Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
13 января 2020 года

Исторические даты края и новые исследования

Ю.Карякин

Датой рождения населенного пункта или территории считается самое раннее найденное упоминание в письменных источниках. Древняя волость Гуслица впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича  Калиты. Духовную грамоту (по нашему - завещание) он писал перед поездками в Золотую Орду. Для сохранения мира и спокойствия он начал дань возить сам, этим предотвратил набеги татар на наши земли. Текстов Духовных грамот Ивана Калиты в Российском Государственном архиве древних актов сохранилось два, обе без даты. Большинство ученых историков склоняются к 1328 и 1339 годам. Мы склоняемся ко второй дате, так как там упоминание второй жены  Ивана  Калиты Ульяны ("княгини с меньшими детьми") указывает на время значительно позднее 1332 г., – времени второго брака Калиты . В Духовной грамоте « …Вохну, Дейково Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгиней…».

Фраза «что было за княгиней» позволяет предположить, что территория раньше вошла в Московское княжество как приданное с Дмитровского удела. Да есть и предположение, что раннее название деревни Степановки – Ульянино -  в честь владелицы, жены Ивана Калиты. Подтверждение этому мы находим в одном из «Актов социально-экономической истории Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв. М 1964 г, т 3, стр 27. А написано там так «… А Дмитровских волостей тянет Вохна, Селна, Гуслица, Загарье, Рогож».

В грамоте упоминаются Машев и Раменье, позже они вошли тоже в состав Гуслицы. На период 14 века это отдельные административные территории. Спас на Машеве – это местность вокруг Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря (г. Куровское). Раменье -  это сегодняшние деревни Рудня, Равенская, Мальково, Богородское, Титово, Селиваниха, Степановка, Понарино, Заполицы, Мисцево, Авсюнино, Абрамовка. Критиков, желающих сказать, что Раменье это сегодняшний Раменский район – успокою, в Духовной грамоте упоминалось два Раменья. Да и долгое время впоследствии эту местность называли Раменской часть Гуслицы.  В Духовной грамоте  Вохна – это территория вокруг сегодняшнего Павлово-Посада, Селна - это Давыдово и близлежащие территории.        

Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Петр I, Петр II, Царица Елизавета Петровна, Екатерина II название местности Гуслица знали, в подписанных ими документакх это название звучало.

На территории Гуслицкой волости в 1728 году было 47 деревень, три погоста и четыре церкви. Крестьянских дворов 854, а в них муж. пола 3025 душ, женского пола 3038 душ. Деревни, а в них дворов: Алексеевская 7-мь, Печюрина –15-ть, Сенькино – 14-ть, Старая – 6-ть, Барышево – 14-ть, Внуково- 9-ть, Беззубово 23-и, Игнатово – 15-ть, Цаплино \Чаплино\ - 8-мь, Зевнево - 20-ть, Слободищи - 27-мь, Юрятино – 8-мь,Гридино – 16-ть, Устьянова – 20-ть, Иванищево – 11-ть, Чичово – 10-ть, Нореево – 14-ть, Шувоя 24-е, Костенево – 7-мь, Мосягино – 15-ть, Понкратовская – 8-мь, Давыдово – 7-мь, Столбуново -  10-ть, Круглая – 10-ть, Батагова – 11-ть, Челохова – 11-ть, Горшкова – 12-ть, Чанникова – 12-ть, Андреевская – 7-мь, Погост Рудня с церковью Рождества Пресвятой Богородицы на пруде – 4-е, Незденова – 10-ть, Ульянина – 14-ть, Игнатово – 9-ть, село Богородское – 11-ть, Селиваниха – 7-мь, Дорохова – 13-ть, Авсюнина – 19-ть, Титова -  16-ть., Панарина – 16-ть, Мисцова – 21-ин, Петрушина – 11-ть, Заполицы - 9 -ть, погост на реке Мерской , на нем церковь Преображенская – 3и, Куровская – 10-ть, Старая – 13-ть, Заволинье – 7-мь, Беливо – 10-ть, погост Гуслицы на речке Поповке с двумя церквами - св. Пророка Ильи и церковь во имя Чудотворца Николая – 10-ть дворов.

В  2019 году  680 лет Гуслице, 435 лет Ильинскому Погосту - это страницы нашей истории, истории Малой Родины – части большой России.

Скорее всего,  Ильинский Погост (ранее погост Гуслицы) значительно старше, так как посады и погосты - одни из самых древних населенных мест  нашей местности, пожалуй старше только селища и городища. Исследователям и краеведам предстоит еще сделать открытия по более раннему упоминанию села, но пока найдено только это.

Являясь центром I стана Богородского уезда, село Гуслицы являлось долгое время административным, торговым, религиозным центром, местом набора в рекруты, здесь жили жандармский и полицейский чины, становой, были почтовая и телеграфная станции.

Значение Ильинского Погоста, как волостного центра сохранялось на протяжении многих веков,  и было утеряно только в 1922 году. Село, хотя очень способствовало развитию производств в соседних населенных пунктах, само не дало себе дальше развиваться. Сюда лучше всего подходит выражение по Далю: «Звона много, а хлеба нет». Теперь мы можем только утверждать: Ильинский Погост – исторический центр Гуслицы. Сегодняшним неофициальным центром Гуслицы несомненно является город Куровское.

В мае 1922 года город Егорьевск и его уезд были переведены из состава Рязанской губернии в Московскую. За этим последовали и некоторые перекройки административных границ, в результате которых Ильинская волость, в составе которой оказались прежние Ильинская и Беззубовская волости, включавшие немалое число гуслицких селений, вошли в состав Егорьевского уезда. В 1922-1929 годах Гуслица находилась в составе Егорьевского уезда. Впоследствии территория переведена в новообразованный Куровской район, территория которого вошла, в свою очередь, в 1959 году в состав Орехово-Зуевского. В Егорьевском районе осталось шесть гуслицких населённых пунктов: Челохово, Горшково, Панкратовская, Гридино, Шувое и Нареево.

Волость, существовавшую не одно столетие, упразднили, но ее историческое имя – Гуслица, сохранилось,  благодаря самобытной культуре старообрядцев, ее населяющих.

Гуслица многие годы поставляла по всей стране изумительные рукописные книги, главным образом певческие, украшенные красочным, с золотом, неповторимым орнаментом. Много таких книг собрано и сохранено археографами МГУ во время экспедиции в Гуслицу. Участник большинства экспедиций, член редакционной коллегии Православной энциклопедии Е. А. Агеева приводит свидетельства ХIХ в., что старожилы окрестностей рассказывали:   "гусляки - они все как священники были," "... в Гуслицах писанина была"    (т.е. переписывались книги).

В Гуслице был свой стиль, своя манера письма и икон, и богослужебных книг, которые в настоящее время незаслуженно забыты. Речь идет, в том числе,  о гуслицком стиле книжного орнамента. Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII они начали появляться и в продаже. Тексты рукописных книг писались полууставом, который отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. Музыкальная строка состояла из крюковых нот.

Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране моментально, хотя стоили не дешево. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и, бесспорно, нарядное оформление и богатый орнамент.

Гуслицкий стиль книжного орнамента прошел долгий путь, прежде чем стал узнаваемым и самобытным. В основе гуслицкого орнамента лежат мотивы старорусского стиля.  По утверждению ученых Гуслица являлась вторым,  по значимости,  книгописным центром. В конце XVIII–XIX вв. по всей России и во многих местах за границей использовались гуслицкие певческие рукописные книги. Известными центрами переписки были Беливо, Понарино, Мисцево, Петрушино, Заполицы, Устьяново и Заволенье. Мы почти не знаем фамилий тех, кто писал и оформлял художественно эти книги - они редко подписывались авторами.

Но несколько фамилий до нас все-таки дошли: братья Г. и В. Прокофьевы из Мисцева династии писцов Шитиковых из Понарино, Добриньковы (Добренькие) в Мисцеве, С. Г. Алексеев, Ф. Г. и М. Г. Батулины в Беливе и М. А. Кашкин в Устьянове. Некоторые из них продолжали свою деятельность в 20-х гг. XX в. 

Гуслицкие книги находятся практически во всех крупных рукописных собраниях лучших музеев и библиотек России и мира, во многих частных коллекциях. Ими до сих пор пользуются во многих храмах и церквях. Рукописи, написанные в Гуслице и там бытовавшие, составляют Гуслицкую коллекцию Пушкинского Дома (ИРЛИ) – 44-е книги, Гуслицкое собрание Российской Государственной библиотеки (бывшая библиотека им. Ленина) - Фонд 734 насчитывает 119-ть книг, 62-е рукописные книги гуслицкого происхождения хранятся в коллекции музея МГУ. Довольно приличным собранием таких книг обладает и Центральный исторический музей  в Москве.

В Анциферове, Яковлевской, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и Горе — был развит иконописный промысел, возникший в конце XVIII века. Основоположниками промысла были анциферовские крестьяне, обучавшиеся иконописи в Новгороде и в Москве. В Анциферове работали 25-ть иконописцев, в Яковлевской — 28-мь, в других деревнях по несколько человек.  В Ильинском Погосте была целая иконописная мастерская.

Исус Христос Вседержитель, икона гуслицкого письма.

Св. Антипий, медная икона гуслицкого литья.

Святитель Никола, медная икона гуслицкого литья с белой и синей эмалью.

Прорись иконы св. Николы

По мнению ученых, Гуслицкое иконописание формировалось под влиянием владимирских иконописных сел (Палех, Мстёра). Стиль гуслицких икон воспроизводит стилистику московской иконописи 1-й половины XVII века. Иногда местные иконописцы пользовались готовыми рисунками, но чаще выполняли их сами.

Вместе с тем гуслицкие иконы имеют своеобразные черты, отличающие их от произведений других иконописных центров. Характерной особенностью местных икон является цветовое решение иконы: преобладание охристо-коричневых красок фона и более темных полей, создающих впечатление старины. Дополняющие образ фигуры избранных святых на полях икон, как правило, помещены в клеймах на ярком киноварном фоне. Одежды выполнены твореным золотом или разбеленным основным тоном.

На знаменитой Нижегородской ярмарке существовал целый  торговый ряд с Гуслицкой иконой.

Прославилась местность не только  иконами местного письма, но и другим народным промыслом - медным литьём. Литые иконки, складни, кресты и нательные крестики со священными изображениями изготавливались во многих гуслицких деревнях.

В одном из документов Министерства внутренних дел 1840-х гг. значится: «…отливные медные кресты и иконы… Употребление сих икон и крестов, как известно, есть повсеместное по всей России, оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах и вывешиваются в селениях над воротами домов, на судах и проч. Сверх того, сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…»

Старший научный сотрудник центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, хранитель фонда медного литья  Е. Я. Зотова осуществила научную классификацию гуслицкой меднолитой пластики.

Гуслицкий орнамент в интерьере музея в Ильинском погосте.

Художник Михаил Полетаев и краевед Владимир Лизунов в гостях у Николая Степановича Самошина.

Гуслицкие мастера отливали нательные мужские и женские кресты, напрестольные восьмиконечные кресты с рельефным изображением Распятия Христова и титлой «IНЦИ»,  разного размера киотные кресты, дополненные пластинами с группами предстоящих, а также иконами-клеймами  с двунадесятыми праздниками и увенчанные изображениями херувимов.

Такие гуслицкие «створцы», украшенные не только растительным вьющимся побегом и рамкой с геометрическим орнаментом, но и декорированные эмалью белого и синего цвета, – самый распространенный вид меднолитой продукции. Легкие, сравнительно недорогие гуслицкие иконы и складни пользовались особым почитанием на протяжении XVIII – XX вв.

Читателям сайта, надеюсь, хорошо известен впускаемый в Ильинском погосте историко-краеведческий альманах «Гуслицы».  За последние 15-ть лет вышли 14-ть номеров альманаха. На его страницах публикуются исследовательские работысилами краеведов, ученых и педагогов, местных и Москвы, соседних местностей, из различных уголков России. За это время четыре автора альманаха защитили кандидатские диссертации и стали «Кандидатами исторических наук». В последнем номере альманах в разделе «Энциклопедия Российской деревни» описаны деревни Слободищи, Мосягино, Юрятино. Публикуются материалы по деревням соседних Воскресенского и Егорьевского районов. Не остается в стороне Морозовская тематика.  Навстречу 75 –летию Великой Победы нами опубликованы воспоминания двух ветеранов-земляков,  полностью  прошедших 4 года войны, а по деревне Зевнево даны подробные описания боевого пути всех жителей. На основе материалов альманаха в деревне уже установлен достойный памятный знак.

Послесловие от редакции

Есть причина вспомнить  о краеведах, которые внесли огромный вклад в деле исследования самобытной истории Гуслицы. В. Н. Алексеев напомнил о Василии Ивановиче Владимирове, который еще в советское время создал небольшую этнографическую экспозицию в сельской школе деревни Максимовской. Когда школу закрыли и он, как учитель, перешел работать в школу Ильинского погоста, то и экспозицию перенес на новое место.  Как не вспомнить Николая Степановича Самошина, самородка из деревни Анциферовой с его устными рассказами из гуслицкого старообрядческого быта и старообрядческого искусства. Устинья Григорьевна Андрианова создала в деревне Степановке мемориал павшим в Отечественной войне воинам и музей, который, слава Богу, функционирует и сейчас. Огромен вклад Владимира Сергеевича Лизунова с его книгой «Старообрядческая Палестина» и Владимира Ивановича Смирнова, автора книги «Мы – егорьевцы». Бесценен вклад в воссоздании истории Гуслиц Елены Александровны Агеевой и Виктора Дмитриевича Огурцова, которых мы называем своими учителями и к благожелательной помощи которых прибегаем постоянно.  Отдадим еще раз должное редакционному совету альманаха «Гуслица» и его многолетнему  возглавителю Юрию Александровичу Карякину за их кропотливый труд на краеведческой ниве.

 

Об авторе

Карякин Юрий Александрович,

директор Ильинской средней школы, гл. редактор альманаха «Гуслицы»

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы