Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781


К 125–летию со дня рождения Н.С. Ханаева

Выдающийся оперный певец

К. Лихачев

Среди замечательных исполнителей российского оперного искусства 20-ого столетия с особой любовью и душевным трепетом произносится имя солиста Большого театра, обладателя драматического тенора своеобразного тембра, создателя неповторимых образов русского и мирового репертуара, народного артиста СССР, орденоносца, трижды лауреата Государственных премий Никандра Сергеевича Ханаева.

Оставшись круглым сиротой в семилетнем возрасте, но будучи личностью целеустремленной, этот деревенский парень прошел сложный жизненный путь, сумев достичь вершин вокального и сценического мастерства, противопоставив невзгодам судьбы не только природное дарование, но и настойчивость и силу воли в решении поставленных задач, большую требовательность к себе, огромное трудолюбие и искреннее уважение к зрителям и слушателям, которым он даровал свое творчество высочайшей пробы.

До сих пор жива легенда о том, что он был любимым певцом И.В. Сталина.

Н.С. Ханаев /27.5 (8.6) 1890 – 23.6 1974/ родился в селе Песочня Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Как вспоминал сам певец, он не помнил своего отца из-за ранней его смерти, а когда мальчику исполнилось всего семь лет – умерла и мама. Так, что с малолетства Никандр познал и тяжесть сельской жизни, и ее нескончаемый труд. Но в этой беспрестанной круговерти случались минуты душевного блаженства, когда он стал петь в школьном хоре, организованным замечательным сельским учителем Евсеем Григорьевичем (фамилию которого в своих воспоминаниях артист запамятовал).

По заведенной провинциальной традиции, деревенские жители близлежащих к Москве губерний, приезжали в столицу в поисках работы, поскольку бедные местные почвы не кормили крестьян. Точно также поступил и Никандр, в 14 лет став москвичом.

За 7 лет столичной жизни он сменил несколько профессий – от форейтора в конном парке до переписчика и счетовода. В 1911 году молодой человек был призван в армию, где прослужил до 1917 года. После чего волею судеб он оказался в Богородске (ныне Ногинск). Здесь он работал в уездном продовольственном отделе.

В местном театре «Колизей» часто выступали московские артисты, в том числе и оперные. Их профессиональное исполнение настолько проникло в сердце молодого человека, что он немедленно стал заниматься музыкой с помощью местного квалифицированного аккомпаниатора. Интенсивные музыкальные занятия ему приходилось совмещать с работой. За короткое время он выучил несколько партий классического репертуара, с которым весьма успешно выступал в местных клубах. Богородские друзья, по достоинству оценивая его певческий талант, советовали ему получить профессиональное вокальное образование в Московской консерватории. Как известно, советы давать легче другим, чем себе, а вот на пути их реализации, как правило, возникает масса проблем. Во-первых, Никадру Сергеевичу было за 30 лет, возраст, что называется, далеко не студенческий, а, во-вторых, к этому времени он уже женился, и 02 января 1921 года у него родилась дочь Евгения (будущая ведущая актриса МХАТ им. Горького, народная артистка СССР, снявшаяся в нескольких популярных кинофильмах), и стало быть он должен работать, чтобы содержать семью. Так что было над чем подумать…

Его колебаниям пришел конец, когда в Богородск на гастроли приехала московская певица Е.Д. Эльдигарова, настойчиво и уверенно заявившая, что богородский советский служащий по своим природным данным обязательно должен получить высшее вокальное образование. Артистка несколько месяцев занималась с талантливым молодым человеком пением, фактически готовя его к консерваторской учебе.

Желаемое поступление произошло в 1921 году, а завершена учеба была в 1924 году. Он учился в классе прославленной солистки Большого театра конца 19 – начала 20 века Л.Г. Звягинцевой, ученицы К. Эверарди и П. Виардо.

В 1924-1926 гг. Н.С. Ханаев руководил театром-садом «Аквариум», где он дебютировал в партии Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. В 1925 году начинающий певец был принят в оперную студию Большого театра, а с 1926 года стал его солистом. В этом храме искусства он прослужил более 30 лет, вплоть до 1959 года. Его первой партией стала роль Шуйского (1927) в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Тогда же отрывок из этого произведения – сцены Бориса, Шуйского, Юродивого в исполнении В.М. Политковского, Н.С. Ханаева и И.С. Козловского был записан на пластинку. Исполнение этой же роли, но на более высоком художественном уровне было осуществлено в 1948 году в замечательной постановке этого произведения Л.В. Баратова и Н.С. Голованова, а позднее по этому спектаклю был снят в 1954 году кинофильм.

Обладая не только оригинальным вокальным дарованием, но искусством перевоплощения, артист создавал незабываемые образы, как в русских классических операх, так и в произведениях мирового репертуара. Но все же будучи до глубины души русским человеком, родная музыка в его интерпретации звучала особенно выразительно и задушевно. Все, кому посчастливилось слушать и видеть певца на сцене, навсегда запомнили его партии Садко в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакого, Князя в «Русалке» А.С. Доргомыжского, Самозванца в «Борисе Годунове», Финна в «Руслане и Людмиле», Собянина в «Иване Сусанине», обе оперы М.И. Глинки, Лыкова в «Царской невесте», Тучи в «Псковитянке», Гришки Кутерьмы в «Сказании о невидимом граде Китяже и деве Февронии» – оперы Н.А. Римского-Корсакого, Синодала в «Демоне» А.Г. Рубенштейна, Голицына в «Хаванщине» М.П. Мусоргского.

Самой любимой партией отечественного репертуара для Н.С. Ханаева была роль Германа в «Пиковой даме» П.И. Чайковского. Особенно волнующе и трагично звучала в его исполнении знаменитая ария «Что наша жизнь?». К созданию образа своего героя артист подходил более широко, чем это было принято до него, с философской осмысленностью, опирающейся на известное утверждение В. Шекспира «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Каждому человеку приходится играть множество ролей: ребенка, подростка, молодого человека, специалиста избранной профессии, мужа, родителя, покровителя детей и внуков, мудреца или дурака, доброго или злого и т.д. и т.п. Но жизненные обстоятельства бывают настолько жестокими и трагичными, что преодолеть их не хватает сил у человека, и они раздавливают личность всей своей неотвратимой тяжестью. Герман в изображении Н.С. Ханаева представлялся не сумасшедшим злодеем, помешавшемся на овладении деньгами, а живым, искренним человеком, способным на любовь, но погубленным обстоятельствами жестокой действительности приведшим его к трагическому финалу. Именно образ Германа, созданный большим мастером, неотразимо воздействовал на эстетическое восприятие вождя народов.

По-своему неповторимыми, глубоко проникающими в суть создаваемых образов стали партии Н.С. Ханаева из зарубежного репертуара. Среди них Хозе («Камен» Ж. Бизе), Вальтер («Нюрнбергские мейстерзингеры»), Зигмунд («Валькирия» – обе Р. Вагнера), Радамес («Аида» Д. Верди), Кавародоси («Тоска» Д. Пучини) и др.

Выдающийся русский певец, народный артист СССР, лауреат государственных премий, Сергей Яковлевич Лемешев написал статью для журнала «Советская музыка» к 75-летию своего коллеги, в которой особой заслугой отмечалась партия Отелло в одноименной опере Д. Верди: «Я в то время увлекался записями Титта Руффо и Карузо и могу смело сказать, что слушая в «Отелло» Ханаева и Головина, не только не был разочарован, но даже ощущал внутренний подъем, гордость за наших певцов, захвативших не только блеском, но и правдой исполнения. При этом Ханаев… внешне был очень сдержан, я бы даже сказал скуп, а весь эмоциональный «заряд», весь темперамент вкладывал в содержание звука и слова».

Талантливый певец принимал активное участие в создании многих советских опер, где исполнял главные партии: Григория Мелехова в «Тихом доне» И.И. Дзержинского, Матюшенко в «Броненосце «Потемкин»» О.С. Чишко, Каховского в «Декабристах» Ю.А. Шапорина.

Не смотря на занятость в Большом театре, Н.С. Ханаев уделял время концертной деятельности, мастерски исполняя русские романсы П.И. Чайковского, М.И. Глинки и других композиторов.

Государство высоко отметило талант певца, наградив его орденами и медалями, присудив три Государственных премии в 1943, 1949 и 1950 гг. и присвоив почетное звание народного артиста СССР в 1951 году.

Отмечая 125-летие народного артиста – Никандра Сергеевича Ханаева, много сделавшего для развития отечественного оперного искусства, ногинчане неизменно испытывают гордость за то, что жизнь этого человека была связана с нашим городом, в котором он принял главное решение своей творческой жизни.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank