Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Богословские, исторические и литературные труды наших земляков / Андрей Владыкин. Уроки ортодоксии (опыты воцерковления)

 

Уроки

 

ОРТОДОКСИИ

(опыты воцерковления)

 

 

 

Как в жизни падал, как вставал,

Как вовсе умирал для света.

И жил так точно, как писал…

Ни хорошо, ни худо!

 

К.Н.Батюшков. «К друзьям»

 

 

 

 

1992 - 2007

 

 

 

 

 

 

 

   

 


* * *

сестре Людмиле

 

Пой, свиристель, ной –

плакальщицей о всех.

Сын оступился мой, –

это и мой грех.

 

Всяк норовит свой

выпестовать успех.

Друг возгордился мой, –

это и мой грех.

 

Матом благим крой

промахи неумех.

Брат заблудился мой, –

это и мой грех.

 

Слышится смех злой.

Ширится визглый смех.

Враг взбеленился мой. –

Это и мой грех.

 

Стонет пустынь зной

реквием ветхих вех:

распят Господь мой. –

Это и мой грех.

 

2007

 

 

ЧИТАЯ КНИГУ ЕККЛЕСИАСТА

 

…и вот, всё – суета

и томление духа,

и нет от них пользы под солнцем!

 

Вода лилась и длилась,

как время, как беда:

«Что, маленький, случилось?

какая, мол, нужда?» –

 

Огонь плясал и длился,

как сонная заря –

оскалом хитрым ли?са,

ухмылкой упыря. –

 

Глядишь, не отрываясь,

на сытую игру

стихий, в ком боль кривая

трепещет на ветру, –

 

и в длящейся Вселенной

разлиты неспроста:

безмолвие и леность,

покой и пустота…

(2004) – 2006

 

 

ПСАЛОМ ПОКОЯ

 

 

 

 

Господи, я так хочу покоя,

хоть его ничуть не заслужил.

Миленький, почто же мне такое –

на?живо! – вытягиванье жил

обезве?рившим и озверевшим

в равнодушной сытости людьём?..

 

Что скворец, покинувший скворешню, –

уж душа готова на подъём:

если слово плещется рекою,

если песни ладится строка…

 

Господи, я так хочу покоя –

на чуть-чуть, на миг, на ползевка!

 

2006

 

 

 

 

 

 

ПО КРУГУ

 

Ах, жизнь – глухой холодный полустанок…

 

Иссохшемуся в самоукоризне,

верни мне дар обрадоваться жизни –

дыханию, движению, теплу, –

нахлывом откровенья подскажи мне,

как не поддаться внутреннему злу,

хирея безалаберно-бездарно? –

 

Мы с опытом теряем первозданность

и забываем запахи любви,

плацкартными худыми поездами

несясь во град Гордыни-на-Крови?.

И жизнь – сплошное квази -…, прозябанье,

пародия на радость и страданье –

простуженное жалкое нытьё.

 

(Определяет пошлое сознанье

не бытие, скорей, а – забытьё!):

 

С оглядкою на мир и на мирское

и невозможно обрести покоя. –

 

 

 

 

 

 

 

Порочна цель, и суть извращена?. –

А жить-то только для того и стоит,

чтоб наши дети были чище нас.

 

Но если трезво рассудить и здраво,

то ка?к же мы беспечны и лукавы! –

Нас умиляют, веселя, детей,

казалось бы, невинные забавы –

зачатки иссушающих страстей.

 

И здесь поставить можно было б точку,

когда б не дочка, ах, когда б не дочка…

 

(1999-2005); 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДО СЕДЬМОГО КОЛЕНА

 

«…наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода…»

(Исх., 34-7)

 

…А поскольку все мы тленны –

дело, стало быть, труба:

до седьмого до колена

исковеркана судьба.

 

Разве вырваться из плена

упоительных грехов –

до седьмого до колена,

эх, до третьих петухов?

 

Это, верно, киснут гены –

это дети гордецов

до седьмого до колена

пестуют беду отцов.

 

В соляно?й больной Вселенной –

пустота и неуют:

до седьмого до колена

души ноют и гниют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начисто второстепенны

обстоятельства конца, –

до седьмого до колена –

до колючего свинца!

 

Но когда кровавой точкой

сердце ёкнет: «Боже мой», –

чья-то девственница-дочка

вдруг окажется восьмой.

 

И надежд ажурной пеной

расползётся боль, целя?:

до седьмого до колена –

до восьмого киселя!

 

2006

 

 

 

 

 

* * *

 

 

 

 

 

 

Уже мы в том повинны,

что с тем, что нёс Господь, –

порвали пуповины

связующую плоть.

 

Уже за то расплата

нас неминуче ждёт,

что – брат восстал на брата,

и принял вызов тот.

 

Уже в сплошной печали

смириться с тем должны б,

что жизнь мы упрощали,

излишне усложнив.

 

1994

 

 

 

 

СТРОФЫ

(семя тли)

 

…яко семя тли во мне есть…

(из молитвы святого Антиоха)

 

 

 

Ликование плоти –

и смятение духа:

лихорадка колотит,

в горле колко и сухо.

___

 

По-небесному гладок,

по-сиротскому глыбок:

голубая Эллада

суть обитель улыбок.

___

 

(Не святой, но «святоша» –

до оскомины сладок,

липок.) Что же – всё то же:

ни покоя, ни лада?

 

 

 

___

 

Ни слезы, ни прощенья.

Безразличная Лета

воскрешает крещенье

приснопа?смурных предков. –

___

 

Полнолунного бреда

полноводную старость. –

Кто? любимыми предан –

знает: что? есть – усталость.

___

 

Кто врагом очарован –

тот умеет «спасибо»:

ни защиты, ни крова,

ни пощады, ни силы.

___

 

Лишь: терпенье и кротость

(обучая смиренью!) –

человечьего рода

умиранье и мренье.

 

 

 

___

 

Сатанинские шашни,

письмена на латыни –

вавилонскою башней

гоношится гордыня:

___

 

Упирается в небо,

наливается ядом –

самомненья и гнева

ледяная громада! –

___

 

(Воздымали не мы ли,

белены обожрамшись,

эти глыбы немые,

глубью бывшие раньше?) –

___

 

Что Сизифовы бредни –

вольной страсти каменья!

Станет первый – последним.

И – не дастся знаме?нья!

 

(1997; 2002); 2006

 

 

ЕЩЁ СУДЬБА

 

 

 

Сыромятная память подмётных поэм –

письмена на усмяном наречии –

перебор вариаций в отсутствие тем. –

Точно та?к и судьба человечья!

 

Сыромятная память недужных стихов –

пустодушье дежурных словечек –

лицемерзость, брюхатая бунтом тихонь, –

ковырёжат судьбу человечью.

 

Сыромятная память удойных изид *

бередит родовое увечье, –

и больное потомство уродцев плодит.

…О дурная судьба человечья!

 

(2005) – 2006

 

___

* ИСИДА (Изида), в древнеегипетской мифологии олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших.

Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.

 

 

ПСАЛОМ НОВОЛУНИЯ

 

 

 

Новолунье. – В недрах неба

нарождается луна.

Пеной Божиего гнева

всклянь исполнится она.

Эту пористую чашу

не испить, не – не испить:

жизнь – что реквием, звучащий

по ликующему «жить!»

 

(1994) – 1996

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У- К А - Р Е - К У . . .

 

 

 

На распутье судьбы, на размостье

шаткой вечности слов-переправ –

что ты время коришь и чихвостишь?

что скрипишь ты, как старый шкаф?

 

Дорасти до Христова подобья,

всеобъемля любовью века,

не смотри на судьбу исподлобья –

не валяй, дружок, дурака.

 

Быть любимым Господним твореньем –

(надо ж как повезло дураку!) –

каждый вовремя вызван во время

со своёйным кукареку!

 

2005, 2006

 

 

 

 

 

 

ЗАПАХИ

 

 

 

 

Пахнет арбузными корками –

свежестью, безмятежьем,

искренними восторгами,

вьюжным побережьем, –

детства разутою радостью,

радужною росою,

с другом трапезой братскою –

горбушкой «черняшки» с солью.

 

запахи… запахи… запахи… –

вы?мостки в счастье; или:

мстящее подло за?полночь –

всё, что напрочь забыли.

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

НАЧАЛО ПОКАЯНИЯ

(сонет)

 

 

 

 

Взгляните на себя со стороны –

не в зеркало, а – как из зазеркалья:

и – ужас! – отблик лика Сатаны

вдруг проскользнёт в улыбчивом оскале, –

слова любви, что вы не досказали,

вернутся к вам, как блудные сыны,

незапно грянув где-то на вокзале

у лысой, стёртой спинами стены.

 

А за стеной – брожение весны:

перрон – насквозь вальяжным солнцем за?лит,

 

как залито лицо – насквозь – слезами:

не ваших – вами вызванных – обид.

И грех, что был, казалось бы, избыт,

подсунет вам медвежливая память…

 

1994

 

НЕМОЩЬ

…не то делаю, что? хочу,

а что? ненавижу, то делаю.

…Бедный я человек!

кто избавит меня от сего тела смерти?

(Рим., гл.7, ст.ст. 15, 24)

…дано мне жало в плоть.

(2-е Коринф., 12, 7)

 

Никто ни в чём не виноват, –

и я беспамятно совею.

 

Так грешник ниспадает в ад,

движи?мый похотью своею.

Но – немощному – как не пасть?!.. –

 

Устал я, Господи! – На что же –

всеиссушающая страсть –

греха попущена мне власть

Тобою, Всемогущий Боже?

 

«Прости!» – вопит из дальних мест

обида давняя слепая… –

 

И: в грустоте? растёт протест,

и боль сквозь гонор проступает…

 

2006

 

 

ПРОЗРЕВАНИЕ

( modulatio - VII )

 

 

 

Мы прозреваем, но какой ценой! –

Так расщепляет скорбь довольства атом, –

раскаянье реакцией цепной

приводит к неминуемым утратам;

 

протесту. – Но, наверное, – ура!

(Непостижимо: что? мы выхворяем! –

для любящих сегодня и вчера

закрыты будут завтра двери рая.) –

 

И сам себе затейливо не лги,

оспаривая жизнь витиевато:

булыжники намерений благих –

оружие в когтях пролетарьята!..

 

А ведь предупреждал Екклесиаст:

настанет время нетерпимой брани:

томимый духом, друга друг предаст;

и в суете – на брата брат восстанет.

 

 

 

 

 

 

 

 

…Оболганный толпою, получи

в награду – боль, отверженность, презренье.

(Лишь уясненьем зла первопричин

возможно покаянье и прозренье.) –

 

По сути: и цена невысока,

и лёгок хлеб предписанной свободы,

и конь судьбы под грузом седока

хрипит, а – скачет: дни, недели, годы…

 

(2005) – 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГ

( modulatio - XI )

 

Медлительней болота – Лета

течением минусовым

несёт прощальные приветы

от нас, усопших, вам, живым,

снующим по путям кривым, –

 

кого сурово обступает

первопричин опричный строй, –

бесчувственна толпа тупая

в разнузданности роковой, –

хоть волком вой, хоть матом крой…

 

Болезненней пореза бритвы

судьбы капризливой излом. –

В сакральном опыте молитвы –

апофеоз великой битвы:

борение добра со злом.

 

Пожалуй, вовсе и неважно,

и вовсе, знаешь, не грешно,

что жизнь корабликом бумажным

размокла и пошла на дно –

так безмятежно и вальяжно…

 

 

 

 

Уймись, одышливое лето,

давясь ворчаньем грозовым… –

Дружок, ты жив ещё, а это

куда верней грядущих зим:

ещё возможно стать иным! –

 

Долой, скудельное скуленье!

Виват, надежда! Жизнь, виват! –

Я расстаюсь без сожаленья –

с собою. – («С-сука! ренегат!»)

Никто ни в чём не виноват! –

 

…Нет, не попыткой оправданья

с собою свой прикончу спор –

клеветнику наперекор,

я дорасту до покаянья,

врастая в вечности простор.

 

(2004) – 2006

 

 

 

 

 

 

ТАЙНА

 

 

О дай изъясниться стихами,

не требующими разлук,

душа моя – глина и камень,

и му?ки изломаный лук.

 

Душа моя – малая птаха,

щебечущая невпопад.

Хоть песня у всех на устах, а

на се?рдце – разброд и разлад.

 

Нечаянный всплеск ожиданья,

надежды неверной зевок –

вот, собственно, суть мирозданья,

каким его выдумал Бог.

 

2005

 

 

 

 

 

 

 

ТАЙНА-2

 

О дай изъясниться стихами…

 

Тот – артикль, артикуляция

исковерканного рта.

Этот – сухость, узость, рацио:

в просторечьи – суета…

 

Разность мировосприятия

обусловила объём –

благодарность и проклятие –

жизней, коими поём.

 

____

 

За полу?ночными блёстками

уходящий, оглянись:

человек – игрушка плоская,

скомкавшая верх и низ.

 

2006

 

 

 

 

 

НЕКРОПОЛЬ

(децемы)

 

 

За полпобеды до последнего глотка

сухого воздуха царапающих бед

ты слышишь слева шепоток «кишка тонка»,

а справа – трубный глас «Он помнит о тебе». –

 

Так между ангелом и бесом – весь-то век –

и кувыркаемся, и маемся, и мнёмся, –

и в куцей памяти потомков остаёмся

морщинолобным «был какой-то человек». –

 

В завальных грудах аллергических анналов –

не имена, но – точки от инициалов.

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

 

 

Вступая в тушно-тосклый мир

тупейшего пустообразья,

водимые гордыней, разве

мы научились быть людьми? –

 

Лишь ужас многожданной встречи

наш притормаживает бег:

се – Человек … А человек

Твой образ изувековечил. –

 

Церквей разинутые рты –

напоминаньем об Иуде.

Сотри случайные черты –

и удивишься: мир безлюден!

 

2002 – 2006

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

Извечные страсти и горести,

навязчивей дальней родни,

нахраписты и хорохористы,

сердца пожирают: Они –

властёны, рукою железною

держащие мир и успех.

…Как горько потом пожалеется

искавшим душевных утех!

 

2005 – 2006

 

 

 

* * *

 

Что ж ты, дружище, смотришь так грустно,

словно: с любимой – врозь? –

Да нет, всё по-прежнему – вроде бы, в норме…

Просто:

утеряна с Господом связь…

 

2007

 

 

 

*

 

Удивительно, до чего ж растяжим

времени полимер! –

Собственно, жизнь

есть сумма не мер – полумер

по воспитанью себя

в себе подобного. –

Бывает, что без битья.

Но никогда – по-доброму!

 

2006

 

 

 

 

*

 

На глубине глазного яблока

томится гулкой грусти облако:

по виду парус без кораблика,

по сути – абрис Первооблика…

 

2006

 

 

 

*

 

 

 

 

 

Как ты драгоценна и убога,

жизнь моя – сокровище моё! –

как-бы: скобяных скорбей дорога –

в поисках Единственного Бога –

в никуда от отчего порога –

из небытия в небытиё.

 

2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Religio *

(децемы)

 

Бытия первооснова,

микрокалька мирозданья…

 

– Нарисовывает снова

изменённое сознанье

истин масляное слово.

 

 

Благовестия заветом,

встречи будущей залогом,

твердо зиждется от века

вера человека в Бога –

верой Бога в человека!

 

2006

 

 

 

 

___

* religio (лат.) – связь.

 

 

 

ПРИЧАСТИЕ

 

Со -вечен, со -словен, со -роден,

забыты беда, и нужда, и года –

в твоей повреждённой природе

хозяйничает благодать, –

чтоб ты, человече, возмог быть свободен

и Богово – Богу отдать.

 

2006

 

 

 

* * *

 

Умри для мира – оживи

для вечности. И для любви.

 

2004

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

Ты знаешь, что – кому полезней,

провидишь каждого пути,

и даришь скорби и болезни,

чтоб тем вернее нас спасти.

 

А мы – преступно рвёмся к бездне,

брюзжим, покуда не исчезнем,

и всё по-сво?ему хотим… –

 

Прости… Помилуй и прости.

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХЛЕБ

 

 

И в сумятице душевной,

и когда даров не счесть –

мы взываем каждодневно:

«Хлеб насущный даждь нам днесь».

 

Рождены не для наживы –

чтоб в бореньях дух окреп:

будет хлеб – так будем живы.

Будем живы – будет хлеб!

 

2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АФОН

Алексею Маслову

 

Пропахло море – солью ли, иодом.

Качается в волна?х сторожкий буй.

И солнце сладкоструйным льётся мёдом,

и мёд пронизан жаром солнца струй!

 

Плывёт ладья – фривольно и красиво.

Привольно так, – и дышится легко:

оле? вам! шестикрылые оливы!

оле? вам! пиво, мёд и молоко! –

 

Глоток вина зажуй духмяным сыром, –

(Благословен Господь! – Ты здесь не одинок.) –

дыша покоем, тишиной и миром –

в тени олив, в сокрестиях дорог.

 

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНОК

иеромонаху Иову

 


Небесья форпост,

бессмертья стратег –

в величии прост,

велик – в простоте.

Ты водишь полки?

смиренных молитв.

Но ка?к далеки

скончания битв –

грядущих торжеств

осанна в веках! –

Не маршальский жезл,

а чётки в руках,

чтоб перед концом

свершилась, сбыла?сь –

с Небесным Отцом

сакральная связь.

Кругом – ни души…

Прохлёсты зарниц…

В келейной глуши –

моленье за мир.

Доколе не счесть

нечестья окрест,

есть слёзы, и есть

спасительный крест. –

Рыдай же, рыдай,

навзрыд голоси:

о Господи, дай

терпенья и сил.

Заблудших сыщи.

Отпавших усвой.

Ты – крепость и щит,

а я – воин Твой!


 

 

…Так вечность слези?т

болезнью ночной…

 

Незримо стоит

Христос за спиной, –

велик в простоте,

в величии – прост:

бессмертья Стратег,

небесья Форпост.

 

(2005) – 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГУМЕН

 

 

В по?ру жутких живоглотных годин,

свечкой к Богу чистым сердцем горя?,

недалече жил игумен один –

сам-один, в миру, вне монастыря.

 

Вера и любовь – начало начал.

Боль – удел избравших лучшую часть .

(В жизни я таких, как он, не встречал.

Но, должно быть, есть они и сейчас.)

 

Вот лежит передо мной на столе

небольшая книжка писем его. –

Сколько зим уже прошло, сколько лет! –

Я читаю – ничего не ново?:

 

всё слова простые, как в букваре, –

только: душу гложут и бередят.

(Двадцать первый век бурлит на дворе…

Это я, игумен, – Ваш адресат.)

 

 

 

 

 

 

 

 

И хоть он писал-то к чадам своим,

а – гляди-ко! – пригодилось и нам… –

Что сказать смогу, коль свидеться с ним

доведётся мне когда-нибудь там ? –

 

(Среди грешных самых – грешен втройне:

я Творцу и?зо дня в день изменял.) –

 

Отче Никон, помолись обо мне.

Отче Никон, помолись – за меня.

Отче Никоне, поплачь обо мне…

Отче Никоне, не пре?зри меня…

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

К.К.

 

Господи, спасибо за морозность

ночи и прохлябанность ветров.

Господи, ты видишь ложь и косность

наших мыслей, чтомых между строф.

 

Боже мой, избави от сомнений

обоюдострогой пестроты:

в страхах обострённых сновидений

Ты же – это я, или: не Ты! –

 

Господи, прости мне сочлененье

мелкого с большим. И – скорбь храня –

Господи, прийми своё творенье:

Боже мой, прости же мне – меня.

 

1992

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗГЛЯД ОТЦА

 

И это был взгляд Отца.

Иосиф Бродский

 

 

…И только и выдох: смотри, как красиво:

над сумраком злачным висит одиноко –

луна, как бельмо в небесах, однако,

не заслоняя собой перспективу

взгляда – в иные Галактики, к Богу,

в угол Вселенной – в зелёный трепет,

где до поры ясновидяще дремет

ласковое недреманное око.

 

1996

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСКРЕШЕНИЕ

 

Он воззвал громким голосом:

Лазарь! иди вон.

(от Иоанна, 11, ст.43)

 

Когда б на девственные белые листы

не опускалась шестикрыло кроть стиха;

 

Когда б томильцы, коих помыслы чисты?,

не гибли в брениях давления греха;

 

Когда б на трепетном полотнище судьбы

не прорисовывались контуры креста;

 

Когда б на взбалмошно-горячечные лбы

не упадала тень тернового куста;

 

Когда бы горестные странники земли

не воспаряли остранённо в небеса, –

 

мы не смогли бы, не смогли бы, не смогли:

ни сотворять, ни – просто верить в – чудеса.

 

1996

С ОДРА

 

Небо всё ниже, ниже,

вкрадчивей и чужей. –

Служителям чернокнижий

не до княжья? уже.

 

(Агнца – на закланье.

Царский алтарь – тельцу.

Праведника – в изгнанье.),

словно с пальцев – пыльцу!

 

В яром порыве мести –

крест, и стон – с креста…

 

За ползевка до смерти –

счастье и чистота:

море, и лес, и горы –

вылизаны с утра.

За полслезы до горя

Лазарь встаёт с одра,

вслушиваясь, как отечно,

всхлипывая, дребезжит –

разомкнутая бесконечность.

 

…В просторечии – «жисть» .

 

1995

 

АВИТАМИНОЗ ОДИНОЧЕСТВА

 

Весна растерянностью льдин

вскрывает вены рек,

как будто где-то всё один

невзрачный человек:

сутул, неловок, лысоват –

осколок дождевой.

И не кукушка, а сова

пасёт года его. –

Насмарку жизнь; и, в общем, – зря:

помаркой на полях…

Он даже имя потерял –

 

та?к пилят тополя,

едва тепло, и лёгкий пух

вспорхнуть опять готов.

И воздух сыр. И голос – сух.

И – хищен строй годов. –

И в эти тягостные дни:

хандра – за? край – рекой…

 

Господь, спаси и сохрани,

и душу упокой…

 

1997

 

 

МАРТ. В ЛЕСУ

 

 

Какая долгая зима!

Какое скорбное величие

в разливе сонном безразличья!

А снега жёсткая тесьма –

тонка?, – сырой и бледный след

прокисшей роскоши сугробов;

ложится мертвенным ознобом

на полутени – полусвет;

пусты колючие леса;

деревья – все! – насквозь дырявые:

Природа спит…

 

Но – цвета ржавого –

набухли Пасхой небеса!

 

1993

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК

(семя тли, 2)

 

Носитель страстей и соблазнов,

садовник дремучих скорбей, –

заразна, страшна, безобразна

души повреждённость твоей.

 

Сидишь на закорках у смерти –

на узких костлявых плечах…

 

А вдруг-таки прямо сейчас

твой день одномерно померкнет –

в сияющих Славы лучах!

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУД

(в напоминание)

 

А в день последний будет

нас не Господь судить –

страстей своих среди

всяк сам себя осудит.

 

Уже зависла вечность

на чашечках весов:

бессовестность бесо?в –

людская бессловесность.

 

Неисцелимо болен,

в распутстве и гульбе –

ты мерзок сам себе,

а Господу – тем боле!

 

(2002, 2004) – 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

А человек умирает, когда

не остаётся надежды на жизнь…

 

Памятниками встают города,

где проходили его кутежи,

свадьбы, разводы, рожденья детей,

шумные празднества, хмурые дни, –

су?етность всех немудрёных затей

неисчислимых друзей и родни.

 

Что? остаётся увечным сынам –

от двадцати пяти тысяч ночей

(минус бессонницы) вечного сна,

если и бодрствуя – вечно ничей?.. –

Ветхие радости немощных царств

долгом пожизненным давят на грудь.

 

Благословим окончанье мытарств:

«Боже, мне, грешному, милостив – будь» .

 

2001-02

 

 

ПОКАЯННОЕ

(с надеждой)

 

Вот – срок настал. Крылами бьёт беда,

И каждый день обиды множит.

Блок. «Скифы»

 

Душа – лишь боль, покинувшая тело, –

сиротской неприкаянности скорбь.

 

«Душе? моя, сего ли восхотела?..» –

О Господи, возстание ускорь

преткнувшейся в гресе?; понеже снулой

бездумных беззаконий несть числа…

 

Я в бездну заглянул. И ужаснулся. –

(Я впредь смотреть не стану в зеркала.) –

Крылатая беда обиды множит;

и всякий день – безрадостен и лих…

 

(Но, может, хоть кому-нибудь поможет

когда-нибудь – мой несуразный стих.)

 

Сие не в оправдание – в надежде

на благодать и милости Творца,

спасающего мечущихся между

добром и злом – в преддверии конца.

2001 – 02

 

 

ИНТЕЛЛИГЕНТИК

 

Эпилептик, апокали?птик,

щелкунчик, щегол, щелкопёр –

щёголь, мнущийся у калитки:

в поле, в слякоть – в простор!

Что застыл – устал, бедолага? –

Не умеешь, не и?мешь – меж

хрупких бездн. Хрустальная влага:

из-под – ветру навстречу – вежд,

процарапав на вымерзших щёках

две просо?ленные борозды:

в одиночку-то тяжко? – Ещё как! –

ни ведущего, ни узды

направляющей. –

 

Щуплый, щиплый

мерьк вдали: то ли мо?рок, то ль –

рассыпается беззащитно

боль созвездьями – мира вдоль.

Этим сгусткам садня?щих искорок

имя дадено – «Млечный Путь» –

(звёздная колкая изгородь –

визг изгнанничества: «забудь!» )

 

 

 

 

 

Из беспамятства, из оплошки –

возрастают тоска и страх:

увлекаясь идейкой ложной,

всю жизнь проблуждать впотьмах –

проблуди?ть, пробалагурить

сокровище, что на раз

даро?вано…

 

(В зрячей лазури

пронзительные тенора?

взметнулись: «Аве, Мари-ия» .) –

И сердце – сжалось, как ёж:

сжалься над сирым; смирившись,

покайся – пока живёшь.

 

 

И – возникло: – Как фотоснимок! –

Проникло тревогою в сны:

не казните да не казнимы,

прощающие – прощены.

 

(1997-99) – 2002

 

 

 

* * *

 

В мире забубённо-бренном

мне б мою умерить прыть! –

Я ж делился сокровенным –

от кого б и враку скрыть.

 

Брат, со-узник, ради Бога,

брось вопросик на ответ. –

… подведение итогов …

… подытоживанье вед …

 

На челе коростой долга

гру?стит* Авеля печать. –

Помереть бы. Ненадолго.

Чтоб – воскреснувши – прощать.

 

(осень 2001) – 2006

 

 

 

 

 

___

* гру?стить – вводить во грусть.

 

 

Eine kleine nacht Maus' ик

( зарисовка )

((не сонет))

 

(Часы спешат… –

Забыли подвести их. –

Но нам о смерти возвестили.)

 

Должно быть, ад –

томленье вне пределов… :

Кому довериться? Что делать?

Кто виноват?

 

(Покой и тишь…

Каких ещё вопросов

ты не задашь, ночной философ?) –

 

Шумелка-мышь

во мраке всё слышнее.

И тем страшней свиданье с нею,

чем крепче спишь!

 

2007

 

 

 

ОТРЕЗВЛЕНИЕ

(сам такой,5)

М.Ф.Пряхину

 

 

 

Прими, как данность, то бишь неизбежность,

лощёный сумрак длящихся утрат;

и чистотой исполненная нежность

тебе воро?тит детства безмятежность

и – ясный взгляд.

 

Не замути его слезой солёной,

нетрезвым помыслом не замути.

Ещё хватить должно у нас силёнок

противостать пустым и озлоблённым

в – своём пути.

 

Хватило б духа только не смутиться,

прельщаясь вещным – не?мощным – земным,

когда душа трепещет вещей птицей

в порыве сокровенном обратиться

к – мирам иным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но разреши метанья и сомненья

в отчаяньем клокочущие дни.

Дай силы, Боже, ищущим спасенья –

исполненных терпенья и смиренья,

Господь храни.

 

(1999-2001); 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДРУГАЯ СУДЬБА

 

 

Судьба суть банальная сумма простраций –

малейшей оплошности каверзный звук:

из розовых далей и лепят пространства,

из глин заскорузлых и время вокруг.

 

Глухою моги?лью раскинется холод.

Кто лих, тот и весел; кто смел – тот и смог:

вон: корчится враг, шпагой вострой проколот,

в немытом исподнем, босой, без сапог. –

 

А неча куражиться спьяну да сдуру!

Для спеси-то надобно много ль ума?

(Так мелкая пешка ломает фигуру,

и сразу в фигуры выходит сама.) –

 

Куда как нелепо: толочься да драться –

за место под солнцем, за сон под луной,

за столик в угарном чаду рестораций

да кислую ласку подруги дрянной. –

 

 

 

 

 

 

 

 

Эх, люди… Ужель вам не мерзко мирское?

Ужель достославней Господней любви

страстей опресноки? – От Бога не скроешь

ни тайны постыдной, ни жженья в крови?,

 

когда разжижается оная в сладком

томленьи, греха преступая табу, –

трепещет бессмертной живая облатка,

провидя загробную злую судьбу. –

 

Опомнись, покайся, вернись к изначалью,

очистись печалью – раскройся Ему

навстречу, поступки и мысли сличая –

с великою волей Поправшего тьму!

 

(1997-99) – 2001-02

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАМЕСТО БЛАГОДАРНОСТИ

 

Д.Бутову

 

И не сказавши «камень» мыслил «хлеб» –

в распахнутой руке заимодавца

бе?з корысти – дарителя (?) – лукавца (!),

поскольку христарадничавший – слеп.

 

Да и помысля «твердь» прорек «вода».

Но – угадал. Ступил. И – оступился.

И стал тонуть, понеже усомнился –

зане: несмел, и вера – не тверда.

 

(Вотще удачу в гости призывать –

ея места расписаны заране.

А до?лжно просто: без нытья, без брани –

смиренно ждать и срок не прозевать!)

 

Кому реченье ведомо моё?

Что? есть судьба? Что – крест? Что – отреченье

от мерзостно-запретного влеченья

к – небытию? Что – время самоё? –

 

 

 

 

 

 

 

 

всегда

(как и тогда!) – покорствуя и плача…

Что ж до удачи, так – почто удача,

когда есть: Бог, и вечность, и любовь!?

 

(1998); 1999

 

 

 

ПСАЛОМ ОГНЯ

 

Крещенье не водою, но – огнём:

картавости гордыни укрощенье,

усекновенье плоти – во прощенье,

во славу «даждь» забывшему о Нём;

во тщение повинности главы

(с сединами, усыпанными пеплом), –

спали меня (дабы: душа окрепла) –

спасением – мо?лние-лобовым!

 

1996

 

 

ОТВЕРЖЕНИЕ ПЛОТИ

(Вхождение во Свет- II )

 

Душа, прозрачнее медузы,

вдруг растопилась, потекла –

в плавильню горнего стекла,

соблазнов скинувши обузы,

греша нехваткою тепла,

круша стесняющие узы.

 

Долой, долой постылый гнёт

всепоглощающего ЛИБО,

свисающего мёртвой глыбой

с непостигаемых высот, –

поскольку: есть, за? что – «спасибо» ,

но – некому во пло?ти. Вот…

 

Горючим плачем по ночам

врачебно душу орошаю

(ей – тесно, больно [бо – большая!]

под балахоном палача):

на волю б, скверну сокрушая…

А нет – так рубануть сплеча! –

 

 

 

 

 

 

 

И пусть иные возрыдают.

Притворно-приторный елей

сих слёз (что постный юбилей!) –

в больной обыдленности тает.

…А ты не плачь. И не жалей.

Но кротко возвести: … светает

 

1996

 

 

 

*

 

Мало ли что и как я хочу!..

… … … … … … … … … … … …

Стало быть, Там дополучу

всё, что при жизни недополучено. –

Это и к лучшему.

 

2005

 

 

 

 

СПАСЕНИЯ ПУТЬ

 

Отдайся в руки Господу – не бойся

за то, что? станет с миром и тобою;

а просто веруй, и не беспокойся

уж ни о чём – Он всё устроит.

 

В тисках самохотений сердце сохнет,

в заумствованьях косных – киснет разум.

(Полезней, лучше б: онеметь, оглохнуть,

ослепнуть – чем служить соблазном.)

 

Отринувши своё – Ему доверься,

не изврати завет, что свыше даден.

И в Небеса приотворится дверца –

по милости, по благодати.

 

Прочувствуй неусыпную заботу,

возненавидев собственную тварность, –

душа спасётся чёрною работой

взрастить любовь и благодарность.

 

2002

 

 

 

 

ПЕРЕД ОБРАЗОМ БОГОМАТЕРИ

 

… Сын же Человеческий

не имать где главу подклонити…

 

 

Что есть любовь ? – Отсутствие обиды?

необделённость? разделённость бед?..

Что есть любовь? – Мучительный ответ

вскрывается у самых врат Аида:

«Верните мне меня!» – и в истом вопле:

Давидов вой по чуткой чистоте,

убитой с до-рождения; и те,

безвинные младенческие сопли –

со-пламенность Христу, и соплеменность,

и – плакальство, и – виноватый взор…

И: Мати матерей живой укор, –

Младенца возлагая на рамена.

 

…И рухает с Её усталых уст:

«Се, оставляется ваш мир вам – пуст…»

 

2006

 

 

 

 

НАЗИДАНИЕ-3

(под колёс перестук)

…и бремя мое легко

 

 

Мы глохнем в сутолке сует,

мы чахнем в паровозном гаме,

простуженные сквозняками

своих злокозненных побед.

(сквозняк ли шторой шелестит

привет от юности прыщавой?) –

Чем больше ты себе прощаешь,

тем меньше Бог тебе простит.

 

Судьба – железо по стеклу –

визг тормозов – звень до-диеза…

 

Послушай: лёгкая аскеза –

залог сопротивленья злу.

Простые правила усвой,

скользя вдоль жизни измождённо.

(прародовая повреждённость –

в несдержанности роковой.) –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстанови рассудка хлад,

и сердца пылкую горячесть,

и – ближнего греха незрячесть.

 

Припомни всё, в чём виноват

был сам.

И – всё и всем прости.

Плачь, духом благостно нища?я.

 

 

Чем легче ты других прощаешь –

тем радостней тебя спасти!

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

АСКЕЗА

 

…ибо сила Моя совершается в немощи

(2-е Коринф., 12-9)

 

Через боль – избавление

от стыда и бессилия

(не болезнь, но боление)

(не Париж – но: Бастилия)

 

Через крест – воскресение

из постылого плотского

(не судьба, но: спасение)

(не гвоздями, так – розгами)

 

Через муки – парение

в ощущении сущего

(ниже? брань – но борение)

(не грехи, но – отпущены)

 

Через скорбь – очищение,

слезное покаяние

(не отмщенье – прощение)
(ревность? – суть: ревнование)

 

 

 

 

 

 

 

 

Через веру – причастие,

благодать, милосердие

(не довольство, но – счастье)

(но смиреньем) (но: смертью!)

 

(1997) – 2002

 

 

 

 

*

 

Надо чаще повторять:

как мне будет умирать?!

 

(Св. преподобный Серафим

Саровский чудотворец)

 

 

 

 

* * *

 

Всё, что случается – неслучайно.

Ежели веруешь – нет погибели,

ибо ты – сопричастник Тайны… –

Даже если тебя покинули

все, кого прежде ценил, кому ты

безоговорочно и доверчиво –

душу свою раскрывал, в минуту

скорби и слабости… –

И нечего

плакатись: вот, мол, Господь оставил

в стане нечистых (да сам-то – чист ли?)… –

Поста и молитвы строгим уставом

прояснит очеса и мысли

Истины свет… –

Стань готов к прозренью,

будь неуклонен в твердой решимости

пройти через ненависть и презрение,

и отверженность, и пресыщенность… –

Сими гордыня тобой довлеет.

Бесы куражатся. Плоть беснуется,

в плен обволакивающей лени

взятая: спать, и не проснуться… –

 

 

 

 

 

Знай: «зато» – не бывает: или

с Богом ты – или с Врагом… –

 

И терпится –

пока покаяния не остыли

слёзы живые, покамест теплятся

наивные чаяния благие

о православном мирном успении:

в литургической летаргии

раствориться бы пеннопением…

 

2002 – 03

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

– Чюдо, чюдо! – восторженно залопотали

неграмотные первоклассники.

– «Чу-», «щу-» пиши с буквой « у »! –

авторитетно-наставительно прорекла

их учительница Амалия Карловна.

У-у-у , – разочарованно протянули

слегка ограмотевшие первоклашки.

 

Потому что чудо кончилось…

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

 

Острее спиц,

худой тоски порожек –

ещё не сбит,

уже не огорошит.

 

Уже не бой –

ещё не мировая.

Господь с тобой –

чудес-то не бывает:

нем – не споёт,

глух – не упьётся звуком.

А душу жжёт

неизъяснимой мукой. –

Незрим изъян, –

что поцелуй Иуды! –

Кто слеп иль пьян,

тому не вызнать чуда.

 

Язви, Врачу,

скорбей худою спицей.

Возжги свечу –

и чудо состоится!

 

1993 (2005)

 

 

СИРОТСТВО

Г.В.Ровенскому

 

Мамочка-Россия –

девочка босая,

ты куда, сквозь зимы,

локотки кусая,

в плохоньком пальтишке,

в куцой кацавейке? –

…плакают детишки:

нас хоть пожалей-ка;

расцелуй; побалуй

пряничком печатным;

не брани за шалость,

прогони печали.

Мы грустим по маме...

Скучно нам без ласки…

Поиграйся с нами,

расскажи нам сказку,

как хворает леший,

рассыпая кашель

(тоже неутешен,

оттого и страшен). –

А в лесу-то – «минус»

самый-самый лютый…

 

 

 

 

 

Крепко обними нас,

потеплей прикутай. –

Нам ведь нужно только,

чтоб ты нас любила;

нам ведь нужно только,

чтоб ты нас любила,

ма-моч-ка-Россия…

 

2006-2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАРОВЕРЫ

Е.Н.Маслову

 

Зилоты старого обряда,

ревнивцы де?довых заветов –

традиционного уклада

воинствующих русопетов;

Настырники страстно?й культуры –

до плахи, до – самосожженья:

каменье-глы?бые натуры,

богатыри косо-саже?ньи!.. –

 

Апостольства Петрова школа.

И – «стада малого» остаток…

 

Так

Русь

неистовство раскола

спаяло

– против супостата.

 

2007

 

 

 

 

 

«СТАРЧИК»

Одному попу

 

Неряшлив подрясник. Неброски движенья.

Продумана мимика. Жесты скупы?.

 

Ему лишь доступному внемля реченью –

гугнивых пророчеств ослиному пенью,

царит в окруженье досужей толпы,

восторженно требующей откровенья, –

ведомый слепыми, ведущий слепых,

слепец, услеплённый слепым ослепленьем, –

 

во власти гордыни духовного плена.

 

(2004) –2006

 

*

 

Мы оба веруем,

но разница меж нас, однако, есть:

я верю во Христа,

вы – в беса…

 

2007

 

 

СОН: СОН В АДУ

 

Промозглый день, совсем седой от сна,

источник пышных тягот и мучений –

как врезанный в камею тайный знак

прозренья еретических учений:

презревшим обаяние весны,

разбросанным добра и зла за гранью,

слепившим из пылинок мирозданье, –

о Господи, какие снятся сны!

 

Войди скорее в скорби лабиринт:

воинственный и девственный и дикий –

там боль пространства, скрученного в винт,

там торжество жестокого Владыки,

и вечностью венчается узор:

отчаянье, безумье и позор.

 

. . .

 

Слава Богу – проснулся проснулся.

 

1996

 

 

 

 

ПСАЛОМ ПОГОСТА

 

В ангелье псалмопенье

вжаться – уже невмочь:

дьявольские виденья

заполонили ночь:

словно цепей бряцанье –

бледная плоть лица –

словно луны мерцанье –

в зеркале мертвеца.

 

Всё обнажённо-просто:

в сумерки – за селом –

над пустотой погоста

плавный плывёт псалом.

 

1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Бог органичен. Да. А человек?

А человек, должно быть, ограничен.

Иосиф Бродский

 

И вот, когда об ней забуду,

 

Я – полу З десь-полу О ттуда –

узреть сподоблюсь изнутри,

как: тройка бесенят бранчливых

в дрянных нарядах трансвести

протащит прах мой торопливо

на дровнях Млечного Пути –

 

по и?нистому небосводу:

из несвободы – в несвободу.

 

1996

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕ ЛЮБОВЬ ЛИ?

 

Но нечто есть, чему названья нет,

что принуждает сердце трепетать,

хотя вокруг неукротимый свет,

и нет причины на судьбу роптать.

 

Но вдруг ожгёт раскидистым стыдом –

за соплеме?нье смраду воротил,

как будто, сам Гоморру и Содом

содеял; и пришёл; и совратил, –

как будто, сам вопил «распни, распни!»,

кликушествуя с быдлом заодно…–

 

Хромые дни. Насквозь худые дни

в безмолвии постыло-ледяном… –

 

Но нечто есть, чему названья нет,

что дозволяет выжить в пустоте,

и одолеть ночной дремучий бред,

и раствориться, каясь, во Христе.

 

(1997) – 1999

 

 

 

 

В ДЕНЬ АНГЕЛА

Юре Фёдорову

 

 

 

Многая лета! Всяческих благ!

И – безусловно – спасения:

ви?денья, как тёмен и наг –

в свете Его воскресения.

Многая лета! Всяческих благ! –

Да будут, мудро и солнечно,

каждый твой вздох, каждый твой шаг

вестью благою исполнены!

 

2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УВЕЩАВАНИЕ

Вы – соль земли…

 

Солью устлана дорога

к Небесам.

Каждый выбирает Бога

себе сам.

Что – ты? как ты? где ты? чей – ты? –

кто поймёт? –

Уложи слова в ячейки:

в соты – мёд.

Всё ты медлишь, всё ты мямлишь,–

всё-то спишь…

Сам себя обидев – сам лишь

и простишь.

 

___

 

Кро?шит сердце кровяные

письмена:

мыслью дерзкой вскрой иные

времена!

обложи пространство данью

звёздных струй!

и – картинку мирозданья

дорисуй.

 

___

 

Не проси ни славы бренной,

ни венца. –

Просто: оставайся верным

до конца.

Человек снаружи лучше,

чем внутри.

Что? от Господа получишь –

раздари.

Деньги, власть, мечты о чуде –

всё мираж:

только то? твоим и будет,

что – отдашь.

 

___

 

…По?днял Илиеву ми?лоть

Елисей…

 

Если соль утратит силу –

проку в ней? –

Откровением Господним

осолись;

не ленись, и хоть сегодня

помолись.

 

 

 

Во Христовом Воскресенье

жизни суть.

От падения к паденью –

крестный путь!

 

(2006); 2007

 

 

 

___

______

___

 

 

 

 

За всё-за всё Тебя благодарю

(Как тяжело Тебе, должно быть, с нами!),

и влажными припухлыми губами

шепчу прости помилуй говорю…

 

(2006)

 

 

 

 

КОРАБЛИК

 

 

Плывёт, плывёт кораблик

пушинки тополиной

по млеющему лету

в растопленную плень…

 

 

И мне с тобой пора бы

дорогою пчелиной –

за околоток света…

Пора! – да больно лень. –

 

 

Плыви-порхай, кораблик

мечты пустовчерашней

бессонниц подростковых –

плыви-порхай-лети!

Дай вспомнить: …кра?бле?.. кри?бле?.. –

забыл… Но вкус черешни…

Но талых вод распевы…

А марки!.. А лото!.. –

 

 

 

 

 

 

 

И вот что окаянно –

и вот, что лиха лише:

от зноя шебурши?ста,

(ты только не мешай!),

теряясь в окоёме, –

всё выше, выше, выше! –

корабликом пушистым

растаяла душа…

 

(2005) – 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

* («Пой, свиристель, ной…») ............................................................ 3

Читая книгу Екклесиаста .................................................................. 4

Псалом Покоя ....................................................................................... 5

По кругу .................................................................................................. 6

До седьмого колена ............................................................................. 8

* («Уже мы в том повинны…») ...................................................... 10

Строфы (семя тли) ............................................................................. 11

Ещё Судьба .......................................................................................... 14

Псалом Новолуния ............................................................................ 15

Ку-Ка-Ре-Ку. . . ..................................................................................... 16

Запахи ................................................................................................... 17

Начало покаяния (сонет) ................................................................ 18

Немощь ................................................................................................. 19

Прозревание ( modulatio - VII ) ........................................................... 20

Итог ( modulatio - XI ) ............................................................................ 22

Тайна («О дай изъясниться стихами…») .................................... 24

Тайна-2 (« Тот – артикль, артикуляция…») ................................ 25

Некрополь (децемы) ......................................................................... 26

* («Вступая в тушно-тосклый мир…») ........................................ 27

* («Извечные страсти и горести…») ............................................. 28

* («Что ж ты, приятель, смотришь так грустно…») ...................

* («Удивительно, до чего ж растяжим…») ................................. 29

* («Как ты драгоценна и убога…») .................................................

* («На глубине глазного яблока…») ............................................ 30

Religio (децемы) .................................................................................. 31

Причастие ( « Со -вечен, со -словен, со -роден…») ....................... 32

* («Умри для мира – оживи…») ......................................................

* («Ты знаешь, что – кому полезней…») ..................................... 33

Хлеб ....................................................................................................... 34

Афон ...................................................................................................... 35

Инок ...................................................................................................... 36

Игумен .................................................................................................. 38

* («Господи, спасибо за морозность…») ..................................... 40

Взгляд Отца ......................................................................................... 41

Воскрешение ....................................................................................... 42

 

 

 

 

 

С одра ................................................................................................... 43

Авитаминоз одиночества ................................................................. 44

Март. В лесу ........................................................................................ 45

Человек (семя тли, 2) ........................................................................ 46

Суд (в напоминание) ......................................................................... 47

* («А человек умирает, когда…») ................................................. 48

Покаянное (с надеждой) .................................................................. 49

Интеллигентик ................................................................................... 50

* («В мире забубённо-бренном…») ............................................... 52

Eine kleine nacht Maus' ик ( зарисовка ) ...................................... 53

Отрезвление (сам такой,5) .............................................................. 54

Другая Судьба .................................................................................... 56

Заместо благодарности .................................................................... 58

Псалом Огня ....................................................................................... 59

Отвержение плоти (Вхождение во Свет- II ) ................................. 60

* («Мало ли что и как я хочу!..») ................................................... 61

Спасения путь ..................................................................................... 62

Перед образом Богоматери ............................................................. 63

Назидание-3 (под колёс перестук) ................................................ 64

Аскеза ................................................................................................... 66

* («Надо чаще повторять…») ......................................................... 67

* («Всё, что случается – неслучайно…») .................................... 68

* («– Чюдо, чюдо!..») ......................................................................... 70

* («Острее спиц…») ........................................................................... 71

Сиротство ............................................................................................. 72

Староверы ............................................................................................ 74

«Старчик» ............................................................................................ 75

* («Мы оба веруем…») .......................................................................

Сон: сон в аду ..................................................................................... 76

Псалом Погоста ................................................................................. 77

(«И вот, когда об ней забуду…») ............................................... 78

Не любовь ли? .................................................................................... 79

В день Ангела ..................................................................................... 80

Увещавание ......................................................................................... 81

* («За всё-за всё Тебя благодарю…») .......................................... 83

Кораблик .............................................................................................. 84

27/080507

 

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank