Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
02 октября 2019 года

Морозовский зимний театр

Е. Маслов

Бирюкова А. А. Морозовский зимний театр. – Орехово-Зуево. 2019. 283 с.: ил.

А. А. Бирюкова представляет свою книгу многолюдному собранию в библиотечном зале Морозовского Зимнего Театра (22 сентября 2019 г.)

А. А. Бирюкова представляет свою книгу многолюдному собранию в библиотечном зале Морозовского Зимнего Театра (22 сентября 2019 г.) Фото В. Орехова

Написать об этой книге кратко, уложившись в обычный наш регламент отзыва о той или иной книге, невозможно. Ни в коей мере не будет преувеличением, что почти каждая ее страница раскрывает чрезвычайно интересные и, как мне кажется, не потерявшие актуальность сегодня явления культурной жизни нашей страны...

Посмотрите оглавление книги, уже в нем прослеживается напряженный характер поиска Народным театром своего лица. Именно на первые годы советского времени приходится во многом спорное, но романтическое, как мне кажется, время в жизни театра.  Шло становление Рабочего театра: «… театра исканий новых форм и настроений «в ритме революции», театр новых молодых актеров-рабочих» (с. 100).

По мысли Саввы Тимофеевича Морозова Народный театр рассчитывал на творческое единение с МХТ. И такое многолетнее единение, правда – с перерывами, давало свои плоды. Автор приводит слова В. И. Немировича-Данченко, в которых он называл Народный театр «шестой студией МХТ».

С первых же дней после открытия Зимнего театра делалась ставка на создание  именно Рабочего театра и в составе первых самодеятельных коллективов были рабочие, только со временем стали «подтягиваться», как говорится, служащие. Репертуар  прошлых лет, в котором разыгрывались коллизии из дворянской и мещанской жизни, не интересной и, по правде сказать, ненавистной молодому рабочему поколению, не устраивал ни, собственно, народ пролетарского Орехово-Зуева, ни власть. Нужны были пьесы  «с  пролетарской идеологией…» Автор пишет: «Тогда считали, что старый театр умер, а ему на смену пришел новый, революционный театр».

Активная антирелигиозная, подчеркнем – молодежная, деятельность того времени разворачивалась и в стенах Народного театра. Автор рассказывает о праздновании в стенах театра комсомольского Рождества:  «… группа комсомольцев поет комсомольское рождество. Прибывают новые группы молодежи. Движение усиливается… Все сливается в общую гармонию протеста… ленивый звон колоколов на морозе  заглушался порывом песен, здорового веселого смеха молодежи, выходящей шумною гурьбою со своей комсомольской капеллой из рабочего театра». Таково было веяние времени. Когда я спросил уже довольно пожилую женщину: «Как же вы пошли на танцплощадку на месте кладбища у Тихвинской церкви в Ногинске  - тогда еще Богородске?», она ответила: «Танцевать хотелось,  и красные косыночки нам очень были к лицу».

Многие «изыски» того времени театром были со временем преодолены. Но,  несомненно одно – на протяжении многих лет театр оставался, во всяком случае - стремился оставаться, именно народным, рабочим, что соответствовало, конечно, атмосфере пролетарского города.

Нельзя не процитировать следующее описание автором методов работы артистов Рабочего театра: «… И вот в эти казармы пошли актеры. Каждая казарма поручалась группе артистов во главе со старшим… Актеры внутри группы распределяли между собой коридоры, и каждый в своем «отсеке» вел беседы, проводил чтение пьес, обсуждение спектаклей, информацию о событиях, выступал как исполнитель… К отдельным рабочим семьям тоже подкреплялся актер или актриса. Они входили в нужды семьи, читали им газеты…  чаевничали, пели  с ними. Каждый актер «болел» за свою комнату, казарму, вовлекал живущих в них театр» (с. 192).

Большое влияние на уровень актерского мастерства самодеятельных артистов, их культурный уровень, оказали выступления на сцене Народного театра лучших театральных коллективов – МХТ, Малого театра, театра имени К. С. Станиславского

На сцене Народного театра выступали такие признанные корифеи русского театра, как М. Чехов, П. и О. Садовские, И. М. Москвин, Е. Турчанинова, А. Яблочкина… Перед зрителями выступали А. Луначарский, В. Мейерхольд, А. Таиров… Здесь пели  Леонид Собинов и Иван Козловский.

Иван Семенович Козловский, между прочим, вспоминал, как однажды, когда группа артистов,  и он с ними, возвращались после концерта в Орехово-Зуеве, нагруженные, по обязательности того времени, овощами и м.б. другой снедью, их в районе Богородска остановила милиция, допытываясь до содержимого мешков, и спасла только подпись их администратора на сопроводительном документе – а фамилия его была Ленин.

Несомненно, Театр в Орехово-Зуево, как, между прочим, и в Ногинске, возник не на пустом, как говорится, месте. В городе, так же как в других местностях уезда – Богородске, Фрянове, Щелкове, были внушительные творческие силы – хоры, симфонические и народные оркестры, самодеятельные театральные группы. В Орехово-Зуево культурную жизнь было трудно представить, например,  без семейств Гайгеровых и Корсаковых…  Даже спортивные сообщества того времени ставили просветительскую и культурную деятельность в один ряд со спортивными достижениями.

Надо, наконец, остановиться, потому что трудно отделать от желания цитировать и цитировать автора. Будем надеяться, что со временем книга станет доступной на нашем сайте. 

Александре Александровне Бирюковой, возглавлявшей много лет Народный театр, автору книги, достойной истории театра, низкий поклон и благодарность.  

Содержание

Вопросы без ответа: Почему 1904 год?

Какой проект был реализован в Никольском?

Почему жертвователь только Сергей Тимофеевич?

Достройка здания театра

Перед открытием

26 декабря 1911 года

Открытие театра

Немного сведений

о конструктивных особенностях Зимнего театра

Руководство Зимнего театра

Кинематограф в здании Зимнего театра

Первый сезон Зимнего театра

Создание любительской

театральной труппы В.В. Трубниковым

Второй сезон

Третий сезон

Труппа рабочих

Режиссер П.Ф. Шаров

Зимний театр, 1916-1917 годы

Зимний театр, 1917-1919 годы

Рабочий Театр-Студия

Рабочий театр. Терентьев, Аксагарский, Краснов

Сезон 1923/24 года. А.Ф. Степанов

Сезон 1924/1925 года. Л.Н. Королев. П.И. Дебольский

1925-1927 годы. И.Е. Кулаков

1927-1929 годы. ИА Сосин

Театр рабочей молодежи

1929 год. Орехово-Зуево, А.В. Луначарский и коллегия

Народного комиссариата просвещения

Сезон 1929/30 года. ТРАМ

Сезон 1929/30 года. А.Ф. Лундин

Сезон 1930/31 года

Сезон 1930/31 года. ТРАМ

Сезон 1931/32 года

Сезон 1932/33 года. Ф.П. Машков

Сезон 1933/34 года. Драмбригады

Театр юного зрителя. Сезон 1934/35 года

Колхозный театр. Сезон 1934 /35 года

Сезон 1934 /35 года

Сезон 1935 /36 года

1936 - 1940 годы. Городской драматический театр

Городской драматический театр. Сезон 1940/41 года

Городской драматический театр

в годы Великой Отечественной войны

Сезоны 1945/46 и 1946/47 года

Сезон 1947/48 года

Сезон 1948/49 года

Кинодраматический театр

Кинодрамтеатр. 1950-1960 годы

Орехово-Зуевский народный драматический театр

Городской Дворец культуры

Народный драматический театр,

спутник МХАТ им. М. Горького

Другие коллективы

Городского Дворца культуры.

Культурно-досуговый центр «Зимний театр»

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы