«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

26 марта 2010 года

Пимен

К 100-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Пимена

 

Любите храм Божий

Проповедь произнесена приснопамятным Святейшим Патриархом Пименом в московском храме святых мучеников Адриана и Наталии 8 сентября 1975 года.

Честную двоицу прославим, Любовь и мир приобретем,
Терпенье, подвиги восхвалим. Пример самим себе найдем

 

Сегодня мы собрались в этом храме в престольный, праздник святых мучеников Адриана и Наталии для того, чтобы помолиться единым сердцем и едиными усты.

Большое количество собравшихся молящихся очень радует.

Невольно вспоминаются мне те слова, которые бывают написаны в некоторых храмах на наружной западной стене: «Да будут очи твои отверсты на храм сей день и нощь».

Эти слова говорят о том, что христианин должен пред своим мысленным взором иметь святой храм в продолжение суток и в продолжение всей своей жизни.

Что значит день и нощь? Многие могут сказать, что на храм смотреть нашими глазами мы можем днем, но ночью, когда обыкновенно человек спит, осуществить это трудно. Это так, но только в прямом смысле, а если эти слова рассмотреть в переносном смысле, то их можно истолковать так: когда человека в жизни посещает скорбь или беда, то это время можно назвать ночью человеческой жизни, а когда приходит радостьили духовное утешение, то это день.

Толкуя эти слова, в переносном смысле, мы должны, дорогие братья и сестры, всегда пред своим взором иметь Божий храм: и тогда, когда у нас скорбь и печаль, и тогда, когда у нас радость. Если радость, то мы должны благодарить Бога за радость, посланную нам. Если у нас с вами скорбь и беда, то мы должны просить Бога об утолении нашей печали, нашей скорби и беды. Тогда нам станет ясно, что наши христианские очи должны быть отверсты на храм день и нощь.

Есть и еще одна важная причина, по которой мы должны смотреть всегда на храм Божий и всегда его представлять перед нашими очами.

Один святитель Русской Православной Церкви, обращаясь к своим духовным детям, говорил так: «Чада, любите храм Божий, ибо храм Божий есть небо на земле». И это воистину так. Почему храм Божий небо на .земле? Потому, что здесь присутствует Сам Господь в Святых Тайнах, потому, что здесь мы видим перед собой лики Божией Матери, святых угодников Божиих — наших непрестанных ходатаев и наших молитвенников. Каждое изображение, пусть это Матери Божией, пусть святых угодников Божиих, напоминает нам о их жизни и зовет к подражанию.

Для чего потребно все это вспоминать? А потому что мы, христиане, призваны для того, чтобы в своем сердце создавать храм Божий. А образец такого храма пред нами это сей рукотворный храм с присутствием Бога, Божией Матери, святых угодников Божиих, проповедования учения Господня. Следовательно, чтобы создать храм внутри себя, внутри своего сердца, и чтобы в этом храме почивал Сам Господь, надо любить наш рукотворный храм.

Любить храм — это широкое обобщающее понятие. По поводу нашего отношения к храму в Священном Писании есть такое выражение: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», то есть, стоя здесь, в этом рукотворном храме, мы представляем себе, что стоим на небе.

Для этого надо иметь особое состояние. Состояние, называемое благоговением. При входе в храм мы должны вести себя благоговейно, войдя, должны назидаться всем тем, что предлагает нам Святая Церковь за богослужением.

Если у нас такого благоговения не будет, то мы, и бывая в храме, уйдем из него, подобно фарисею, неоправданными, потому что мы не сумели впитать в себя величайшую добродетель.смирения, о которой Господь сказал, что нищие духом блаженны, ибо их есть Царствие Божие.

Таким образом. Царствие Божие приобретается через смирение. Смирение приходит через сознательное благоговение. И любовь к Церкви зиждется на смирении и на благоговении.

Вспомните мытаря, вошедшего в храм. Он считал себя хуже всех и видел свое недостоинство, мешающее ему по своим грехам войтив храм Божий. Это, дорогие братья и сестры, высший образец смирения, за что мытарь был оправдан, пред Богом.

Такие слова, о которых я сегодня напомнил вам, должны в нынешний праздник соответствующим образом наставлять нас и радовать нас. "

Память святых мучеников Адриана и Наталии — это также воспоминание об их замечательной супружеской жизни, напоминающей о том, что семья должна быть, по словам апостола, «домашней церковью». Это тоже назидательная часть нынешнего праздника.

Если мы научимся смирению, благоговению злоба, осуждение и всякое немирствие, которые часто встречаются между нами, людьми. Смирение и благоговение приведут нас к добрым плодам духовным, помогающим нам создать храм внутри себя.

Вот такие мысли, дорогие братья и сестры, сегодня предложил я вам, чтобы вы, насладившись молитвой в храме и утешившись теми замечательными словами, о которых я вам напомнил, сложили их в свое сердце, и тогда они помогли бы вашему духовному совершенствованию. Аминь.


Источник: Журнал Московской Патриархии, № 8 1990

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.