Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
08 июля 2020 года

К 75-летию  Великой Победы…

410-й бомбардировочный авиаполк из Ногинска…

Составил Е. Маслов

Наши читатели знают, что на окраине Ногинска с 30-х годов работал Научно-испытательный полигон авиационного вооружения Научно-испытательного института (НИИ) ВВС. В НИИ ВВС, а он на начало войны находился на территории Щелковского района и представлял собой мощную научную и боевую часть, с первого же дня нападения фашистов на СССР встал вопрос о формировании боевых подразделений. Всего в институте было сформировано и отправлено на фронт 9 частей и подразделений, в числе которых авиаполк пикирующих бомбардировщиков, получивший номер 410-й, костяк которого составили летчики-испытатели ногинского полигона [1]. Вот как описывает эти дни формирования Петр Михайлович  Стефановский (1903-1976, Герой Советского Союза), командир одного из образованных тогда авиационных  соединений – 402-го истребительного авиаполка [2]:

«…   Ежедневно в кабинетах начальника института и его заместителей, в партийном комитете собирается много народу. Мы уже не просим, а требуем немедленной отправки на фронт. Ответ получаем один и тот же:

- Занимайтесь своим делом. Об отправке вас на фронт никаких распоряжений сверху не поступало.

 

Лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский, в июле 1941 года — командир 402-го ИАП ОСНАЗ. Послевоенное фото

Заниматься-то занимаемся, летаем, испытываем, но все делается как-то механически, без прежнего огонька. Думы каждого там, на фронте, где пылают наши города и села, гибнут советские люди, где враг неумолимо продвигается в глубь нашей страны. Но солдат есть солдат... Внешне институт живет по давно заведенному распорядку. Все ведут себя деловито, спокойно. Но в сердцах наших кипят страсти. Нас, испытателей, считают лучшими летчиками, а вот туда, где мы сейчас больше всего нужны, не пускают. Гордиев узел какой-то...
    Узел этот разрубил Степан Супрун, депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза. Когда началась война, он отдыхал в Сочи. Услыхав по радио о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, он немедленно направился в Москву, прямо к И. В. Сталину, с просьбой разрешить ему сформировать из летчиков-испытателей авиационно-истребительный полк и немедленно вылететь на фронт.
    - Это очень хорошо, - произнес И. В. Сталин, - что испытатели готовы помочь нам и на фронте. Но одного полка мало.
    - Можно поручить моему другу подполковнику Стефановскому, - ответил Супрун, - организовать еще один полк истребителей.
    - Все равно мало, - сказал И. В. Сталин. - Войне нужны десятки, сотни полков. Постарайтесь организовать в НИИ возможно больше добровольцев. Срок формирования частей - трое суток. По приезде в институт немедленно доложите, сколько полков можно организовать у вас на новых самолетах и кто будет ими командовать. Все необходимые распоряжения будут отданы. Вам на период формирования предоставляются большие полномочия. До свидания. Желаю вам удачи, товарищ Супрун…

С какой радостью встретили в институте это известие Степана Павловича! В узком руководящем кругу мы немедленно обсудили поставленную перед нами задачу. В Кремль полетело донесение: на базе НИИ ВВС и Наркомата авиапромышленности можно создать шесть авиационных полков - два истребительных на МиГ-3, один штурмовой на Ил-2, два бомбардировочных на пикирующих Пе-2 и один дальнебомбардировочный на ТБ-7 (Пе-8). На должности командиров этих частей соответственно подобраны С. П. Супрун, Н. И. Малышев, А. И. Кабанов, В. И. Жданов, В. И. Лебедев и я...»

Степан Павлович Супрун (02.08.1907 – 04. 07. 1941), легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР. Посмертно, 22 июля 1941 года, он будет награжден еще одной Золотой Звездой Героя и станет первым летчиком – дважды Героем Советского Союза.

Письмо Степана Супруна родственникам, оставленное перед окончательным убытием на фронт, и плакат, выпущенный после присвоения 22 июля 1941 года лётчику звания дважды Героя Советского Союза посмертно

410-й бомбардировочный авиаполк под командованием Александра Ивановича Кабанова, был сформирован, как уже было указано выше, из летного состава ногинского полигона.  Полк был сформирован в трехэскадрильном составе, по 32 самолета в каждой эскадрилье, его полное название – 410-й бомбардировочный авиационный полк особого назначения (410-й БАП ОН).  Летчики-испытатели не были, скорее всего, в большинстве в полку и составляли значительно меньше половины его личного состава. 

Александр Иванович Кабанов (1902- (1902-02-09)1954), советский военачальник, лётчик-испытатель, генерал-майор Советской Армии. В августе 1933 года Кабанов перешёл на лётно-испытательскую работу в Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил. С 1943 года был заместителем по лётной части начальника этого института. Участвовал в Великой Отечественной войне. В июне — августе 1941 года — командир 410-го бомбардировочного авиационного полка.  В сентябре 1941 — марте 1942 года находился в правительственной командировке в США по вопросам закупки самолётов. С 1949 года Кабанов служил заместителем по лётной подготовке начальника Высших офицерских лётно-тактических курсов Военно-воздушных сил в Таганроге. В сентябре 1953 года он возглавил лётно-испытательную службу ОКБ А. Н. Туполева. Трагически погиб 24-го октября 1954 года в районе посёлка Бирюли в Татарской АССР при катастрофе самолёта Ту-75. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды и рядом медалей (Википедия. Дата посещения 12.06.20).

Читаем дальше воспоминания Петра Михайловича Стефановского: «… Через три дня Супруна, Кабанова и меня вызвали в Кремль к И. В. Сталину.
    - Как, формирование полков закончено? - сразу спросил И. В. Сталин.
    Первым доложил подполковник С. П. Супрун: к вылету на фронт готова половина его полка, готовность остальных через сутки. Мы с полковником А. И. Кабановым доложили то же самое.
    - Хорошо, - в раздумье сказал И. В. Сталин. - Куда вылетать и в какое время, получите приказ сегодня. Оставьте своих заместителей для завершения формирования. Сами с готовыми экипажами по получении приказа вылетайте в пункты назначения. Есть у вас вопросы?
    - Есть, - заявил Степан Павлович. - Нельзя ли нам получить по самолету Ли-2 для переброски техсостава и боеприпасов. Истребительным полкам нужны также лидеры. Ведь мы, истребители, редко летаем по маршруту.

- Хорошо, - последовал ответ И. В. Сталина, - Ли-2 будут выделены каждому из полков, в ваше полное распоряжение. Лидеров для истребителей назначит товарищ Кабанов. Желаю успеха.
    В НИИ ВВС (п. Чкаловский Щелковского района – ред.) возвращаемся молча. Каждый из нас прекрасно сознает, какая огромная ответственность легла на его плечи. И в который раз задает себе вопрос: что ждет мой полк завтра, там, на фронте...
    Ночью поступил приказ - полкам вылететь в пункты назначения 30 июня 1941 года в 17 часов
…».

Вот, что пишет о первых боевых действиях 410-го полка Михаил Тимин [3] :

«… 5 июля в состав ВВС Западного Фронта  прибыли ещё два полка особого назначения. Утром на аэродроме Смоленск приземлились 18 Пе-2 410-го бомбардировочного авиаполка с задачей перелететь дальше в Витебск и войти в состав 12-й смешанной авиадивизии (САД) ВВС 22-й Армии, а на аэродром Зубово перебазировались 22 Ил-2 430-го штурмового авиаполка. Немецкое наступление на правом фланге Западного фронта было в целом предугадано советской стороной, и для противодействия в авральном порядке выдвигались 7-й и 5-й механизированные корпуса, а также собиралась группировка ВВС. Первую скрипку должны были сыграть несколько авиационных подразделений из Московского военного округа, однако и прибывшие 410-й бомбардировочный авиаполк (БАП) и 430-й штурмовой авиаполк (ШАП) с опытным лётным составом были как нельзя кстати…

Немцы отметили усиление противодействия в воздухе, и в тот же день вновь начали атаки советских аэродромов. В 10:45 две девятки бомбардировщиков атаковали смоленский аэродром, где сгорел один и получили повреждения четыре Пе-2 410-го БАП. Однако это был только пролог, и основные события развернулись после полудня.

Основной фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции                 В. М. Петлякова (1940 г.) в экспозиции монинского музея ВВС

Оставшиеся 13-ть исправных самолётов, выполнив вылет на бомбардировку немецкого плацдарма у города Дисна, приземлились в Витебске в середине дня. Это решение было спорным: из-за постоянной угрозы налётов командир 12-й САД ещё накануне перебросил все исправные бомбардировщики дивизии на полевой аэродром Каменка. В итоге, по советским данным, с 12:25 до 17:20 аэродром Витебск четырежды подвергся атакам неприятельских групп численностью до 12-14 истребителей…

Бомбардировщики Пе-2 из 410-го БАП, уничтоженные авиацией противника на аэродроме Витебск 5 июля 1941 года.

При попытке взлететь попал под бомбы и сгорел Пе-2 командира 3-й эскадрильи 410-го БАП капитана М.В. Чернышенко, а экипаж старшего лейтенанта А.И. Латенко смог взлететь и атаковал строй немецких бомбардировщиков… сбросив на них бомбы! Согласно отчёту полка, два Юнкерса-88 взорвались в воздухе. Сообщалось еще о ликвидированных двух фашистских самолетах.  Но потери советской стороны подсчитать практически невозможно...  410-й БАП безвозвратно лишился пяти Пе-2, а ещё шесть требовали серьёзного ремонта. После этого мощного налёта в 410-м БАП осталось всего семь боеготовых бомбардировщиков».

Бомбардировщик Пе-2 из 410-го БАП в своем узнаваемом камуфляже, разбитый на посадке

Судьба 410-го авиаполка  схожа, скорее всего, с трагическими судьбами других авиасоединений Красной Армии первоначального периода войны. Слишком много для этого было причин и одна из главных – отсутствие у подавляющей части летного состава боевого опыта. Многочисленные, начиная с первых дней войны, подвиги наших летчиков, показавших чудеса пилотажа, не могли переломить ситуацию, когда им пришлось противостоять пилотам, имевшим за плечами уже годы воздушных боев.

27 июля 1941 года 410-й полк выполнял боевое задание, его сопровождали эскадрильи истребительной авиации. Но наши истребители не смогли противостоять атакам превосходящего числа фашистских самолетов  и 410-й полк со его Пе-2 был практически истреблен.

Вот, что пишет тот же Михаил Тимин о последних днях полка:

«…410-й БАП сдал 2 августа два последних Пе-2 в 140-й скоростной бомбардировочный авиаполк (СБАП) и убыл в тыл, где был расформирован. За месяц своего существования полк выполнил 235 боевых вылетов (из них 47 на разведку), на противника было сброшено 130 тонн бомб, стрелками заявлено 15 сбитых истребителей. Собственные потери составили 52 члена экипажей и 33 Пе-2, из них 12 не возвратились из боевых вылетов, 10 сбиты в воздушных боях, семь уничтожены на аэродромах, а четыре разбиты в авариях и катастрофах…  Нескольких таких полков было совершенно недостаточно даже для локального успеха в противостоянии с военной машиной люфтваффе — необходимо было менять всю структуру ВВС Красной Армии, совершенствовать систему подготовки и налаживать производство современных самолётов и моторов. Только после проведения подобных мероприятий стало возможно бороться с противником с шансами на успех».

Добавим - пройдет не так много времени и высшим командованием будет принято решение об отзыве оставшихся в строю летчиков-испытателей с фронта, начнется  ускоренная разработка новых моделей самолетов и новых вооружений. В 1943 году приказом Народного комиссариата обороны был создан Научно-испытательный институт авиационного вооружения ВВС Красной Армии с дислокацией в городе Ногинске. С 1944 года   этот институт станет подразделением Государственного научно-испытательного института ВВС КА (ГНИИ ВВС). Разнообразная испытательная, исследовательская и научная работа  ГНИИ ВВС в Ногинске продлится до 2015 года.  

Напомним имена летчиков-испытателей Научно-испытательного полигона авиавооружения НИИ ВВС (г. Ногинск), погибших во время боев июля-начала августа 1941 года, в составе 410-го бомбардировочного авиаполка [4]:

Владимиров Леонид Георгиевич, летчик  (1907-август 1941)

Герасимов Александр Георгиевич, штурман экипажа (1909-август 1941)

Зверев Иван Михайлович, летчик  (1908-август 1941)

Лотенко Александр Иванович, летчик  (? – лето 1941)

Маковеев Петр Андреевич, летчик (1916-август 1941)

Мельчак Афанасий Петрович, штурман  (1916-14 июля 1941)

Нельга Иван Антонович, командир звена  (?-16 июля 1941)

Мокрицын Николай Иванович, штурман авиаэскадрильи (1904-15 августа 1941)

Хвощинский Григорий Борисович,  штурман звена  (1914-август 1941)

Черныш Василий Сидорович, штурман экипажа  (1911-15 августа 1941)

Щукарев Василий Прокофьевич, командир звена  (1906-15 августа 1941) .

Отдадим должное памяти воинов 410-го бомбардировочного авиаполка, которые вошли в его состав из других подразделений НИИ ВВС:

Блудов Дмитрий Федорович, бортрадист, старшина (? - 19 июля 1941)

Гонтарев Дмитрий Максимович, штурман звена (1909 - 26 июля 1941).

Григорьев Сергей Михайлович, стрелок радист (1915 - 1944). С сентября 1941 года был отозван по испытательный полигон в г. Ногинске. Погиб при испытательном полете на бомбардировщике Ту-2 6 июня 1944. Похоронен на Глуховском кладбище в г. Ногинске.

Данченко Дмитрий Сидорович, старший техник по авиавооружению )1913 - 1944). Был отозван для испытания авиавооружений, погиб при испытательном полете на бомбардировщике Ту-2 6 июня 1944. Жил в г. Ногинске. Похоронен на Глуховском кладбище. 

Дмитриев Владимир Терентьевич, штурман экипажа  (1913 - 16 июля 1941).

Доброславский  Алексей Иванович, командир звена (1906 - 1944). В сентябре 1941 года был отозван для испытания самолетов в НИИ ВВС. Погиб во время перелета на самолете DC-3 из Бухареста в  Чкаловскую, при попытке сесть на аэродроме в Чкаловской во время тумана потерпел катастрофу 13 ноября 1944 г. Среди погибших пассажиров - известный поэт Иосиф Уткин.

Дудкин Лев Петрович, летчик (1910 - 25 июля 1941).

Евсеев Василий Алексеевич, летчик, в августе был отозван для испытания самолетов, погиб в испытательном полете (1912 - 23 апреля 1943). Похоронен в г. Ногинске.

Зайцев Николай Михайлович, штурман (1907 - 19 июля 1941).

Наумов Николай Ермилович, борттехник самолета (1908 - 1944). С сентября 1941 года отозван для испытания новых радиолокационных станций, пеленгаторов и другого самолетного оборудования. Погиб при катастрофе самолета DC-3  13 ноября 1944. 

Преображенский Борис Федорович, летчик (1906 - 26 июля 1941).

Соколов Иван Дмитриевич, штурман экипажа (? - 25 июля 1941).

Соколов Николай Иванович, летчик (? - 19 июля 1941).

Сыроегин Анатолий Дмитриевич, командир звена (1907 - 25 июля 1941).

Чернышенко Михаил Васильевич, командир авиэскадрильи (1906 - 1944). С июня 1943 года отозван для испытания смолетов, погиб при испытательном полете на бомбардировщике Ту-2 6 июня 1944. Жил в Ногинске, похоронен на Глуховском кладбище в г. Ногинске. 

Напомним о погибшем во время испытания американского истребителя Р-39 "Аэрокобра" в районе д. Афанасово Ногинского района летчике-испытателе Автономове Александре Александровиче (1904 - 3 января 1944). 

Напомним о летчике Кравченко Вячеславе Михайловиче (1912 - 1943), который воевал в составе 401-го истребительного авиаполка под командованием С. П. Супруна, в сентябре 1941 года он был отозван для испытания авиационных вооружений. Погиб 22 июля 1943 года во время бомбометания специальной противотанковой бомбы на Ногинском полигоне. Похоронен на территории НИЦ систем управления ВВС в Ногинске. 

 

 

  

Примечания:

[1] Книга памяти ГК НИИ ВВС. 1941-1945. – М. РООСА. 2015. 

[2] Стефановский П. М. . «Триста неизвестных»

[3] Тимин М. Тяжелое испытание для испытателей //  (Дата посещения 12. 06. 20).

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы