Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
23 июля 2005 года

Альманах"Богородский край" N 2 (2002)

 

У ЦЕРКОВНЫХ СТЕН

УНИЧТОЖЕННЫЕ1 В БОГОРОДСКОМ УЕЗДЕ ЦЕРКВИ2

Священник Николай Скворцов

Продолжение. Начало см. в №1, 2002.

 

11. В Гуслицком приходе, в 4 верстах от церкви, есть сельцо Ащерино. Это — древнее село Ащерино-Захарьинское.

В 1492 году жена князя Ивана Васильевича с сыном своим Иваном Ивановичем отдала Богоявленскому монастырю село свое Захарьинское с лугами и с лесами и со всеми угодьями, а дали то село по своем государе Иване Васильевиче и по своем сыне Михаиле Ивановиче. В 1512 году Василий Иоаннович несудимою грамотою утвердил за Богоявленским монастырем в Гуслице село Захарьинское. В 1565 году оно было размежевано с землями великого князя. В 1594 году дьяком Иваном Максимовым построена здесь деревянная церковь во имя Николая чудотворца. В 1678 году в Ощерине числилось семь дворов крестьянских и бобыльских. По досмотру 1680 года оказалось, что «церковь ветха, попа нет; у той церкви близ кладбища построено 7 дворов крестьянских, пашни паханыя и сенных покосов и лесу в длину на полторы версты, поперек на версту, и смежна та земля с государевою дворцовою, да Чудова монастыря деревни Семеновской с землями, а от Москвы та земля в 70 верстах, едучи по Касимовской дороге с Москвы на левой стороне с версту, промеж речек Гуслицы и Десны; а поселенные крестьяне сказали, поселены де они на той церковной земле издавна, а оброк платят в Богоявленский монастырь по 10 р. на год; а в близости та церковь и земля к церкви Илии пророка, что на речке Околице, в Гуслицкой волости». В 1704 году церковь Николая чудотворца стояла «без пения» (Пехрянская десятина, стр. 2223). Позднейших сведений об этой церкви нет. На месте храма в Ащерине стоит деревянная часовня с колокольнею. В часовне есть старинный иконостас с царскими вратами, также древняя, уважаемая и раскольниками, икона Николая чудотворца, которая слывет по всему местному округу под именем «Николая Ащерского».

Земля церковная, по отобрании у монастырей вотчин, поступила, вероятно, в казну вместе с монастырскою.

12. Церковь преп. Сергия Радонежского в сельце Соболеве (Жегаловского прихода) построена близ дома Шереметева в 1765 году, по просьбе лейбгвардии капитана Сергей Васильевича Шереметева, за дальним расстоянием от приходской в Жегалове церкви и болезнию его. Освящена она в том же 1765 году 18 ноября. Служба в ней отправлялась по 1771 год священником Алексеем Афанасьевым, определенным по указу Московской духовной консистории; в чуму 1771 года он умер. По смерти его, служба временно исправлялась Жегаловским священником, иногда же присылаемыми из консистории по билетам священниками. В 1777 году эта церковь несколько обветшала фундаментом, крышею, особенно же полами. Тогда вдова С.В. Шереметева обратилась к преосв. Платону с просьбой о перенесении церкви и поставлении ее в ее покоях, в сельце же Соболеве. Для устроения церкви имелось особое помещение в верхнем этаже обширного ее дома, обращенное при том же на восток. Преосв. Платон 30 сентября 1777 года дозволил «если просительница обяжется в силу указов священника особливого не требовать, а чтоб временно в домовой церкви исправлял приходской священник, то прежнюю церковь упразднить и вновь в доме с надлежащим освящением поставить».

Новая церковь в доме Шереметевой, поставлена в 1778 году, и 11 мая того же года дано дозволение благочинному (священнику Аристова погоста Никите Егорову) освятить ее (Архив Московской Духовной Консистории, 1777 года 30 сентября).

После Натальи Яковлевны Шереметевой сельцом Соболевым владел сын ее генерал Василий Сергеевич; на просьбе его о поправке церкви митрополит Платон в 1806 году написал следующую резолюцию: «Хотя по указам и не следовало просителю иметь домовую церковь, но как оною ему временно иметь дозволено, то и ныне впредь до рассмотрения иметь ему дозволить и в ней по исправлении ветхостей Жегаловскому приходскому священнику кроме воскресных и праздничных дней служить дозволить» (Клировые ведомости Жегаловской церкви 1813 года). Церковь существовала до 1819 года; после покупки сельца Соболева князем Сергеем Серг. Гагариным антиминс из церкви, по резолюции митрополита Серафима от 13 июня 1819 года был взят и представлен в консисторию (арх. Григория. О Домовых церквах Московской епархии, стр. 29).

13. В трех верстах от села Здехова находится сельцо Мишнево, на реке Воре. Оно в 1707-1712 годах принадлежало Александру Петр. Лопухину. В 1712 году он, изъявив желание построить в Мишневе церковь во имя Знамения Пресв. Богородицы, просил поместный приказ утвердить за этою церковью из его вотчинной земли 15 четвертей. Земля была утверждена за Знаменскою церковью, но когда была построена и освящена церковь — из дел не видно (Радонежская десятина, стр. 195—196).

В Клобуковском приходе есть деревня Литвинова, на речке Лашутке, и сельцо Богородское на Воре. Это два древних села.

14. Великий Князь Василий Иванович несудимою грамотою 1512 года утвердил за Богоявленским монастырем (что за Ветошным рядом в Москве) село Литвиновское с деревнями на Воре и Корзеневе стане Московского уезда. Такова же грамота царя Бориса. Церковь всемилостивого Спаса с приделом преп. Александра Свирского в Литвинове в 1623 уже году стояла пуста, без пения; село было на оброке за торговым человеком Михаилом Крыловым; там был двор Богоявленского монастыря и три двора крестьянских и бобыльских (Радонежская десятина, стр. 183). В 1680 году церкви совсем не было. По досмотру этого года значится только Спаса Всемилостивого с приделом Александра Свирского церковная земля в сельце Литвинове, на речке Лашутке — вотчине Богоявленского монастыря. Около кладбища пашенной и новорасчищенной земли десятин с шесть, да по пашне лесом поросло десятины с полторы, сенных покосов на 200 копен, пашенного и непашенного леса десятин с тридцать. Земля смежна была с сельцом Клементьевым стольника Ивана Васильевича Дашкова и с землею стольника Богдана Иван. Чемоданова, от Москвы 30 верст. В 1688 году Богоявленский архимандрит Никифор отдал Литвинове в оброчное содержание стольникам князьям Ивану и Матвею Петровичам Гагариным до конца их жизни, с правом сим князьям в сельце Литвинове и на пустошах мельницы и пруды делать и сады садить, и огороды, и всякое строение, что похотят строить, и пашни и луга расчищать, и крестьян и деловых людей селить сколько похотят, с обязательством платить в монастырскую казну по 25 рублей в год, ко дню Богоявления. В 1763 году Литвинове уже не числилось за Богоявленским монастырем.

15. Сельцо Богородское, на Воре, по Хомутовской дороге, в XVI веке числилось приселком дворцового села Петровского, Московского уезда (теперь Петровское, Богородского уезда). В 1589 году в приселке стояла деревянная церковь Покрова Пресв. Богородицы, «пашни церковной худой земли 3 десятины, да лесом поросло 5 десятин в поле, а в дву потомуж (постольку же, т.е. по пяти же десятин), сена по речке Воре и Долгуше, да против Богородского села и мельницы, меж реки Вори и пашни деревни Зиновьевской, 3 десятины, сена 60 копен; да в селе крестьянских 4 двора, да двор пуст; под селом же Богородским на Воре мельница. Того же села деревни: деревня Зиновьева, деревня Козловка, на ручье Ивановском, деревня Иванисова, на ручье Иванисовке, деревня Романова и деревня Замужье». В 1628 году Покровская церковь писалась в государевом дворцовом селе Богородском, в 1639 году в вотчине Андрея Брамацкого в селе Богородицком, у речки Вори и речки Кадницы (Оканицы). В 1657 году приселок Богородский с деревянною в нем церковью Покрова Пресв. Богородицы, в которой были приделы во имя пророка Илии и мучеников Флора и Лавра, отдан с крестьянами и со всеми угодьями Патриаршему Крестному монастырю на острове Кии. В 1666 году патриарх Никон подавал царю Алексею Михайловичу челобитную с жалобою на то, что стольник Иван Чемоданов с 1665 года насильно завладел землею приселка Богородицкого, у крестьян пограбил всякого хлеба 25 десятин, пшеницы 8 десятин, овса 17 десятин, сена 300 копен и свез к себе в поместье. По просьбе Никона, назначен был над Чемодановым суд в Судном Приказе, а в 1670 году было межевано село Богородицкое и стольника Ивана Чемоданова пустошь Зиновьева (№ 1412). В 1678 году село Богородское значилось за Иверским, патриарха Никона, монастырем. В 1680 году земли Покровской церкви пашенной считалось 15 десятин, сенокосной по реке Воре пять десятин; да к той же церкви пустошь Оканница от села Богородского с версту, в ней пашни 1 1/2 десятины, сена 20 копен. В 1722 году это село находилось в числе вотчин Александра-Невского монастыря (Радонежская десятина, стр. 93—95), в 1762 году — Иверского монастыря, впоследствии перешло в казну.

В 1759 году священник Димитрий Андреев с прихожанами просил позволения разобрать обветшавшую Покровскую церковь и вместо нее на том же месте построить новую деревянную в то же именование.

В 1762 году церковь была уже построена, но устроить иконостас и одежды на престол у прихожан (25 дворов) не достало средств. Когда все устроено было на сборные средства, церковь освящена в 1763 году (А. А. Д. К. 1759. 30 апреля).

В 1775 году Покровская церковь была стенами тверда, а кровля огнила;

в приходе было только село Богородское (8 дворов); церковной земли, по писцовым дачам, пашенной в трех полях 15 десятин, покоса 10 десятин. Ближайшею (в 3 верстах) была церковь Спаса Нерукотворного Образа, в Клобукове, приходившая в ветхость, при ней приходских было 19 дворов. Архиепископ Платон 8 августа 1775 года решил так: «Церковь Покровскую приписать к селу Спасскому (т. е. Клобукову) и о утвари распорядить Консистории; а притом подтвердить и в село Спасское, что есть ли церковь не будет исправлена и всем удовольствована, и оная упражнена быть имеет» (А. М. Д. К. 1775. 8 августа). Церковная утварь перенесена в Клобуковскую церковь (там же — приложена опись утвари); этой же церкви принадлежат две десятины сенокосной земли от уничтоженной в Богородском церкви. Когда собственно она уничтожена, указать точно не можем. В клировых ведомостях 1819 года отмечено, что бывшая в селе Богородском «Покровская деревянная церковь разобрана издавна. К ней в отмежевании земли не имеется, а имеется вкладная писцовая на реке Воре сенокосная дача мерою 2 десятины. Особенного плана на оную землю не имеется, а означена на специальном того села Богородского плане, и оным сенокосом владеют села Клобукова священно-церковно-служители» (Клировые ведомости Клобуковской церкви 1819 года).

16. В одной версте от Комягина находится деревня Невзорове. Оно числилось деревнею уже в 1623 году, а прежде называлось пустошью «Муром»;

в 1646 году оно называлось сельцом Муроминым — Невзоровым, на речке Скалбе. В 1674 году князь Андрей Канбулатов Черкасский построил в своей вотчине - сельце Невзорове деревянную церковь в честь Смоленской иконы Божией матери и отвел священнику с дьячком на прокормление из своей вотчинной земли пашенной 30 четвертей (15 десятин) и сенокосной 20 копен. Приход новопостроенной церкви составили двор самого Черкасского, десять крестьянских и два бобыльских. В 1681 году Черкасский выдавал причту годовую хлебную и денежную ругу; кроме того, духовенство пользовалось 6 десятинами пашенной земли и 2 десятинами сенокоса на речке Скалбе. В 1737 году, по желанию и усердию жены вотчинника Екатерины Павловой Лопухиной, построена вместо ветхой новая деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери и в том же году освящена. В 1749 году Василий Лопухин свое имение продал графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину, а в 1755 году 14 июня Канцелярией Экономического Правления определено ветхую церковь в селе Невзорове «за крайним малоприходством, разобрав, упразднить и приход соединить села Комягина к церкви Сергия игумена Радонежского чудотворца (Радонежская десятина, стр. 125—128).

С этого времени Невзорове стало деревнею. Земля церковная, вероятно, осталась за помещиком.

17. В трех верстах от Михаиле-Архангельской, в Кунье, церкви находится сельцо Елизаветино. Здесь в 1853 году генералом Сипягиным построена под именем кладбищенской церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа. Долгое время она стояла неотделанною и несвященною, пока в 1884 году не была разобрана. Из материала этой церкви устроена каменная колокольня в соседнем с Елизаветиным селе Казанском-Мере.

18. Близ Купавны, на речке Купавне, стояла в старину церковь Воскресения Христова. В 1638 году церкви уже не было, а земля церковная сдавалась на оброк разным крестьянам до 1664 года, когда, по указу великого государя, взята церковная Воскресенская земля его великого государя к Потешному дворцу с церковною Дмитриевскою землею Селунского да с Георгиевскою землею, что в Кошелеве стану, а оброк ведено платить погодно». В дозорных книгах Патр[иаршего] Каз[енного] Приказа 1680 года значится «в Вошинском стану, на речке Хупавне, от Москвы в 25 верстах, едучи по володимирской дороге, с Москвы на левой стороне, от той дороги с версту церковная Воскресенская земля, а по осмотру около кладбища пашни паханыя чети на 2, сенных покосов по речке Хупавне копен на 40 волоковых, да на отхожих лугах по речке Клязьме под дворцовыми деревнями Назаровою и Осеевою (теперь Аристовского прихода) сенных покосов на 50 копен волоковых; а в межах та земля с деревнею Родионовою, что прежде была за боярином Семеном Лукьяновичем Стрешневым, с пустошьми Матвея Иванова Голенищева: Слободками, Паниною, Созыниною, Высоковскою, с усадьбою Потапа Филимонова Шеншина, пустошью Березиною, с деревнею Михалевою и с селом Хупавною Настасьи князя Юровской жены Пожарского» (Патр. Каз. Прик. № 110, лл. 257-258; № 122, лл. 1-6). В 1687—1693 годах землею Воскресенской церкви пользовался с платой 3 р. 72 к. в год князь Иван Борисов Репнин (Вохонская десятина, стр. 133—134).

19. Близ описанной земли была земля церкви великомученика Георгия, в пустоши Георгиевской, Кресты тож, Московского уезда, в Кошелевом стане, на которой исстари существовала церковь. Земля церковная в 1628 году отдавалась уже на оброк князю Димитрию Михайлову Пожарскому, следовательно, церкви не существовало. В 1664 году, как упомянуто выше, земля эта взята к Потешному дворцу. По дозорным книгам 1680 года, «около кладбища пашни паханыя худыя земли на одну четь, лежит впусте, сенных покосов на речке Хупавне на 20 копен волоковых, на оброке ныне та земля Патр. Казенного Приказа за подъячим Васильем Тимофеевым, и той де земли сенных покосов стараго владенья той же Георгиевской пустоши с одного краю пригородил Матвей Голенищев себе к полю копен на 20 волоковых же и называет де он Матвей своим покосом». По досмотру 1685 года, эта земля была смежна с деревнею Родионовою, а по другую сторону с пустошами: Слободками, Паниною, Созыниною и Высоковскою, с деревнею Михалевою и с селом Хупаною, т. е. почти с теми же землями, как и Воскресенская. От Москвы Георгиевская земля считалась в 25 верстах, едучи от Москвы большою Владимирскою дорогою, от села Купавны по правой стороне, вверх по речке Купавне в 2 верстах. В 1668 году церковною землею Георгиевскою владел вышеупомянутый князь Иван Бор. Репнин с платою в год 1р. 16 к. (Вохонская десятина, стр. 135—136).

20. В двух верстах от села Сергиевского-Маврина находится сельцо Костыши-Никольское. Близ него была церковь во имя Николая чудотворца. По писцовой книге 1584—1586 годов, «за Казанским толмачем Теникеем Янчуриным в вотчине, что была прежде сего за Игнатьем за Федоровым сыном Желтухина: погост в Желтухине, на речке Дубенке, а в нем церковь Никола чудотворец, древяна, клетцки» (Писц. книги XVI века, стр. 250). В 1623 году храма уже не было, а существовало сельцо Лаврентия Аверкиева, прежний погост в Желтухине-Лихареве; в сельце было два двора вотчинника; земли церковной считалось, как и раньше, пашенной «б четьи без полуосмины в поле, а в дву потомуж, сена по речке по дубенке 100 копен, лесу непашенного 5 десятин»; всею церковною землей владел Лаврентий Аверкиев. В 1646 году Желтухино снова было селом с деревянною церковью Николая чудотворца и принадлежало Порфирию Львову (?) Аверкиеву. В 1678 году за Аверкием Сидоровым Опухтиным значилось сельцо Никольское, где стоял храм и дом вотчинника, и деревня Костышевка, след. Костышевка и Никольское — не одно и то же. В 1680 году, по досмотру, под церковью и кладбищем земли оказалось полдесятины: церковь Николаевская от села Желтухина (где, вероятно, был дом вотчинника) стояла саженях в 200, в поле, между дорог Хомутовской и Стромыни, по 5 версть от каждой, равно как и от ближайших сел (Иевлева Дмитровского уезда, Петровского и Душонова Богородского уезда) в расстоянии 5 же верст, от Москвы в 55 верстах; земля церковная была смежна с пустошами Сабуровою — владения Аверкия Опухтина, Холмами — дворцового села Никольского и Осташковского - вотчины Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году в приходе Никольской церкви значилось 10 крестьянских дворов и один вотчинника Опухтина, при церкви — священник, дьячок, пономарь и просфорница. В 1694—1718 годах церковь Николая чудотворца стояла без пения; Село Никольское в 1704 году принадлежало Ивану Аверкиеву и Льву Яковлеву Опухтиным; к селу принадлежали деревни Степанкова и Костышевка. В 1712 году Лев Опухтин свою часть имения продал ландрату Андрею Михайлову Вишнякову. В октябре 1718 года он просил дозволения вместо ветхой церкви Николая чудотворца, на Желутхове погосте, построить новую там же. Дозволение дано и вместе с тем взысканы с Ивана Опухтина за пользование в течение 1694-1718 годов церковною землею деньги (Радонежская десятина, стр. 112—115). Вновь выстроенная церковь Николая чудотворца была освящена 1720 года 24 мая. В часовне, которая построена на месте этого храма, сохранился деревянный крест с надписью: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, что в погосте Николаевском Желтухине при державе Благочестивейшего Великого Государя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодежца по благословению преосвященного Игнатия Митрополита Сарского и Подонского меж Патриаршества в лето от мироздания 7228, от Рождества Христова 1720 года Мая в 24 день на память преподобного отца нашего Симеона иже на дивной горе». Впоследствии о существовании храма в селе Никольском-Желтухине говорят метрические книги; последние относятся к 1782 году. Церковь в 1783 году упразднена за крайнею ветхостию и нестроением вновь каменной (А. М. Д. К. 1785. № 143, по Приказному столу). В это время Желтухино принадлежало титулярному советнику Николаю Вишнякову. Из остатков храма, по благословению преосв. Августина, построена на месте церкви часовня усердием жены статского советника Елизаветы Семеновой Смольянской; украшена же и освящена часовня супругом ее Гаврииловым Петр. Смольянским 1821 года 9 октября. Между другими, находящимися в часовне, иконами есть древняя Страстная икона Божией Матери, вырезанная из дерева и вставленная в позолоченный киот; есть еще чтимая икона великомученицы Параскевы-Пятницы. В пятницу 11-й недели по Пятидесятнице, после литургии, бывает крестный ход в эту часовню; празднование совершается Страстной иконе Божией Матери и великомученице Параскеве-Пятнице. Кому принадлежит земля уничтоженной церкви — неизвестно, только ею не пользуется причт села Маврина Сергиевского.

21. В том же (Мавринском) приходе, в 3 верстах от церкви, находится сельцо Зачеслово. Князь Туренин отдал свою вотчину в приданое дочери своей Елене, когда она выходила замуж за князя Ивана Семенова Куракина; в 1623 году за Куракиным значится пустошь, прежнее село Богородское-Зубачево. В 1625 году приданая вотчина княгини Куракиной досталась ее сестре Марии Ивановой, жене князя Андрея Кольцова-Масальского. В 1646 году на пустоши значится двор вотчинника князя Михаила Андр. Кольцова-Масальского; в 1678 году имением владели его дети Иван, Андрей и Борис. В 1693 году староста поповский доносил патриарху, что в селе Богородском построена лет с десять тому назад церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. В приходе у церкви были только два двора вотчинниковых; земли церковной не было. Село Богородское долго время было во владении кн. Масальских: в 1768—1770 годах оно принадлежало князю Ивану Михайлову Кольцову—Масальскому и Петру Иван. Вишнякову (Радонежская десятина, стр. 145—147). От последующего времени не сохранилось никаких сведений, когда и по какому случаю уничтожена церковь. В приходе не сохранилось даже придания о том, что в сельце Богородском была церковь.

(Продолжение следует)

 

1 Имеются в виду церкви, разобранные из-за ветхости или из-за отсутствия прихода в XV - начале XIX вв.

2 Свящ. Н. Скворцов. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. Московские церковные ведомости. 1901. № 33—38. Текст публикуется полностью.

3 Пехрянская, Вохонская, Радонежская и др. десятины — части известного труда Холоомогоровых.М.

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы