«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

26 января 2023 года

Черноголовка

Черноголовская газета № 28 (676) 15 июля 2004 года

12 июля в деревне Беседы престольный праздник - День апостолов Петра и Павла. "ЧГ" предлагает своим читателям небольшой очерк известного знатока местной истории краеведа из Фрязина Георгия Васильевича Ровенского, посвященный истории этой деревни.

Беседы

Георгий Ровенский, краевед, наукоград Фрязино

Карта 1870 года

Карта 1870 года

Историки подмосковных церквей и селений В. и Г. Холмогоровы подробно описали старину нынешней деревни Беседы в брошюре, посвященной Вохонской церковной десятине. Прошлое села "на речке на Дубенке" связано со славным родом князей Трубецких.

В 1623-24 гг. Беседы записаны в Шеренском и Отъезжем стану "за князем Алексеем Никитиным сыном Трубецким в поместьи, по государевой грамоте 131 году (7131 г. по допетровскому календарю - 1623 г.)". За ним было только полсела - "что преж сего было в вотчине Андрея Быкасова", еще четверть - " в поместьи за Степаном Юрьевым" и четверть - "в порожих землях" - в поместьи боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого. В селе "церковь Николы чудотворца древяна клетцки стоит пуст, без пения; да в селе на половине князя Алексея Трубецкого двор помещиков с деловыми людьми, двор крестьянской и 4 двора бобыльских, людей в них тож". Они же владели пустошью, "что было село Воскресенское, с церковным местом Воскресения Христова". Последнее село, ныне исчезнувшее, - древнейшее из перечисленных, оно упоминалось в документах XIV в. До 1382 г. им владел московский Симонов монастырь, а затем оно перешло к великому князю Дмитрию Донскому (Воскресенское на Верхдубенье) в обмен на территорию у Медвежьих озер, где один из иноков монастыря поставил "монастырек".

Род князей Трубецких - выходцы из Литвы, литовско-русского государства, никогда не знавшего золотоордынского ига и во многих сражениях отстоявшего свою независимость. Упомянутый князь Дмитрий Тимофеевич, боярин царя Михаила Федоровича, - самая яркая героическая личность времен Смуты, несправедливо забыт сегодня. Возглавляя казачье войско, он более 2-х лет сражался с засевшими в Кремле поляками, с трудом дождался помощи ополчения Минина и Пожарского, вместе с ними взял Китай-город, принудил польский гарнизон Кремля к сдаче и получил звание Спасителя Отечества. До избрания царем Михаила Романова он был соправителем Русского государства. К сожалению, на известном памятнике "освободителям Москвы" - Минину и Пожарскому князь Дмитрий оказался "третьим лишним". В нашем крае ему принадлежало в эти годы и обширное имение - село Гребнево со многими деревнями (близ нынешнего наукограда Фрязино) и тоже с церковью Николая Чудотворца.

Более 50 лет владел Беседами князь Алексей Никитич Трубецкой, видный дипломат, боярин, воевода. Участник русско-польской войны 1654-67 гг. и русско-шведской войны 1656-58 гг., при царе Михаиле Федоровиче он руководил рядом приказов, вел дипломатические переговоры. Некоторое время он был и владельцем Гребнева. После смерти Алексея Никитича и Гребнево, и Беседы по духовному завещанию 1664 г. достались его внуку князю Юрию Петровичу Трубецкому.

В 1676 г. князь продал Беседы стольнику Федору Саввичу Нарбекову, оставив за собой только Гребнево. Были тогда в селе двор вотчиников, в котором жили "прикащик и 3 семьи деловых людей с 7 чел., и 4 двора крестьянских с 41 чел.". При новом владельце было возобновлено строительство церкви, и в 1691 г., "октября в 19 день", ей был выдан антиминс на престол. Вероятно, старая церковь какое-то время стояла в полном запустении.

В 1700 г. князь Григорий Алексеевич Урусов женился на дочери Нарбекова Фекле Федоровне и получил в приданое Беседы и Воскресенскую пустошь. При утверждении этой передачи Отказной книгой записано неожиданное: в селе была еще одна церковь, не освященная, Воскресения Христова, с трапезною и приделами Похвалы Пресвятой Богородицы и Всех Святых, с шатровой колокольней.

В 1704 году это было уже большое село близ Стромынской дороги - 25 дворов крестьянских с 80 чел., да дворы вотчиников, приказчика и скотный.

После смерти жены князь Урусов отдал село в приданое их дочери княжне Софье, вышедшей замуж за князя Алексея Ивановича Щербатова. В 1734 г. княгиня Щербатова продала Беседы Ивану Васильевичу Левашову; в 1744 г. село продано жене Петра Локостова Прасковье Ивановне, а затем перешло ее дочери Марии Петровне.

Во времена Екатерины II при Генеральном межевании 1767 г. село принадлежало той же Марии Петровне, вышедшей замуж за капитана Шереметева и уже ставшей к тому времени вдовой. Было в нем 52 души мужского пола и 917 десятин земли.

Ко времени отмены крепостного права (1861 г.) село не раз поменяло своих владельцев.

На карте 1870 г. Беседы уже показаны без церкви (когда закончились службы - пока неизвестно), т.е. их статус изменился: село стало сельцом.

Опубликованные результаты переписи населения 1898 г. позволили установить многие интересные подробности жизни селения. В нем было 203 жителя: 40 семей приписных с 215 домочадцами и 21 семья выехавшая - 65 чел. (вероятно, молодые семьи, пожелавшие искать счастья на стороне); проживало и 24 чел. "посторонних". Грамотных было чуть больше 1 чел. на семью - 38 муж. пола и 10 - женского. В Беседах было 48 изб, в которых жило 38 семей, три числились за семьями отъехавших. Средний размер жилой части избы составлял 48 кв. аршин (24 кв. м.). Во владении сельского общества было 357 десятин земли, в т.ч. 14 - под усадьбами, 153 десятины занимали пашни, 68 - покосы, 51 - лесные угодья, 63 - выгоны и пастбища. Земля разделялась по "тяглам" (их насчитывалось 61), в которые сложным образом в долях "обществом" включались и подростки, и взрослые. Сеяли рожь и овес, сажали картофель, но немалое место занимали и горох с гречей. В домашнем хозяйстве почти в каждой семье были лошади (24) , коровы (35), да 13 коз, 9 овец. Общество арендовало и сенокос.

Почти все взрослое население и часть подростков занимались промыслами - шелкоткачеством, изготовлением хлопчатобумажной материи на бумаготкацких фабриках, "размоткой нитей". Из 95 работающих 63 были заняты на ткацких станах дома и на 4 небольших шелкоткацких фабриках в своем селении, остальные "на стороне". В этом и заключалась стабильность - всегда была работа дома.

Податных (государственных) сборов с селения было в среднем 2,7 рубля с десятины надельной земли, да мирских сборов (на нужды "общества") в среднем около 6,5 рублей с семьи.

"Памятная книга Московской губернии на 1913 г." сообщает, что в Беседах Аксеновской волости 40 дворов и шелкоткацкая фабрика фирмы "Симоно и Ко". "Перечень фабрик и заводов 1916 г." добавляет новые факты: инициал владельца (Г. Симоно) и указывает количество работающих - 50 чел.

Еще предстоит узнать имена четырех предприимчивых фабрикантов села и найти их фотографии.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.