«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

9 мая 2019 года

Великая Отечественная Щёлково

Грозные годы. Военное Щелково. 1941-1945. Часть 3

« предыдущая

Грозные годы. Военное Щелково. 1941-1945. Часть 3

Наши земляки – Герои Советского Союза и Кавалеры Орденов Славы

Г.Ровенский

ИВАНОВ Иван Иванович – герой первого тарана  

(1909, д. Чижево – 22.6.1941, Дубно, Украина)

 

Обелиск памяти  И.И. Иванова  в с. Б. Загороща, Украина.

Обелиск памяти И.И. Иванова в с. Б. Загороща, Украина.

Герою посвящены книги, памятники, музеи и школы. Его имя вошло во многие энциклопедии. Множество книг о войне начинаются с подвига нашего летчика из д. Чижово Иванова Ивана Ивановича, яркого эпизода первого героического тарана немецкого бомбардировщика ранним утром первого дня войны.

ИВАНОВ Иван Иванович

В первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года командир звена 46-го истребительного авиационного полка (14-я авиадивизия, Юго-Западный фронт), старший лейтенант И.И. Иванов в воздушном бою в 4:55, израсходовав боеприпасы, таранил вражеский бомбардировщик, был тяжело ранен, сумел посадить самолет, но скончался в госпитале.

2 августа 1941 года за мужество и воинскую доблесть посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.   Награждён орденом Ленина.

 

Бюсты Героя установлены во Фрязино на Аллее Героев и в шк. №1, и в школе №3 г. Дубно. Его имя носят улицы в  Щёлково и во Фрязино, фрязинская школа №1, где был создан первый мемориальный музей Героя.

Памятная Стела посвящена Герою  в городе Дубно; обелиск – у села Загороща Дубенского района Ровенской области на месте падения самолёта И-16 Иванова; мемориальная доска – в Щёлкове на улице его имени.

 

МИХАЛЕВ Борис Викторович – Герой Советского Союза в 18 лет 

(14.5.1925, Щелково - 18.09.1983, Щелково)

 

МИХАЛЕВ Борис Викторович

Борис Михалёв родился 14 мая 1925 года в городе Щёлково Московской области. После окончания неполной средней школы работал слесарем. В январе 1942 года Михалёв был призван на службу в РККА. С сентября 1943 г. - на фронтах Великой Отечественной войны, был стрелком мотострелкового батальона 54-й гвардейской танковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии Воронежского фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

22 сентября 1943 года гвардии ефрейтор Михалёв в числе первых в своём подразделении переправился через Днепр на Букринский плацдарм и принял активное участие в его удержании, выбив противника из окопов и продержавшись до переправы всего батальона. В бою за село Трахтемиров Каневского района Черкасской области Украинской ССР он принял активное участие в отражении нескольких немецких контратак.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года гвардии ефрейтор Борис Михалёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны в звании гвардии старшины Михалёв был демобилизован. Вернулся в родной город. Скончался 18 сентября 1983 года.

Был также награждён орденом Красной Звезды и рядом медалей.

 

Из наградного листа к званию Героя Советского Союза:

Стрелок 1 стрелковой роты мотострелкового батальона гвардии ефрейтор Михалёв Б.В. один из первых форсировал реку Днепр. Несмотря на сильный миномётный и пулемётный огонь противника и малочисленность бойцов на правом берегу реки принял бой с противником, укрепившегося на занятых рубежах, и выбивал его, занимая позиции до подхода батальона. Когда началась ночная атака на населённый пункт Трахтемиров и Великий Букрин, первый шёл на врага и поражал его своим огнём, увлекал бойцов за собой, показывая героизм и отвагу. За мужество и личную храбрость достоин присвоения звания «Героя Советского Союза».

Командир мотострелкового пулемётного батальона
гвардии капитан В.В. Никитин.

27 сентября 1943 года.

 

Решением вышестоящего начальства вместо звания Героя Советского Союза был награжден орденом Красной Звезды (01.10.1943), после чего, уже другим командиром своего мотострелкового пулемётного батальона, был снова представлен к званию Героя Советского Союза.

 

Из повторного наградного листа к званию Героя Советского Союза:

Стрелок 1 стрелковой роты гвардии ефрейтор Михалёв Б.В. один из первых форсировал реку Днепр под непрерывным пулемётно-миномётным огнём противника. Несмотря на малочисленность, переправившаяся группа бойцов приняла бой с противником, выбив их из важных позиций, и удерживали эти позиции до переправы всего батальона. Также один из первых ворвался в деревню Трахтемиров, принимая на себя сильную контратаку врага. Гвардии рядовой Михалёв Б.В. достоин присвоения звания Герой Советского Союза.

Командир мотострелкового пулемётного батальона
гвардии майор Давыдов. 

 

КАРОЗИН Александр Николаевич из сельца Мишнево

(1908-1988)

КАРОЗИН Александр Николаевич

Карозин – артиллерист, кавалер почти всех полководческих орденов. 

Несмотря на то, что А.Н. Карозин награжден также орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I-й степени, Кутузова II-й степени, Богдана Хмельницкого II-й степени, Александра Невского, Отечественной войны I-й степени, Красной Звезды его имя мало известно щелковцам.

Гвардии полковник артиллерии А.Н. Карозин родился в многодетной крестьянской семье сельца Мишнева Богородского уезда Московской губернии. У родителей Николая Михайловича и Агриппины Алексеевны было 7 детей. В 1924 г. окончил среднюю (тогда 9 кл.) школу в Богородске (ныне Ногинск), в 1926 г. – Московское училище техников-землеустроителей. Работал в Челябинской и Свердл. области.

В Красной Армии служил с 1932 г., окончил артшколу в Пензе, арткурсы командного состава во Владивостоке в 1939 г. На фронте – с июля 1942 года после окончания ускоренных курсов Военной академии им. Фрунзе.

Главная специализация артиллериста Карозина – уничтожение танков. Почти полгода его пртполк (нач. штаба, затем комполка) не давал немцам расширить под Воронежем клин наступления на Сталинград.

Первый орден (Александра Невского) капитан Карозин получил за расчистку от танков и оборону шоссе Тим-Курск, что значительно облегчило движение наших частей. Его 694-й артполк стал гвардейским. За бои на Курской дуге (49 танков) – «Красное Знамя», а его 694-й артполк стал 316-м гвардейским истребительным противотанковым артполком (ИПТАП). Второй орден Красного Знамени – за освобождение Киева (ноябрь 1943). В июле 1944 года в боях между городом Тернополь и городом Львовом он принял командование 9-й гв. оиптабр.

 Награжден за боевые действия при освобождении Львова в июле 1944 г. и на Сандомирском плацдарме Вислы в сентябре-октябре 1944 г. за отражение контрнаступления «Королевских тигров» с 120-мм лобовой броней (ордена Суворова,  Кутузова и Богдана Хмельницкого)

500-км марш-бросок за 14 дней на американских трехосных Студебеккерах позволил бригаде первой форсировать Одер в январе 1945 г. и захватить плацдарм в 10 км. За этот рейд Карозину было присвоено звание Героя Советского Союза в марте 1945. Он получил и орден «Британской империи» IV класса.

После войны А.Н. Карозин продолжил службу в армии. В 1959 г. окончил Высшие академические артиллерийские курсы. С 1962 г. полковник Карозин уволен в запас. Жил и работал в Москве.

Похоронен в 1988 г.  на Николо-Архангельском кладбище.

 

ШИБАНОВ  Виктор Иванович – летчик-бомбардировщик из Медвежьих Озер

(1922-2014)

ШИБАНОВ Виктор Иванович

Командир звена 25-го гв. Московского ночного бомбардировочного авиаполка гв. лейтенант ШИБАНОВ  к ноябрю 1943 г. совершил 271 боевой вылет, нанеся противнику значительный урон.

1 ноября 1943 года за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

* * *

До войны ВВС имели испытательный аэродром (планеры, парашюты) с авиамастерскими по ту сторону Щелковского шоссе от деревни Медвежьи Озера, в которой родился наш Герой.

Имеется подробный рассказ Виктора Ивановича (в серии Драбкина «Я – помню»)  о войне и себе, и нам остается только немного сократить его.

«Я родился в 1922 году под Москвой, в деревне Медвежьи озера, рядом с которой располагался аэроклубовский аэродром… в 1939 г. окончил аэроклуб … (в 1941) построили нас во дворе и зачитали приказ о формировании 709-го полка ночных бомбардировщиков. Фактически из аэроклуба сделали полк. Тут же нам всем присвоили звания старших сержантов… В Казани получили бомбардировщики с 6-ю держателями для полусоток и ШККСом. Коломна… Воронеж … нам подвесили бомбы, и пошли бомбить под Харьков».

Дважды  попадал под обстрел «мессеров» на аэродромах, однажды был ранен (перебита голень), сбит и объявлен пропавшим без вести – и до сих пор в СЕТИ Подольска числится таким 21 августа 1942 г. Сталинград (аэродром Центральный), переправы на Дону.

Чудом, по случайности перевезли в шинах на ст. Чкаловскую. «Прилетаем на аэродром Чкаловский, а он в 6 километрах от моего дома. Комендантом аэродрома в свое время был мой отец, а командиром автороты на тот момент был муж моей сестры. Он меня в «эмку» и домой, в Медвежьи Озера. А там меня встречают жена и сын, который родился 8 июня». Снова госпиталь и побег из него; дней через 20 разыскал полк в Ростове, который стал 25-м Московским гвардейским, а дивизия - 2-й гв. Сталинградской.. «Поначалу хромал, ходил с палкой».

Путь к званию Героя

«Проходим Пологи возле Мелитополя. Это километров 110 за линией фронта. Мне штурман говорит: «Видишь?» - «Вижу».- Вся станция забита эшелонами - «Что делать?» - «Да там, наверное, Петька или Костька работать будет». Нам же никто не говорил, кому какую станцию дают - ты получил задание, отваливай.

- «Давай, полусоточку шуранем. Станция большая, махнем штучку, пусть загорится, чтоб другим легче было. Да и нам полегче лететь».

- «Давай».

Высота 1500,  расстояние до станции километров 6-8. Чем ближе подлетаю, тем больше газ убираю, со снижением иду. Мотор на малых крутится, а с глушителем ШПГ так он просто шипит и пламени не видно. Планирую. Высота метров шестьсот. Он говорит: «Так… так…  держи… Сброс!» Я сразу газ и в разворот с набором высоты. Кружочек сделал, посмотрел - хороший взрыв, осколки летят до самолета. Он говорит: «Заходи еще». Заходи - так заходи. Заходим еще. Самолет качает на взрывах. Видно, эшелон с горючим, боеприпасами, там грохот, дым стоит. Высота 600 метров. Он меня подправляет. Бросаем в другое место. Потом на обе горловины зашли, чтобы ни один эшелон не шел.

Так мы шесть раз и заходили. Отбомбились. Штурман говорит: «Становись в вираж, я сейчас немчуру погоняю». - Все две с лишним тысячи патронов туда выпустил. - «Все. Можешь, дать зеленую ракету, путь свободен». Ни одного выстрела по нам сделано не было!

Прилетаем домой. Командир кричит: «Шибанов! Ты опять хулиганишь! То там, то здесь! Цель не свою бомбишь».

Цель оказалась не та, не по заданию… значит под трибунал. Но спасли генералы – станция со всеми эшелонами уничтожена, за всю дивизию план выполнен. Присвоили звание Героя, штурману – Красное Знамя.

Вот такой эпизод в жизни ночного летчика бомбардировщика. Героя… потом еще вылеты, снова ранен…

«Выйдя из госпиталя в феврале 1944 года, я был направлен в транспортную эскадрилью Московского военного округа и прослужил в ней до 1968 года».

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

После войны В. И.  Шабанов продолжал службу в ВВС. В 1956-1957 годах был командирован на Семипалатинский полигон, где участвовал в испытаниях ядерного оружия. С 1966 по 1968 год находился в Сомали в качестве авиаинструктора. С 1968 – в запасе. Жил и работал в Москве.

 

ЦЫГАНОВ Петр Иванович – танкист из села Образцово

(1924-1978)

В 1943 году окончил Пушкинское танковое училище, затем курсы усовершенствования командного состава.

В марте 1944 года прибыл в 63-ю гвардейскую танковую бригаду. Отличился в боях за освобождение Польши.

14 января началась Висло-Одерская операция. 15 января 1945 года, действуя в головном дозоре, гвардии младший лейтенант Цыганов, командир танкового взвода 1-го батальона 63-й гвардейской танковой бригады  вброд переправился через реку Чарна-Нида в районе населённого пункта Моравица. Его взвод в числе первых ворвался в город Хенцины, уничтожив при этом танк и 6-тиствольный миномёт противника. В уличных боях экипаж уничтожил ещё 2 вражеских танка. Когда их Т-34 был подбит, танкисты, покинув машину, вступили в бой с вражеской пехотой. Отрезанные от своих танков, гвардейцы во главе с раненым Цыгановым выдер-жали невероятно тяжёлую схватку, пока на выручку не подоспели танки однополчан.

10 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм гвардии младшему лейтенанту Цыганову Пётру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в армии. С 1953 года лейтенант Цыганов - в запасе. Вернулся в родное Подмосковье. Жил в городе Калининграде, работал слесарем на заводе. Последние годы жил в городе Ивантеевка, работал на Ивантеевском заводе спецтехоснастки слесарем. Умер 4 июня 1978 года. Похоронен на кладбище родного села Образцово.

Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, медалями.

Его командир бригады так вспоминал о нем в своей книге: Фомичёв М. Г. «Путь начинался с Урала».

– Чей взвод пойдет в головном дозоре?

Комбат ответил не сразу. Он знал: дозор пойдет на опасное дело и такая задача по плечу лишь наиболее смелым.

– Гвардии лейтенанта Цыганова пошлем.

Петр Иванович Цыганов к нам прибыл на Сандомирском плацдарме. Рослый, симпатичный, немного смуглявый, он и впрямь походил на цыгана. Бывший слесарь-инструментальщик одного из московских заводов, он быстро завоевал авторитет среди воинов.

В том бою Цыганов был дважды ранен, второй раз - тяжело. Наверное, поэтому он уйдет из жизни еще молодым, в возрасте 54 лет. Похоронен Герой на своей родине, в селе Образцово Щелковского района.

 

БАХЧИВАНДЖИ  Григорий Яковлевич. Первые шаги к полетам в Космос

(1908 – 1943)

Григорий Бахчиванджи родился 7 февраля 1908 года в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Трудовую жизнь начал с 1925 года, работая в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, там же слесарничал. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, а затем увлёкся авиацией. В 1933 году получил специальность авиационного техника по вооружению, но у Григория была другая цель - стать лётчиком. И он им стал - в числе лучших курсантов он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков.

С 1935 года Григорий Яковлевич работал в НИИ ВВС, куда пришёл сразу же после окончания лётной школы, а через 5 лет он стал одним из известнейших и опытнейших лётчиков страны. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте, дело тонкое и далеко не безопасное.

С началом Великой Отечественной войны на фронте, участник обороны Москвы. Служил в составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения, где во всём блеске проявил свой лётный талант.

4 июля одержал первые воздушные победы - лично уничтожил 2 разведчика Do-215. Произошло это так.

Получив приказ на вылет всем полком, командир 402-го ИАП ОН П.М. Стефановский оставил Бахчиванджи на аэродроме - для прикрытия наших истребителей при возвращении с боевого задания. Не прошло и 10 минут после взлёта наших самолётов, как над аэродромом появился Do-215. «МиГ» Бахчиванджи прямо со стоянки устремился в воздух. Он зашёл противнику в хвост и метров с 50 открыл огонь.

Вражеский самолёт, объятый пламенем, упал на окраине аэродрома.

В это время из облаков вывалился ещё один «Дорнье». Заметив рухнувшего собрата, он бросился прочь. Бахчиванджи, сделав боевой разворот и форсировав режим мотора, быстро настиг противника и открыл огонь. Из правого мотора Do-215 вырвался густой чёрный дым, затем вспыхнуло пламя. Перевернувшись через крыло, вражеский самолёт устремился к земле... Дальнейшие события подробно описаны Стефановским:

«... Нашу радость как рукой сняло. Даже с земли было видно, что винт „МиГа“ остановился. Сейчас последует штопор и... Но этого не случилось. Последовал мастерский разворот. Самолёт с неработающим мотором стал заходить на посадку. Выпущены шасси, закрылки, машина планирует. Это „МиГ-3“ планирует? Да, планирует и классически садится. Все, кто находились на аэродроме, бегут к самолёту.

Ещё издали вижу разгорячённое лицо лётчика, его белое шёлковое кашне продырявлено пулей, на шее - ожог. Григория сжимают в дружеских объятиях - не каждому суждено в первом же боевом вылете одержать 2 блестящие победы. Затем осматриваем его самолёт. Мотор, оба радиатора, лонжероны крыльев, даже пневматика колёс изрешечены пулями. Действительно, посадить такую „мёртвую“ машину был способен только испытатель...»

В последующие дни Бахчиванджи одержал ещё несколько воздушных побед: так, 6 июля в районе города Невель, в паре с капитаном А.Г. Прошаковым, он уничтожил бомбардировщик Ju-88. 10 июля, в том же районе, в паре с лейтенантом К.Ф. Кожевниковым, сбил корректировщик Hs-126. На его счету числятся также победы над истребителями Ме-110 и Ме-109. Всего же, за период с 1 июля по 10 августа 1941 года, старший лётчик 402-го истребительного авиационного полка (57-я смешанная авиационная дивизия, 6-я Воздушная Армия, Северо-Западный фронт) капитан Г.Я. Бахчиванджи совершил около 70 боевых вылетов; в воздушных боях уничтожил 7 вражеских самолётов.

В середине августа Григорий Яковлевич был отозван с фронта для проведения испытаний опытного ракетного самолёта БИ-1. Вот с какой характеристикой отправлено в Свердловск личное дело Капитана Г.Я. Бахчиванджи:

«Показал себя на фронте борьбы с германским фашизмом как мужественный, бесстрашный лётчик-истребитель. При выполнении боевых заданий проявил исключительную инициативу и доблесть... Во время пребывания на фронте, к августу 1941 года, произвёл 65 боевых вылетов и налетал 45 часов 05 минут. Провёл 26 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе 5 вражеских самолётов. Волевой и требовательный командир. Уверенно водит самолёты в облаках и сложных метеорологических условиях. Как лётчик уравновешен, спокоен, строго соблюдает дисциплину полёта, летает охотно».

 

Испытание первого реактивного самолета

Право на первые испытательные полёты было предоставлено Бахчиванджи. Назначение оказалось исключительно удачным. В этом человеке счастливо сочетались такие черты характера, как мужество и застенчивость, простота и обаяние, жизнелюбие и бесстрашие, и главное - активная жизненная позиция.

Работа над новой машиной была трудной и довольно опасной, поскольку и лётчику, и инженерам приходилось постоянно открывать что-то новое, ещё неизведанное. Случалось всякое.

15 мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полёт на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации. Полёты на этом самолёте были сопряжены с трудностями особого порядка. Они состояли не только в необычности двигателя и аэродинамики машины, но и в большом несовершенстве конструктивных решений. Садиться на БИ-1, как правило, приходилось после полной выработки горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой, которая находилась под большим давлением и иногда вырывалась наружу через стенки трубок и баков. Эти повреждения постоянно приходилось устранять. Но основная сложность состояла в том, что тогда еще не было аэродинамических труб с высокоскоростной продувкой самолёта. И потому опытный БИ-1 взлетал «со многими неизвестными».

Григорий Яковлевич отлично понимал, какие трудности предстоит ему преодолеть. Так, на одной из вечеринок, в ответ на поздравления друзей с успешным полётом, он произнёс слова необычные, вызвавшие изумление и споры всех присутствующих:

«Друзья мои, спасибо за все, за труд ваш, за пожелание здоровья. Но я знаю - я разобьюсь на этом самолёте! Я нахожусь в трезвом уме и отдаю отчёт своим словам. Мы находимся на передовом краю технической битвы, и без жертв, всё равно, не обойтись. Я иду на это с полным сознанием долга».

К сожалению, он оказался прав в своих предчувствиях...

Бахчиванджи поднимал самолёт в благополучные полёты ещё 4 раза. Это были 2-й и 3-й экземпляры машины, оборудованные лыжами (первый «БИ», повреждённый при посадке ещё в первом полёте, был уже списан).

Второй полёт был совершён только 10 января 1943 года, то есть с перерывом почти в 8 месяцев, вызванным трудностями постройки второго экземпляра самолёта и двигателя, а также, необходимости установки на машину лыжного шасси.

Третий полёт, 12 января 1943 года, выполнил подполковник К.А. Груздев. В этом полёте была достигнута скорость 630 км/час, но при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа. Груздев, проявив выдержку, сумел благополучно посадить самолёт на одну правую лыжу, при этом, даже не повредив опытную машину.

Отвечая на вопрос товарищей, какие чувства он испытал в полёте, Константин Афанасьевич ответил так: «...И быстро, и страшно, и огонь позади... Словом, летишь, как чёрт на метле!..»

Последующие 3 полёта были выполнены Григорием Яковлевичем 11, 14 и 21 марта 1943 года. Полет 27 марта стал для Бахчиванджи последним.

При выполнении задания на достижение максимальной скорости полета в 800 км/час, на высоте около 2000 метров самолёт неожиданно перешёл в пикирование под углом около 50 градусов. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома.

Другой причиной называлась возможность самопроизвольного выпуска в полёте одной из лыж, нарушившей управляемость машины. Истинная же причина катастрофы стала известна лишь после постройки в ЦАГИ новой аэродинамической трубы, позволявшей проводить исследования в воздушных потоках больших скоростей. Было выяснено, что на самолёте с прямым крылом, каким был БИ-1, на околозвуковых скоростях возникает огромный пикирующий момент, с которым лётчику справиться практически невозможно...

 

Уже после трагической гибели Г.Я. Бахчиванджи, на самолёте БИ-6 улучшенной конструкции, в январе-мае 1945 года летали старейший лётчик-испытатель страны Борис Николаевич Кудрин, а чуть позднее - довольно известный пилот Матвей Карпович Байкалов.

В 1946 году к испытаниям модифицированного БИ-1бис подключился лётчик-испытатель Алексей Константинович Пахомов. Однако вскоре стало ясно, что, несмотря на преимущество в скорости, самолёт «БИ» как истребитель-перехватчик не может быть принят на вооружение из-за малой продолжительности полёта (время работы двигателя не превышало нескольких минут) и сложностей в эксплуатации.

 

В станице Брыньковской Краснодарского края, на родине Григория Бахчиванджи, открыт величественный мемориал их земляку-герою (на фото); на свердловском аэродроме Кольцово, на месте катастрофы БИ-1, заложили памятный камень; один из кратеров вулкана на Луне, одна из ж/д станций близ ст. Чкаловская и одна из улиц посёлка, в котором последние годы своей жизни провёл испытатель, названы его именем; на доме, в котором жил Григорий Бахчиванджи, сейчас открыта мемориальная доска.

Через много лет после гибели Бахчиванджи, в 1962 году, когда были более подробно изучены его полёты, встал вопрос о достойном увековечивании памяти лётчика, о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

Но решения этого пришлось ждать долгие годы. Преградой этому служило то, что 17 октября 1942 года, за испытания первого в мире боевого истребителя с ЖРД, Г.Я. Бахчиванджи уже был награждён орденом Ленина...

Однако многие видные государственные деятели и военачальники продолжали настаивать на своём. Наконец, 28 апреля 1973 года Григорию Яковлевичу Бахчиванджи за мужество и героизм, проявленные при освоении новой реактивной техники и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, посмертно. Он награждён орденами Ленина (дважды) и медалями.

Похоронен Григорий Бахчиванджи под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) - на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

В 1987 году в честь Г.Я. Бахчиванджи названа платформа 41 км поблизости от военного аэропорта Чкаловский и Звёздного городка.

Памятники Бахчиванджи установлены:

Имя Бахчиванджи присвоено улицам:

Именем Бахчиванджи также названы:

 

ПОЛИКАНОВ Герасим Павлович – помощник командира стрелкового взвода

(1907-1972)

ПОЛИКАНОВ Герасим Павлович

 

 

Работал до войны и после на шелкоткацкой ф-ке Щелкова. Вот письмо «шелковиков» в районной газете февраля 1945 г. (встречаются неправильное написание фамилии Героя – Поликарпов, Пеликанов и др.)

Родился 10 декабря 1907 г. в селе Афанасово ныне Ульяновского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. Окончил начальную школу, работал в колхозе, затем рабочим на Щелковской ш/т фабрике. В 1941 призван в ряды Красной Армии. С июля 1941 г. - на фронтах Великой Отечественной войны.

Помощнику командира взвода 960-го стрелкового полка (299-я стрелковая дивизия, 53-я армия, Степной фронт) старшему сержанту Поликанову Г.П. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944 г. окончил курсы младших лейтенантов.

После войны лейтенант Г.П. Поликанов демобилизован. Работал на Щелковской шелкоткацкой фабрике Московской области. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Умер 15 декабря 1973 г.

К середине августа 1943 года все усилия войск Степного фронта сосредоточились на харьковском направлении. И когда бои за Харьков вступали в решающую стадию, командир 960-го стрелкового полка 299-й стрелковой дивизии 53-й армии 15 августа получил приказ выбить врага из села Полевое (ныне поселок городского типа Дергачевокого района Харьковской области). Овладение селом имело бы важное значение для других соединений армии, так как удар наносился по флангу противника. Но на пути наступления находилась высота с отметкой 201,7, господствовавшая над местностью. Гитлеровцы минировали подступы к ней, опоясали проволочными заграждениями, создали сеть ходов сообщения. Высота контролировала подходы к селу. Командующий армией решил прорвать оборону врага не фронтальным ударом, а ночными атаками с флангов и на стыках гитлеровских частей. При этом главная роль отводилась отдельным штурмовым отрядам и группам под командованием опытных и смелых командиров. Такая группа из шестнадцати человек и была создана командиром 960-го полка. Люди подбирались весьма тщательно. Во главе штурмовой группы был назначен командир 1-й стрелковой роты старший лейтенант В.П. Петрищев, член ВЛКСМ, участник Сталинградской битвы. В ее состав вошли опытные воины, в т.ч. командир взвода автоматчиков 26-летний сибиряк лейтенант В.В. Женченко, помкомвзвода старший сержант Г.П. Поликанов, 18-летний пулеметчик рядовой В.Е. Бреусов.

Были здесь и добровольцы. В их числе  - младшие лейтенанты И.Н. Скорняков и В.Н. Стародубцев, сержанты А.Л. Славин и недавно вступивший в партию Л.П. Ненашев, рядовые К.П. Кутырин, И.Н. Грей и другие.

Началу штурма высоты предшествовала краткая подготовка. Командиром группы были поставлены задачи каждому воину, указано направление действий.

Особое внимание было уделено разъяснению, как действовать в ночных условиях. Ночная темнота в наибольшей степени способствует достижению внезапности, в условиях плохой видимости уменьшаются потери от огня врага. Но одновременно темнота затрудняет выполнение задачи. Поэтому было предусмотрено все: указаны объекты и определены рубежи для атаки, установлены сигналы. Каждый воин понимал, что от успешных действий в боях за эту высоту во многом будет зависеть исход боя не только полка, но и дивизии.

Готовясь к штурму высоты, воины еще раз тщательно проверили свое оружие, потом надели пятнистые маскировочные халаты, на поясные ремни ладно привязали по паре тяжелых гранат. Поздно вечером 15 августа группа вышла к переднему краю, а отсюда - и на рубеж атаки. Вскоре последовала команда командира группы. Он приказал пулеметчику Бреусову выдвинуться вперед и обеспечить огнем бросок группы на высоту. В это время лейтенант Женченко и старший сержант Поликанов проверяли готовность группы к атаке.

Атака началась внезапно. Команда была передана по цепи - и все воины дружно поднялись и во весь рост пошли на штурм высоты. Некоторое расстояние группа двигалась без единого выстрела. Но как только бойцы приблизились к окатам высоты, через их головы просвистели снаряды и мины поддерживающих штурмовую группу артиллерии и минометов. Огневой налет был спланирован заранее и начат по особому сигналу. Как только прекратился огонь нашей артиллерии, Петрищев подал команду: «Вперед! Открыть огонь!»

Он первый нажал на спуск своего автомата. Незамедлительно открыли огонь остальные воины. Станковый пулемет сержанта Бреусова уничтожал огневые точки врага - одну за другой. Умелые и бесстрашные действия пулеметчика, двигавшегося впереди боевых порядков группы, обеспечили блестящий успех штурма высоты.

Интенсивный артиллерийский и минометный обстрел высоты, пулеметный и автоматный огонь атакующих на какое-то мгновение загнал гитлеровцев в укрытия. Это и было предусмотрено заранее. Штурмовая группа стремительным броском ворвалась на высоту, завязались рукопашные схватки в траншеях. Наши воины уничтожили два крупнокалиберных пулемета, пушку, подорвали танк, врытый в землю, и истребили до взвода вражеской пехоты. Захватив высоту, группа Петрищева организовала круговую оборону - в ожидании атаки гитлеровцев. Командир знал: занять опорный пункт врага - это не значит одержать победу, надо выстоять, отбить все его атаки, все попытки вернуть утраченные позиции. Едва группа успела закрепиться на высоте, как уже начало рассветать.

Враг сообразил, откуда исходит угроза его обороне. Утром 16 августа гитлеровцы, пополнив свои силы, перешли в контратаку. Бой был жаркий, но они не прошли. Вскоре, подтянув дополнительные силы, противник начал вторую контратаку с участием нескольких танков и танка-огнемета. Под их прикрытием шла гитлеровская пехота.

Мощный пулеметный огонь бил по всей высоте. Горела трава, дымилась земля. Казалось, нет человеческих сил, чтобы вынести такое суровое испытание. Но наши воины держались стойко. Петрищев, оценив обстановку, приказал пропустить фашистские танки, пехоту отсечь от танков и уничтожить. Смелое решение!

Бреусов поднял свой пулемет на площадку перед бруствером и, как только танки миновали линию окопов, стал кинжальным огнем расстреливать гитлеровских пехотинцев. В это же время старший сержант Поликанов противотанковой гранатой подбил вражеский танк, проходивший через линию окопа, а лейтенант Женченко подорвал танк-огнемет...

После отражения второй контратаки из шестнадцати воинов в живых осталось семеро. Командир взвода Владимир Женченко был ранен осколком снаряда в живот. А обстановка все усложнялась. И Петрищев обратился к бойцам группы с призывом: стоять насмерть. Все поклялись победить или умереть.

...Третья контратака врага оказалась яростнее двух первых. Танки гитлеровцев подошли к окопам на бросок гранаты. На такое же расстояние приблизились и вражеские автоматчики. Танкисты открыли люки своих машин и стали забрасывать окопы советских воинов гранатами. Но и этот натиск врага был сдержан. Было и такое: младшие лейтенанты Стародубцев и Скорняков, поймав на лету вражеские гранаты, бросали их в гущу вражеских пехотинцев! Мужество советских воинов оставалось несокрушимым. И враг отступил в третий раз.

Четвертую вражескую контратаку встретили четверо оставшихся в живых смельчаков. На исходе были боеприпасы. Положение казалось безвыходным. Нескольким гитлеровцам удалось даже ворваться в окопы. Старший сержант Поликанов набивал диск своего автомата, когда в его окоп ввалился гитлеровец. Победителем из рукопашной схватки вышел советский воин. Тяжелораненый Женченко продолжал вести бой. И тогда Петрищев принял решение вызвать огонь нашей артиллерии на себя.

-Вызывай, командир! - поддержал его решение Женченко и добавил: -Умрем за Родину, но с высоты не отступим.

Петрищев тут же передал по телефону: «Огонь на меня!» Артналет помог отразить 4-ю контратаку врага.

Вскоре к высоте подошло  подкрепление.  Очевидцы увидели перед высотой до 120 трупов гитлеровских солдат и офицеров, замершие подбитые танки. А на непокоренной врагом высоте - четверку израненных бойцов. Подвиг группы В. Петрищева, удержавшей высоту, дал возможность 299-й дивизии продвинуться вперед и занять три населенных пункта - Полевое, Пересечная, совхоз. Военный совет и политотдел 53-й армии выпустили листовку, посвященную отважным героям, под заглавием: «Так сражаются герои. Бессмертный подвиг шестнадцати воинов-богатырей под командованием офицера Петрищева». Позже в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отметит мужество и отвагу советских патриотов. Их подвиг он сравнит с подвигом панфиловцев у разъезда Дубосеково в Московской битве.

Под решением Военного Совета в наградном листе ниже стоит и подпись будущего маршала Конева, тогда командующего Степным фронтом.

 

На месте боёв вблизи посёлка Полевая установлен памятный знак «Высота Петрищева», на котором выбито имя Поликанова. На здании школы в посёлке Полевая установлена мемориальная доска.

В апреле 2013 года Харьковский горсовет принял решение о названии двух улиц именами героев высоты 201,7 - Герасима Поликанова и Владимира Женченко.

На его родине в Ульяновском районе его имя  и портрет на Аллее Героев (второй справа).

 

МАТВЕЕВ Владимир Иванович – пулеметчик, Герой Днепра

(1924 - 1943)

В книге «Герои Советского Союза» (1988, М.) записано: «Род. В 1924 в Щелк. р. Моск. обл. в крестьянской семье, ок. 7 классов, работал слесарем. Призван в 18 лет в январе 1943,  пулеметчик 1  б 737 сп 206 сд 21 стр. корпуса 47А Воронеж. фр.»

206 дивизия после Курской битвы стремительно прорвалась к Днепру и начала подготовку к форсированию южнее Канева.

26/27 сентября в составе штурмовой группы Владимир первым форсировал Днепр и вступил в бой за овладение плацдармом. Под натиском врага пулеметчик стойко отбивал атаки. Меняя позиции под огнем противника,  пулеметным огнем  уничтожил более 50 немцев. При ожесточенных контратаках 29 сентября наш Герой погиб смертью храбрых, похоронен в братской могиле в с. Пекари.

Был представлен 25 октября командиром полка к награде посмертно, и в составе более тысячи Героев Днепровской операции  за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Матвееву Владимиру Ивановичу  Указом Верховного Совета от 3 июля 1944 г. было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль Золотая Звезда и орден Ленина).

Еще предстоит поисковикам узнать подробности щёлковской биографии Героя и его семьи и посетить братскую могилу в с. Пекари.

При боях за захват плацдармов на Днепре погибли более  тысячи наших десантников из 3 гв. воздушно-десантной бригады, полгода проходившей подготовку на Щелковской земле и сброшенной самолетами на помощь Букринскому плацдарму в 20 км севернее Пекарей.

За мужество и отвагу в ожесточенных боях в этой операции звание Героя присвоено еще двум нашим землякам - артиллеристу из Фрянова Копылову Ивану Андреевичу (форсир. Днепра 29 сентября 1943) и мотострелку 3 гв. танк. армии 18-тилетнему Михалеву Борису Викторовичу (1925-1983) из Щелкова (22 сентября в числе первых участвовал в захвате Букринского плацдарма Днепра  и в боях по отражение контратак врага).

 

КОПЫЛОВ Иван Андреевич – артиллерист

(1921-1985)

КОПЫЛОВ Иван Андреевич

КОПЫЛОВ Иван Андреевич. Фото из Музея Фрянова

Иван Копылов родился 30 марта 1921 года в посёлке Фряново (ныне - Щёлковский район Московской области). Получил неполное среднее образование, после чего работал на камвольной фабрике во Фрянове. В сентябре 1940 года Копылов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.

С июля 1942 года - на фронтах Великой Отечественной войны. К сентябрю 1943 года гвардии старший сержант Иван Копылов командовал взводом 161-го гвардейского отдельного пушечного артиллерийского полка 7-й гвардейской армии Степного фронта. Отличился во время битвы за Днепр. 29 сентября 1943 года батарея, в которую входил взвод Копылова, переправилась через Днепр в районе села Бородаевка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украинской ССР и приняла активное участие в боях за захват и удержание плацдарма. Взвод Копылова отразил около 70 немецких контратак, уничтожив 1 танк, 1 артиллерийскую батарею, 3 орудия, около 150 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии старший сержант Иван Копылов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1946 году Копылов окончил курсы переподготовки командного состава при Высшей офицерской артиллерийской школе. В 1947 году в звании гвардии лейтенанта он был уволен в запас. Проживал сначала в городе Ростове Ярославской области, затем вернулся во Фряново, скончался в госпитале им. Бурденко 23.5.1985. Пох. на Новом кладбище Фряново.

Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды, рядом медалей.

 

КОЧУБАРОВ Алексей Федорович – артиллерист

(1899-1976)

Портрет опубликован в районной газете «Коммунист» №23, 1945 г.

Алексей Кочубаров родился в 1899 года в с. Осташково (ныне - Клинский район Моск. области). После окончания четырёх классов школы работал прядильщиком. 

В 1918-1922 гг. в РККА, уч.  Гражданской и советско-польской войнах. 

Потом работал на шерстоткацкой фабрике (с 1937 года  – Монинский камвольный комбинат).

В октябре 1942 года Кочубаров повторно был призван в армию. С января 1943 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Дважды был ранен. К январю 1944 года артиллерист Алексей Кочубаров командовал орудием 262-го лёгкого артиллерийского полка 20-й лёгкой артиллерийской бригады 2-й артиллерийской дивизии прорыва 59-й армии Волховского фронта. Отличился во время освобождения Новгородской области. 14 января 1944 года Кочубаров участвовал в прорыве немецкой обороны у деревни Тютицы Новгородского района. В том бою он, оставшись один из всего расчёта, продолжал вести огонь, уничтожив 3 дзота, 2 пулемёта и 1 орудие. 19 января во время боя на подступах к Новгороду Кочубаров уничтожил ещё несколько артиллерийских орудий и огневых точек.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармеец Алексей Кочубаров был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В мае 1944 года по ранению Кочубаров был демобилизован. Вернулся к работе на Монинском камвольном комбинате. В 1945 районная газета опубликовала рассказ о встрече с работниками комбината.

Скончался 13 июля 1976 года, похоронен на кладбище города Лосино-Петровский Щёлковского района Московской области.

Был также награждён рядом медалей.

 

МУЖЕЦКИЙ Павел Тихонович

(1902—1972)

МУЖЕЦКИЙ Павел Тихонович

Фото из газеты «Коммунист»

Павел Мужецкий родился 16 июля 1902 года в селе Уцково (ныне -Путивльский район Сумской области Украины). С 1932 года проживал и работал в пос. Лосино-Петровский Щелковского р. на Монинском камвольном комбинате.

В августе 1942 года Мужецкий был призван на службу в Красную Армию. С октября того же года - на фронтах Великой Отечественной войны. В боях три раза был ранен. К июню 1944 года гвардии красноармеец Павел Мужецкий был стрелком 199-го гвардейского стрелкового полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта.  Отличился во время освобождения Витебской области Белорусской ССР. 24 июня 1944 года Мужецкий переправился через Западную Двину в районе деревни Лабейки Бешенкович-ского района и принял активное участие в боях за захват и удержание плацдарма на её западном берегу. В боях три раза поднимал роту в атаки и лично уничтожил вражеский танк.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за «мужество и отвагу, проявленные в боях против фашистских захватчиков при форсировании Западной Двины и удержании плацдарма» гвардии красноармеец Павел Мужицкий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4405.

После окончания войны Мужицкий был демобилизован. Вернулся в Лосино-Петровский, продолжал работать на камвольном комбинате. Умер 23 февраля 1972 года, похоронен на клабище в Лосино-Петровском.

Был также награждён рядом медалей.

На доме, где он жил, установлена памятная доска.

 

ДУДКИН Александр Григорьевич

(1921 – 1944)

ДУДКИН Александр Григорьевич

Ст. л-т Дудкин представлен к званию Героя Советского Союза 20.8.1944, звание присвоено  капитану Александру Дудкину посмертно 24 марта 1945 г.

Участник Сталинградской битвы гв. лейтенант (15.8.-19.9.1942, легко ранен), боёв на Юго-Западном фр. (18.11.42 -22.12. 1942, тяжело ранен), на Курской дуге Брянского фр.  (25.7.-11.9.43, тяжело ранен) и Западный фронт - Бел. Фр.  (ст. л-т 12.11.43-1.5.44) и прорыва к границам Восточной Пруссии. Награждён орденами Ленина, Александра Невского (1944), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды. (15.6.1944)

До войны он работал слесарем-инструментальщиком на заводе "Радиолампа" (пос. Фрязино Щелковского р.). Имел бронь от призыва, но добровольцем ушёл в армию в ноябре 1941 года. Окончил в июне 1942 года Владимирское военное пехотное училище по сокращённой программе.

Воевал  в боях на Сталинградском, Юго-Западном и Западном фронтах. Был трижды ранен, после лечения вновь возвращался в свою часть. Нагр. Орд. Красной Звезды. 15 августа 1944 г. его рота форсировала реку Шешупе на границе с Восточной Пруссией, захватила опорный пункт в селении Слобода, затем батарею противника. Уничтожив батарею, бойцы вступили в неравный бой с 12 танками и 300 фашистами и снова одержали победу.  Рота А. Дудкина (262 сп 184 сд 5А 3БФ) первая в ожесточенных боях 17 августа 1944 года вышла на границу Германии в Прибалтике в районе бывшей погранзаставы №56, прочно закрепилась, обеспечив успех боев всего полка.

В сентябре 1944 года Александр Дудкин в четвертый раз был тяжело ранен. 16 ноября 1944 года после тяжёлой операции умер в госпитале Минска.

Его именем названа улица и школа №3 (открыт музей Героя, 1985, рук. Н. Алексеева). Его бюст установлен в ц.3 "Истока" и на Аллее Героев г. Фрязино и в школе пос. Свердловский, где он учился. Памятная доска установлена на доме Дудкиных  в Громкове.

30 августа 1997 г. по инициативе его сестры Тамары Григорьевны Дудкиной-Николаевой и администрации города его прах был перезахоронен на Новом кладбище г. Фрязино. Вместе с ним перезахоронен прах его отца Григория Федоровича, погибшего под Ригой, и младшего брата Сергея, погибшего в 1943 году на Орловщине.

На доме Дудкиных в Громкове укреплена памятная доска. Почётный гражданин города Фрязино. Его подвигу посвящена книга А. Николаева (Фрязино).

 

ТЯВКИН Николай Николаевич – лейтенант

(1918 - 1944)

Тявкин Николай Николаевич

После окончания семи классов школы в Смол. (Калужской) обл. проживал и работал в Щелковском р. Призван Щелк. РВК в ноябре 1937 г.  

С сентября 1941 года -на фронтах Великой Отечественной войны.  

Направлен в училище. В 1942 году Тявкин окончил Камышинское пехотное училище. К сентябрю 1944 года лейтенант Николай Тявкин командовал взводом 895-го стрелкового полка 193-й стрелковой дивизии 65-й армии 1-го Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Польши (орден Красная Звезда, 21 августа). 3 сентября 1944 года взвод Тявкина прорвал немецкую оборону в районе населённого пункта Гзово к северу от Сероцка и два дня спустя первым форсировал Нарев, захватив плацдарм и отразив несколько немецких контратак. 11 сентября представлен к званию Героя Советского Союза. 17 октября 1944 года Николай Тявкин погиб в бою (мать Тявкина Анна Ивановна прож. на ст. Щелково).

24 октября представлен к орд. Отеч. войны 1-й степени. Похоронен в польском городе Вышкув (центр) Варшавского повета Варш. воеводства. Указом ВС СССР 24.03.1945 г. лейтенант Николай Тявкин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Также был награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

В честь Тявкина названа улица в Сухиничах.

 

ШЛЯКОВ Ива́н Дми́триевич – танкист

(1920 – 1945)

Иван Шляков - командир танка Т-34, комвзвода 23-го гвардейского танкового полка (4-я гвардейская механизированная бригада, 2-й гвардейский механизированный корпус, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Родился в 1920 году в деревне Нагорское Тверской губернии в крестьянской семье. В 1932 году с родителями переехал в город Загорск. Окончил 8 классов. Работал слесарем на Московском метрополитене.

В 1940 году призван в РККА Щёлковским РВК Московской области.

В 1944 году окончил Харьковское  танковое училище. С сентября 1944 года воевал на 3-м Украинском фронте. Командир танкового взвода гвардии лейтенант Шляков отличился в боях на территории Венгрии. 12 ноября 1944 года взвод Шлякова первым ворвался в населённый пункт Тапиобичке (35 км восточнее города Будапешт) и захватил мост, находящийся в селении. Следовавшая за танками пехота в силу сильного вражеского огня была отсечена, взвод Шлякова оказался в окружении. В течение 8 часов Шляков вместе со своим экипажем вёл бой с противником. Когда снаряды были на исходе, экипаж вынужден был обороняться пулемётными выстрелами, личным оружием и гранатами. В том бою взвод Шлякова уничтожил 6 пушек, 5 пулеметных точек и до 50 солдат и офицеров противника, сохранив мост[4].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Шлякову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

5 января 1945 года гвардии лейтенант Шляков погиб в бою. Похоронен в селе Даг (в 15 км западнее от города Татабанья, Венгрия).

Также награжден орденом Отечественной войны II степени (02.12.1944).

Именем Героя Советского Союза Шлякова названа улица в Сергиевом Посаде.

Кавалеры орденов Славы

« предыдущая

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.