«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

19 декабря 2004 года

Богородские староверы Социум

Морозовские чтения. 1998 г. Часть 28

« предыдущая следующая »

Из истории деятельности Морозовского хора

Н.Г. Денисов, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Начало XX столетия в истории русской духовной музыки характеризуется необычайным развитием. Связано это было прежде всего с деятельностью Синодального училища и его хора. Создание данного учебного заведения в конце XIX века способствовало усилению интереса к сфере церковной музыки у русских композиторов. Отечественная культура обогатилась целой плеядой блестящих имен, которые и по сей день являются гордостью церковной музыки. Среди них А. Никольский, В. Калинников, А. и П. Чесноковы, А. Кастальский и др. Следствием всего вышеизложенного явилась и необычайно насыщенная концертная жизнь в то время. Музыкальные вечера и концерты духовной музыки стали своеобразным знаменем данного периода отечественной истории искусства. Воздействие такой атмосферы было настолько сильным, что затронуло и достаточно консервативную и замкнутую часть общества - русское старообрядчество. Наиболее образованные силы и активные деятели среди ревнителей "древлего благочестия" хотели быть наравне со всеми, идти в ногу со временем. На музыкальном поприще и проявил себя один из представителей знаменитой династии Морозовых - Арсений Иванович. Еще в 1884 г. именно благодаря его финансовой поддержке было осуществлено издание, впервые в истории отечественной музыки, крюковых книг под названием "Круг церковного пения" в 6-ти частях под эгидой Общества любителей древней письменности. Именно благодаря ему и расцвела деятельность хора, который в историю вошел под именем МОРОЗОВСКОГО. В отличие от других хоров дореволюционной России: светских и церковных, хоров советского времени - имя данного коллектива по сей день практически неизвестно. Оно неизвестно не только широкому кругу любителей, но и профессионалам, получающим высшее музыкальное образование. Вся многогранная деятельность хора, его история, исполнительские особенности еще ждут своих кропотливых исследователей, а сам коллектив - своей "реабилитации".
Но вернемся к началу века. Этот хор не был принят единодушно современниками: как светской публикой, так и самой старообрядческой средой. В чем кроются причины такого непонимания? Их несколько. Одна из них, может быть, главная, заключалась в том, что данный коллектив был старообрядческим, т. е. представлял ту среду, которая являлась оппозиционной к официальной, господствующей в то время Синодальной церкви. Сейчас это может выглядеть парадоксальным, но в то время, когда почти поголовно население страны являлось верующим, это было именно так. Красноречивым свидетельством реакции общества на начавшийся после 1905 г. процесс возрождения старообрядчества (после Указа царя Николая II "О веротерпимости") являются слова одного из видных деятелей старообрядческой культуры Я. Богатенко, высказанные им на страницах своей прессы: "После исторического указа о веротерпимости, когда старообрядчеству уже не было надобности скрываться, русское общество как будто бы открыло в своей стране целую обособленную нацию, самостоятельную и своеобразную, о существовании которой оно знало только понаслышке. И поэтому известная доля любопытства к ее жизни, обычаям, особенностям религии - вполне понятна и естественна.
Это общество знакомилось и изучало "новооткрытую нацию", посещая ея храмы и концерты и сближалось с представителями ея... Изучало и приятно изумлялось:
"Скажите,- и у них, оказывается, архиереи служат в митрах... и у них есть внешняя культура и, вообще, многое, что казалось свойственным только нам..."1
Реакция на выступления и деятельность Морозовского хора не являлась в этом отношении исключением. Поэтому первое, что шокировало публику, это то, что на сцену вышли петь представители иной - т.е. старообрядческой - религиозной конфессии.
Вторая, не менее важная причина, это, собственно, та певческая культура, которая была представлена в репертуаре. Известные всей стране богослужебные тексты, которые привыкли слушать или в новых авторских сочинениях, или в привычных музыкальных редакциях, обработках, гармонизациях, зазвучали совсем по-другому - в древних одноголосных распевах. Те напевы, которые страна забыла почти два века назад, от которых сама церковь отказалась еще в конце ХVII столетия, вдруг ожили! Эти напевы зазвучали не из далеких тайных молелен староверов, а со сцены Большого зала Московской консерватории, профессионально обученными певцами, имеющими прекрасные голоса. Они зазвучали не по привычным всем нотам, а по древним крюкам. Можно понять недоумение и даже некоторое раздражение и публики, и критиков. В то время, когда уже весь цивилизованный мир в музыкальном отношении как бы мыслил на одном языке, считавшимся универсальным, западноевропейском - гомофонно-гармоническом, вдруг зазвучали напевы, по своему складу и музыкальному строению не входящие в данную систему. Эти распевы строятся по другим правилам, основаны на других законах музыкальной и церковной красоты! Критерием правильности здесь является не многоголосные созвучия, а исполнение в один голос. Вся сложность и красота в них заключена в мелодико-ритмическом богатстве самих распевов. Древнее русское знаменное пение относится к типу модальных средневековых музыкальных систем, не подчиненных законам западноевропейского гомофонно-гармонического склада. Понятными становятся слова одного из самых авторитетных музыкальных критиков того времени, композитора Н. Компанейского на страницах "Русской музыкальной газеты" (№ 8, 1908), который выразился следующим образом: "Унисонное пение не может удовлетворять культурный народ. С подъемом музыкального просвещения России старообрядцы вынуждены будут уступить религиозно-эстетической потребности просвещенного народа и ввести многострочное крюковое пение"2.
Сейчас, в конце столетия, данные слова кажутся нонсенсом. Никому не надо в настоящее время доказывать эстетическую красоту одноголосного пения, древних напевов. Но в начале века все было по-другому. Так насколько же опережали свое время в музыкальном мышлении старообрядцы и, в частности, Морозовский хор?
Полемические споры вокруг хора были сильными. Они проявлялись и на страницах старообрядческой прессы, и на страницах светской печати, затрагивая самые разные стороны исполнительской деятельности коллектива3. Но хор, его талантливый руководитель Павел Цветков, благодаря поддержке своего покровителя - Арсения Ивановича Морозова, делали великое дело - возрождение и возвращение к жизни творений мастеров Древней Руси, напевов древнего времени. Жизнь подтвердила правильность данной позиции. Занимаясь концертами, украшая своим пением праздничные богослужения в разных старообрядческих храмах, люди оставляли память о себе не только у современников. Бессмертию коллектива способствовали его знаменитые записи на грампластинки. Тогда Морозовское пение услышали в разных концах огромной страны. Но в настоящее время - это уникальное явление для научного изучения в истории древнерусского певческого искусства. Записи Морозовского хора навсегда останутся первым живым свидетельством исполнения древних напевов начала столетия подлинными носителями данной культуры - старообрядцами. Без них невозможна полноценная жизнь всех современных коллективов, которые собираются исполнять данные песнопения в настоящее время и в будущем. Эти записи - неоценимый кладезь для специалистов в вопросах исследования принципов интерпретации древних песнопений4 .
Репертуар Морозовского хора,
записанный на пластинки в 1907, 1909, 1910 гг.

1. Х64950 "Пасха" знаменного напева, смешанный хор.
64963 "Отце наш", глас 6, женский хор.
2. Х64952 "С нами Бог", знаменного напева, смешанный хор.
64956 "Благослови душе моя Господа", предначертательный псалом,
смешанный хор.
3. Х64957 "Яко о душевном", знаменного напева, смешанный хор.
64962 "Слыши отроковице", глас 4, женский хор.
4. Х64962 "Кровь и огонь", в неделю Бого-Отец, женский хор.
64964 "Се тьма и рано", глас 7, Евангельская стихера, женский хор.

Двусторонние пластинки "Бена Гранд"

5. С 45705 Два антифона.
С 45711 "Глас Господен", 8 глас, на водоосвящение.
6. С 45707 Стихера 1 гласа, подобен "Небесным чином",
с кононархом А.С. Цеповой, знаменного распева, Введению.
С 45708 "Венчание": а) Господи помилуй; б) Положил еси,
в) Святии мученицы, г) Слава тебе, Христе Боже.
7. С 45709 "Днесь версии ликовствуем", 1 гласа, знаменного распева
(на венчании для встречи невесты).
С 56710 "Радуйся и веселися", 8 глас, знаменного распева
(на венчании для встречи жениха)
8. С 45703 "Господи воззвах к тебе", 1 глас (сокращенно), знаменного распева.
С 45704 "Господи воззвах", 3 глас (сокращенно), знаменного распева.
9. С 45706 "Хвалите имя Господне" (сокращенно), Московского напева.
С 45712 "Воскресение твое, Христе Спасе", 6 гласа,
на стиховне знаменного распева.
10. С 45713 "Поем тя", демественного распева.
С 45705 "Два антифона", 4 глас (антифонно).

Односторонняя Гранд

11. С 24951 "Блажен муж", знаменного напева.
12. С 24953 "Хвалите имя Господне", знаменного напева.
13. С 24954 "Волною морскою", знаменного напева.
14. С 24955 "На реце Вавилонстей", знаменного напева, 1 статья.
15. С 24958 "Плотию уснув", знаменного напева.
16. С 24959 "Свят, свят", болгарского распева.
17. С 24960 "На реце Вавилонстей", 3-я статья.
18. М 024750 "Отче нашъ", демественного напева (гигант).
(Список публиковался на обложках журнала "Старообрядческая мысль").

 

 

1 Богатенко Я. С душевной болью // Церковное пение, 1909, № 4-5, с. 116.
2 Письма в редакцию // Старообрядческая мысль, 1911, № 1, с. 87.
3 См. Денисов Н.Г.. Воскрешение древности // Советская музыка, № 2, 1985, с. 102-104.
4 Часть записей Морозовского хора в отреставрированном виде издана в альбоме пластинок "Старообрядческое пение" к 1000-летию Крещения Руси. Издатель - Старообрядческая Архиепископия, М., 1988.

 

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.