Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
02 августа 2005 года

В. Ф. МАРУХИН. доктор исторических наук, ОЗПИ

ВОЛЖСКИЙ РЕЧНОЙ БАССЕЙН КОЛЫБЕЛЬ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В XIX веке самая значительная, пожалуй, часть династий промышленников, которой во многом обязана Россия своим капиталистическим развитием, происходила из Московского промышленного района. Этот район имел в качестве естественно-экономического базиса Волжское речное судоходство, важным составным элементом которого являлись водные системы рек Ока, Клязьма, Москва-река и др. Династии промышленников Коноваловых, Прохоровых, Бахметьевых, Кузнецовых, Шиповых и, наконец, Морозовых отсюда вели свое происхождение и именно в этом районе развернули свою бурную деятельность.

Многие видные российские промышленники принимали самое активное участие в развитии пароходного судоходства на Волге и ее притоках, имея в виду не только получение прибыли, но и понимая его огромное значение для развития России: это С. И. Мальцев, Н. М. Журавлев, В. А. Кокорев и др. Морозовы приняли участие в создании "Среднеазиатского общества пароходства и торговли", и это, вероятно, станет предметом будущих исследований. Однако уже сейчас не вызывает сомнения, что обстоятельное рассмотрение многогранной деятельности российских промышленников, в том числе Морозовых, невозможно без учета того огромного влияния, которое оказал промышленный переворот в Волжском речном судоходстве на весь процесс формирования капитализма в России.

Волжская речная система, являясь важнейшей транспортной магистралью России, оказывала на протяжении веков решающее воздействие на формирование российской государственности, географическое размещение населения и промышленности, а в условиях промышленной революции — на становление капитализма.

Промышленная революция в волжском речном судоходстве началась задолго до отмены крепостного права, но отличалась своеобразием, связанным с тем, что фактически непосредственно волжская речная магистраль была более свободна от феодально-крепостнических отношений. Это обстоятельство сыграло важнейшую роль в том, что промышленный переворот начался в России именно в волжском речном судоходстве, оказывая решающее воздействие на все развитие страны.

Своеобразие промышленного переворота в России в отличие от других стран состояло в том, что здесь технический переворот на водном транспорте предшествовал перевороту в промышленности и ото наложило отпечаток на весь ход экономического развития страны. Развитие судов сообщения становилось решающим условием превращения страны в передовую экономическую державу.

Так как промышленный переворот ведет к резкому скачку в росте промышленной продукции, а следовательно, к возникновению проблемы ее сбыта, то вопрос о рынках становится одним из главных условий дальнейшего развития производства. Внешние рынки становились для большинства европейских стран важной проблемой. В России такой острой проблемы не существовало, и для нее самым главным вопросом был транспортный — каким самым быстрым и дешевым путем доставить продукцию жителям необъятной страны и за границу. Поэтому транспортная проблема являлась самой важной и ее решение позволяло решить многие остальные вопросы.

Важнейшей социальной стороной промышленного переворота является формирование пролетариата и промышленной буржуазии. Крупнейшие машиностроительные заводы в России, центры русского машиностроения возникали преимущественно как пароходостроительные — заводы Берда и казенный Александровский завод в Петербурге и др. На первых из них был построен первый в России пароход (1815 г.). В 1849 г. под Нижним Новгородом возник Сормовский завод для постройки пароходов. В начале 50-х годов был основан в Костроме машиностроительный завод Шипова, который производил в основном пароходы. Из мастерской для ремонта пароходов, основанной Макферсоном в 50-х годах в Петербурге, вырос впоследствии Балтийский завод. Таким образом, транспортное машиностроение развивалось гораздо быстрее, чем промышленное. Причем в авангарде его шло строительство речных пароходов.

Всем этапам промышленного переворота в Волжском судоходстве были присущи как общие, так и особенные черты: во-первых, переворот охватывал огромную территорию (1360 тыс. кв. км), что сопоставимо почти со всей территорией Западной Европы; во-вторых, историческая быстрота — весь процесс занял всего около 50 лет;

в-третьих — по сравнению с любой другой отраслью он проходил значительно быстрее; в-четвертых — речное судоходство базировалось на российском национальном капитале и ориентировалось прежде всего на обслуживание его интересов.

Трудно переоценить влияние этого процесса на весь ход культурного развития страны. Золотой век русской литературы охватил прежде всего Волжский речной бассейн и вышел из него. Вся система образования, высшего и специального, базировалась в основном на Волге и ее бассейне. Таким образом, Волжское судоходство несло на своих пароходах не только новую систему социально-экономических отношений, но и в значительной степени способствовало превращению России в высококультурное и образованное европейское государство.

Вместе с тем капитализм в Волжском бассейне, будучи наиболее развитым в стране, в огромной степени содействовал развитию капиталистической цивилизации в Западной Европе, обеспечивая ее продовольствием и сырьем, а также являясь для нее огромным рынком для сбыта своих товаров. Таким образом, несомненно и геополитическое значение волжского судоходства.

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы