Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Нам пишут

 

Здравствуйте, уважаемые организаторы и редакторы сайта! Спасибо Вам, что занимаетесь таким важным и интересным, но трудным и кропотливым делом, как история родного края и его жителей. Очень понравилась статья О. А. Мурашовой об истории Савостьяново. Очень хотелось бы узнать об истории д. Горбачиха (д. Горбачиха находится неподалеку от д.Савостьяново и определенный промежуток времени у деревень был общий приход), о погосте Десятая Пятница у речки Березовка (что это за речка была? На картах не нашла). И о конкретных людях из этой деревни.

В части, где говорится про Дрезну и Троицкий храм (Горбачиха как раз там совсем рядом) &ndash могу дополнить, возможно будет интересно.

Местные вообще никогда не называли храм Троицким, я не слышала ни разу. Впервые увидела это название на карте Яндекса недавно. Всегда говорили "Десятая пятница" или «Параскева Пятница" и никак иначе.

Но появился в Дрезне новый деревянный храм в 90-е годы, назвали его в честь старого разрушенного – напротив водонапорной башни как раз.

И, поскольку старый храм решили реставрировать, то дабы избежать путаницы в названиях, стали именовать Троицким.

Лесок к югу от этой части был огорожен колючей проволокой местами, с надписями "Часовой стреляет без предупреждения". Однажды во втором классе (1987–1988) с учителем гуляли по лесу и случайно попали на огороженную территорию… Часовой очень ругался…

Прабабушка и прадед автора на фоне холста

Кладбище у церкви действовало до пятидесятых годов – мой прадед, умерший в 1948 году, похоронен там, а прабабушке в 1956 уже определили место на Кабановском кладбище.

В смутные времена 90-х потаскали и кресты и плиты с кладбища, отыскать, где чья могила более невозможно, к сожалению. А теперь и подавно – все там заросло травой, кустами, деревьями.

Есть интересный снимок немецкой аэрофотосъемки 1942 года г. Дрезна. На нем отлично видно – у кладбища очень ясные границы. Также можно увидеть здание школы (действовала школа до 1988 г), которое находилось в 150 м от пропускного пункта в эту воинскую часть, и даже, я полагаю, здание бывшей церковно-приходской школы.

Могу Вам, как краеведам, также рассказать то, о чем много раз слышала. Может быть, когда-нибудь пригодится. Как правильно называть: ДрЕзна или ДрезнА - задают вопрос. Интересно. Не знаю, как молодое поколение, а в моем детстве-юности, и, соответственно, предыдущие поколения, всегда говорили ДрезнА. Но, когда имелся в виду привокзальный район с казармами - говорили на ДрЕзну. То есть пример, идти за хлебом на Южную (улицу) или на ДрЕзну ( магазин в казарме).

На дальней, можно сказать, окраине Дрезны внимание всякого едущего и идущего привлекают почти живописные развалины. Это Троицкая церковь бывшего Параскевинского погоста. Да, храм в ужасном состоянии, но нижняя часть колокольни краснокирпичной немного отремонтирована, поставлен крест; там, видимо, изредка служат. Скорее всего, церковь была построена (потом узнали – в 1849 году) не из самого качественного кирпича, и уж во всяком случае не рассчитанного на те испытания, которые пришлось выдержать (к сожалению, в данном случае – не выдержать) этим стенам. Не можем удержаться от профессионального замечания. Не первый раз видим такую картину. Колокольни, выложенные темнокоричневым кирпичом, стоят как новые, а сами церковные здания из светложелтого кирпича, в составе которого вкрапления известкового щебня, разрушены и, скорее всего, восстановить их невозможно (еще один пример: храм в Аверкиево Павлово-Посадского района – ред.). Фундаменты использовать, наверное, все же можно…

Прекрасное название – Троица Живоначальная! А были кроме основного еще и приделы Рождества Богородицы и Параскевы Пятницы. Погост называли когда-то Десятой Пятницей в Горбачихе. До станции Дрезна отсюда всего 2,5 км.

По заросшему как бы полю разбросаны старые, разрушающиеся памятники. Сколько их? Наверное, с десяток, все-таки не все увезли на фундаменты… Есть и свежая могила с высоким крестом, возможно, здесь кладбище и возродится, вместе с церковью… А может, вместе с крестом, с погостом, как ни парадоксально это звучит, и вернется сюда жизнь? А то угрюмо как-то здесь и пустынно…

Да, у храма давняя интересная история, хорошо, что о нем интересно написал известный Пэнежко. Правда, к сожалению, практически нигде не описаны подробные причины появления рядом воинской части. А это тоже интересная страница истории района. После войны вопрос безопасности Москвы был важнее отдельно взятого храма, как бы это было ни прискорбно, и Воинская часть должна было появиться на кольце в радиусе 80 км от центра, и на определенном удалении от соседних населенных пунктов. Видимо, более удачного места в округе не нашлось.

Собственно, это система ПВО обороны Москвы, согласно которой на определенной удалении от Москвы и друг от друга должны располагаться системы, оснащенные ракетами. Точное расположение всех частей просто так в интернете вряд ли можно найти.

Может, кто-нибудь когда-нибудь напишет про это кольцо и у нас. Может и про два, ведь в районе Ногинска проходило ещё одно, малое кольцо.

Поскольку старое Дрезненское кладбище располагалось буквально на выходе из воинской части - понятно, что массовые хождения людей мимо воинской части были крайне нежелательны. И, насколько я знакома с информацией из открытого доступа, приказов с самого верха уничтожать церковь не было. Было необходимо закрыть церковь и предоставить иное место для прихожан. Поэтому разрушение Параскеевского храма без предоставления другого больше походит на местное самоуправство.

К чести же военных и людей, занимающихся проектированием расположения объектов, надо сказать, что они кладбище не затронули, все памятники, могилы, кресты были, может быть и в подзапущенном состоянии, но всё находилось на своих местах и вандализма в те годы не наблюдалось.

Но это так, к слову. А, по сути, моя просьба носила немного другой характер. Мне хотелось узнать что-либо о своих предках…

У меня были родственники прямые, проживавшие на Горбачихе ( и другая ветвь в Киняево). В моем детстве старшее поколение что-то рассказывало о прошлом, но уже никто ничего не помнит среди тех, с кем я общаюсь, даже тёти уже не помнят отчества своих дедушек. Не говоря уже о том, что большинство пожилых родственников, которые что-то да знали - уже ушли в мир иной.

Я посмотрела выпуски передач с Е. Голодновым по Дрезне, очень интересно. 20 лет уже, как я не живу в Дрезне, но видно, что всё меняется в лучшую сторону. За исключением массовой застройки дачами рекреационных мест. Но Дрезна, сама по себе, появилась лишь в конце 19 века. А Рудино, Киняево, Бяльково, Малиново, Горбачиха - упоминаются даже у Калачова в Писцовых книгах за 16 век. (Почему-то совсем не обнаружила там ни Зуево, ни Покрова, ни вообще никаких населенных пунктов до р. Киржач (уже в разделе Владимирского уезда), ни поселений из современного Егорьевского района, ни Гуслиц, ни Куньей волости.

По деревням близ Дрезны - интересно кому принадлежали земли и как переходили, если, конечно, вообще такого рода информацию есть… У Калачова в Писцовых книгах (16 век) - тут находится Вохонская волость, у Холмогорских в книге "Вохонская десятина" - 17 век, Параскеевский храм - это Кунья волость, в 18 веке у него же - это уже Доблинский стан.

Также интересует меня про Первую Мировую войну - можно ли где то узнать кто из наших был призван, куда, в каком звании-есть ли такие источники по нашим деревням.

По фамилиям если говорить конкретно - это Аникины с Горбачихи и Буровы из Киняево. Кто были отцы отцов, давно ли приехали, когда получили фамилии, чем занимались, всё как обычно.

Родственников Аникиных, дальних, как я понимаю, хватает по Горбачихе, и поэтому, полагаю, они появились в этих местах относительно давно. Одних погибших в ВОВ - 6 мужчин с Горбачихи и по г. Дрезна ещё почти десять с такой фамилией. В общем, должно что-то найтись.

И статья О. А. Мурашовой по Севостьяново, со ссылками на источники в ЦГАМО по Паракеевской церкви, только укрепила во мне желание изыскать возможность поднять метрические книги и может быть исповедальные, и какие там ещё могут быть, для получения такого рода информации.

Сами мои деды-прадеды вряд ли представляют интерес для краеведения. И особенно теперь, когда были письма с фронта, вырезки из местной газеты (дед Виктор Никифорович Аникин, 1911 года рождения, работал мастером на Дрезненской фабрике), фотографии, документы, но все оказалось утраченным. Лишь по каплям насобирала копии с имеющихся фото у родственников. И память человеческая тоже короткая.

А.М.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank