«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

11 июля 2005 года

Аннотации

Альманах «Богородский край» № 2 (1996). Часть 3

« предыдущая следующая »

Альманах"Богородский край" N 2 (96)

БОГОРОДСКИЕ СТАРОВЕРЫ / СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА В г. БОГОРОДСКЕ 1

Перенесение старообрядцами антиминса из старого храма на улице Рогожской в новый. Фото 1912 года.

Перенесение старообрядцами антиминса из старого храма на улице Рогожской в новый. Фото 1912 года.

В Богородске (Московской губ.) не было до июня 1906 г. старообрядческого молитвенного дома и храма, и старообрядцы для удовлетворения своих религиозных потребностей и богомолений посещали молитвенные дома в расстоянии трех верст от города — в Глухове, при Богородско-Глуховской мануфактуре, и в Истомкине, при мануфактуре С.М. Шибаева С-вей, где с давнего времени совершаются в домовых храмах богослужения старообрядческими священниками.

Отзывчивый на все доброе и клонящийся к удовлетворению религиозного чувства, А.И. Морозов снял в 1906 году в г. Богородске в арендное пользование каменный двухэтажный дом 2 , длиною 33 арш. и шириною 10 арш., у крестьянина И. И. Курнина на Средней ул., близ базара. Половина дома, в оба этажа, была занята классами отделения глуховского двухклассного мин. нар. прос. училища для детей обоего пола, а в другой половине, в верхнем этаже, был устроен молитвенный храм, который отделяется от класса училища створными дверями от пола до потолка, растворяемыми при службах, и тогда уже помещение храма занимает всю длину дома, вместимостью до 400 человек. В нижнем этаже дома были помещены служащие при храме: сторож, уставщик и дьячки.

К 28 июня 1906 г., к празднику свв. ап. Петра и Павла, помещение верхнего этажа получило вид молитвенного дома-храма; от А.И. Морозова были доставлены и установлены: временный переносный алтарь с св. престолом и иконами, подсвечники со свечами и все потребное и приличествующее сему святому делу, и в 3 часа дня священником о. Феодотом Тумановым, в служении дьякона, церковных служителей и морозовского хора певчих, при стечении прихожан-старообрядцев, жителей Богородска, был отслужен св. Николе молебен с водоосвящением; помещение храма было окроплено св. водою, и затем начали первое богослужение — вечерню и всенощную свв. ап. Петру и Павлу. На другой день, 29 июня, совершена была литургия, каковой в г. Богородске открыто, по древнему христианскому чину, не совершалось более двухсот лет. С тех пор по настоящее время в помещении этого дома совершаются священником с причтом богослужения, каковых исполняется до 20-ти ежемесячно, кроме церковных треб.

К празднику Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1906 г., был вынесен временный алтарь, и на этом же месте отделено помещение, 5 арш. длины и 10 арш. ширины для алтаря, и установлен четырехъярусный иконостас местный, отделанный под ореховое дерево, — два яруса верхние с иконами древнего греческого письма: Богоотцы, праотцы и пророки, и два яруса нижние с иконами 12-ти двунадесятых праздников и местными большой величины иконами; поставлены клироса с местными же иконами и хоругви. С вечера на 8 сентября, во время всенощной, совершено освящение сего храма с положением св. антиминса в честь и память св. Николы, с крестным ходом по улице, кругом дома с хоругвями и иконами, при пении хора морозовских певчих. Освящение храма совершали: протоиерей о. Иоанн Абрамов 3 , благочинный о. Павел Марков, священники о. Феодот Туманов и о. Фрол Аггешин 4 , с двумя дьяконами и со «стихарными».

9-го февраля 1907 года было подано в московское губернское правление, согласно временных правил 17 октября 1906 г., заявление от 63-х лиц, прихожан вышеназванного прихода, об образовании «богородской старообрядческой общины храма св. Николы» старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, и 20-го февраля состоялось определение губернского правления о регистрации названной общины.

8-го апреля 1907 г. состоялось первое общее собрание общины.

Собрание, под председательством Н.А. Сивова, а) приняло к 63 членамучредителям вновь 8 членов; б) избрало почетным председателем общины г. Арсения Ивановича Морозова; в) избрало духовных лиц: священника постоянного штатного о. Феодота Кирилловича Туманова и дьякона Петра Павловича Пронина; г) избрало сроком на три года семь членов совета и одного к ним кандидата, и трех доверенных лиц для проверки отчетности и одного к ним кандидата.

Членами совета избраны: 1) Абрамов И.Д., протоиерей, 2) Сивов Н.А., 3) Ильин А.С. 5 , 4) Туманов Г.Я., 5) Щепетильников П.Е. 6 , 6) Стулов Д.И., 7) Плохов Н.И. 7 , кандидатом Хрузов И.Н.

Доверенными лицами избраны: 1) Никифоров П.Н. 8 , священник, 2) Никифоров Е.Н. 9 , 3) Прокофьев Г.И. 10 , кандидатом Капустин А.А.

Советом, в первом его заседании, избраны единогласно: председателем Н.А. Сивов, товарищем председателя А.С. Ильин. Советом поручено ведение и управление всеми делами общины и исполнение хозяйственных распоряжений по храму председателю Николаю Александровичу Сивову.

7-го октября 1907 года состоялось второе общее собрание членов общины под председательством А.И. Морозова и постановило: а) принять в члены новых четырех лиц; б) избрать в помощь штатному священнику о. Феодоту Туманову священниками в храм общины: протоиерея Абрамова Иоанна Дорофеевича и священника Волощука Иоанна Павловича 11 с тем, чтобы они не вступались в причтовые доходы богородской общины; в) поручило гг. А.И. Морозову и Н.А. Сивову произвести на собранные денежные пожертвования постройку временной деревянной колокольни и покупку медных колоколов, причем собранием членов было осмотрено и определено для колокольни место.

К 14-му ноября 1907 года выстроена у входа в храм деревянная колокольня вышиною 12 аршин, с главою - крестом.

В день рождения Государыни Императрицы-Матери и в день бракосочетания Их Величеств, в среду 14 ноября 1907 года, было совершено поднятие на колокольню 6-ти медных колоколов, весом 26 п. 31 ф. По окроплении их св. водою и после первых ударов священником в колокола, послана телеграмма Их Императорским Величествам, на которую 21-го ноября председатель общины Н.А. Сивов был удостоен ответа следующего содержания:

«Председателю богородской старообрядческой общины. «Их Величества Государь Император и Государыня Императрица благодарят богородскую старообрядческую общину за вознесенные молитвы и выраженные в телеграмме вашей от 15 сего ноября чувства». О таковой Высочайшей милости уведомляю вас, милостивый государь, для объявления членам общины. И. д. губернатора вице-губернатор Феодоров».

Всеподданнейшая телеграмма была следующего содержания:

«С.-Петербург. Его высокопревосходительству господину министру Императорского Двора. Богородская старообрядческая община, празднуя день рождения Государыни Императрицы-Матери и день бракосочетания Их Величеств впервые повешенным колокольным звоном по милости, дарованной Государем, повергает к стопам Их Величеств изъявление своих верноподданнических чувств и молитвенное пожелание Царской Семье благоденствия на многие лета. Председатель общины Николай Сивов, товарищ председателя Алексей Ильин».

С 28 июня 1906 года, когда заведование приходом было поручено Н.А. Сивову, им производились в храме продажа восковых свеч за богослужениями, тарелочный сбор и все хозяйственные распоряжения; отчетность в денежных суммах прихода и расхода подавалась старосте Никольского храма при Глуховской мануфактуре А. С. Ильину.

С 1-го января 1907 года подача отчетности А.С. Ильину прекращена, и с этого времени начался счет прихода и расхода денежных сум, подлежащий представлению членам Богородской общины и предварительной поверке доверенными лицами.

Московское губернское правление при отношении за № 957 июня 13-го 1907 г. выслало паспортные книжки, сроком на 5 лет, священнику о. Феодоту Туманову и дьякону Петру Пронину с обозначением их сана, которые выданы им 4-го июля, и с сего числа начато внесение записей в метрические книги общины о требах, совершаемых в храме, коих записано в 1907 году: в книгу о родившихся — 5, о бракосочетавшихся — 5 и об умерших — 2; в 1908 году: о родившихся —1,о бракосочетавшихся — 2, а всего 15.

Богослужения в храме общины совершались штатным священником о. Ф. Тумановым, в сослужении дьякона П. Пронина, уставщика и певчих из прихожан; каждая служба заключалась в вечерне, утрене или всенощной и литургии; всенощные хлебы и просфоры пекутся просфорницей Никольского храма в Глухове.

В двунадесятые праздники молящихся в храме бывает до 250-ти человек и более. Храм общины посетили в 1907 году: московский архиепископ Иоанн, епископ одесский Кирилл, и совершено одно богослужение епископское. Дьякон общины П. Пронин рукоположен 10 февраля 1908 года в сан священника, а потому из Богородска выбыл в назначенный ему приход, к исполнению своих обязанностей, и более не состоит в общине дьяконом, о чем советом общины донесено 12-го марта 1908 года московскому губернскому правлению.

К 1-му апреля 1908 года произведена в г. Богородске перепись всех членов общины с семейными лицами и составлен посемейный список с означением имен и лет прихожан, общая численность которых получилась следующая: членов общины — 74; жен у членов — 60; детей мужского пола 90; женского пола — 90; родственников, живущих при членах: возрастом более 25 лет мужского пола — 4, женского пола — 12; возрастом менее 25 лет мужского пола — 5, женского пола — 6; всего — 341 человек.

В настоящее время существенной надобностью и необходимостью для общины является приобретение участка собственной земли и сооружение на ней храма 12 . Шаги в этом смысле советом общины уже предприняты, так что в скором времени Богородск украсится новым старообрядческим храмом, причем совет хлопочет об уступке для этой цели участка пустопорожней земли в городе, принадлежащего казне; и есть надежда, что ходатайство будет уважено.

1 Журнал «Церковь» № 51-52, 1908 г.

2 Ныне правая часть здания под№ 92 по ул. Рогожской.

3 Абрамов Иоанн Дорофеевич, протоиерей, умер в 1912г.

4 Аггешин Фрол, священник, родился в 1848 г., крестьянин Калужской губ., Жиздринского уезда, д. Котуновка.

5 Ильин Алексей Семенович, деятель Бог. Глух. старообряд. общины, служащий компании Бог.-Глух. мануфактуры, председатель Общества любителей фотографии.

6 Щепетильников Петр Ефимович, мещанин П.-Посада, проживающий в г. Богородске.

7 Плохов Николай Иванович, крестьянин.

8 Никифоров Петр Николаевич, священник, уроженец г. Горбатова (1868-1938 гг.), последние годы жизни был священником храмов на Рогожском кладбище в Москве.

9 Никифоров Елезвой Николаевич (1870-1947 гг.), уроженец г. Горбатова.

10 Прокофьев Григорий Иванович, крестьянин Богородского уезда, Дороховской волости, д. Мисцевой, про ж. в г. Богородске.

11 Волощук Иоанн Павлович, священник, одно время проживал в Петербурге в старообрядческой моленной на Охте, служил в общине до 16 августа 1909 г.

12 Участок земли был выделен Городскими уполномоченными в 1911 г. Церковь пр. Захар ни и велико муч. Евдокии построена по проекту архитектора И.Е. Бондаренко.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.