Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
21 сентября 2020 года

К 100-летию научной испытательной и исследовательской деятельности в стране в области военной авиации и авиавооружений.

 

 

21-го сентября испытательные и исследовательские научные организации Военно-Воздушных сил страны праздную свое 100-летие. Значительный вклад в дело становления и развития военной авиации внесли сотрудники Научно-испытательного полигона авиационных вооружений в городе Ногинске,  его дело продолжил Научный центр авиационных систем управления, моделирования и систем связи (1956-2015 годы). В настоящее время центром авиационных испытаний и научных исследований является Государственный летно-испытательный центр имени Валерия Чкалова в городе Ахтубинск Астраханской области. Ахтубинский краеведческий музей, сотрудники ГЛИЦ им. В Чкалова и его ветераны с большой доброжелательностью отнеслись к нашим историческим изысканиям и оказывают всемерную помощь.  

Мы начинаем публикацию историко-краеведческих материалов, раскрывающих работу указанных научных подразделений в городе Ногинске.

Мы выражаем нашу признательность за всемерную помощь в разработке данной темы:

Агафонову Виктору Ивановичу

Барановой Ирине Ивановне

Бузурному Сергею Михайловичу

Дроздову Михаилу Сергеевичу

Ермакову Валерию Михайловичу

Заверяевой Нине Дмитриевне

Золотареву Михаилу Валентиновичу

Касаткину Владимиру Семеновичу

Коротицкому Виктору Ивановичу

Милякину Алексею Алексеевичу

Мирской Нине Григорьевне

Мирскому Егору Михайловичу

Мотину Олегу Владимировичу

Надиной Светлане Владимировне

Паршенину Леониду Григорьевичу

Тикареву Рустаму

 

Подмосковный Ногинск. От испытаний авиационных вооружений к созданию автоматизированных систем управления ВВС. История, не подлежащая забвению... 

Составление и общая редакция Евгения Маслова (г. Ногинск).

Содержание

Публикуется с продолжением

 

Предисловие

Николай Егорович Жуковский в Кучино © Wikimedia

Первые научные исследования в области авиации начались в близком от нас подмосковном Кучино, когда в 1904-м году в своем имении промышленник и банкир Дмитрий Павлович Рябушинский (1882 – 1962) основал научно-исследовательское учреждение для исследований по теоретической и экспериментальной аэродинамике. Проект был разработан и осуществлен под руководством и при непосредственном участии Николая Егоровича Жуковского (1847 – 1921) и его учеников: Л. С.  Лейбензона (1879 – 1951), С. С. Неждановского (1850 – 1940), В. Б. Кузнецова и других. Позднее, уже после революции 1917 года, к ним присоединился С. А. Чаплыгин (1869 – 1942). Основным оборудованием являлась аэродинамическая труба длиной 14, 5 метров и диаметром 1, 2 метра.

10-го ноября (28 октября по старому стилю)  1917 года, на третий день после Революции, по указанию В. И.   Ленина началось формирование авиационных частей  – первых социалистических авиаотрядов.

21-го сентября 1920 года приказом Реввоенсовета РСФСР «Летучая лаборатория» - так называлась созданная в марте 1918 года первая исследовательская авиационная организация,  была преобразована в Опытный аэродром при Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (ГУ РККВФ). На опытном аэродроме, располагавшемся на Ходынском поле в Москве, тогда же приступили к испытаниям самолетов,  преимущественно - иностранного производства.

Именно от 21-го сентября 1920 года отсчитывает свой «возраст» летный, технический и научный личный состав Государственного Летно-испытательного Центра (ГЛИЦ) имени Валерия Чкалова МО РФ, который сегодня территориально расположен в городах Ахтубинск, Щелково, Знаменск, Вольск, Нальчик, Ключи Камчатские, Феодосия .

Степан Анастасович Микоян, летчик-испытатель, ученый, долгое время работавший заместителем начальника ГЛИЦа в Ахтубинске, обращал внимание на то, что еще Николай II  в апреле 1916 года поддержал решение Военного совета России о формировании Главного аэродрома с испытательной станцией и мастерскими для контроля качества самолетов. Удалось ли тогда, в условия Первой мировой войны,  сделать что-то практическое - не известно, но Степан Микоян призывал не забывать этой даты.  

В июле 1922 года в связи с общим сокращением армии – Гражданская война закончилась - опытный аэродром объединили с созданной 7-го октября 1920 года аэрофотографической частью Красной армии. Так был образован  Научно-опытный аэродром при ГУ РККВФ.

В 1923-1926 годах здесь провели испытания первых советских самолетов ИЛ-400 (И-1), АНТ-2, Р-1, Р-3, ТБ-1, а также самолетов иностранного производства. Тогда же были начаты испытания новых систем авиационных вооружений.

12-го октября 1926 года Приказом Реввоенсовета СССР Научно-опытный аэродром (НОА) был преобразован в Научно-исследовательский институт ВВС РККА. Во главе НИИ стоял начальник, подчиненный командованию ВВС РККА и он пользовался правами командира дивизии. Только за первые четыре года в НИИ ВВС было испытано 960 образцов авиационной техники и вооружений. Летчики НИИ осуществили ряд дальних перелетов на самолетах «Страна Советов» (ТБ-1) и «Крылья Советов» (АНТ-9).

В июне 1929 года испытательную базу института было решено перевести с Ходынского поля столицы на другой аэродром  и его начали строить вблизи г. Щелково, недалеко от платформы, которая ныне имеет название – Чкаловская. Место было выбрано на возвышенности между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово. Были построены: взлетно-посадочная полоса – самая большая на то время в стране; аэродинамические трубы, барокамеры, самолетные весы, опытный завод.

10-го ноября 1932 года Я. И. Алкснис подписал документ о приемке объекта в эксплуатацию и о перебазировании сюда авиаторов из Москвы. Здесь на многие годы начались испытания самих самолетов, а также различных специальных систем – связь, радиолокация и т.д.

Перелет самолетов с Ходынки в Щелково вылился в грандиозный праздник: «… на следующий день, 11 ноября, состоялся перелет испытательной авиабригады с Ходынского поля на Щелковский аэродром, Этот перелет знаменателен тем, что все 67 самолетов прошли в праздничной колонне над Красной площадью – перелет стал Первым воздушным парадом в истории СССР. Ведущим в колонне и первым совершил посадку на новом аэродроме тяжелый ТБ-3 №311, пилотируемый В. П. Чкаловым».

Полное перебазирование всех испытательных подразделений было завершено в 1935 году. Именно отсюда в свои легендарные полеты отправлялись Валерий Чкалов,  Сигизмунд Леваневский,  Георгий Байдуков, наш земляк – Александр Беляков… 

Первые сведения о Ногинском полигоне относятся к 1920-м годам, когда по решению Реввоенсовета страны на московском заводе "Мастяжарт" – «Мастерская тяжелой артиллерии», известном еще с 1916 года, был организован научно-исследовательский отдел по разработке и испытанию авиабомб. Надо сказать, что завод занимался, в частности, и  новым для тех лет делом – планеризмом. В 1925 году, в частности, на выставке Московского общества друзей воздушного флота им был представлен двухместный учебно-тренировочный планер «Мастяжарт 3», конструкции И. Толстых и С. Люшина, а построен он бы на заводе по рекомендации знаменитого С. В. Ильюшина, который постоянно с заводом сотрудничал. Известно, что на этом планере тренировалась первая группа летчиков-планеристов Центрального Совета Осоавиахима СССР.

В составе научно-исследовательского отдела этого завода, который стал называться «Мостяжарт»,  в шести километрах от Ногинска была создана испытательная станция с мастерскими для изготовления и испытания опытных образцов снарядов, здесь работали и некоторые жители окрестных деревень. У жителей деревни Соколово, например,  место расположения мастерских называлось – «Мастяжарка. Именно это место, которое имело официальное название - военный городок №67 или Ногинск-2, было определено  командармом второго ранга Я. И. Алкснисом для размещения полигона испытаний авиационных вооружений ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2020
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank
На верх страницы