Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
12 февраля 2005 года

Альманах"Богородский край" N 3(8) (2000)

Из хроники жизни общины
верующих Ильинской
села Муравьищи церкви
(
с. Мамонтово). 1923–1931 гг.

По материалам Ногинского городского архива

 

 

В 1923 году 13 мая группой верующих в количестве 60 человек, «принимающих патриаршее управление (Тихоновцы)», заключен договор с УИК (уездный исполнительный комитет) на пользование зданием и церковным имуществом Ильинской церкви, в том числе – 9 колоколов: «Мы, нижеподписавшиеся, граждане погоста Муравьищ, с селениями Мамонтово, Следово, Гаврилово, Тимково, Карабаново, Калитино ... принимаем ... в бесплатное пользование ... каменный храм, деревянный храм...»

Члены приходского совета религиозного общества: Рычажков В.И., Ершов И.М., Казанцев Ф.И., Варламов А.К., Ащенков П.С., Шляков А.Т., Зимин А.А., Панюхин Я.И., Серов Т.П., Кудрявцев М.А. (председатель).

«Служители культа» церкви: Кудрявцев М.А., 62-х лет, священник; Воскресенский А.С., 32-х лет, священник; Никольский Н.Е., 50-ти лет, дьякон; Петровский С.А., 47-ми лет, диакон.

Административный отдел выдал Общине верующих удостоверение, разрешающее 2 октября 1926 года в 13 часов «перенесение иконы Иерусалимской Божьей Матери из церкви Глуховской старообрядческий общины по следующему маршруту: ...к летнему гулянию по дороге в парке к деревне Рузино и дороге на Жилино-Горки к деревне Муравьище, где таковая пробудет 3 и 4 октября».

В 1927 году количество верующих, заявивших о вступлении в православную христианскую общину, составило 195 человек.

В том же году храм подвергся ограблению «со взломом оконной решетки и при наличии сторожа». Приходской совет сообщил в административный отдел Богородского УИКа, «что здесь имела место непреодолимая сила, освобождающая Совет на основании 403 ст. Гражданского Кодекса от обязанностей восстановления похищенного имущества».

Административный отдел УИКа 12 августа 1927 года потребовал от церковно-приходского совета «похищенные ценности восстановить в месячный срок или внести стоимость в Госхран ... в противном случае дело будет передано в нарсуд».

Приходской совет обратился в уездное управление милиции с просьбой разрешить «крестные ходы 23 апреля в 6 часов утра и в ночь с 23 под 24 апреля в 12 часов ночи с устройством фейерверка из римских свеч и бенгальского огня». Милицией крестные ходы были разрешены, но «без устройства фейерверка».

В июле 1927 года милиция в ответ на просьбу Приходского совета разрешила окраску колокольни.

18 ноября 1928 года с разрешения уездной милиции было проведено общее собрание верующих, в котором приняли участие 200 человек. Староста храма Трифон Петрович Серов выступил с годовым отчетом, ему была высказана благодарность за трехлетнюю деятельность. Собрание переизбрало его на новый срок. В приходской совет избраны: от Мамонтова – Ганюхин Я.И.; от д. Следова – Казанцев Ф.И., Рычажков В.И., Серов Н.П.; от д. Гаврилово – Варламов А.К., Золотуев Е.П.; от д. Тимково – Судариков М.Е., Савельев А.В., Заулов С.Ф.; от д. Карабаново – Ганин Д.М., Безруков С.А.; от д. Калитино – Зимин А.А. Председателем совета избран протоиерей М. Кудрявцев, секретарем дьякон Н. Никольский.

На общем собрании прихожан в ноябре 1929 года присутствовало 260 верующих. Старостой избран Максим Ефимович Судариков из д. Тимково, помощником А. С. Кузнецов из д. Следово. Приходской совет был оставлен в составе, избранном на собрании в 1928 году. Только за выбывшего Рычажкова из д. Следово избран Ершов.

К 1930 году священник М.А. Кудрявцев ослеп и просил Ногинский РИК (районный исполнительный комитет) выдать ему справку, что с 26 января 1930 года не состоит «служителем культа».

В 1930 году происходило переоформление договоров и в Ногинский РИК было направлено заявление: «...для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане в числе 24-х человек, принадлежащих к Греко-Российской православной христианской вере и принимающих патриаршее управление (Тихоновцы), решили образовать Ильинское на Муравьищах религиозное общество».

Исполнительный орган религиозного общества: Судариков М.Е., Яшукин Г.Я., Колышкин В.И., Безруков С.А., Дометов Е.В.

Священнослужители в храме: священник Воскресенский Александр Сергеевич, 1894 г. рождения, в период мировой войны служил в армии, затем преподавал, в церкви с 1922 года; Белоруссов Иван Александрович, 1888 года рождения, священник; Никольский Николай Евгеньевич, 1875 года рождения, с 1914 года дьякон Ильинской церкви.

Священник И.А. Белоруссов в том же году был осужден на 11 месяцев и 20 дней за то, что «отдал своих двоих детей на усыновление в рабочую семью», скорее всего, чтобы те смогли получить образование и как-то устроиться в жизни. По выходе из заключения отец Иван «ушел неизвестно куда». Церковный совет в связи с этим обратился в РИК с просьбой исключить Белоруссова из списка «служителей культа» и зарегистрировать священника Иоанна Иоанновича Отрадинского, 1866 г. р.

В июне 1930 года ответственные от общины Николай Петрович Серов и Яков Иванович Ганюхин обратились в Ногинский РИК с просьбой о разрешении общего собрания. Ожидалось присутствие 650-ти человек верующих. Планировалось рассмотреть вопросы: перевыборы исполнительного органа, о содержании хора, о закрытии второго священнического места. Собрание прошло, видимо, в декабре того же года.

18 июля 1930 года группа верующих д. Следово обратилась в Следов­ский сельсовет и Ногинский РИК с просьбой «разрешить молебны на 2 и 3 августа, хождение по домам с иконами и со священником по д. Следову ... служение молебна у часовни в Следове и кругом деревни обхода с иконами и пропуска скота, как это исправлялось раньше по старому обычаю...». Административный отдел разрешил «общественный молебен» у часовни 2 августа «без крестного хода и переноса икон из церкви» – «хождение по домам с молебнами воспрещается ввиду эпидемического заболевания в селении дизентерией».

1 апреля 1931 года верующие обратились в милицию с просьбой разрешить «крестный ход за ограды церкви в день Святой Пасхи 12 апреля». Хождение с иконой Божьей Матери Казанской выбранным верующим песнопевцам: по нашему приходу выбранным на основании древнего обычая... Хождение по приходу причта нашей церкви, прославляющих Пасху ... согласно церковного устава и закона верующих». Президиум РИК выдал удостоверение: разрешено «совершение крестного хода в ограде церкви...». Там же: «...Хождение с иконой по домам селения ввиду заболевания скарлатиной и корью не разрешается». «Массовые заболевания скарлатиной» послужили причиной запрещения «хождения по домам с крестом для молебнов» в праздник Великомученика Георгия 6 мая 1931 года.

В 1937 году в селе будет арестована «контрреволюционная группа церковников» во главе с отцом Александром Коринфским, но это тема следующей публикации.

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы