Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Путешествия и паломничества по древним путям. От теории к практике

М.Д. Герасимов, А.А. Рукавицын

Паломнические путешествия и экскурсионный туризм по различным достопримечательностям Подмосковья и России является неотъемлемой частью современной светской и церковной жизни.

Богатое отечественное культурное, историческое и религиозное наследие, множество наших достопримечательностей определяют большой выбор разнообразных путешествий, которые могут иметь познавательное, образовательное и воспитательное значение.

Изучение истории, России, Церкви, родного края особенно важно и актуально, конечно, для подрастающего поколения – детей и молодежи.

Основными критериями выбора места - цели паломничества и маршрута путешествия - становятся историко-краеведческая значимость посещаемого места, а для верующих путешественников – наличие почитаемых святынь.

Таким образом, часто само путешествие проводится от одного достопримечательного места к другому, а маршрут следования при этом не имеет существенного значения.

Однако возможны путешествия и паломничества по дорогам, путям и тропам, по которым перемещалось русское воинство на важнейшие в истории Церкви и России сражения, реально ходили святые подвижники, переносились чудотворные иконы. Следовательно, при совершении таких маршрутов значение имеет именно сам путь, современник и свидетель того или иного события, а не только его конечный пункт.

Некоторые такие маршруты известны историкам, другие требуют кропотливых исследований ученых и краеведов для уточнения. Часть этих дорог были сухопутными, другие -  водными (речными).

Укажем некоторые из путей, по которым могут быть совершены паломнические путешествия.

В 2014 году, в год празднования 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского, с именем которого связаны многие святыни Русской земли, стали актуальными маршруты паломнических путешествий «по стопам» игумена Руси.

По одному из таких путей проходит традиционный крестный ход «Тропой преподобного Сергия» «по историческим местам Радонежской земли, связанным с жизнью и подвигами преподобного Сергия Радонежского»[1].

Еще одним маршрутом для паломников может быть путь преподобного Сергия из Лавры на водопад «Гремячий» (в настоящее время им пользуются насельники Лавры): из Сергиева Посада по маршруту автобуса №37 (по улице Вифанской с пересечением Ярославского шоссе) до остановки Шильцы, далее 3 километра через деревню Ляпино до храма на источнике. Другой маршрут – из Сергиева Посада на поселок НИИРП, Дерюзино, до «Гремячего».[2]

Продолжением этого маршрута может быть путь через поселок Фряново на село Стромынь, где в Успенском храме находятся мощи преподобного Саввы Стромынского, игумена древнего Успенского монастыря, ученика преподобного Сергия.

Преподобный Сергий проходил этим маршрутом, когда искал место для строительства Стромынского монастыря на реке Дубенке по обету благоверного князя Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле. От Стромыни через село Филипповское проходила дорога в основанный ранее преподобным Киржачский Благовещенский монастырь, где ныне пребывают мощи ученика Сергия – преподобного Романа.

В 2015 году исполняется 635 лет Куликовской битве. Можно совершить путешествие из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру по пути благоверного князя Дмитрия Донского к преподобному Сергию за благословением на битву с Мамаем. Эта дорога примерно совпадает с современным Ярославским шоссе, но проходила через Радонеж. В древности она называлась Радонежской Переяславской дорогой [3], путешествие по этому маршруту удобно совершить на автотранспорте. Второй маршрут путешествия, связанный с Куликовской битвой, – это путь русского воинства после молебна в Кремле через парк «Кузьминки», Николо-Угрешский монастырь, Брашев (ныне населенный пункт Боршева под Бронницами), Девичье поле в Коломне (место сбора войск перед сражением), Лопасню на Оке на Куликово поле [4],[5],[6].

Можно совершить паломничество по возможному «пути Владимирской иконы Божией Матери», по которому благоверный князь Андрей Боголюбский в 1155 году (в 2015 году исполняется 860 лет этому событию) ушел из Вышгорода под Киевом с этой иконой «в Ростовскую землю» через Москву по древней Переяславской дороге [3],[6],[7],[8]. В пределах Московской епархии эта дорога проходила через древний Перемышль Московский под Подольском, Кремль, Сретенский монастырь, земли Богородского уезда (ныне Балашихинский, Щелковский, Ногинский районы Московской области) на Александров, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский и Владимир. Отметим что эта древнейшая дорога и её преемницы – Стромынка и Владимирка много потрудились и до сих пор служат нашему народу.

По этому пути в 1395 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена из Владимира в Москву. В то время путь от Переславля-Залесского на Москву, скорее всего, проходил через Радонеж, по Радонежской дороге. Отметим, что недавно установлено существование древнего (XIIвек) ответвления Старой Переяславской дороги: от Шерны-Городка на село Рогожи, Вохну, Куровское, Коломну и на Рязань [9]. Эта важная с древности дорога также может стать маршрутом для любителей исторического туризма.

Паломническое путешествие можно совершить «по пути Смоленской иконы Божией Матери», по которому икона была принесена из Смоленска в Москву в 1400 году, а через полвека, в 1456 году, была возвращена в Смоленск. Этот древний путь, связывающий Москву и Смоленск, назывался «Старой» Смоленской дорогой, проходил рядом с Новодевичьим монастырем, пересекал Москву-реку и шел далее через Можайск, Темкино, Угру, Ельню. Подробные карты, описание и использование этой дороги в древности приведены в статье [10]. Напомним, что в 1456 году икону из Кремля перенесли на Девичье поле рядом с древним монастырем Саввы Освященного, отслужили молебен и торжественно отправили в Смоленск через Сетуньскую переправу, а в Московском Кремле был оставлен список чудотворной иконы. В 1525 году великий князь Василий Иванович в память покорения Смоленска недалеко от того места, где было совершено молебствие, основал Новодевичий монастырь и поставил в него список иконы из Кремля.

В память о подвиге народного ополчения Минина и Пожарского, которое освободило Москву и Отечество от иноземных захватчиков в 1612 году, можно совершить путешествие по пути следования ополчения из Нижнего Новгорода в Москву через Бахну, Тимонькино,  Сицкое, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль, Троице-Сергиеву Лавру; посетить места боев с захватчиками в Москве [11].

Краеведческие путешествия по древним путям сообщения – удобный способ изучения нашей истории, которая, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть «неотъемлемая часть жизни».

Предложенные маршруты и путешествия могут быть использованы при том условии, что историко-краеведческие знания, полученные исследователями, так сказать, краеведами-теоретиками, станут известны краеведам-практикам, краеведам-туристам.

Отсюда возникает задача распространения историко-краеведческих знаний в среде любителей путешествий, паломничества и туристов, и в первую очередь среди молодежи и школьников.

Решение этой задачи требует объединения усилий краеведов, сотрудников музеев, педагогов, исторических туристов, паломников и представителей власти на местах. А результаты этой работы могут дать серьезный вклад в образование подрастающего поколения, воспитание его в духе патриотизма.

Список литературы:

1. «Тропой преподобного Сергия»

2. Походы выходного дня по Подмосковью

3. Чернов С. З. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М:2003, №3

4. Участок-древней-Брашевской-дороги

5. Николо-Угрешский мужской монастырь

6. П.П.Копышев. "К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья (исторические экскурсы и экстракты)"

7. Жития Русских святых. Т. 3. Коломна. 1994

8. М. Д. Герасимов. Реконструкция пути князя Андрея Боголюбского из Вышгорода во Владимир.

9. А. Симонов Древние пути восточного Подмосковья.

10. Янишевский Б.Е.  Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Калуга. 2013

11. Алтарь Отечества

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank