«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

11 июля 2005 года

Люди Богородского края

Альманах «Богородский край» № 2 (1996). Часть 11

« предыдущая следующая »

Память сердца

(Размышления о жизни и творчестве ногинского художника Алексея Михайловича Ратникова в год его 70-летия)

Константин Лихачев

О, память сердца, ты сильней

Рассудка памяти печальной.

К. Батюшков

Алексей Михайлович Ратников (1926 — 1984 гг.) мечтал на страницах дневника, который вел еще с юных лет, о том, как напишет работу «Мой юбилей». Это должен был быть натюрморт: на черном жестовском подносе, обрамленном красивыми цветами, горят 60 свечей. Но живописец два года не дожил до своего 60-летия, и юбилейным огням не пришлось загореться.

«Искусство вечно — жизнь коротка!» — гласит латинское изречение. И сегодня полотна нашего земляка встречают своих многочисленных зрителей в музеях, картинных галереях, собраниях в Москве, Красноярске, Орле, Новосибирске, Курске, Ногинске, Спасском-Лутовинове.

А.М. Ратников родился в деревне Гаврилово Ногинского района 24 марта 1926 г. в крестьянской семье. В округе — чудесные места средней полосы России: могучие леса, тянущиеся на многие километры, с густым настоем смолы и хвои, с чарующим пением птиц, изумрудные поля и луга с жужжанием и трескотней насекомых, причудливо извивающиеся серебристые ленты Шерны и Мележи с прозрачной родниковой водой, крутые берега, еще не столь обезображенные деятельностью человека, проходящая неподалеку, овеянная легендами Стромынка, древняя дорога из Москвы в Суздаль и Владимир. Своеобразием отличался и быт небольшой деревни, когда полная нескончаемого труда и забот, отмеченная простотой и естественностью крестьянская жизнь каждого селянина видна всем. Это не могло не отложиться на впечатлительной душе юного Алеши. Детские и юношеские годы, проведенные в родных местах, и потом поддерживаемая с ними и живущими там земляками связь, тесное общение с природой нашли отражение во всем творчестве художника.

В 1941 году будущий живописец закончил семилетнюю школу. В годы Великой Отечественной войны он работал помощником мастера на НовоНогинской фабрике. Зародившееся еще в детстве умение поймать и запечатлеть мгновения окружающей жизни привело Алексея Ратникова в 1945 г. на учебу в Московское художественное училище памяти 1905 года.

Сначала он занимался станковой живописью, а затем театрально-декоративным оформительством. Освоение этих двух жанров плодотворно сказалось на творческой манере А.М. Ратникова. Оно выражалось в умелом построении композиции и цветового решения произведения, в широком обобщающем мазке, в выделении главного и исключении незначительных и мелочных подробностей.

После окончания учебы в 1950 г. живописец пришел в Ногинскую художественную мастерскую, где трудился вплоть до последних дней. Он неоднократно участвовал в городских, областных, республиканских и всесоюзных выставках. Художник пробовал себя не только в живописи, но и в графике, иллюстрируя произведения И.С. Тургенева (1951), выполняя рисунки для Государственного музея Николая Островского в Москве (1952).

«Больше видишь — лучше пишешь!» — это творческое кредо русского писателя К.М. Симонова разделял и А.М. Ратников. За свою жизнь он побывал в Сибири, Казахстане, Крыму, Урале, Алтае, на Байкале, Ангаре, русском Севере, а также в Индии, во многих европейских странах, Южной Америке и Африке. Из поездок художник возвращался обновленным, полным творческих замыслов, с большим количеством этюдов и набросков.

1954 год мастер кисти отметил участием во Всесоюзной выставке художников-маринистов и вступлением в Союз Художников СССР. Из многочисленных путешествий родилась картина «У походного костра» (1957), которая демонстрировалась на Всесоюзной выставке. Репродукция этого произведения была опубликована журналом «Огонек».

А.М. Ратников всегда с большой любовью относился к поэзии, о чем свидетельствуют записанные в дневнике стихи. Особенно был близок живописцу Есенин, над образом которого он собирался работать в последние годы. Художник отлично понимал, что есенинскую аксиому «Как прекрасна Земля и на ней Человек!» можно выразить не только словом, но и кистью. Природа и человек — эти две вечные темы — переплавились в творчестве художника в два жанровых направления: пейзаж и сюжетная картина.

В памяти любителей искусства осталась персональная выставка А.М. Ратникова в Москве в 1976 году. Посвященная полувековому юбилею художника, она давала наиболее сильное и целостное представление о его творчестве. На ней экспонировалось более 400 работ, в том числе более 300 пейзажей. То был настоящий праздник искусства. Среди пейзажей А.М. Ратникова были: «Уральская кладовая», «Лес — Северу», «Голубая тишина», «Места родные», «Гроза прошла», «Суздаль», «Гурзуф», «Вечер», «Устье Камское», «Байкал», «Старый Ногинск», «В море», «В горах Алтая», «Москва — Горький», «Дождь прошел», «Лесная дорога» и многие другие.

Страничка из дневника А.М. Ратникова

Страничка из дневника А.М. Ратникова

Художник не ограничивался изображением природы, но и показывал преобразующую силу человеческого труда. Таковы работы: «Пахота», «На стройплощадке», «Печерский лес», «На ремонте», «Земля целинная», «УстьИлимская ГЭС», «На трассе БАМа» и др. В некоторых произведениях, созданных в начале 60-х годов — «Припевки», «Полдень», «До третьих петухов», «О том, о сем» — изображаемые люди и природа слились в одно неразрывное целое. Вершиной творчества А.М. Ратникова стал триптих «Русская». Он посвящен русской женщине. Его составляют три полотна:

«Мать», «Горько», «В жизнь!».

Творческую многогранность, щедрый талант, умевший своими произведениями пробудить в человеке высокую духовность навсегда сохранит «память сердца» всех, кто хоть раз соприкасался с жизнью и искусством А.М. Ратникова.

Ратников А.М. на этюдах.

Ратников А.М. на этюдах.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.