Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

 

Сказ про то, как Вохонцы веру делили

К 110-летию царского указа 1905 года  о началах веротерпимости

Виктор Ситнов

Виктор Ситнов

Динь-дон! Динь-дон!

По-над Вохной льётся звон.

Триста лет тому назад

здесь – село, а не посад.

 

Под весенними лучами

золотится крест на храме,

бел и чист, как лебедь, сам

новый Воскресенский храм.

 

Отогрел апрель крылечки,

трескается лёд на речке,

и поднял грачей-ворон

колокольный перезвон.

 

День сегодня, право, славный –

Главный праздник православный!

Славят души и уста

Воскресение Христа.

 

Славят города и веси:

Истинно Христос Воскресе!

А на Вохне, словно Сам,

Он в лучах сошёл на храм.

 

Благодать из стен церковных

на себе и в освящённых

узелках честной народ

чинно по домам несёт…

 

Отошёл обедни час –

Зазывает всех как раз

рядом праздничный базар,

где гуляет млад и стар.

Кому – ярмарка, качели,

хороводы, карусели,

кому – пряник медовой,

а кому – кулачный бой.

 

День Пасхальный – не для боя,

ан распетушились двое,

и за каждым из бойцов

прибывает молодцов.

 

Им христосоваться б надо,

Пасху б славить веселей,

но, увы, Христово стадо

разделилось на селе.

……………………………

 

Почитай, как сорок лет

во Христе согласья нет –

по селу межой прошёл

церкви никонов раскол.

 

В Вохне испокон крестьянство

почитало христианство,

со времён Донского нам

был поставлен Божий храм.

 

В Троицу пешком ходили,

беды «к Сергию» носили,

и все вохонцы окрест

почитали древний крест.

 

Нынче в моде троеперстье, –

с двоеперстием – раздел,

старовер молиться вместе

с нововером не хотел.

 

Чтоб от моды не отстать –

надобно обряд менять,

да не всякий и не враз

веру дедову предаст.

…От Владимира Двора

до антихриста-Петра

двоеперстно лоб крестили,

посолонь с крестом ходили,

испокон читала Русь

Имя светлое: «Исус». *

И тиснил Иван-друкарь

книги все, как было встарь.

 

Никон всё переменил:

имя «Иисус» вменил,

Исказил (попутал бес!)

книги и обряд, и крест,

хоть не завещал Господь

пальцы собирать в щепоть...

 

Без Собора, самочинно,

Никон ввёл свои новины:

против солнца крестный ход

водят уж который год.

 

Был потом царём обижен

Никон – сослан и унижен.

От новин отрёкся он,

да уж мир был разделён…

 

Розно все теперь молились

и посудой разделились,

и чужел свояк-мужик,

потому как – «еретик»!..

…………………………….

 

Но на ярмарках-базарах

не меняли правил старых:

равно торговать могли

иноверцы всей земли.

 

Русь была терпимой сроду

к басурманскому народу,

а царёв закон да кнут

больше знал крещёный люд.

Но мерцал в душе Руси

Свет, идущий с Небеси,

и хранил он лет семьсот

православный наш народ.

 

Ещё сорок лет назад

во Христе и сват был брат:

одинаково крестились,

на кулачках веселились.

 

Только с некоторых пор

кулаки вступили в спор.

Коли нет ума, – способней

споры разрешать оглоблей.

 

Кто с мозгами набекрень –

дурень и в Пасхальный день.

В душах и умах разброд

вывел вохонцев на лёд.

………………………………

 

Бой кулачный в самом деле –

как на масленой неделе,

в том же месте на реке –

от моста невдалеке.

 

Правый берег – староверы,

левый берег – нововеры.

Справа ряд и слева ряд

крепких вохонских ребят,

И любой из них готов

проучить «еретиков».

 

Бьются человек до ста

за два иль за три перста.

Нынче все персты – в кулак,

и свояк – уже чужак.

 

Нынче спора заводилы –

Знаменитые верзилы:

Болдя – вохонский кузнец –

богатырь и удалец.

Бочки о семи пудах

он таскает на плечах.

 

И хоть сам он глуп и молод,

да кулак – с пудовый молот,

да сажень в его плечах,

да огонь в его очах.

 

А его соперник Зяма –

мельник, старовер упрямый.

Бородёнка хоть редка,

зато сила велика:

три мешка муки за раз

он поднимет хоть сейчас!

 

Перед Болдей кулаками

крутит он, как жерновами.

А кузнец ему в ответ

грудью закрывает свет:

 

– Ну, Аввакумово племя!

– А ты – Никоново семя!

– Я те ребра сворочу!

– Сам тебя я проучу!

……………………………

 

Новый Троицкий наместник

вышел к речке с причтом вместе.

(Бывший-то наместник Фрол,

говорят, в «раскол» ушёл.)

 

Зрит на бой наместник Власий, –

раззадорен, хоть и в рясе.

Каб не ряса да не сан –

побузил бы он и сам!

 

Когда был в миру он Васей –

будь здоров мордасы квасил!

Озорник и зубоскал –

молодух не пропускал…

 

Но когда от старой веры

он в селе отрёкся первый,

то, поскольку Вохну знал,

в Троице полезным стал.

 

Ловок, грамотен, умён,

в братию был принят он –

стал о тридцати годах

Власий-иеромонах.

 

Вот по этой-то причине

он при власти и при чине.

Вновь, как встарь, крестьяне тут

Власьевским село зовут.

 

……………………………

 

Двинул Болдя в харю Зяме,

а тому и ничего:

только нос и рот местами

поменялись у него –

 

Будто врезался в телегу:

спелой клюквой – кровь по снегу.

Но, тряхнувши головой,

он опять вступает в бой!

 

Два могучих кулака

супостату мнут бока,

Болде выкрасил лицо –

как пасхальное яйцо!

 

А вокруг по берегам –

развесёлый шум и гам.

Бабы, девки, ребятня

долго ждали сего дня.

 

Особливо девки рады:

можно пару приискать,

женихи на льду – парадом –

удаль на виду и стать!

 

Вот уж не помрёшь со скуки:

кто ловчей, а кто бойчей…

Бейся – проще нет науки!

Правил – два: пустые руки,

да лежачего не бей.

 

Вдоль по берегу – кладбище,

Здесь хоронят лет полтыщи.

Но сегодня сквозь кусты

вышли к Вохонке кресты:

 

В стороны раскинув руки,

прадеды – туда, где внуки:

то ли мордобой разнять,

то ль за веру постоять.

 

Не к добру такая свалка,

Право, тех и этих жалко:

лишь чуток разобрались,

глядь – опять стеной сошлись!

 

Только с рядом ряд сцепился –

лёд под ними провалился,

и ушли под бабий вой

в чёрный омут с головой…

 

Враз померк пасхальный день,

и нашла на солнце тень.

И узрел народ окрест,

как погас на храме крест…

…………………………

 

На неделе на пасхальной –

звон над Вохной погребальный,

а у речки средь кустов

поприбавилось крестов.

На могилках у ребят –

несгоревших свечек ряд,

и для нищих или птиц –

горки крашеных яиц…

 

Вот такая вышла Пасха –

спора страшная развязка.

Горем по селу прошёл

клятый никонов раскол.

…………………………………

 

Ах вы, божьи человеки,

грех раскола в нас навеки,

а расколотым на части

нет Пути к любви и счастью.

 

Вечная беда-вина:

Русь усобицей больна,

а меж братьями война

властью каинов страшна...

 

Пока главное богатство

не вернём – Любовь и Братство –

Непутёвая Страна

маяться обречена.

 

Только Божий Путь спасёт

от бесславья наш народ,

и воскреснет, как Исус, *

Новая Святая Русь!

………………………………………

 

Динь-дон! Динь-дон!

По-над Вохной звон – как стон.

Триста лет тому назад –

выходил на брата брат


Примечание.  * Написание в соответствии с древнерусской и старообрядческой традицией.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank