«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

23 июля 2005 года

Богородские староверы Богородск-Ногинск

Альманах «Богородский край» № 1 (2000). Часть 5

« предыдущая следующая »

Богородская старообрядческая община. Хроника жизни. 1910—1913 годы

I

В феврале 1910 года журнал «Церковь» публикует заявление Арсения Ивановича Морозова: «Сим заявляю, что я сыновне подчиняюсь воле архиепископа Иоанна и несу возложеную на меня кару с терпением. 1910 г. 3-го февраля»1. Морозов был отлучен от церкви главой старообрядцев Белокриницкого согласия архиепископом Иоанном в конце 1909 года за его «потворство браку между лицами, находящимися в непозволительном по законам православной церкви родстве». Чуть позже, в марте журнал «Церковь» в обзоре печати «По поводу отлучения А. И. Морозова» писал: «Беззаконие, кем бы оно ни было совершено в старообрячестве, всегда считается беззаконием, и никогда не последует на него благословение и разрешение со стороны нашей иерархии»2. В этом же номере журнала сообщалось о снятии отлучения с Морозова: «А. И. Морозов представил архиепископу Иоанну обстоятельные объяснения о причинах, вызвавших совершение брака, не дозволенного церковными канонами, и принес прощение в содеянном им прегрешении, прося снять наложенную на него кару. Выслушав объяснения А. И. и приняв во внимание полную сыновнюю покорность его, архиепископ Иоанн снял наложенное на него отлучение и заменил его другой епитимией, принятой А. И. с присущим ему христианским смирением»3.

Арсений Иванович Морозов часто выступал ходатаем перед самыми высокими правительственными учреждениями за права старообрядцев. В марте месяце 1910 года журнал «Церковь» публикует переписку, связанную с выступлением Морозова (он направил письмо председателю совета министров) в защиту старообрядцев г. Моршанска Тамбовской губернии. Местные полицейские власти потребовали от учредителей общины Моршанска подписку следующего содержания: «...воззрения нашей общины на существующий государственный строй, на Царя, власти, войну, собственность и проч. одинаково тожественны с господствующей православной религией в России, и подписку дали в том, что вышеупомянутые воззрения общины с нашей стороны изменениям подвергаться не будут...» Последовало разъяснение Департамента духовных дел МВД и Тамбовский губернатор отменил требование о подписке4.

Арсений Иванович Морозов 

Арсений Иванович Морозов 

Архиепископ Иоанн

Архиепископ Иоанн

16 мая 1910 года на общем собрании Богородско-Глуховской старообрядческой общины (в дальнейшем тексте — община)5 закрытым голосованием были избраны новые члены Совета общины на следующее трехлетие, второе со времени ее основания. Впервые избраны в Совет: священник Петр Николаевич Никифоров и крестьянин Можайского уезда Степан Калинович Смирнов. Переизбраны из прежнего состава: протоиерей Иоанн Дорофеевич Абрамов, Николай Александрович Сивов, Алексей Семенович Ильин, Петр Егорович Щепетильников и Иван Никитич Хрузов. Доверенными лицами для проверки отчетности общины избраны: мещанин г. Горбатова Нижегородской губернии Елезвой Николаевич Никифоров, богородский мещанин Адриан Андреевич Капустин и крестьянин деревни Мисцевой Богородского уезда Григорий Иванович Прокофьев. Выбыли из состава Совета по истечении полномочий: Николай Иванович Плохов, Герасим Яковлевич Туманов, Дмитрий Игнатьевич Стулов и Аввакум Кузьмич Еремин.

На III Всероссийском съезде хоровых деятелей в Москве 22 июля 1910 года выступил хор любителей при фабрике Богородского-Глухо вской мануфактуры под управлением П. В. Цветкова6, коллектив вошел в историю русского хорового искусства как «морозовский хор». Этот день съезда был посвящен древне-унисонному церковному пению7.

 

 

На общем собрании общины, которое состоялось 5 сентября 1910 года8, закрытым голосованием были избраны священники для храмов общины: для Глуховского - крестьянин Рязанской губернии Маркел Федорович Маслов9, для Богородского — священник из крестьян Казанской губернии Тимофей Ильич Аксенов и священник Мефодий Леонов.

В сентябрьском за 1910 год номере журнала «Церковь»10 сообщалось:

«По ходатайству богородского-глуховской старообрядческой общины богородская городская управа отвела 600 саженей земли «в резерве железной дороги, в урочище «Перелески»» для постройки старообрядческого храма во имя пророка Захарии и преподобномученицы Евдокии. Храм будет построен таким образом, что не будет соблазнять «ни ока и ни слуха» «православных»11. Проект храма был заказан известному архитектору Илье Евграфовичу Бондаренко12.

Священник Петр Николаевич Никифоров в декабре 1910 года старообрядческой общиной Рогожского кладбища в Москве был избран для служения в храмах кладбища и дал на это согласие13. 29 сентября в глуховском старообрядческом храме состоялось прощание о. Петра с прихожанами. В прощальном слове А. И. Морозов упомянул, в частности, что «ровно 5 лет тому назад, т. е. в 1905 году, он служил литургию в только что распечатанном тогда алтаре Рогожского кладбища». Ктитором Глуховского старообрядческого храма А. С. Ильиным о. Петру был поднесен в подарок наперстный крест14.

В воскресенье 10 октября 1910 года в Богородске состоялось торжество закладки храма во имя пророка Захарии и преподобномученицы Евдокии15.

19 февраля 1911 года «Морозовский хор» под управлением П. В. Цветкова принял участие в глуховском народном празднике в память уничтожения крепостного права. Руководство торжествами принял на себя Совет старшин местного собрания приказчиков16.

13 марта 1911 года в Большом зале Императорской Московской консерватории на Большой Никитской состоялся большой духовный концерт «морозовского хора». Журнал «Старообрядческая мысль» писал об этом:

«Концерты этого хора стали традиционными и всегда пользовались заслуженным успехом, так что посетители расходились под сильным и неотразимым впечатлением чарующих звуковых образов, создаваемых безукоризненным художественным исполнением дивных образцов из сокровищницы древнерусского искусства». Было отмечено высокое искусство руководителя хора П. В. Цветкова, солистов А. С. и И. М. Цеповых, а также Сенаторовой17.

 

Начальный (1902 г.) женский хор А. И. Морозова во главе с П. В. Цветковым.

Начальный (1902 г.) женский хор А. И. Морозова во главе с П. В. Цветковым.

Этот концерт стал последним в жизни Павла Васильевича Цветкова, 20 марта 1911 года он скоропостижно скончался и 22 марта состоялись его похороны на Глуховском кладбище.

А. И. Морозов выступил инициатором создания нового - третьего отделения, «морозовского хора» с привлечением «молодых людей». Руководство хором было поручено брату умершего П. В. Цветкова Т. В. Цветкову.

В середине 1911 года А. И. Морозов обратился в Министерство внутренних дел с заявлением, в котором, приведя несколько случаев привлечения старообрядческих священников к уголовной ответственности за присоединение не достигших совершеннолетия православных к старообрядчеству. находил в этих действиях «насилие над совестью старообрядческого духовенства, выполняющего исключительно требования евангельского учения и церковных канонов». На заявление Морозова последовал ответ Департамента духовных дел МВД18, которым было разъяснено: «привлечение старообрядческих духовных лиц в указанных им и подобных оным случаях к уголовной ответственности представляется вполне правильным и неизбежным и в будущем, в случае учинения ими воспрещенных законом деяний».

Когда учительнице одной из городских школ Ржева было предложено из-за принадлежности ее к старообрядчеству покинуть службу. Совет общины обратился в МВД с жалобой. В ответ со стороны Министерства народного просвещения последовало распоряжение «об оставлении жалобщицы, при условии отсутствия каких-либо иных законных препятствий в занимаемой ею учительской должности»19.

С молебном Честному и Животворящему Кресту Господню 19 октября 1911 года было совершено «поднятие и водружение» креста на строящийся в Богородске храм во имя пророка Захарии и преподобномученицы Евдокии с приделом во имя Николая Чудотворца, 27 ноября после молебна о Святителе Николае были подняты на звонницу храма колокола. С 4 на 5 декабря придел Св. Николая был освящен, 5 декабря в нем была совершена первая литургия, а 19 декабря был освящен престол храма. В торжестве участвовал архиепископ Иоанн и епископ Иосиф20.

 

 Храм во имя пророка Захарии и преподобномученицы Евдокии с приделом во имя Николая Чудотворца

Храм во имя пророка Захарии и преподобномученицы Евдокии с приделом во имя Николая Чудотворца

 

В июле 1912 года так называемый «походный» храм общины во имя Св. Николая и звонница, располагавшиеся в доме Курнина21, были перенесены в дом С. И. Оранжереева в пос. Кучино деревни Торбеевой22.

Основателем и почетным председателем старообрядческой общины в деревне Тимково был А. И. Морозов, в середине 1912 года им было предложено вместо обветшавшего молитвенного дома построить церковь и обратиться за помощью в Главное Управление земледелия и землеустройства. Просьба общины была удовлетворена и было разрешено отпустить ей лес за «50 процентов таксовой стоимости».

В июле 1912 года журнал «Церковь» сообщал о торжестве закладки храма во имя преподобного Михаила Малеина23. Автор проекта церкви — И. И. Струков24. К декабрю 1912 года истек срок трехлетних полномочий ряда членов Совета общины и доверенных лиц, на общем собрании общины, состоявшемся 2 декабря 1912 года25, все они были избраны на второе 3-летие. Среди переизбранных:

Петр и Сергей Арсеньевичи Морозовы, Федор Андреевич Детинов, Евгений Павлович Свешников26, Трифон Николаевич Кочанов, Сергей Федорович Полозов, Илья Петрович Рывкин27, кандидат в члены Совета — Григорий Селиверстович Сумароков28, доверенные лица — Иван Саввич Иванов, Николай Степанович Заправской и Павел Никифорович Краснов и кандидаты к ним: Борис Егорович Кузнецов и Сергей Иванович Гусев.

 

 Храм во имя преп. Михаила Малеина в дер. Тимково, Богородского уезда.

Храм во имя преп. Михаила Малеина в дер. Тимково, Богородского уезда.

 

В январе 1913 года председателем Совета общины взамен выбывшего по сроку П. А. Морозова становится Ф. А. Детинов, а товарищем председателя — А. С. Ильин29.

На общем собрании членов общины, состоявшемся 19 мая 1913 года30, было принято решение об избрании на место умершего в 1912 году протоиерея И. Ф. Абрамова был избран священник Флор Аггешин, крестьянин Жиздринского уезда Калужской губернии. На этом же собрании были избраны новые члены общины: священник Антоний Федорович Батулин, Алексей Константинович Борисоглебский, Тимофей Алексеевич Кустарев, Павел Никитович Попиков, Георгий Ильич Оранжереев и Павел Иванович Иванов. В члены Совета общины взамен выбывшего Т. Н. Кочанова был избран Владимир Евсеевич Макаров31.

 

 

Заявление А. И. Морозова//Церковь. № 6.1910. С. 176.

По поводу отлучения А. И. Морозова//Церковь. № 10. 1910. С. 263.

Снятие отлучения с А. И. Морозова//Церковь. № 10. 1910. С. 274.

Церковь. № 13.1910. С.342-343.

Цветков Павел Васильевич (1881—1911) — сын старообрядческого священника, из московских мещан. В 1891 г. окончил яузское начальное училище в Москве, в 1892 году вместе с семьей приехал в Глухово на фабрику К° Богородско-Глуховской мануфактуры, куда был переведен для служения его отец. С 1893 года - служил конторским мальчиком, тогда же начал учиться крюковому пению, пел альтом в хоре. Изучал теорию, гармонию и рояль в частной музыкальной школе. После кончины И.А. Фортова П.В. Цветков заведовал «морозовским хором».

ЦИАМ, ф. 54, оп. 104, д. 22, лл. 286—286 об. Заявление Богородско-Глуховской общины в Московское Губернское Правление (в дальнейшем — МГП) от 18 сентября 1910г.

Концерт старообрядческого хора А. И. Морозова на съезде хоровых деятелей в Москве// Церковь. № 31.1910. С. 774-775.

ЦИАМ, ф. 54, оп. 104, д. 22, л. 311.

Маслов (1864 года рождения), работавший на мануфактуре в должности конторщика, некоторое время после смерти в 1911 году П. В. Цветкова руководил знаменитым Морозовским хором.

Богородск (От нашего корреспондента) //Церковь. № 39. 1910. С. 980.

Участок был отведен за железнодорожной веткой ст. Богородск — полустанок Захарове, сразу же за Шелаевским переездом на левой стороне Владимирского тракта.

Бондаренко Илья Евграфович (1870—1946), учился в МУЖВЗ, в 1894 году окончил Политехникум в Цюрихе. Работал одно время помощником Ф. Шехтеля, прославился как мастер неорусского стиля после сооружения в Москве нескольких старообрядческих церквей. В 1909 году в Богородском уезде в дер. Кузнецы по проекту архитектора была построена церковь во имя Св. Тихона Амафусийского и княгини инокини Анны Кашинской. Для храма в Богородске архитектором были применены железобетонные конструкции перекрытий и барабана, опробованные при постройке церкви в Гавриковом переулке Москвы.

ЦИАМ, ф. 54, оп. 104, д. 22, л. 336.

Глухово, Богородского уезда (от нашего корреспондента) //Церковь. № 36. 1910. С. 907.

Богородск (От нашего корреспондента) //Церковь. № 43. 1910. С. 1077—1078.

Старообрядческая мысль. Журнал. № 2.1911.С.217.

Старообрядческая мысль. Журнал. № 2.1911. С. 217—218.

ЦИАМ, ф. 54, оп. 104, д. 22, лл. 353—353 об. Отношение из Департамента духовных дел МВД Московскому губернатору от 11 мая 1911 г.

Там же, лл. 414—414 об. Предписание Департамента духовных дел МВД от 26 января 1912г.

Старообрядческая мысль. Журнал. № 12. 1911. С. 1054.

Этот дом составляет в настоящее время правую половину здания районной налоговой инспекции на Рогожской улице г. Ногинска.

ЦИАМ, ф. 54, он. 104, д. 22, л. 446. Сообщение Богородско-Глуховской старообрядческой общины уездному исправнику от 7 июля 1912 г.

В Тимковской старообрядческой общине // Церковь. №27, 1912. С. 658.

Струков Иван Иванович (1864—1945) — окончил Петербургский институт гражданских инженеров. Из наиболее известных его построек — Александровский, ныне Белорусский вокзал в Москве (1907-1912).

ЦИАМ, ф. 54, оп. 104, д. 22, лл. 500-500об. Сообщение Совета общины в МГП от 8 декабря 1912 года.

Свешников работал на мануфактуре в должности главного администратора, являлся, в частности, устроителем различных спортивных мероприятий.

Дочь Рывкина - Раиса, вышла замуж за будущего знаменитого тенора Большого театра Никандра Ханаева.

Расстрелян большевиками в 1918 году. В книге А. Письменного «На Глуховке за 20 лет» об этом написано: «...черносотенец Сумароков вместе с провокатором священником Константином [Голубев К. А. — священномученик Константин Богородский — ред.] были расстреляны в Богородске. Воля народа была выполнена Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией. Большевики разоблачали врагов, учили относиться к ним беспощадно» (с. 16).

ЦИАМ, ф. 54, оп. 104, д. 22, л. 506. Донесение общины в МГКП от 30 апреля 1913 года.

Там же, лл. 524-524 об. Донесение общины в МГП от 25 мая 1913г.

Учитель глуховского фабричного училища В. Е. Макаров являлся также редактором журнала «Старообрядческая мысль».

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.