«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

29 января 2010 года

Аннотации

Былое пролетает…. Часть 41

« предыдущая следующая »

У церковных стен

Православная церковь в советское время

Былое пролетает… Оттепель?

Епископ Пимен

Епископ Пимен

Оттепель?

       Трудно сказать, с чьей нелегкой руки послесталинское время назвали "Хрущевской оттепелью". Для Русской Православной Церкви трагический период правления Хрущева был сущим морозом. По Церкви был нанесен сокрушительный удар, рассчитанный на полное ее уничтожение. Массовое закрытие храмов, в том числе и тех которые открылись при немцах, должно было означать последний удар по пережиткам капитализма.
       К этому же времени относится русское религиозное возрождение, которое началось в годы войны и пик которых пришелся на середину 50-х годов. Критика сталинизма, частичное развенчание коммунистических идеалов, подрыв авторитета КПСС у части населения страны, желание обрести истинные духовные ориентиры обратило многих к исконной религии своих отцов - к святому Православию.
       "Из ГУЛАГа были освобождены сотни тысяч заключенных, отбывавших свой срок за верность Христу и имевших огромное влияние на возвращающийся в лоно Церкви русский народ. Основным подтверждением непреложности христианских истин являлся их исповеднический подвиг.
       В Совет по делам Русской Православной Церкви поступали тысячи ходатайств, приходило множество просителей  об открытии храмов. Но власти были убеждены, что в преддверии создания коммунистического общества не должно существовать никакой идейной оппозиции. Поэтому ответ на тяготение народа к Церкви мог быть только один - подавление. В усилении активизации антицерковной политики внес свою лепту и Комитет государственной безопасности. После объявления "войны" работники его специальных подразделений воспрянули духом, почувствовали свою необходимость в деле усиления антирелигиозного натиска, где действовали своими методами и средствами"1.     
       Нападки на Церковь, резкая активизация атеистической работы начались с 1958 года. Исходным моментом, положившим начало изменению государственной политики в отношении Православной Церкви, стали постановления Совета Министров от 16 октября 1958 года: "О свечном налоге" и "О монастырях в СССР".
       Постановления были приняты в соответствии с требованием ЦК КПСС развернуть наступление на религию и связывались единой задачей: подорвать материальное положение Православной Церкви и максимально сократить численность монастырей. Уменьшение материальных средств приводило к невозможности содержать монастыри и приходы, а запретом на пополнение монастырей хотели добиться  естественного вымирания насельников. До постановления Церковь платила за свечи годовой налог чуть более одного миллиона рублей, а в 1959 году - 71 154 038 рублей!2
       27 августа 1959 года ЦК КПСС выпустил постановление - "О мерах по улучшению работы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний", в котором потребовал от общества "на основе новейших достижений науки разоблачать религиозную идеологию"3. Наступление на религию и Церковь было открыто.
       В такой зловещей обстановке епископ Пимен вступал на поприще высокого служения Церкви Христовой. С первого дня своей хиротонии и до самой смерти он был причастен ко всем самым важным событиям церковной жизни происходивших в Москве.
       Через несколько дней после хиротонии епископ Пимен приезжает из Одессы в Москвы. Степень его близости к Священноначалию можно судить хотя бы по хронике служения Святейшего Патриарха Алексия.
       4 декабря, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Алексий, в сослужении епископа Балтского Пимена совершил в Богоявленском патриаршем соборе всенощное бдение, а в самый день праздника - Божественную литургию.
       9 декабря, накануне праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой "Знамение", Святейший Патриарх Алексий, в сослужении епископа Балтского Пимена, совершил всенощное бдение в храме Знамения, что у Рижского вокзала.
       19 декабря, в день памяти святителя и чудотворца Николая, Святейший Патриарх Алексий совершил в сослужении епископа Балтского Пимена, Божественную литургию и праздничный молебен (а также бдение накануне) в Богоявленском патриаршем соборе.
       22 декабря, в канун праздника в честь иконы Божией Матери, "Нечаянная Радость", Святейший Патриарх Алексий, в сослужении епископа Арсения4 и епископа Балтского Пимена, совершил всенощное бдение в храме святого пророка Илии, что в Обыденском переулке5.
       6 декабря верующие города на Неве традиционно торжественно в Троицком  соборе Александро-Невской Лавры празднуют день памяти своего небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского.
       В 1957 году этот церковный праздник усугубился тем, что от Святейшего Патриарха Алексия к этому времени прибыла делегация во главе с епископом Балтским Пименом, которая привезла подарок от Святейшего Патриарха - художественной работы серебряное напрестольное облачение.
       В день праздника Божественную литургию совершили епископы Лужский Алексий и Балтский Пимен. Перед молебном, который возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий6, "с приветственным словом к молящимся обратился епископ Пимен. Он, прежде всего, передал верующим поздравление и благословение Святейшего Патриарха Алексия, который, хотя и не прибыл на праздник, но всем сердцем находится здесь, со всеми пришедшими помолиться великому угоднику Божию - святому благоверному князю Александру.
       В заключение своего слова епископ Пимен подчеркнул, что святой князь Александр Невский являет собой образец смирения, которое он сочетал с большой государственной мудростью. Он был большой государственный деятель, великий полководец, но всегда помнил слова Спасителя: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29) и сумел претворить их в своей жизни. Это был его жизненный подвиг и к этому подвигу он зовет всех нас. Каждый верующий должен воспитывать в себе смирение и это смирение сочетать со своим трудовым гражданским долгом"7.    
       В конце декабря 1957 года Святейший Патриарх Алексий вышел в Совет по делам РПЦ при Совмине СССР, без санкции которого невозможно было сделать никакого перемещения, с заявлением: "Чувствуя, особенно в последнее время, необходимость иметь помощника для рассмотрения дел по Патриархату, а также помощи в служениях, я останавливаюсь на кандидатуре Преосвященного Пимена, викария Одесской епархии, как на лице могущем вполне удовлетворить этому назначению в звании  викария Московской епархии, епископа Дмитровского; причем он должен быть свободен от дел по Дмитровскому викариатству, каковые  должны оставаться в прежнем управлении…"8
       26 декабря Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха определил: "Назначить викария Одесской епархии епископа Балтского Пимена епископом Дмитровским, викарием Московской епархии"9.
       В конце уходящего года 31 декабря Святейший Патриарх Алексий совершил в Богоявленском патриаршем соборе новогодний молебен в сослужении епископа Дмитровского Пимена. Перед молебном Святейший Патриарх произнес слово, в котором сказал: "Каждый из нас может, если вдумается в свою жизнь, найти случаи, когда милость Божия обильно изливалась на него, когда Господь избавлял его от скорбей, напастей и искушений"10.
       Наступивший 1958-й год для епископа Пимена был насыщен церковными послушаниями и регулярными богослужениями в московских храмах по благословению Святейшего Патриарха. Список служений велик, он сохранился в дневниках Преосвященного. Мы обозначим лишь те службы, которые возглавлял Патриарх Алексий и, в силу этого, приобретали общецерковное значение. 
       Епископ Пимен сослужил Святейшему в различных московских храмах 7, 18-19 января, 6, 13-15 февраля, 14 марта, 5-7, 11, 13, 20 апреля, 31 мая, 1-2 июня, 17-18, 20-21, 26 июля, 7-8, 14, 16-17, 25 октября, 2, 18-19, 21 декабря.
       В феврале вместе с другими Преосвященными епископ Пимен принимал участие в торжествах тезоименитства Патриарха Алексия11
       8 марта, по благословению Святейшего, принимал участие в отпевании монахини Евфросинии в Покровском соборе Киевского Покровского женского монастыря. Монахиня Евфросиния, родная сестра Святейшего Патриарха Алексия (в миру Анна Владимировна Симанская) скончалась 5 марта 1958 года в монастыре на 80-м году жизни12.
       22 марта вместе с Патриархом присутствовал на молебне в храме Антиохийского подворья в Москве, который совершил представитель Антиохийского Патриарха в Москве епископ Сергиопольский Василий (Самаха) по случаю образования Объединенной Арабской Республики13.
       15 апреля днем присутствовал на приеме, который устроил Патриарх Алексий в честь делегации Евангелической Церкви Германии14
       15 апреля, вечером, во вторник Светлой седмицы вместе с московским духовенством поздравлял Святейшего Патриарха с праздником Святой Пасхи15.
       19-20 апреля принимал участие в наречении и хиротонии архимандрита Флавиана (Дмитриюка)16 во епископа Свердловского в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры17.
       В мае в Москве праздновалось сорокалетие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Епископ Пимен принимал самое активное участие в торжествах, он был среди встречающих и провожающих высоких гостей, сослужил им в богослужениях, сопровождал их в поездках по городу18.
       12 июня был среди приглашенных гостей на приеме, устроенном в посольстве Великобритании по случаю дня рождения королевы.
       20 июня принимал участие в наречении архимандрита Феодосия (Погорского)19 во епископа Калининского и Кашинского в зале заседаний Священного Синода20.
       20 августа скончался настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове протоиерей Димитрий Цветков. 23 августа епископ Пимен в сослужении многочисленного московского духовенства совершил чин погребения покойного21.   
       9 сентября, в день памяти преподобного Пимена Великого, исполнилось 300 лет со времени основания в Новых Воротниках, возле крепостной стены Москвы, храма во имя преподобного Пимена Великого. С этим храмом у епископа Пимена было связано много воспоминаний о несении здесь своего регентского послушания, о монашеском постриге, о молитвенных бдениях и об аресте. 
       В этом храме епископ Дмитровский Пимен, по благословению Патриарха,  совершил всенощное бдение накануне и Божественную литургию в самый день праздника преподобного. По окончании литургии настоятель храма протоиерей Борис Писарев поздравил епископа Пимена с днем его тезоименитства. 
       В ответном слове Преосвященный Пимен благодарил за поздравление и в свою очередь поздравил настоятеля, причт и всех прихожан с престольным праздником и с знаменательной датой 300-летия основания их приходского храма, а также поделился с молящимися своими чувствами, - как ему было приятно разделить со всеми общую молитву в этот радостный и для него самого день, и пожелал, чтобы еще много, много лет в этом храме торжественно и молитвенно отмечался этот праздник.
       Епископ Пимен сказал несколько слов на тему праздника в честь преподобного Пимена Великого и осветил значение монашества и отшельничества в жизни Христианской Церкви, разъяснив и то, за какие добродетели Святая Церковь дает некоторым подвижникам звание "Великий". В конце слова епископ Пимен призвал всех собравшихся внимать поучениям преподобного Пимена Великого, которые были плодом его долгих размышлений во время подвижничества во имя Христово22
       В октябре месяце отмечалось 800-летие Успенского кафедрального собора города Владимира и 850-летие самого города. Святейший Патриарх направил во Владимир церковную делегацию во главе с епископом Дмитровским. 5 октября Божественную литургию в древнем Успенском соборе совершили архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим23, епископ Афанасий (Сахаров)24 и епископ Дмитровский Пимен. По окончании Божественной литургии епископ Пимен зачитал приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия, передал от него подарок Владимирскому Успенскому собору - икону Божией Матери в ризе из жемчуга и огласил указ о награждении архиепископа Онисима по случаю юбилея и за его архипастырские труды правом ношения креста на клобуке25
       Этот юбилей духовно сблизил двух выдающихся иерархов епископа Афанасия и епископа Пимена и в дальнейшем они тяготели друг другу молитвенной любовью. Вспоминает Кутявина Л. А.: "В 1959 году владыке (Афанасию) предложили купить дом, в котором  он снимал себе две комнаты. Хозяйка попросила 21 тыс. рублей. Почитатели владыки собрали 14 тыс., не хватало еще 7 тыс., и тогда я решила попросить эти деньги у Д. А. Остапова…  Направившись с просьбой к Даниилу Андреевичу, я предварительно зашла к владыке Пимену (Извекову), Управляющему делами Московской Патриархии и рассказала ему о своем намерении. Тогда он сказал, что не нужно идти к Даниилу Андреевичу, эти деньги он даст сам (свои). Деньги были даны, дом куплен…"26. А однажды, в минуту духовного борения  владыка Афанасий говорит: "Нет, больше не могу. Буду проситься у Святейшего куда-нибудь викарным. Напишу владыке Пимену (Извекову), может быть возьмет к себе викарным" 27.
       Вновь два святителя сослужили друг другу 11-12 марта 1959 года на наречении и хиротонии архимандрита Никона (Лысенко)28 во епископа Уфимского и Стерлитамакского в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры29
       В конце ноября 1958 года на 80-м году жизни скончался патриарший архидиакон Георгий Антоненко. 1 декабря в Преображенском храме Патриаршего подворья в Переделкино Святейший Патриарх в сослужении епископа Пимена совершил отпевание почившего30.
       Неизменно, на протяжении почти всех лет епископ Пимен сопровождал Святейшего на все лаврские и академические торжества.
       28 декабря 1958 года принимал участие в хиротонии архимандрита Иоанна (Вендланда)31 во епископа Подольского в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе32.

Епископ Пимен в Царских Вратах

Епископ Пимен в Царских Вратах


       1959 год для епископа Пимена в своих внешних проявлениях мало чем отличался от года минувшего. Те же послушания, те же служения с Патриархом и без него в московских храмах.
9-10 мая 1959 года принимал участие в хиротонии архимандрита Иннокентия (Сокаля)33 во епископа Смоленского и Дорогубужского в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры34.
       9, 11 мая принимал участие в хиротонии архимандрита Леонида (Полякова)35 во епископа Курского и Белгородского36.
       15 июня в городе Костроме скончался епископ Костромской и Галичский Сергий (Костин)37. По благословению Святейшего Патриарха чин отпевания  почившего совершил епископ Дмитровский Пимен в сослужении духовенства епархии38.
       В самый разгар гонений епископ Пимен в силу тех возможностей, какие у него были, стремился незаметно, но настойчиво противостоять злобному дыханию натиска на Церковь. Ему находящемуся в самом эпицентре церковной жизни не понаслышке было известно, что творилось в отдаленных епархиях. За один только 1959 год он управлял тремя епархиями. Так 28 января Святейший Патриарх поручил ему временное управление Луганской епархией, 6 марта - Смоленской39, а 16 июня - Костромской епархиями40
       13 января 1960 год скончался благоговейный архипастырь, опытный церковный администратор архиепископ Можайский Макарий, с 1946 года возглавлявшего Хозяйственное управление при Священном Синоде. 14 января епископ Пимен принимал участие в чине отпевания почившего41. А 12 февраля епископ Пимен получил новое церковное послушание: "За кончиной Преосвященного архиепископа Макария на вакантную должность Председателя Хозяйственного управления Патриархии назначается Преосвященный епископ Дмитровский Пимен. П. Алексий" 42.  
       12-13 марта принимал участие в хиротонии архимандрита Сергия (Петрова)43 во епископа Белгород-Днестровского в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры44.
       2-3 апреля 1960 года принимал участие в хиротонии архимандрита Николая (Феодосьева)45 во епископа Чебоксарского и Чувашского в Троице-Сергиевой Лавры46.
       3 и 7 апреля 1960 года принимал участие в хиротонии архимандрита Стефана (Никитина)47 во епископа Можайского, викария Московской епархии48.
       9-10 июля 1960 года принимал участие в хиротонии архимандрита Никодима (Ротова)49 во епископа Подольского, викария Московской епархии50.
       28 августа епископ Пимен вошел в состав Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви, учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I51
       Архипастырские труды епископа Пимена в 1960-м году широко освещались в хронике "Журнала Московской Патриархии": "Преосвященный Пимен, епископ Дмитровский, в воскресенье 2 октября совершал Божественную литургию в гор. Дмитрове в храме в честь иконы Божией Матери, именуемой "Казанская"; в праздник Покрова Пресвятой Богородицы Божественную литургию и накануне всенощное бдение - в Покровском храме гор. Москвы, что в Лыщиковом переулке; всенощное бдение в субботу 15 октября - в храме св. пророка Илии, что в Обыденском переулке; в воскресенье 23 октября литургию и всенощную накануне Преосвященный Пимен совершал в том же храме св. пророка Илии, а в канун праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой "Иерусалимская", и литургию в самый день праздника - 25 октября - в храме Рождества Христова, что в Измайлове (Москва)52
       Преосвященный Пимен, епископ Дмитровский 1 ноября в храме святителя Николая, что в Хамовниках (Москва), совершил заупокойную литургию, а вслед за ней отпевание почившего настоятеля этого храма протоиерея Павла Лепехина. В своем слове епископ Пимен сравнил жизнь протоиерея Павла с открытой книгой, перелистывая которую мы читаем на каждом листе что-либо светлое, доброе, отзывчивое к горю и скорби каждого человека, преданность Церкви, горение в молитве и многое другое хорошее. Отпевание отца Павла является торжественным и величественным. Оно как бы завершает то благолепие, которое было присуще всем богослужениям, совершаемым протоиереем Павлом при его жизни.
       В субботу 5 ноября Преосвященный Пимен совершил всенощное бдение, а утром 6 ноября - Божественную литургию в храме на Калитниковском кладбище гор. Москвы.
       В субботу 12 ноября Преосвященный Пимен совершил всенощное бдение в храме св. пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке гор. Москвы, а в воскресенье 13-го - Божественную литургию в московском храме святителя Николая, что в Кузнецах.
       В пятницу 18 ноября, по случаю престольного праздника в честь преподобного Варлаама Хутынского, в правом приделе московского Преображенского храма, что на Ордынке, Преосвященный Пимен совершил всенощное бдение, а в самый день праздника - 19 ноября - Божественную литургию.
       В воскресенье 20 ноября Преосвященный Пимен совершил в Воскресенском храме, что в Сокольниках (Москва), Божественную литургию, за которой рукоположил в сан диакона кандидата богословия Московской духовной академии Димитрия Дудко.
       В день праздника святого архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Преосвященный Пимен совершил Божественную литургию в храме на Даниловском кладбище гор. Москвы, за которой рукоположил диакона Димитрия Дудко во иерея"53.
       По воспоминаниям прихожан того времени, в те годы в Москве было два "Златоуста": митрополит Николай и епископ Пимен и народ стремился успеть побывать на службах в храме Преображения Господня на Преображенской площади и в храмах, где служил епископ Пимен, чтобы насладиться их словом54. Одна из проповедей, произнесенная  епископом Пименом 21 июля 1960 года на праздник Казанской иконы Божией Матери была опубликована в "Журнале Московской Патриархии"55.
       5 июля 1960 года епископ Пимен получил Указ Патриарха: "По случаю продолжающейся болезни Управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Н. Ф. Колчицкого, Вашему Преосвященству поручается вступить в должность Управляющего делами Московской Патриархии с предоставлением Вам полагать окончательные решения по всем текущим делам, не требующим моего личного разрешения. Патриарх Алексий"57.  
       23 ноября 1960 года Святейший Патриарх Алексий подписал епископу Пимену Указ: "Ввиду занимаемой Вами должности управляющего делами Московской Патриархии и оценивая труды Ваши, нахожу справедливым удостоить Ваше Преосвященство возведением в сан архиепископа"58
       Как обычно, вечером 31 декабря 1960 года Святейший Патриарх Алексий, только что вернувшийся из паломнической поездки по странам Ближнего и Среднего Востока совершил в Богоявленском кафедральном патриаршем соборе новогодний молебен в сослужении архиепископа Дмитровского Пимена и епископа Ярославского и Ростовского Никодима. 
       На традиционной встрече Нового, 1961 года в Большом Кремлевском дворце среди гостей правительства СССР присутствовали Святейший Патриарх Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим, архиепископ Дмитровский Пимен и епископ Ярославский и Ростовский Никодим59
       9 января в Богоявленском соборе московское духовенство поздравляло Святейшего Патриарха Алексия с праздником Рождества Христова. От имени собравшихся архиепископ Пимен обратился к Святейшему Патриарху с приветственной речью: 
       "Ваше Святейшество, благостнейший наш Первосвятитель и дорогой отец! В день великого и всерадостного праздника Рождества Христова примите сыновнее Рождественское поздравление от собравшихся здесь преосвященных владык, от отца ректора и питомцев московских духовных школ, от отца наместника и братии Троице-Сергиевой Лавры, от сотрудников Московской Патриархии, от благочестивого московского духовенства и от усердных богомольцев преданной Вам московской паствы.
       С чувством горючей любви и сыновнего расположения мы желаем Вашему Святейшеству здоровья еще на долгие, долгие годы для плодотворных трудов на пользу Святой Православной Церкви и всей всероссийской паствы.
       Нам всем особенно приятно и дорого сознавать, что еще совсем недавно Вы, Ваше Святейшество, возвратились из большого паломнического путешествия в восточные патриархаты и в Святой Град Иерусалим, где у великих христианских святынь и у Живоносного Гроба Господня вознесли усердные молитвы о Русской Православной Церкви и ее верных чадах.
       Во время этой поездки Вы, Ваше Святейшество, посетили Вифлеем и. лично поклонились и облобызали те священные места, где возлежал Богомладенец Христос. Вы сугубо приобщились к Рождественской праздничной радости.
       Во время путешествия Ваша всероссийская паства во всех храмах нашей страны возносила усердные молитвы о здравии Вашего Святейшества и всех сопровождавших Вас лиц и о благополучном завершении путешествия. В молитвенном единении Ваша паства была с Вами.
       Пусть же Всемогущий и Благостный Господь на долгие, долгие годы продлит жизнь Вашу и в благословенных трудах Ваших пошлет успех и благополучие в наступившем новом году.
       Примите, Ваше Святейшество, эту святую просфору - знак непрестанных молитв наших о своем Святейшем Патриархе"60.
       11 января скончался настоятель Богоявленского кафедрального патриаршего собора, бывший управляющий делами Московской Патриархии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде протопресвитер Николай Колчицкий. Это был один из выдающихся церковных деятелей, его пастырская и церковно-административная деятельность  протекала в один из самых сложных периодов истории Церкви. 
       12 января в Богоявленском соборе Святейший Патриарх Алексий совершил парастас у гроба почившего в сослужении архиепископа Дмитровского Пимена, епископа Арсения и епископа Ярославского и Ростовского Никодима.
       На следующий день чин отпевания протопресвитера Николая совершил Святейший Патриарх в сослужении тех же Преосвященных и митрополита Крутицкого и Коломенского Питирима61, архиепископа Тульского и Белевского Антония62 и епископа Сергиопольского Василия (Антиохийский Патриархат)63.
       Богоявленский собор играл столь значительную роль в духовной жизни Москвы и Церкви в целом, что Святейший Патриарх посчитал необходимым, чтобы обязанности, хотя бы некоторое время занимал человек, которому он мог вполне доверять. 
       17 января архиепископ Пимен получил Указ Патриарха: 
       "Патриарший Богоявленский собор, по существу, состоит в непосредственном ведении Московского Патриарха. Однако, ни покойный Патриарх Сергий, ни я, не входили в хозяйственные и административные дела собора, предоставляя опыту отца настоятеля, протопресвитера Николая Фёдоровича Колчицкого, без малого почти 40 лет состоявшего - сначала в клире собора, а затем и настоятелем его, - самостоятельно распоряжаться этими делами.
       В настоящее время, ввиду кончины отца Николая, обстоятельства изменились, и требуется Нам самим войти во все детали управления соборным хозяйством, прежде всего, для того, чтобы ознакомиться с его настоящей постановкой и чтобы в дальнейшем  вести его в должном порядке.
       Ввиду сего, поручаю Вашему Преосвященству иметь общее наблюдение и контроль над административными и хозяйственными делами собора. Прошу Вас в ближайшее время представить мне полный список священнослужителей, а также всех служащих при соборе лиц, с обозначением должности, занимаемой каждым лицом по хозяйственной части, и с указанием получаемой заработной платы за свою работу. ПАТРИАРХ  АЛЕКСИЙ"64.
       Это послушание архиепископ Пимен исполнял до 14 ноября 1961 года.
       12 апреля впервые в истории человек достиг космоса. Свои поздравления Председателю Совета Министров СССР Н. С. Хрущеву направили Святейший Патриарх Алексий и другие иерархи нашей Церкви. 
       "С большой радостью и волнением, - говорится в приветствии члена Священного Синода, архиепископа Тульского и Белевского Пимена, - услышал я сообщение по радио о запуске в нашей стране первого космического корабля "Восток" с человеком на борту.
       Геройский подвиг первого космонавта Юрия Гагарина блистателен и свидетельствует о горячем желании людей моей Родины сделать все для дела мира        и счастья людей на земле.
       Инженеры и ученые нашей страны доказали высокое развитие отечественной науки и огромные возможности для осуществления ее дерзаний"65.  
       Богослужебная хроника доносит до нас, что "архиепископ Дмитровский Пимен в канун и в самый день памяти святого великомученика Трифона (14 февраля) совершал богослужение в московском храме "Знамения Пресвятой Богородицы", где пребывает чтимая икона этого святого. На первой неделе Великого поста архиепископ Пимен читал Великий канон святого Андрея Критского в храме в честь святого пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке, а в день празднования в честь иконы Божией Матери "Споручницы грешных" совершал Божественную литургию в храме святителя Николая, что в Хамовниках. По случаю празднования в честь иконы Божией Матери "Феодоровской" архиепископ Пимен выезжал в гор. Кострому"66
       15 апреля архиепископ Пимен совершил заупокойную литургию в Богоявленском патриаршем соборе, а после нее сослужил Святейшему Патриарху Алексию в отпевании архимандрита Зосимы (Иджилова)67, долгие годы бывшем духовником Святейшего Патриарха Алексия68.

 


1 Свет радости в мире печали. М., "Паломник", 2004. С. 135-136.
2 Вопросы идеологической работы. Сборник важнейших решений КПСС (1954-1961 годы). М., 1961. С. 140.
3 Фирсов С. Л. Апостасия. Санкт-Петербург.  Сатисъ. 2004. С. 16.
4 АРСЕНИЙ (Крылов Алексей Васильевич, 24.03.1879-26.05.1962), епископ. 1945 хиротонисан во епископа Калининского и Великолукского. С 1950 последовательно на Уфимской, Куйбышевской, Черниговской и Костромской кафедрах. С 1956 на покое. 
5 Журнал  Московской Патриархии, 1957, № 12, С. 8. 
6 ЕЛЕВФЕРИЙ (Воронцов Вениамин Александрович, 17.10.1892-27.03.1959), митрополит. 1943 хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. С 1946 Экзарх в Чехословакии. С 1951 Предстоятель Чехословацкой Церкви.  С 1955 на Ленинградской кафедре.
7 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 2, С. 17. 
8 ЦГАМО. Ф. 7383, оп. 5,  д. 27. л. 20.
9 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 1, С. 24. 
10 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 1, С. 26-27. 
11 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 3, С. 6.
12 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 4, С. 12.
13 "Известия" от 23 марта 1958 года, № 71.
14 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 5, С. 25.
15 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 5, С. 17.
16 ФЛАВИАН (Дмитриюк Федор Игнатьевич, 14.05.1895-03.03.1977), епископ. 1958 хиротонисан во епископа Свердловского и Ирбитского. С 1966 на Горьковской кафедре.1967 архиепископ. 
17 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 4, С. 14.
18 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 6, С. 11, 64, 66.
19 ФЕОДОСИЙ (Погорский Дмитрий Михайлович, 19.10.1909-03.03.1977), епископ. 1958 хиротонисан во епископа Калиниского и Кашинского. С 1960 последовательно на Пензенской, Ивановской и Уфимской кафедрах. 1964 архиепископ. 
20 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 7, С. 20.
21 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 9, С. 10.
22 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 9, С. 8.
23 АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич, 02.07.1887-28.10.1962), епископ. 1921 хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Неоднократно арестовывался, ссылался в лагеря. 2000 Архиерейским Собором причислен к лику святых. 
24 Журнал  Московской Патриархии, 1958, № 12, С. 9-10.
25 Молитва всех вас спасет. Издательство ПСТБИ. М. 2000. с. 131. 
26 Молитва всех вас спасет. Издательство ПСТБИ. М. 2000. с. 136. 
27 НИКОН (Лысенко Павел Карпович, 15.01.1890-24.05.1972), епископ. 1959 хиротонисан во епископа Уфимского и Стерлитамакского, затем на Воронежской кафедре. 1964 на покое. 
28 Журнал  Московской Патриархии, 1959, № 4, С. 12.
29 Журнал  Московской Патриархии, 1959, № 1, С. 16.
30 ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич, 1909-29.03.1989), епископ. 1958 хиротонисан во епископа Подольского., 1960 епископ Среднеевропейский, Экзарх в Средней Европе. 1962 архиепископ Алеутский и Североамериканский, Экзарх в Северной и Южной Америке.  1963 Нью-йоркский. 1967 Ярославский и Ростовский. 1963 митрополит.  1984 на покое.
31 Журнал  Московской Патриархии, 1959, № 2, С. 34.
32 ИННОКЕНТИЙ (Сокаль Иоанн Иоаннович, 07.01.1883-14.05.1965), епископ. 1959 хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского.
33 Журнал  Московской Патриархии, 1959, № 6, С. 38-39.
34 ЛЕОНИД (Поляков Лев Львович, 1913-1990), епископ. 1959 хиротонисан во епископа Курского и Белгородского, 1962 архиепископ Можайский, викарий Московской епархии. С 1963 последовательно на Ярославской, Пермской и Рижской кафедрах 1979 митрополит. 
35 Журнал  Московской Патриархии, 1959, № 8, С. 25, 27.
36 СЕРГИЙ (Костин 1885-1959), епископ. 1955 хиротонисан во епископа Новороссийского викария Краснодарской епархии. 1959 Костромской и Галичский.
37 Журнал  Московской Патриархии, 1959, № 8, С. 23.
38 Указ  Патриарха  от 6 марта 1959 года, №  407.
39 Указ  Патриарха  от 16 июня 1959 года.
40 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 2, С. 60.
41 Архив Московской Патриархии.
42 СЕРГИЙ (Петров Сергей Васильевич, 05.10.1924-04.02.1990), епископ. 1960 хиротонисан во епископа Белгород-днестровского, викария Одесской епархии. С 1961 последовательно на Воронежской, Минской и Херсонской кафедрах 1965 архиепископ. 1971 митрополит. 1986-87 Управляющий делами Московской Патриархии, постоянный член Священного Синода. 
43 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 4, С. 26.
44 НИКОЛАЙ (Феодосьев Николай Андреевич, 01.02.1893-22.09.1972), епископ. 1960 хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. 1971 архиепископ.
45 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 5, С. 30.
46 СТЕФАН (Никитин Николай Андреевич, 1895-28.04.1963), епископ. 1960 хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. 
47 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 6, С. 32.
48 НИКОДИМ (Ротов Борис Георгиевич, 15.10.1929-05.07.1978), епископ. 1960 хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. В том же году назначен на Ярославскую кафедру. 1961 архиепископ. С 1963 митрополит Минский, затем Ленинградский. 1961 председатель ОВЦС Московской Патриархии, постоянный член Священного Синода. 
49 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 8, С. 15.
50 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 9, С. 5.
51 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 11, С. 16.
52 ДУДКО Димитрий Сергеевич (1924-2004), диакон. 1948 арестован за стихи. 1960-2004 клирик Москвы и Московской епархии.1980 арестован по обвинению в антисоветской деятельности. 1980 освобожден. 
53 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 12, С. 8-9.
54 "Продолжая учебу в Москве, я часто бывала на службах Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), которому иногда сослужил и Пимен. Но чаще я ездила на службы митрополита Николая (Ярушевича) на Преображенку, также умилялась и жила его проповедями. Вот были два Златоуста! Митрополит Николай и епископ Пимен!" - А.Е. Добромыслова (Климентовская).
55 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 11, С. 30.
56 Архив Московской Патриархии.
57 Журнал  Московской Патриархии, 1960, № 12, С. 4.
58 Журнал  Московской Патриархии, 1961, № 1, С. 7.
59 Журнал  Московской Патриархии, 1961, № 2, С. 14.
60 ПИТИРИМ (Свиридов Петр Петрович, 20.12.1887-10.08.1963), митрополит. 1960 хиротонисан во епископа Куйбышевского, затем последовательно на Калужской, Тульской, Воронежской, Волынской и Курской кафедрах. 1945 архиепископ. С 1947 на Минской кафедре, 1959 митрополит Ленинградский, постоянный член Священного Синода,  1960 Крутицкий и Коломенский.
61 АНТОНИЙ (Кротевич Борис Николаевич, 14.08.1889-21.11.1973), архиепископ. 1944 хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского, затем последовательно на Костромской, Ярославской, Тульской, Минской, Орловской, Ивановской, Тульской и Тамбовской кафедрах. 1952 архиепископ. 1961 митрополит, 1970 на покое.
62 Журнал  Московской Патриархии, 1961, № 2, С. 27-28.
63 Архив Московской Патриархии.
64 Журнал  Московской Патриархии, 1961, № 5, С. 9.
65 Журнал  Московской Патриархии, 1961, № 5, С. 40.
66 ЗОСИМА (Иджилов Федор Дмитриевич, 24.12.1864-13.04.1961), архимандрит. 1913 иеромонах, с 1929 в Богоявленском Елоховском храме, 1930 игумен, 1944 архимандрит, 1952  удостоен права ношения двух крестов.
67 Журнал  Московской Патриархии, 1961, № 6, С. 37.

Источники фотографий:

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.