Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Покровитель земли богородской

 

В Ногинске возведен храм во имя священномученика Константина Богородского. Его освящение в декабре 2000 года совершил специально прибывший в подмосковный город для этой миссии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Имя Константина Богородского было прославлено Архиерейским собором в лике новомучеников российских для общецерковного почитания. Жизнь отца Константина трагически оборвалась в далеком 1918 году.

 

 

Закопали живьем

- Ведут, ведут! - пронеслось по толпе, которая собралась ранним утром у стен городской

тюрьмы. Дверь ее отворилась, но из черного провала вначале появились несколько красноармейцев с винтовками.

-  Осади! Куда прете? – заорал их командир в черной кожанке и с наганом в руке. Конвоиры угрожающе повели холодно мерцающими штыками винтовок.

Люди попятились назад. Из двери тюрьмы показался и седовласый отец Константин, которого в Богородске все знали и любили.

-  Не ведают, что творят, - изрек слова Спасителя почитаемый в народе батюшка, и они

рефреном зашелестели по ропщущей толпе.

Красноармейцы, окружив высокую и статную фигуру отца Константина плотным кольцом, направились от тюрьмы к железнодорожной станции, которая находилась недалеко от тюрьмы. Возглавлял их местный чекист Белов, который орал на толпу и опасливо поглядывал по сторонам. Не сломленный кратким заточеньем в тюрьме, окруженный конвоирами, отец Константин шел неторопливой поступью с гордо поднятой головой, а глаза его излучали немеркнущий свет огромной духовной силы.

Миновав железную дорогу, красноармейцы повели священнослужителя в лес и остановились у небольшого овражка на опушке соснового леса.

-  Раздеть попа! – последовал приказ Белова. Несколько конвоиров кинулись к отцу

Константину и стали срывать с него одежду, одновременно нанося ему удары прикладами винтовок по голове и куда придется.

-  Что вы делаете, изверги, не смейте! – крикнула из толпы одна из женщин и рванулась

к очумевшим красноармейцам. Но тут сухо щелкнул выстрел из нагана. Эта женщина словно споткнулась и ничком пнулась в землю.

- Хватит, пора кончать! – нервничал чекист Белов. – Построились! – стал командовать

он. - Готовьсь!

Но один из красноармейцев опустил винтовку.

-  Не могу! – взмолился он. - Что хотите делайте, не могу я стрелять в батюшку!

-  Не можешь? – иезуитски ощерился Белов. – А я могу, - и он направил свой наган в

сторону взбунтовавшегося конвоира. Прищурил глаз и нажал курок. Пуля угодила побледневшему красноармейцу прямо в голову, и еще одно бездыханное тело опустилось на усыпанную коричневой хвоей землю. – Чего ждете? – прикрикнул на оторопевших красноармейцев чекист. – Целься!.. Пли!..

Грянул винтовочный залп.

Отец Константин покачнулся, но не упал, а стал медленно оседать на землю. К нему подошли несколько конвоиров. Они подтащили обмягшее тело к кромке мелкого оврага, и кинули его вниз. Начали припасенными лопатами закидывать тело землей и вдруг остановились, застыв от ужаса. Отец Константин застонал и открыл отяжелевшие веки. Батюшка приподнял голову и произнес: «Даже пристрелить как следует не можете...»

Красноармейцы, преодолевая страх, быстрее заработали лопатами. Вместе с заживо погребенным отцом Константином они закопали женщину и своего товарища, застреленных Беловым.

Тем временем другие конвоиры, угрожая оружием, с матюгами разгоняли оторопевших от устроенного побоища людей, которые сопровождали батюшку в последний путь. Белов на всякий случай оставил возле захоронения охрану, строго распорядившись никого к этому месту не подпускать. И только после того, как волнения в городе после смертной казни отца Константина поутихли, пост около захоронения священнослужителя сняли.

А спустя несколько лет по Богородску пронеслась новость: тот самый чекист Белов, который руководил расстрелом отца Константина, покончил жизнь самоубийством. По слухам, ему якобы стал являться в кошмарных сновиденьях образ покойного батюшки. И Белов стал близок к помешательству. Однажды он принял жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, за священнослужителя – и разрядил в нее свой наган. А когда, придя в себя, понял, что застрелил собственную жену, то пустил и себе пулю в рот.

Путь подвижничества

Чем же прославился на подмосковной земле отец Константин?

Константин Богородский (Голубев) прослужил в Богоявленском соборе 23 года и пользовался любовью всех прихожан. Родился он в 1852 году в селе Барановка Саратовской губернии, в семье псаломщика. Отец его умер, когда мальчику едва исполнилось девять лет. После окончания духовной семинарии в 24 года он вступил на стезю миссионерского служения в Саратовской епархии. Слава о подвижнической деятельности епархального миссионера дошла до стен Первопрестольной. Митрополит Московский и Коломенский Сергий Ляпидиевский, взволнованный активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно проявлявшейся в Богородском уезде, предложил Константину протоиерейскую вакансию в Богоявленском соборе. Ему было предоставлено право предстояния между всеми священнослужителями Богородского уезда.

Отец Константин достаточно быстро расположил к себе православных верующих и даже старообрядцев. За обращение православных из старообрядчества и сектантства он был награжден наперсным крестом. Голубев вошел в число обязательных директоров Богородского уездного попечительского комитета о тюрьмах. Он стал принимать активное участие в деятельности для пользы заключенных и совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священнослужитель. Весной 1896 года Константин Голубев назначается председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он поставлен заведующим Истомкинской церковно-приходской школы при фабрике братьев Шибаевых, при которой с 1901 года стал состоять законоучителем. В этом же году он был избран членом попечительского совета Богородской женской прогимназии. Перед ним предстали проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых во многом зависело религиозно-нравственное воспитание подрастающих чад. Отец Константин считал, что именно от женщин, от их религиозной просвещенности и веры, во многом зависит воспитание юных граждан России. Для фабричных городов, каким в то время был Богородск, этот фактор имел особое значение. В 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе церковно-приходскую школу, в которой стал заведующим и законоучителем.

Проводя огромную пастырскую деятельность, отец Константин оставался и отменным семьянином. У него была большая и дружная семья. Семь его детей воспитывались в строгом религиозном духе. Две старшие дочери вышли замуж за священнослужителей. Старший сын, Константин, стал также протоиреем и впоследствии служил настоятелем Троицкой церкви в сельце Каменки. Младший сын, Леонид, окончил Московскую духовную семинарию. В послевоенные годы он стал педагогом, а затем директором средней школы.

В 1917 году Октябрьская революция в России все верх дном перевернула. Настали времена небывалых гонений на церковь. Докатилась эта волна и до патриархального Богородска. Отец Константин в 1918 году был арестован. Жена его умерла еще в 1913 году. В то время в Богородске оставались его дочь Маргарита, вышедшая замуж за учителя и незамужняя дочь Анна, жившая вместе с отцом. Через несколько дней после ареста, без суда и следствия, отец Константин был приговорен к смертной казни и расстрелян. Людская молва донесла до потомков сведения, что раненный исполнителями казни, он был заживо погребен...

Но память о выдающемся миссионере и мученике не умерла.

  В ноябре 1995 года были обретены его нетленные мощи. Рядом были найдены также

останки двух несчастных, застреленных в этот день и погребенных с ним рядом, - рассказал мне нынешний благочинный церквей Ногинского округа протоирей Михаил Ялов. - В 1996 году священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 года прославлен Архиерейским собором в лике новомучеников российских для общецерковного почитания. И сегодня мы ощущаем его помощь в наших деяниях. На мой взгляд, повсеместно происходит некий благодатный процесс, который даже объяснить трудно. Например, в селе Стромынь обретены мощи ученика преподобного Сергия Саввы Стромынского. В Ногинской тюрьме построен храм святой мученицы Татьяны. В 2000 году в селе Успенском открыт муниципальный православный детский дом. В городе действует православная гимназия имени Константина Богородского, в которой сегодня обучается более ста детей из православных семей… И вот теперь возведен храм, освященный его именем. Это своего рода акт покаяния и почитания местными жителями священнослужителя, кровью которого окроплена богородская земля.

 

Виталий ПОПОВ, член Союза журналистов России

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank