Биография А.И. Смирнова
31 мая 2025 года в Ногинском музейно-выставочном центре прошли очередные чтения клуба «Рогожский хронограф», посвящённые памяти известных ногинских краеведов. Один из докладов был о бывшем директоре Ногинского краеведческого музея Александре Ивановиче Смирнове.
Текст доклада был частично основан на биографии А.И. Смирнова, хранящейся в архиве Ногинского музея. Биография была написана после смерти Смирнова. Неизвестно, кто её составил, может быть, кто-то из сотрудников музея или кто-то из коллег-краеведов, членов Совета при Ногинском краеведческом музее.
Мы предлагаем читателям ознакомиться с этим документом в том виде, в котором он хранится в архиве Ногинского музейно-выставочного центра.
А.С.
Александр Иванович Смирнов родился в 1893 году в городе Богородске в семье рабочих. Отец его, деды, прадеды – все были ткачи и работали на Старо-Богородской фабрике. Мать и две его сестры, жившие вместе в семье Смирновых, тоже ткачи, но работали на Глуховке у фабриканта Арсения Морозова.
Смирнов А.И. 1960-е годы
Рано умер отец от туберкулеза. Мать смогла дать образование только одному из детей – Александру Ивановичу, зная, что ребенок был способный, увлекающийся, глубоко понимавший природу. Особенно удавалось маленькому Саше удивить всех своим рисунком. Он легко подмечал свежесть, красоту, своеобразие природы, создававшее настроение, что делало мальчика счастливым. Мама, очень добрая, мягкая женщина, до боли боялась за Сашу, который был, слаб здоровьем и жил всегда в каком-то радужном мире. Доброта и бескорыстие были основными качествами его характера.
После окончания школы, его отдали в школу живописи, которую он закончил с аттестатом учителя черчения и рисования.
Но, началась война 1914 года. Александра Ивановича взяли на фронт. Вместе со своим народом нес он тяжкое бремя войны, служа прапорщиком в рядах русской армии. Но пришел 1917 год, Александр Иванович сразу принял сторону большевиков и в гражданскую войну был красным командиром. Красногвардейцы сами выбрали его своим командиром и беспрекословно выполняли его приказания.
Кончилась война. А.И. Смирнов стал заниматься своим любимым делом, стал учителем рисования и черчения. Воспитывал и учил беспризорных детей в детских домах богородском, успенском, был директором ФЗУ при Ново-Ногинской фабрике. Ребята его любили за доброту и справедливость. Уже в 1920-х годах он стал членом Совета Богородского музея. И в это время он вступил в члены ВКП(б).
Он был краевед по призванию и жил этой работой.
В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, ему было уже 48 лет. Он был призван в ряды Красной армии и после недлительной работы по мобилизации, ушел в составе госпиталя политруком на фронт. Демобилизован был в конце войны по тяжелой болезни.
После выздоровления, сразу после окончания войны, он стал работать директором родного Ногинского музея краеведения. Когда он шел по городу с экскурсантами или просто вдвоем с собеседником, знакомым или малознакомым, то всегда с увлечением рассказывал о людях города, домах, площадях, дорогах, даже трамвае, о лесах, окружающих город, полях, реке, селах и деревнях. И как интересно, увлеченно говорил. Он выражал боль и за стыдную и за стыдную небрежность ко всему этому, учил, как надо отстаивать все это от равнодушных, вредящих природе людей. Сам руководил секцией охраны природы.
Товарищами и соратниками его в работе музея были большие краеведы-энтузиасты, серьезные и увлеченные люди: Лавриков П.А. – тогда прокурор города, Эдемский М.И. – прекрасный педагог, директор школы, Диков – учитель, Корнеев – старый революционер, бывший красногвардеец, Сидоров Ф.Ф., Вилков В.М., Тимирязев Ф.И., Дорофеев П.В., Михаулов В.А. Они увлекали сами, вели за собой рабочую молодежь, учащихся старших классов. Они постоянно изучали родной край, много путешествовали, ходили, вникали во все, что касалось истории края. Изучая старину, иногда находили то, что нужно сейчас. Вместе с учащимися нашли кварцевый песок, необходимый для производства электростальского завода. Под руководством А.И. Смирнова, раскапывая славянские курганы, нашли останки захоронений. Около поселка Буньково Александр Иванович нашел керамический завод под землей и организовал его раскопки. Случайно ему попались отточенные каменные наконечники стрел у берегов Бисерова озера. Пошли туда с ребятами десятиклассниками и открыли стоянку человека эпохи неолита. Ребята ныряли в озеро (озеро разлилось и залило большую часть стоянки), нашли каменные топоры, ножи, стрелы. Все это Александр Иванович выставил у себя в музее. Как исторические памятники его очень интересовали старинные усадьбы нашего района. Однажды он нашел мраморного ангела, необыкновенно ценное произведение искусства, которого сразу же взяли в Московский музей.
Камень Квирину Кульману в Ногинском МВЦ
Нашел надгробие Квирина Кульмана, о сожжении которого, как еретика писал в своем бессмертном историческом романе «Петр Первый» А.Н. Толстой. Ездил к А.Н. Толстому, который заинтересовался его находками. Вообще переписка с писателями и учеными была постоянна и обширна. А.И. Смирнов переписывался с А.М. Горьким, Новиковым-Прибоем (с которым до войны встречался несколько раз), А.Н. Толстым, Роменом Ролланом, Перегудовым, с которым до конца жизни очень дружил, Лидиным, Алтайским, А.И. и Ю.И. Чечулиными, профессором археологом Брюсовым, Куликом. Поддерживал контакт с Ольгой Павловной Ногиной, женой революционера Ногина, именем которого был назван город Ногинск, с женой легендарного матроса Анатолия Железнякова. Анатолий Железняков в детстве жил в Богородске и Александр Иванович, будучи еще подростком дружил с ним.
В местной и областной газетах часто помещались статьи А.И. Смирнова. Написал он и книги об истории фабрик и города. Но, сам Александр Иванович всегда и вплоть до своей смерти говорил, что главной своей заслугой считает спасение им совсем было пропавших для человечества 16-ти картин величайших мастеров живописи: Айвазовского, Левитана, Бирули, Кончаловского, Сенцова, немецких живописцев и других, скульптуру Эмилио Зоччи «Молодой Колумб». Сильно пострадали картины от небрежности невежественных людей. Давно их искал Александр Иванович, знал от очевидцев, что они остались в Богородске, когда их владелец фабрикант Арсений Морозов бежал за границу в 1917 году. А.И. Смирнов нашел их! Но в каком состоянии они валялись среди хлама в подвале глуховского клуба, разорванные, облупившиеся, потускневшие. Нашел и заплакал. Когда осторожно очистив от грязи, заклеив бумагой он привез их в реставрационную мастерскую при Третьяковской галерее, их реставрировали там бесплатно, сказав, что картины эти бесценны и было бы кощунством брать деньги за их спасение. Александр Иванович повесил картины в музее. Из всех самых больших музеев и галерей страны приезжали смотреть на эти картины. Приезжали и просто любители живописи, художники. Долго простаивали около картин и около мраморного мальчика и Александр Иванович вместе с ними еще и еще переживал и любовался шедеврами. Журнал «Огонек» поместил сообщение-статью о картинах и их репродукции. До самой смерти Александр Иванович оставался преданным своей земле. Был неустанным пропагандистом знаний о крае.
Скульптура Молодой Колумб Эмилио Зоччи
Умер А.И. Смирнов в 1970 году 26 декабря от тяжелой болезни. Журналист Евгений Богат, написавший душевный очерк о А.И. Смирнове, читал этот большой рассказ Е. Кюну и, замирая от волнения, ждал суда этого выдающегося журналиста. Кюн одобрил и заметил: «Самое существенное в том, что А.И. Смирнов государственный человек и … рыцарь». Этот очерк Е. Богат поместил в сборнике и назвал этот сборник «Бескорыстие».
Поделитесь с друзьями