«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

15 июля 2020 года

Богородский атлас

Фатьяновская культура

Алексей Симонов (г. Ногинск)

Ключевые понятия: индоевропейцы, боевые топоры, колёсная повозка, лактоза, металлургия, керамика и солярные мотивы, скотоводство, ДНК-генеалогия.

Период существования: между 2800 и 2000 гг. до н.э. (энеолит-бронза).

География распространения: лесная полоса Европейской России.

Место возникновения: нынешняя южная Польша.

Причины широты распространения: боевые топоры, колесные повозки, усвояемость лактозы.

Предполагаемый язык: северный индоевропейский языковой континуум.

Внешний вид: европеоиды.

Предполагаемая гаплогруппа: R-1а.

 

В Богородском крае археологами были обнаружены следующие памятники - грунтовые могильники, относящиеся к фатьяновской археологической культуре:

  1. Большое Буньково. Ногинский район. К югу от деревни около 1,7-1,8 км., первая надпойменная терраса левого берега р. Клязьма.
  2. Беливо. Орехово-Зуевский район. Западная окраина деревни, 18 метров к югу от усадьбы Осиповых, первая надпойменная терраса левого берега р. Нерская.
  3. Соболево. Орехово-Зуевский район. Восточная часть деревни, склон мыса первой надпойменной террасы правого берега р. Нерская.
  4. Саурово. Орехово-Зуевский район. К югу от грунтовой дороги в деревню Гридино, на правом берегу р. Клязьма близ устья безымянного ручья.

Фятьяновская культура – археологическая культура III тыс. до н.э. (энеолит-бронзовый век), восточное ответвление культуры боевых топоров и шнуровой керамики. Впервые эта культура обнаружена у деревни Фатьяново Ярославской области в 1873 г.

Некоторые исследователи видят в этой культуре неразделённую протобалто-славянскую общность. Фатьяновская культура (включая её средневолжскую часть, зачастую выделяемую в отдельную балановскую культуру) представляет собой крайнее восточное ответвление огромного археологического горизонта шнуровой керамики и боевых топоров, существовавшего между 2 800 и 2 000 гг. до н.э. Культура шнуровой керамики и боевых топоров возникла в Южной Польше. Предполагают, что в лингвистическом отношении шнуровики представляли собой северный индоевропейский языковой континуум.

Ранее считалось, что фатьяновская культура берёт своё начало в ямной культуре южнорусских степей. Однако современные исследования выявили принципиальную разницу в происхождении этих археологических культур.

Фатьяновская культура была распространена от Псковского озера до Камы и Вятки и от юга Вологодчины до Десны, верховьев Оки и Пензы, достигая на юго-востоке Средней Волги, т.е. занимала почти всю лесную полосу Европейской России. Непосредственной её предшественницей и отчасти современницей была волосовская мезолитическая культура, основными занятиями носителей которой были охота и рыболовство. Она, в свою очередь, имела корни в существовавшей здесь ранее Верхневолжской культуре (5000-3500 гг. до н.э.). В расовом отношении верхневолжцы и волосовцы были северными европеодами. Прослеживается антропологическая близость между волосовцами и фатьяновцами. Несмотря на отдалённое родство, отношения фатьяновцев и волосовцев складывались враждебные.

Почти вся информация о фатьяновской культуре получена из её захоронений. Постоянные поселения фатьяновцев до сих пор не найдены, что, вероятно, связано со скотоводством и подвижным характером жизни. В отличие от волосовцев, которые хоронили своих мёртвых прямо на поселениях возле жилищ, у фатьяновцев были родовые кладбища, располагавшиеся на высоких берегах рек и холмах. Погребения были грунтовыми, бескурганными, что характерно для северо-восточных культур шнуровой керамики. Покойников укладывали в скорченном положении на боку – мужчин на правом (головой на запад), женщин на левом (головой на восток). Тела заворачивали в бересту или шкуру медведя. Остатки костров вокруг могил и над могилами, угли в засыпке могил и возле головы и ног погребённых, красная краска и кремни в захоронениях свидетельствуют о роли огня в погребальном культе.

Наиболее примечательными предметами в фатьяновских захоронениях являются боевые топоры, изготовлявшиеся в основном из кристаллических пород камня (гранита, диорита, диабаза). Известны топоры нескольких разновидностей, из которых наиболее совершенные, иногда украшены лучеобразными узорами, по всей видимости, принадлежали вождям. В московской группе фатьяновской культуры боевые топоры обязательно присутствуют в каждой мужской могиле, а иногда и в женских могилах. Находки игрушечных топоров из камня и глины в детских могилах свидетельствуют о том, что фатьяновцы приучали сыновей к жизни воина с детства. Из оружия в захоронениях встречаются также наконечники дротиков и стрел, булавы шаровидной и грушевидной формы, тщательно отполированные шары правильной формы (вероятно, снаряды для пращи), кинжалы из костей медведя, а также кремнёвые ножи.

Вислообушный каменный боевой топор фатьяновской культуры.

В поздний период фатьяновской культуры в богатых погребениях племенных вождей и военачальников появляются медные вислообушные топоры характерной фатьяновской формы, уложенные в чехлы из бересты или кожи. Наряду с ними встречаются и другие металлические изделия – втульчатые копья, шилья, иглы, браслеты, гривны, перстни, кольца, трубчатые пронизки, височные подвески и др. Фатьяновцы хорошо владели ковкой, литьём и плавкой. По всей видимости, источником меди для них были залежи медистых песчаников на Средней Волге и в Вятско-Ветлужском междуречье.

Тонкостенная круглодонная глиняная посуда фатьяновцев резко отличается от толстостенной остродонной посуды неолитического периода и при этом очень сходна с посудой других культур шнуровой общности. Находки глиняных ложек свидетельствуют либо о варёной пище у фатьяновцев, либо о литейном производстве. Украшения фатьяновской керамики весьма разнообразны и у каждой территориальной группы выделяются свои мотивы: ёлочные, решётчатые, лопастные, ромбические, насечки, зигзаги и другие орнаменты. На днищах фатьяновских сосудов имелись ямки, пространство вокруг которых также украшалось декором в основном солярного характера. Эти солярные мотивы были унаследованы более поздними обитателями Волго-Окского междуречья, и встречаются ещё на русских надгробных плитах XV-XVI вв., на деревянных резных ковшах, прялках, вальках и других изделиях, на наличниках и воротах русских крестьянских изб, в вышивках и кружевах и т.д.

Во многих фатьяновских захоронениях мужчин и мальчиков присутствуют обереги из клыков медведя, чаще всего лежащие у кисти левой руки погребённого. Обычай заворачивать усопших в медвежьи шкуры, кинжалы из медвежьих костей, топоры на обухе с головой медведя – всё это свидетельствует о взгляде фатьяновцев на медведя как на священное животное.

Основой хозяйства фатьяновцев было скотоводство, а именно его лесная разновидность с большой ролью свиноводства. В ранних московско-клязьминских могильниках каждое погребение сопровождается частями туши свиньи. В поздних московско-клязьминских и ранних верхневолжских могильниках наряду с ними появляются части туши овцы или козы, а также изделия из костей овец и коз.

В самых поздних фатьяновских могильниках (Волосово-Даниловский, Балановский и др.) присутствуют уже кости всех видов домашних животных (собака, свинья, овца, коза, корова, конь). Однако примечательно, что, в отличие от свиней и овец, фатьяновцы никогда не клали в захоронения части коровьих туш. Из этого можно заключить, что они не ели говядину, а корова для них была лишь молочным животным (что представляет собой любопытную параллель с более поздней индоарийской традицией).

Керамические сосуды Фатьяновской культуры.

Вероятно, бытование у фатьяновцев разных видов амфор, чашек и мисок было связано с употреблением молока. Быки могли использоваться как тягловые животные для фатьяновских повозок, о наличии которых свидетельствуют находки глиняных моделей колёс в Балановском могильнике.

Терпимость к лактозе стала одной из причин исключительной успешности индоевропейцев в ходе их экспансии. Согласно последним данным палеогенетики, евразийский ген терпимости к лактозе (содержащемуся в молоке сахару), позволяющий человеку употреблять молоко в пищу во взрослом возрасте, по всей видимости, появился и закрепился у индоевропейцев во второй половине IV тыс. до н.э. и затем был разнесён ими в ходе миграций в разные области Евразии.

Высказываются предположения о наличии у фатьяновцев подсечно-огневого земледелия, однако никаких собственно земледельческих орудий на их памятниках до сих пор не обнаружено. Находки кремнёвых огнив рядом с трутом из древесного гриба свидетельствуют о высекании огня металлическим кресалом из огнива. Фатьяновцы добывали древесную смолу и делали вар. Судя по костным останкам в захоронениях, они охотились на медведя, северного оленя, лося, кабана, косулю, куницу, лисицу, рысь, волка, бобра и других животных.

Как уже упоминалось, восточное ответвление фатьяновской культуры в Среднем Поволжье зачастую выделяется в особую Балановскую культуру. В то время как единственными известными фатьяновскими памятниками являются могильники, археологами обнаружено около 70 балановских поселений с жилыми и хозяйственными постройками, а иногда и с оборонительными сооружениями. Обычно они располагаются на высоких естественно укреплённых местах. Жилищами балановцам служили наземные срубы с одно- или двухскатными крышами.

Балановцы создали собственный очаг высокоразвитой металлургии, под влиянием которого находилась металлургия их западной фатьяновской родни. Базой для него служили вятско-казанские месторождения медистых песчаников. О далёких походах с целью разведки новых месторождений могут свидетельствовать фатьяновско-балановские погребения, обнаруженные у города Бирска на реке Белой в Башкирии. Балановцы занимались разработкой рудных месторождений, плавкой металла и литьём медных изделий. Их изделия, почти из чистой меди, включают оружие (вислообушные боевые топоры, наконечники копий, шиловидные наконечники стрел), орудия труда (тёсла, шилья, иглы) и украшения (височные кольца, подвески, серьги, пронизки и др.).

По своему составу балановское стадо отличалось от фатьяновского – в нём преобладали свинья и корова, потом шёл конь, а овца-коза была представлена очень незначительно. Это дополнительно свидетельствует, что по сравнению с фатьяновцами балановцы вели более оседлую жизнь.

Уже по количеству предметов вооружения и разнообразию арсенала (топоры, копья, дротики, луки и стрелы, кинжалы, ножи, булавы, снаряды для пращи) фатьяновцев и балановцев можно судить о той роли, которую в их жизни играла война. Дополнительным свидетельством о ней служат массовые захоронения убитых фатьяновцев и волосовцев.

На рубеже III и II тысячелетий фатьяновская культура прекращает своё существование. Прекращение фатьяновской культуры связывают с ассимиляцией ее носителей более многочисленными местными племенами. По мнению О.Н. Бадера, формирование культуры ранней сетчатой керамики следует рассматривать как отражение в материальной культуре заключительного этапа сложного процесса взаимной ассимиляции разнокультурных и разноэтнических групп населения в эпоху бронзы (потомков льяловских, волосовских, фатьяновских, поздняковских, абашевских и других племён), постепенного слияния их в одно целое. Носителей       этой культуры большинство исследователей связывает с предками финно-угорских народов Поволжья.

Но, высказывают мнение, что на востоке фатьяновцы под влиянием распространяющихся со стороны Урала финно-угров переходят на уральское наречение и становятся одной из составляющих в сложении финских народностей, на юге фатьяновская культура уступает место абашевской культуре, а в западных областях становится одним из источников образования балто-славянских народностей, включая будущих русских.

В Волго-Окском междуречье фатьяновцы прекращают существование в конце II тыс. до н.э. с наплывом племён культур: абашевской, текстильной керамики и поздняковской. На основании смешения этих культур образовались ранние городищенские культуры: дьяковская, ананьинская, городецкая, юхновская, штриховой керамики.

Изучали и исследовали фатьяновскую культуру известные русские и советские учёные-археологи: Василий Алексеевич Городцов (1860-1945), Ольга Александровна Кривцова-Гракова (1895-1970), Отто Николаевич Бадер (1903-1979), Дмитрий Александрович Крайнов (1904-1998).

Реконструкция внешности фатьяновца.

В последнее время получило распространение такое направление как ДНК-генеалогия, возникающее на стыке генетики, физической химии и исторических наук. Генетическая информация человека зашифрована в ДНК-полимерной молекуле, располагающейся в ядре каждой клетки нашего организма. Молекулы стойко передают генетический код каждому последующему поколению. Генетические маркеры Y-ДНК передаются с Y-хромосомой исключительно по отцовской линии (то есть от отца к сыновьям), а маркеры мт-ДНК – по материнской линии (от матери всем детям). Гаплогруппа – группа схожих гаплотипов, имеющих общего предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками.

Почти все известные на данный момент представители шнуровой керамики, из которой вышли фатьяновцы, были носителями мужской гаплогруппы R-1а, к которой относится большинство русских мужчин, включая составителя данных конспектов.

Отступая от главной темы конспекта, хотелось бы добавить, что в настоящее время проходят исследования древних славянских захоронений с учётом применения методов ДНК-генеалогии. На территории Богородского края под руководством археологов, организован научный ДНК-проект посёлков Валентиновка, Загорянка, Бурково Щёлковского городского округа. В ходе проекта планируется воссоздать ДНК-профиль древних захоронений и погостов, создать историко-рекреационную зону вдоль реки Клязьмы.

Источники

  1. Археологический словарь. М., 1996. С. 263.
  2. Археологическая карта России. Московская область. Ч.1. М., 1994. С. 24-29.
  3. Археологическая карта России. Московская область. Ч.3. М., 1996. С. 16, 39, 48, 65.
  4. Крайнов Д.А. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. Фатьяновская культура II тыс. до н.э. М., 1972.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.