Макарова Ивана Евсеевича (Ф. 409, п/с 61-150, 1917 г.). Составлено 30 Мая 1917 года:

 Макаров И.Е., родной брат Макарова В.Е. (Старообрядческая Мысль, 1916, №4, с.284)

«Прапорщик 150 пехотного запасного полка Иван Евсеевич Макаров. Начальник саперной команды. Родился 1893 года Июня 20. Из мещан Саратовской губернии. Православного вероисповедания. Выдержал испытание при Вольском реальном училище на вольноопределяющегося 2-го разряда. Окончил курс 3-й Саратовской  школы прапорщиков. Зачислен в списки школы 1915-го декабря 18-го. Произведен в прапорщики с назначением на службу в 150 пехотный запасной батальон 1916-го марта 16-го  младшим офицером. Батальон переформирован в 150-й пехотный запасной  полк 16-го апреля 1916-го. Назначен начальником саперной команды 1917-го января 13-го». Аттестация. Начальник команды постепенного наполнения 4-го саперного запасного батальона прапорщик Макаров выказал полное знание и понимание тех высоких обязанностей, кои на него возложены как на начальника команды. Отношение к делу у него самое серьезное и добросовестное. Воспитание и обучение своих подчиненных он ведет умело и со строгой последовательностью. Характер имеет твердый и настойчивый. Умственно и физически – человек вполне развитой. Своей же нравственностью и поведением вполне поддерживает честь носимого им высокого звания офицера. Вообще офицер очень хороший. Подписи командира батальона и мнение начальников: «согласен». О дальнейшей судьбе брата Владимира Евсеевича ничего неизвестно.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы