Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Богословские, исторические и литературные труды наших земляков / Константин Лихачев. Читателя найду в потомках я … К 210-летию со дня рождения Е.А.Баратынского

Читателя найду в потомках я …

К 210-летию со дня рождения Е.А.Баратынского

 

В популярном кинофильме Ст.Ростоцкого по сценарию Г.Полонского «Доживем до понедельника» учитель истории И.С.Мельников читает преподавателю русского языка и литературы стихотворение, пытаясь объяснить свое душевное состояние:

«Не властны мы в самих себе

И, в молодые наши леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть,

Всевидящей судьбе».

И добавляет от себя: «Как просто сказано. Как спокойно. И навсегда…»…

Приведенные строки взяты из стихотворения «Признание» Евгения Абрамовича Баратынского. Один из выдающихся представителей золотого века русской поэзии родился 19.02 (2.03) 1800 года в с.Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Баратынские – потомки древнего польского рода. «Друг мечтанья и природы», как называл сын своего отца Абрама Андреевича, уйдя в отставку в чине генерал-лейтенанта, занялся преобразованием своего имения: на месте оврага разбил регулярный парк, устроил пруд, сажал садовые, лесные и декоративные деревья. Благоустроенная усадьба в сочетании с гостеприимством хозяина привлекала окружающих соседей. Им нравилось общаться с многочисленным счастливым семейством, в котором только детей было семь человек.

Поэтичность родного гнезда, красоту малой родины, нежную любовь к ней Евгений навсегда сохранил в свое душе.

«Душой задумчивый, медлительно я шел

С годов младенческих знакомыми тропами;

Художник опытный их некогда провел.

Увы, рука его изглажена годами!

Стези заглохшие, мечтатель пешеход

Случайно протоптал… Сошел я в дол заветный,

Дол первых дум моих лелеятель приветный!»

«Художник» усадьбы – батюшка скончался в 1810 году…

Первоначальное обучение сына было домашним. Его наставником был дядька-итальянец Боргез, которому незадолго до смерти поэт посвятил большое стихотворение. В 1811 году Баратынский поступает в Петербургский пажеский корпус. К сожалению, здесь он попадает под влияние таких сверстников, которые постоянно нарушали установленную дисциплину и в силу незрелости его еще детского ума не могли провести четкую грань между шалостями, баловством, проказами и преступлением. В феврале 1816 году Евгений вместе с другими пажом за проступок, связанный с кражей, по распоряжению императора Александра I был исключен из корпуса с запрещением когда-либо поступать на военную или гражданскую службу.

Конечно, 16-летний юноша трагически переживал свое падение и жесточайшее наказание, лишавшее его возможности быть полноправным членом дворянского общества.

Его понимали и сострадали ему только родные. Они сознавали, что это была импульсивная, трагическая ошибка еще не сформировавшегося детского характера, а не преступление закоренелого вора. Подавляющее большинство окружающих относились к этому проступку осуждающе и без всякого сочувствия…

Произошедшее несчастье отразилось на всей жизни будущего поэта и на его творчестве. Душевное смятение юноши под влиянием произошедшего преобразилось в замечательные стихи, наполненные по преимуществу печалью и грустью. Недаром современники называли его непревзойденным мастером элегии.

После двухлетнего пребывания у родных осенью 1818 года Е.А.Баратынский появляется в Петербурге, чтобы восстановить свою честь и достоинство…

После долгих хлопот зимой 1819 г . молодому человеку удалось поступить в лейб-гвардии егерский полк рядовым.

Увлечение поэтическим творчеством сводит Баратынского с А.Дельвигом, Ф.Глинкой, В.Кюхельбеккером, Н.Гнедичем, А.Пушкиным. Знакомство с Антоном Дельвигом, который был к тому времени признанным поэтом и издателем, переросло в настоящую мужскую дружбу. Автор незабвенного «Соловья» без ведома друга опубликовал его первые стихи.

В 1820 по 1825 гг. Е.А.Баратынский служил в качестве унтер-офицера в Финляндии. Суровая красота северного края покорила сердце поэта:

«Как всё вокруг пленяет чудный взор!

Там необъятными водами

Слилося море с небесами;

Тут с каменной горы к нему дремучей бор

Сошел тяжелыми стопами.

Сошел – и смотрится в зерцале гладких вод!» (1821)

Какая величественная картина нарисована поэтическим словом в элегии «Финляндия»! В этот период Е.А.Баратынский создает и другие произведения высокого художественного звучания, в том числе знаменитое «Разуверение».

«Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней» (1821)

М.И.Глинка положил на музыку это произведение, и написанный им романс навсегда вошел в классику русской музыкальной культуры. Как замечательно и проникновенно исполняла этот шедевр знаменитая отечественная певица, народная артистка СССР Надежда Андреевна Обухова, приходившаяся поэту родственницей.

Для самого Баратынского поэзия была источником вдохновения для преодоления преследовавшего его рока, прибежищем свободного духа, неограниченным простором для выражения самостоятельных мыслей и истинных чувств. Как торжественно и восторженно звучит победа на судьбой в его послании Н.И.Гнедичу»:

«Я победил ее и, не убит неволей,

Еще я бытия владею лучшей долей,

Я мыслю, чувствую для духа нет оков…» (1823)

Так как предметом творчества поэта был человек во всей многообразности и сложности этого явления, то оно стало все более и более привлекать внимание его современников. Весной 1825 года благодаря хлопотам В.А.Жуковского и А.И.Тургенева Баратынский был произведен в офицеры. Некоторое время спустя он вышел в отставку и из-за болезни матери был вынужден переселиться в Москву, где 9 июня 1826 года женился на дочери генерал-майора Энгельгардта – Наталье Львовне. Последняя была не только любящей женой, но и обладала тонким литературным чутьем, которое помогало отшлифовывать поэтические строки.

В Москве поэт обрел новые связи с известными литераторами того времени: П.Вяземским, Д.Давыдовым, И.Киреевским, Языковым, Хомяковым, Павловым, И.Дмитриевым.

В 1827 г . выходит первый сборник стихотворений Е.Баратынского, в 1828 – поэма «Бал», в 1831 – поэма «Наложница», в 1835 – второе собрание произведений, а в 1842 – сборник «Сумерки».

В 1836 г ., получив в наследство сельцо Мураново в 50 с небольшим верстах от Москвы, семья Баратынских, в которой к этому времени насчитывалось 9 детей, переселяется в этот чудесный уголок. Начинается благоустройство имения, как это когда-то делал незабвенный батюшка – Абрам Андреевич в Маре Тамбовской губернии. По планам поэта строится уютный дом, а в имении создается процветающее современное хозяйство. До сих пор Мураново как поэтическое гнездо Баратынских-Тютчевых является одним из самых посещаемых литературно-исторических мест Московской области.

Осенью 1843 г . Баратынский с женой и старшими детьми уехал за границу. Он побывал в Берлине, Франкфурте и Дрездене, а зиму 1843-44 гг. провел в Париже. Здесь он познакомился со многими французскими писателями и поэтами. Весной 1844 г . он прибыл в Италию. А 29 июня (11 июля) 1844 г . В Неаполе Е.А.Баратынский скоропостижно скончался…

Творчество автора «Разуверения» - яркого и оригинального представителя золотого века русской поэзии отличалось большим разнообразием. Его тематикой являются любовь и другие человеческие чувства, природа и место в ней человека, философские размышления о значении поэзии и искусства в жизни общества и его отдельных представителей, оценка существующей действительности, собственных произведений и т.п.

В 20-30 гг. XIX века поколение, к которому принадлежал поэт, испытывало трагические чувства, вызванные разгромом восстания декабристов. Поэзия Е.А.Баратынского, носившая элегический характер, в первый период творчества соответствовала этим переживаниям. Но поэт считал, что одного сочувствия мало, нужно могучим стихом излечивать упаднические состояния человека.

«Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бушующую страсть» (1834)

Последним годам творчества Е.А.Баратынского характерны размышления над жизнью, над человеческой судьбой, нравственная оценка проистекающего времени.

«Век шествует путем своим железным

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы» (1835)

С какой невероятной точностью определил сущность нашего времени высказанные поэтом еще 175 лет назад.

Современники признавали достоинства поэзии Баратынского. Пушкин высоко оценивал его элегии, считая его мастером этого жанра с уровнем превышающим его собственный. В.Г.Белинский называл его «поэтом мысли». И.В.Киреевский называл произведения Баратынского мастерски сделанными психологическими миниатюрами.

Поэт и сам оценил свое дарование и свое творчество в следующих строках:

«Мой дар убог, и голос мой негромок.

Но я живу, и на земле мое

Кому-нибудь любезно бытие.

Его найдет далекий мой потомок

В моих стихах: как знать? Душа моя

Окажется с душой его в сношенье,

И как нашел я друга в поколенье,

Читателя найду в потомстве я».

 

К.Лихачев

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank