Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
31 октября 2007 года

Преподобному Саве Стромынскому

Священноинок Симеон (Дурасов)

Андроново, Павлово-Посадский район

Сайт «Крылья Голубиные».

20 июля (2 августа нового стиля). Праздник св. пророка Илии Фезвитянина. В тот же день - память преподобного Савы Стромынского

Преподобный Сава Стромынский

Человека, изучающего историю древнерусской святости, не может не удивить то обстоятельство, что подмосковная земля, бывшая ареной многих исторических событий, не очень богата именами святых подвижников 14 – 17 веков. В этом отношении она уступает как стране лесных монастырей – Вологодчине, заслуженно носящей звание Северной Фиваиды, так и округам Ростова, Суздаля, Углича и других древних городов Центральной России. В чем причина этого? В том ли, что мелочная суета торговых дорог, ярмарок, ямских слобод и мытных застав побуждала ищущих спасения людей уходить отсюда подальше? Или в том, что эта суета на давала окружающим видеть сокровенную духовную жизнь и невидимые подвиги праведников?.. В том, что многое происходившее на обширных землях Московского уезда (губерния появилась только при Петре Первом) оказывалось как бы в тени столицы и просто не считалось достойным исторической памяти?

Почти все жизнеописания древних (до 17 века) святых Подмосковья имеют прямую или косвенную связь с лаврой прп. Сергия. Сегодня мы будем говорить об одном из воспитанников Сергиевой аскетической школы, память которого по преданию совершается в день св. пророка Илии. Имя прп. Савы Стромынского известно мало. Между тем, память этого святого почитается непрерывно в течение шести столетий.

На дороге из Москвы в город Киржач, в 30 км от нынешнего г. Ногинска, расположено старинное село Стромынь. С 14 по 18 век здесь находился монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. По историческим преданиям, подкрепленным известиями Никоновской летописи, великий князь Димитрий Иванович Донской основал его или после возвращения с Куликовской битвы, исполняя данный им обет, или несколько раньше – в благодарность Богу за победу, одержанную над татарами при реке Воже (1378). Первыми насельниками монастыря стали ученики прп. Сергия Радонежского. Никоновская летопись указывает имя первого игумена - Леонтий. Но имя это не сохранилось в живой памяти жителей округи. Зато прп. Сава Стромынский веками известен в этом краю, и именно его верующий народ чтит как истинного основателя и духовного наставника Успенского монастыря. К сожалению, подробности его жизни остались неизвестными, письменное жизнеописание не сохранилось. Известен лишь день его кончины (20 июля), а год в поздних книгах указывается обычно – 1392-й, когда умер и его учитель, прп. Сергий, но на чем основан выбор этой даты, непонятно. Прп. Сава по традиции изображается на иконах глубоким стариком. То, что он скончался в старости, подтвердило уже в наши дни изучение его мощей, о которых мы еще будем говорить. Если год смерти указывается верно, то значит, прп. Сава по возрасту был примерно ровесником самому преподобному Сергию, и, может быть, входил в число самых первых его спостников.

В 14 веке Стромынь была оживленным торговым селом на пути из Москвы в Суздаль, а в несколько более поздние времена – местом выпаса и перегона больших коровьих стад, предназначенных для поставки на базары столицы. Назвать ее тихим пристанищем уединения было трудно уже тогда. Поэтому монастырь был отнесен примерно за версту от села, в рощу на берегу речки Дубенки.

Московский великокняжеский (а затем царский) род помнил обеты князя Димитрия, и до самой Смуты 17 века монастырь в Стромыни считался местом царского богомолья, хотя при этом и не был особенно богат. Известнейшим из его настоятелей был Серапион – впоследствии архиепископ новгородский (конец 15 века). Когда в 17 веке монастырь, разоренный вражескими грабежами и пожаром, был передан в ведение Троице-Сергиевой лавры, его благоустройством занимался знаменитый троицкий игумен-подвижник прп. Дионисий.

Новое время, принесшее обмирщение и забвение древних благочестивых преданий, не пощадило святыню прежних царей. Указом Екатерины Второй Стромынский монастырь был включен в число обителей, подлежавших закрытию, с конфискацией принадлежавших ему земельных владений. Через сто лет священник приходской церкви села Стромынь о. Павел Фаворский так описывал место былой обители:

«Ныне по заросшей дерном поверхности земли заметно основание Успенского храма, каждая его часть отделяется одна от другой. Тут видно место святого алтаря и на горнем месте куст ивы, охраняющий святыню. На южной стороне храма, по-видимому, за правым клиросом, существует разрушающаяся деревянная часовня, потом к западу видно место трапезы, паперти и колокольни. На северной стороне снаружи храма заметны места столбов, на которых, вероятно, держался паперт. Под ним погребались иноки, о чем свидетельствует несколько сохранившихся и тщательно охраняемых белого камня плит с древними неясными изображениями. Далее кругом местности храма усматриваются места монастырских строений. На запад от храма, на обрыв к речке приметно место здания, вероятно погоревшего, о чем можно заключить по угольям в осыпавшейся земле, тут же находятся обломки изразцов древней формы».

По этому описанию мы видим, что высокое церковное начальство никоим образом не было озабочено хранением памяти прп. Савы; часовня над его гробом была предоставлена разрушению. С горькой иронией воспринимаются слова священника о кусте ивы, «охраняющем святыню». Картина, столь знакомая и характерная для совсем недавних лет… О. Павел не пишет, кем охранялись намогильные белокаменные плиты монастырского некрополя. Скорее всего, могилы иноков берегли местные крестьяне.

Пренебрежение духовных властей к памяти почитаемых народом, но не канонизированных, местных святых было почти всеобщим явлением для целой эпохи – от Петра Первого до Николая Первого. Часто это пренебрежение перерастало в настоящую ненависть и активную борьбу. В традиционных, общинных благочестивых обычаях, идущих от предания отцов, а не исполняемых по синодским циркулярам, начальство видело то «угрозу раскола», то «опасного и подозрительного скопления народных масс»… Доходило до уничтожения часовен на могилах святых подвижников, до насильственного изъятия их икон, до арестов священников, «дерзавших» служить молебны в таких местах. Особенно трагичны в этом отношении страницы церковной истории Русского Севера. Но в ту пору духовных сил народа еще хватало, чтобы сохранять память о своих святынях и, через все консисторско-полицейские рогатки, приникать к могилам древних старцев как к источникам утешения и благодатной помощи…

Во второй половине 19 века отношение к местночтимым народным святыням стало меняться в лучшую сторону. В 1870 г . Стромынские прихожане возвели над захоронением прп. Савы кирпичную часовню, сохранившуюся до нашего времени. В стену часовни была вмонтирована плита с могилы подвижника. Она указывала место, под которым лежали его останки. В послереволюционные годы часовня была разграблена и пришла в запустение. Близость речки и легко пропускающая влагу песчаная почва явились причинами того, что ее здание сильно отсырело. Но в течение всех этих лет жители села Стромынь продолжали приходить сюда с верою в молитвенное заступление преподобного отца. Вокруг часовни, на земле древнего монастыря, теперь выросло новое сельское кладбище. Это было, вероятно, единственной возможностью спасти святое место от осквернения. Иначе на нем (вполне в духе того времени) могли бы устроить выгон для скота или машинно-тракторный двор. Вообще описание неустрашимого характера жителей Стромыни, их стойкости в борьбе за сохранение своей сельской церкви, ее икон и прочих святынь, потребовали бы отдельного рассказа. Крестьяне сохранили и несколько икон прп. Савы, в том числе одну явно древнего письма, ростовую, в окладе, которая ныне находится в действующей Успенской церкви. Теперь она совсем незаметна среди прочих икон, но несколько веков назад, вероятно, помещалась в часовне над мощами святого.

4 сентября 1996 года в часовне на берегу Дубенки, под наблюдением специально созданной комиссии духовенства, были произведены раскопки, и на глубине двух с половиной метров от пола были найдены останки прп. Савы, лежавшие в истлевшей деревянной колоде. Уже говорилось о том, что почва под зданием очень сырая. Удивительно, как в этих условиях сохранились не только кости скелета, но и фрагменты плоти (кожи), а также уцелели калиги – маленькие кожаные сапожки, в которых был погребен преподобный. В первое время эти калиги были выставлены в Стромынской церкви в специальном киоте, но теперь их уже нет… Мощи старца были первоначально положены в деревянную раку, а через полтора года она была заменена более роскошной позолоченной. Изменился и день празднования памяти прп. Савы: с Ильина дня он был перенесен на 4 сентября. Это, с одной стороны, позволило совершать ему отдельную службу, но с другой, внушает опасение, что день кончины преподобного будет постепенно забыт.

Старообрядцы стали посещать Стромынь для поклонения прп. Саве с 1990 года. Обычно это происходило или вечером Ильина дня, или в какой-то другой день лета. Местные священники, к счастью, не возражали. Инициатива в паломничестве принадлежала замечательному знатоку и преданному любителю богородской старины – Евгению Николаевичу Маслову. Иногда к часовне преподобного собирались довольно большие группы старообрядцев. Памятен Ильин день 1994 года, когда вместе с двумя священниками здесь молились верующие, приехавшие из Ногинска, Павловского-Посада, Больших Дворов, Куровского, Слободищ. После 1996 года совершать такие молебствия непосредственно перед мощами стало уже невозможно, и лишь изредка кто-то из старообрядцев приезжает поклониться раке преподобного. Однако почитание подвижника в нашей старообрядческой Церкви не должно угасать. Для нашего Богородско-Гуслицкого края Стромынь – это самое близкое место древнего монастыря, особенно примечательное своей связью с именем прп. Сергия и памятью о драматических страницах истории нашего Отечества.

Частицы св. мощей преподобного Савы находятся в старообрядческих храмах дер. Слободищи Орехово-Зуевского района и дер. Андроново Павлово-Посадского. У нас в Андронове, кроме того, хранится и маленький фрагмент его обуви. Написана, со старого образца, и его икона.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank