Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
29 августа 2005 года

Альманах"Богородский край" N 1 (2001)

 

ДАННЫЕ О ПОЛОЖЕНИИ ПИТЕЙНОГО ДЕЛА В БОГОРОДСКОМ УЕЗДЕ... (1898 г.)

Из очерка П.А. Распопова, сотрудника Богородского по питейным делам Присутствия1.

 

Актуальна ли тема, поднятая более чем 100 лет назад в земской печати? Каждый, наверное, подтвердит —да! По данным кафедры статистики Института народного хозяйства им. Плеханова2 в 1985 году на «душу населения» выпивалось в России 17 литров; орехово-зуевская газета пишет3, что в 2000 году в пересчете на одного жителя города (включая младенцев и больных) продано 10, 8 литра спиртного; в том же 2000 году от «случайного отравления алкоголем» в стране погибло более 38-ми тысяч человек4. Не было, пожалуй, ни одного общественного форума конца XIX начала XX вв. (съезды торгово-промышленные, врачебные, учительские, крестьянские, старообрядческие и другие), которые бы не выносили на первое место проблему «отрезвления населения».

Количество питейных заведений в Богородском уезде за 58 лет (1839—1897 годы) увеличилось почти в 7 раз (с 47 до 317). В 1839 г. одно питейное заведение приходилось в уезде на 2 318 чел., а в 1897 г. на 703 человека. В настоящее время одно питейное заведение приходится на 100 дворов и на 1,7 селений. Такой крупный рост питейных заведений мог бы быть признан нормальным, если бы и население уезда возросло в том же отношении; между тем население возросло не много более чем вдвое (с 108 965 до 222 633 человек).

Из этого видно, что рост питейных заведений происходил не за счет прироста населения, а за счет развития в населении пьянства. Это подтверждается еще и фактом преобладания в уезде питейных заведений, производящих торговлю распивочно, над теми питейными заведениями, которые производили торговлю только на вынос. Последние составляют 38,8% всего числа питейных заведений, тогда как первые - 61,2%. Между тем известно, что распивочная торговля приносит населению гораздо более вреда, чем выносная, вследствие чего правительство и стремится к сокращению ее.

Обратимся теперь к потреблению крепких напитков.

В первые годы существования акцизной системы потребление в уезде очищенного вина и водок, о которых только и сохранились сведения, не превышало 198 тысяч ведер; в настоящее время оно почти тоже — 197 тысяч ведер, но сверх них населением выпивается еще других крепких напитков 39 тысяч ведер.

По-видимому, потребление крепких напитков увеличилось сравнительно с прежним как будто немного; принимая же во внимание прирост за это время населения, увеличение акциза, вздорожание вина и т. п. факторы, можно даже, пожалуй, придти к заключению, что оно уменьшилось.

Несмотря на эти теоретические рассуждения, совершенно правильные в своей основе, годовое количество крепких напитков, привозимых в настоящее время в Богородский уезд только по железным дорогам, поразительно.

Оно составляет 13 поездов в 45 груженых вагонов каждый; таким образом, каждый месяц в уезд подается целый поезд крепких напитков, сверх того остается в запасе еще один такой же поезд, так сказать для сверхсметного, экстраординарного пьянства, которое происходит в дни праздников Рождества Христова и Пасхи.

Если мы допустим, что население пьет и не более, а даже так, как оно пило 58 лет тому назад, то мы должны считаться с тем грустным фактом, что, следовательно, эти почти 60 лет пронеслись совершенно бесследно и бесплодно для населения Богородского уезда, в смысле сокращения пьянства.

Нельзя обойти также молчанием и того, что в общей сумме крепких напитков, потребляемых населением Богородского уезда, очищенное вино и водочные изделия, т. е. именно те напитки, в которых сконцентрирован алкоголь, составляет 83,4% всего количества, тогда как более легкие напитки составляют только 16,6%.

Наиболее распространенный тип питейного заведения в Богородском уезде - трактир (составляет 53,3% всего числа питейных заведений в уезде), самый вредный и вследствие этого самый нежелательный тип питейного заведения для населения.

Душевое потребление крепких напитков в Московской губернии в откупное время неизвестно; в настоящее время оно составляет 1,63 ведра без различия пола и возраста.

Сравнение этой цифры с таковыми же цифрами губерний центральнопромышленного района показывает нам, что душевое потребление крепких напитков в Московской губернии почти в три раза более чем в других.

Душевое потребление крепких напитков в Богородском уезде, по-видимому, хотя и пало с 1,54 (до 1863 г.) до 1,05 ведра (в 1896 г.), но цифра эта вследствие неполноты сведений (отсутствие гужевого провоза) не может быть принята за точную.

Несмотря на это падение, цифра эта все-таки и в настоящее время превышает среднее погубернское душевое потребление губерний центральнопромышленного района

Известно, что в 1835—1939 годах с Богородского уезда за проданное количество в нем вина поступило в казну 523 094 р., что составляло в среднем 9 р. 86 к. на «ревизскую душу».

В настоящее время эта сумма поднялась до 799 788 р. и составляет в среднем 9 р. 97 к. с каждой мужской души приписного крестьянского населения Богородского уезда.

Следовательно, мы убеждаемся в том, что каждая душа населения Богородского уезда в настоящее время вносит в казну за крепкие напитки более того, чем она вносила прежде.

Превышение на «ревизскую душу» составляет 11 к., что в совокупности с приростом за эти 58 лет населения дает со всего уезда дохода казне более против 1835 г. на 276 694 р.

Кроме того, нельзя не обратить внимания и на то, что за 58 лет жизнь стала дороже и жить стало труднее. Следовательно, при таких условиях потребление и расход на крепкие напитки должны были бы сокращаться, а не оставаться прежними или еще того хуже — возрастать.

Но этим не исчерпывается выведенные нами приблизительные цифры потребления питей в Богородском уезде.

В них совершенно не вошел гужевой провоз и тайная продажа питей.

Вне всякого сомнения, что с улучшением путей сообщения и с расширением сети дорог гужевой подвоз значительно возрос против прежних лет, но даже приблизительная цифра его остается для нас совершенно неизвестной.

Что же касается до тайной продажи вина, то всякому известно, что с введением акцизной системы она значительно возросла, вследствие слабого фактического за ней надзора.

Во времена откупов в Богородском уезде, кроме полиции, которая в то время тоже охраняла интересы откупщика, было 13 лиц, содержимых самим откупщиком, которые вечно находились в разъездах по уезду5. Благодаря такой бдительности тайная торговля вином, по свидетельству лиц, близко стоявших к откупам, если и существовала в уезде, то была в незначительных размерах; она отзывалась на кармане откупщика, а он зорко следил за своим доходом.

С введением акцизной системы остался за беспатентной продажей вина тот же крайне не совершенный надзор полиции и вновь учрежден специально акцизный надзор, который сосредоточивается в лице одного помощника надзирателя на весь Богородский уезд.

Почти все мелкие фабриканты (а их в уезде масса) при своих поездках в Москву, для сдачи товаров, возвращаются домой с вином, которое раздают своим рабочим и мастеровым, так как им это гораздо выгоднее, чем рассчитываться с ними деньгами.

Принимая все это во внимание, мы должны согласиться, что выведенные нами цифры годового потребления крепких напитков, полученных населением Богородского уезда по железным дорогам, далеки от действительности.

При таком широком распространении пьянства в Богородском уезде говорить о стремлении самого населения к отрезвлению — не приходится. Те скудные цифры запретительных приговоров, на которые могут нам указать, как на желание крестьянских обществ противодействовать развитию в их среде пьянства, ничего не выражают. За каждой такой официальной цифрой кроется несколько тайных шинков, отчего сути дела питейного вопроса Богородского уезда нисколько не легче. Нельзя и совершенно отрицать попыток населения к отрезвлению, но эти действительные желания и попытки, к сожалению, единичны.

Представляя из себя отрадные явления, на которых с удовольствием останавливается и отдыхает взор наблюдателя, они беспомощно тонут в море явлений противоположного характера.

Достаточно только видеть, что творится на Масленице, например в селе Зуеве и т. п. местах скопления рабочего люда; достаточно побывать в этих пунктах в Великий Четверг, Пятницу и даже Страстную Субботу, когда рабочие, получив деньги, несмотря на такие великие, в жизни каждого христианина, дни, наполняют все кабаки и трактиры, из которых несется гомон и смех, раздаются песни и слышится топот пьяной пляски; достаточно сказать, что в каждом таком пункте насчитывается по несколько сот так называемых «котов», которые положительно-таки держат местное население в осаде, в особенности во время праздников; подаяния вымогают грубостью и нахальством6. Достаточно сказать, что с наступлением сумерек жители таких мест, из опасения быть ограбленными и избитыми, не выходят на улицу, что крики «держи его» и «караул» сплошь и рядом нарушают ночную тишину; пьяные попадаются на каждом шагу, многие из них валяются у домов и заборов... чтобы понять всю ненормальность строя жизни этих мест.

Каким же образом, после всего того, что было предпринято за эти годы в борьбе с пьянством, вздорожании самого вина и патентов на его продажу, после того, как все, так сказать, внешние признаки уменьшения потребления вина, сделались для всех очевидны и заметны, потребление питей и рост кабаков в Богородском уезде не только не уменьшился, а даже возрос.

Очевидно, что такие меры, как вздорожание вина и увеличение патентной платы в Богородском уезде не могли парализовать развития пьянства и проникнуть далее наружной стороны дела, ограничиваясь изменением только одних внешних форм обыденных условий.

Пример этого мы видим на Англии: в 1736 г. явился знаменитый Gin — Act лорда Джэилля; бутылка водки при нем стоила 7 шиллингов. Такая высокая цена имела прямо-таки запретительное значение в отношении водки;

Правительство сознательно шло на крупное уменьшение государственных доходов, но зато и на решительное искоренение пьянства.

Целых 7 лет Gin—Act был в силе и развил в стране страшное корчемство, вследствие чего и был отменен7.

Следовательно, не в этом заключается корень интересующего нас вопроса. Таким образом, мы приходим к тому, что необходимо исследовать и сферы народной жизни, которые, очевидно, лежат довольно далеко за пределами влияния административных мероприятий.

Обратимся теперь к сравнению затрат населения на предметы питания и крепкие напитки, привозимые в Богородский уезд по железным дорогам.

Затраты приписного крестьянского населения на эти продукты в общей сумме равняются 5 187 379 руб. Нижеприведенная таблица, в которой они положены по убывающим степеням, показывает нам, в каком они находятся между собою отношении.

Хлебные продукты (хлеб, мука, крупы и т. п. — ред.) 32,6 % (от общей суммы расходов)

Крепкие напитки 24,1 %

Сахарные продукты 9,1 %

Рыба 8,4 %

Мясные продукты 7,3 %

Растительные масла 6,3 %

Чай 5%

Керосин 1,9%

Табак и изделия из него 1,3 %

Животные масла 0,9 %

Овощи и фрукты 0,8 %

И т. д.

Из нее мы видим, что расход на крепкие напитки составляет 24,1% всей суммы и занимает 2-е место. Почти четверть суммы расхода уходит на крепкие напитки.

Для иллюстрации положения достаточно только сказать, что приписное крестьянское население Богородского уезда расходует в год на хлебные продукты — главный и самый существенный предмет питания, 1 685 784 руб., а на крепкие напитки — 1 250 702 руб.

Делая подробное сопоставление главных признаков экономического положения населения Богородского уезда, по которым так или иначе можно судить о его благосостоянии с теми затратами, которые производит то же население на содержание питейных заведений и потребление крепких напитков, никак нельзя придти к выводам, что на пропой идет избыток или излишек, который является у населения за удовлетворением всех его неотложных нужд. Такого излишка у населения Богородского уезда нет.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

В первые дни роковой для России Первой мировой войны — 19 июля ] 914 года, «по Высочайшему повелению была повсеместно прекращена казенная продажа вина». С «сухим законом» были связаны надежды значительной части населения на преодоление «скорбного недуга». Публикуемые документы в определенной мере отражают царившие в этот период настроения в обществе.

Из Доклада Московской губернской земской управы о запрещении продажи спиртных напитков и о мероприятиях земства, способствующих народному отрезвлению. (14 февраля 1915г.)8

...Отвечая общему настроению населения, большинство уездных земских собраний нашей губернии вынесло ряд постановлений и ходатайств, касающихся запрещения продажи водки и водочных изделий.

Богородское земское собрание постановило: «1) повергнуть перед Государем Императором верноподданническую благодарность населения Богородского уезда за то, что Царским Его велением была прекращена на время войны продажа водки; 2) возбудить установленным порядком ходатайство о том, чтобы и по прекращении войны эта мудрая мера, давшая уже такие благие результаты, была оставлена в полной силе; 3) признать желательным, чтобы воспрещение продажи водки было распространено и на рестораны 1-го разряда».

Московское уездное земское собрание постановило: «возбудить ходатайство о прекращении винной торговли навсегда».

Основываясь на непосредственных наблюдениях над жизнью уезда, перечисленные земские собрания указывали, что в настоящее время повсюду замечается резкое понижение преступности и заболеваемости, в деревнях почти совершенно исчезло хулиганство, нищенство и бродяжничество, наконец, улучшился общий характер семейной и общественной жизни. Попутно с этим сильно увеличилась покупная способность населения и производительность его труда.

Лучшей иллюстрацией к последнему обстоятельству является движение народных сбережений Общая сумма поступлений вкладов в сберегательные кассы с 34 млн. рублей в 1913 г. возросла до 84 млн. руб. в 1914 г.

...По отчету о казенной продаже вина, изданному главным управлением неокладных сборов, одна только Московская губерния в 1912 году потребляла 5 591 000 ведер вина и спирта, на сумму, приблизительно, в 48 миллионов рублей.

Почти вся эта чудовищная сумма останется теперь в кошельках у населения и может быть употреблена на улучшение хозяйства, на поднятие производительности уезда, на улучшение питания, культурные потребности и т. п.

...В Московской губернии за три осенних месяца в 1913 году число пожаров равнялось 699, число горевших зданий — 1168; за то же время в 1914 году число пожаров уменьшилось до 322, число же горевших зданий — до 499

Ряд известий, идущих из недр самой деревни, указывает, как теперь, с каждым днем, все более и более усиливаются в населении нашей губернии духовные потребности. Повсюду появляются газеты Повсюду мы видим, как деревня стремится к просвещению, к самодеятельности и к разумной, культурной жизни.

Из Статистического ежегодника Московской губернии за 1915 год9. Влияние прекращения продажи вина на некоторые стороны быта сельского населения.

...Согласным хором корреспонденты указывают (на вопрос статистиков о том, «как прошли весенние праздники» - ред.), что праздники стали «не так продолжительны, как раньше: скорее стали приниматься за работу» (Ашитковская вол., Броницкий уезд).

«Празднование ограничилось вместо трех одним днем» (Ямкинская вол., Богородского у.).

«Попили чаю, закусили и разъехались по домам. Приехали в 1 час, — ехали в 5 часов; а раньше не выгоним и через двое суток» (Аксиньинская вол., Богородского у.)

«Наша деревня пять верст от храма; у нас Георгия 23 апреля престольный праздник. В 55 лет своей жизни не видал на этом празднике своих сельских. крестьян. Не более двоих, в храме. А теперь, без вина — иначе: все домохозяева были в храме. Когда начался молебен о христолюбивом воинстве, то все с сочувствием молились, а когда по окончании служения подняли иконы для молебнов по деревням девушки, то все мужики и подростки всю дорогу с иконами пели: «Христос Воскресе!» И на общественные молебны выходили из каждого дома домохозяева со всем своим семейством и гостями. Это прямо — торжество; а прежде на общественных молебнах только и увидишь старых да малых; да, с вином некогда и дома принять иконы, а не только выйти на общественный молебен. За пять верст священник приезжает не ранее часу дня; уже каждый хозяин в это время валяется на задворках». Крестьяне раньше «не сочувствовали Бога. Теперь стало иначе» (Подольский уезд).

 

1 Данные о положении питейного дела в Богородском уезде Московской губернии. Собраны и обработаны исполняющим дела непременного члена Богородского по питейным делам Присутствия П.А. Распоповым. Приложение к статистическому ежегоднику Московской губернии за 1898 год. М- 1898. (Публикуется в сокращении - ред.)

2 Козырев А. По ложному следу//Литературная газета. 24—30. 01. 2001 г.

3 Веденин В. Посчитайте сколько денег в нашем стакане//0рехово-3уевская правда. 30.03.2000 г.

4 Смерть не щадит алкоголиков// Посад. Еженедельная газета для павловопосадцев, 16.02.2001 г.

5 Старший ревизор, младший ревизор, 3 начальника дистанции, 5 частных и 3 кардонных (здесь и далее примечания под арабскими цифрами автора).

6 Не дать им нельзя, так как такой субъект будет сопровождать вас по всем улицам, изощряясь на ваш счет в самых отборных выражениях, а завидя полицейского, скрывается в ворота первого попавшегося дома (больше всего достается одиноко идущим женщинам).

7 И.И. Янжул «Пьянство и борьба против него» // Вестник Европы. 1888 г., июнь. С. 633.

8 Доклад Московской губернской земской управы о запрещении продажи спиртных напитков // Постановления Московского губернского земского собрания очередной сессии 1914 года, состоявшиеся 14 января и с 3 по 21 февраля 1915 года. М., 1915. С. 2—14 (Из обширного доклада, также как и из последующего, столь же обширного, документа, публикуется лишь незначительный по объему отрывок — ред.).

9 Статистический ежегодник Московской губернии за 1915 год. Часть II. М., 1916. С. 113-129.

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы