Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
13 марта 2010 года

У церковных стен

Православная церковь в советское время

К 100-летию со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Пимена

Памяти Святейшего Патриарха ПИМЕНА

На нетленную жизнь прихожду днесь...

Эти слова из пасхального канона неоднократно звучали в эти печальные дни погребения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. "

«Вси о Христе воскресшем, в надежде воскресения и Жизни Вечной умирающий. Христовым воскресением от печальных мира сего на веселая и радостная проставляются, воскресным пением над усопшим Церковь возвещает»,— читаем мы в православном требнике.

3 мая 1990 года в 15 часов в Патриаршей резиденции на 80-м году жизни в Бозе почил Святейший Патриарх Пимен. Его родиной был город Богородск (с 1930 года — Ногинск), находящийся в нескольких десятках километров к востоку от Москвы. Некогда здесь была ямская слобода, где меняли лошадей, и путники имели возможность немного отдохнуть по дороге из Москвы в Нижний Новгород и Казань. В 1781 году, при учреждении губерний, на месте слободы был образован уездный город Богородск.

В начале века в центре города на берегу реки Клязьмы возвышался величественный Богоявленский собор, построенный в 1876 году на месте обветшавшего храма XVIII века.

Чуть дальше по улице виднелся пятиглавый храм, освященный в 1857 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) в честь Тихвинского образа Божией Матери. С его могучих сводов, покоившихся на четырех столбах, спускалось величественное паникадило в виде большого четырехгранного креста. Составленный из разноцветных стекол, крест излучал мягкий матовый свет. На гранях его светились разноцветные лампады. Это паникадило было изготовлено под руководством Михаила Карповича Извекова — отца покойного Святейшего Патриарха Пимена.

В годы его юности храмы города принимали под свои своды святыни закрываемых близлежащих монастырей: из Николаевской Берлюковской пустыни — икону «Лобзание Христа Иудой», из Троицкой Лавры — образ Преподобного Сергия, из Звенигородского Саввина монастыря — икону преподобного Саввы Сторожевского, а из подмосковного города Бронницы — Иерусалимскую икону Божией Матери.

В городском рабочем поселке Глухово был еще один храм — в честь Живоначальной Троицы. Недалеко от него находился дом Извековых. Здесь 23 (10) июля 1910 года, в тот день, когда Святая Церковь празднует положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых родился сын. А через неделю младенец был окрещен в честь Преподобного Сергия, игумена Радонежского, великого печальника земли Русской.

Михаил Карпович Извеков работал в то время механиком на глуховской фабрике Арсения Морозова. После национализации ткацкой фабрики Шибаева руководство пригласило туда Михаила Карповича на должность главного механика; семья переехала на другой конец города — в Истомкино. С того времени Извековы стали прихожанами Богоявленского собора.

Михаил Карпович, человек умный, доброжелательный и чуткий к нуждам рабочих, в городе был известен, пользовался большим уважением и почетом. Большую часть времени он проводил на работе, и труды по воспитанию сына в основном ложились на плечи матери — Пелагеи Афанасьевны. Ей помогала старшая сестра Сергея, являвшаяся его крестной матерью, — Мария Михайловна, к тому времени вышедшая замуж и нянчившая крестника вместе со своими детьми.

Пелагея Афанасьевна (ее девичья фамилия — Иванова), набожная, проникнутая строгим русским православным духом, отличалась тонким ясным умом, беспредельной кротостью и добротой. Она глубоко скорбела о том, что дети, рождавшиеся от старшей Марии, умирали в младенчестве. Обращаясь в своей печали к Творцу Вседержителю, Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить своего сына Сергея служению Богу.

Пелагея Афанасьевна умело направляла воспитание своего сына. В доме было много духовной литературы. Мать охотно читала Сергею вслух, скоро и самого Сергея с трудом можно было оторвать от книг. Ознакомившись со Священной Историей Ветхого и Нового Завета, он стремился глубже постичь непреходящее значение Христова учения. Появились любимые духовные писатели. «Я с детства увлекался творениями «русского златоуста» — архиепископа Херсонского Иннокентия,— говорил Святейший Патриарх Пимен. — Мне всегда нравилась глубина его мыслей. Чем больше вчитывался я в его проповеди и другие произведения, тем больше восхищался его богословием. Что же касается формы изложения и красоты слога, то я был уверен в непревзойденности сего святителя, и если бы тогда кто-нибудь меня спросил, кто мне больше всех нравится из Херсонских архипастырей, я бы, не обинуяся, ответил: Иннокентий».

Мудрое влияние матери скоро принесло свои плоды. Храм стал для Сергея самым дорогим местом. Его трогало благолепие церковных служб, глубоко в душу проникало стройное пение. Вместе с матерью он посещал близкие сердцу русского христианина священные места.

Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, будущий ее священноархимандрит говорил: «Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры».

Занятиям в школе предшествовали уроки, которые давала Сергею опытный педагог и близкий семье Извековых человек — Анна Андреевна Борисова, супруга богородского протоиерея Владимира Борисова.

В городской средней школе имени В. Г. Короленко Сергея Извекова приняли сразу в 3-й класс. Догонять сверстников не пришлось: по успеваемости он всегда был одним из лучших учеников. Учителей поражала разносторонность его интересов: технические и гумманитарные предметы одинаково увлекали его. После занятий в классах его видели то в одном, то в другом школьном кружке. В старших классах Сергея Извекова избрали председателем ученического исполкома по организиции общественных мероприятий школы.

Годы обучения в школе были и годами духовного роста. В праздничные и в свободные от учебы дни Сергей — в храме. От читает и поет на клиросе, иподиаконствует у епископов Богородских Никанора и Платона.

В 1923 году Сергея, обладавшего прекрасным голосом, пригласили в архиерейский хор собора. Пение в хоре соединялось с серьезными теоретическими занятиями. Сергей делал большие успехи под руководством известного профессора Александра Воронцова и его помощника Евгения Дягилева. Овладев секретами вокального и регентского искусства, он уже вскоре сам пробовал силы в управлении хором своих сверстников при паломничествах по святым местам Центральной России.

В 1925 году после окончания школы Сергей переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. А 4 октября (21 сентября) 1927 года, в день праздника Обретения мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского, дал обеты самоотречения, смирения и послушания. «В одном из самых уединенных скитов Лавры, — вспоминает Святейший Патриарх,— в пустыни Святого Духа Параклита (Параклит — Заступник, Утешитель.— Ред.), состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, «вся вменяющего во уметы, да Христа приобрящу». Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу».

Совершавший постриг духовник скита игумен Агафодор нарек инока Пименом — в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого (340—450). «Мое имя «Пимен» (которое переводится как «пастырь»), — говорил Святейший Патриарх, — дано мне Провидением. Когда я размышляю о своем монашеском имени «Пимен», я всегда думаю о том, что оно обязывает меня ко многому. Промысл Божий повелел мне стать пастырем. Но если мы обратимся к Святому Евангелию, то услышим слова Христа Спасителя о том, что нужно быть не просто пастырем, а пастырем добрым, который полагает душу свою за овец своих. Именно это, несомненно, налагает на меня, как носителя этого имени, большую ответственность».

Так в безмолвной тишине лаврского скита Параклита, вдали от любопытных взоров людских начался исторический путь монаха Пимена — «от иноческой келлии до патриаршего престола».

После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен руководил хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого.

Перед рукоположением во иеродиакона монах Пимен сдал экзамены за курс духовной школы. Экзамены принимала авторитетная комиссия под председательством благочинного храмов Сретенского сорока (сороками назывались благочиния) Москвы и настоятеля храма во имя Святителя Николая в Звонарях протоиерея Александра Зверева. 16 (3) июля 1931 года архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил монаха Пимена во иеродиакона в дорогомиловском Богоявленском соборе в Москве. В том же соборе, к которому был приписан иеродиакон Пимен, 25 (12) января 1932 года Владыка Филипп совершил его хиротонию во иеромонаха.

В течение нескольких лет иеромонах Пимен проходил свое монашеское послушание в миру. «Мое благовествование началось с того времени, как я принял сан иеромонаха»,— вспоминал Святейший Патриарх Пимен. Подлинно духовная жизнь — это восприятие Божественного Откровения средствами благодатно возрожденного разума, нераздельно от христианского благочестия: «...нет иного способа стать истинным богословом, как только через общение с Самой Истиной, открывающейся человеку в меру чистоты его сердца и ума. А эта чистота достигается молитвой, постом, покаянием, причащением, смирением, любовию и всякой христианской добродетелью...»

Иеромонах Пимен был регентом дорогомиловского Богоявленского собора, где принял хор, организованный ранее известным регентом — Павлом Константиновичем Нестеровым. Иеромонах Пимен успешно руководил церковными хорами и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных дирижеров.

Наступили героические годы Великой Отечественной войны. Клирики и миряне Русской Православной Церкви с первого дня войны активно включились в общенародное движение в защиту Родины, внося свой посильный вклад в приближение дня славной победы. Русская Православная Церковь вновь — и в который раз! — проявила искреннюю и самоотверженную любовь к Родине и высокий гражданский патриотизм. Окончание войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме Владимирской епархии. Этот исторический собор приобрел известность еще во время Отечественной войны 1812 года: в собор была временно перенесена из Москвы чудотворная Иверская икона Божией Матери.

В 1946 году иеромонах Пимен продолжал священнослужение в Одесской епархии, которой управлял тогда епископ Херсонский и Одесский Сергий (Ларин). Отец Пимен был также казначеем Одесского Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, был преподавателем в открывшейся в то время Одесской Духовной Семинарии, исполнял другие послушания. За неутомимые труды иеромонах Пимен в декабре 1947 года был удостоен сана игумена с возложением креста с украшениями.

В том же году он перешел в Ростовскую епархию. Игумен Пимен занимал должность секретаря епископа, был членом епархиального совета и ключарем кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.

Обладая драгоценной способностью вносить порядок и благочиние в церковную жизнь прихода, монастыря, епархии, игумен Пимен вскоре был призван к более ответственному служению: указом Святейшего Патриарха Алексия он в конце 1949 года был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. На Светлой седмице в 1950 году митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), временно управлявший Псковской епархией, возвел игумена Пимена в сан архимандрита. Псково-Печерский монастырь нуждался после трудных военных лет в значительном ремонте и благоустройстве. Архимандрит Пимен провел в обители большие ремонтно-реставрационные работы. В прежней красе предстали храмы обители, хранящие бесценные произведения церковного искусства, дорогие православному сердцу святыни: образ Успения Пресвятой Богородицы, чудотворную Владимирскую икону Богоматери, древний образ преподобного Корнилия Печерского, резное изображение Святителя и Чудотворца Николая, запрестольный беломраморный образ Воскресения Христова и многие другие святыни.

Архимандрит Пимен мудрым и рассудительным управлением благоустроил всю монастырскую жизнь и снискал у братии и многочисленных паломников глубокую любовь. Благодарная память об архимандрите Пимене, его добром сердце и душевной отзывчивости и поныне жива в Псково-Печерской обители.

В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. За многополезные церковные труды он был удостоен вскоре Святейшим Патриархом Алексием права ношения двух крестов с украшениями и служения с архиерейским посохом. И эту редкую награду новый наместник, управлявший Лаврой от имени Святейшего Патриарха четыре года, оправдал многими трудами на благо обители и ее братии. Святейший Патриарх Пимен называл эти четыре года «особенно ответственным периодом» в своей жизни; «За этот прекрасный и содержательный отрезок жизни много получено духовного утешения и неведомой для мира радости, радости, понятной только инокам».

Троице-Сергиева Лавра была еще не столь благоустроенной, какой мы привыкли видеть ее ныне- Академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, например, еще не был восстановлен. Преподаватели и учащиеся Духовных школ «пользовались каждым лаврским храмом как академическим, пели в этих храмах и присутствовали за богослужениями, — вспоминал Святейший Патриарх Пимен» — Каждый воскресный и праздничный день я проповедовал» И всегда я это делал с большим волнением и смотрел на это, как на экзамен, потому что мне приходилось проповедовать в присутствии профессоров и преподавателей наших Академии и Семинарии».

Трудами и заботами наместника Лавры архимандрита Пимена академический храм был возобновлен и вновь открыт для богослужений 21 мая 1955 года. В тот день у Троицкого собора Лавры архимандрит Пимен передал ректору Московской Духовной Академии протоиерею Константину Ружицкому частицу мощей святого апостола первомученика архидиакона Стефана для положения в престол освящаемого храма. После этого крестный ход во главе с архимандритом Пименом, несшим образ Преподобного Сергия, направился в Духовную Академию. Здесь Святейший Патриарх Алексий принял святые моши и совершил чин освящения Покровского храма в сослужении архимандрита Пимена и других клириков.

По благословению Патриарха Алексия архимандрит Пимен продолжил ремонтно-реставрационные и строительные работы в Лавре. Его попечением в Сергиевском трапезном храме были сооружены два новых придела — во имя святителя Белгородского Иоасафа и во имя преподобного Серафима Саровского. Когда же Троице-Сергиева Лавра была в целом благоустроена, Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод, принимая во внимание большой административный опыт и выдающиеся духовные качества ее наместника, призвали архимандрита Пимена к более высокому и ответственному — епископскому — служению: 4 ноября 1957 года ему определено было быть епископом Балтским, викарием Одесской епархии.

В субботу 16 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе Одессы наречение архимандрита Пимена во епископа Балтского совершили Святейший Патриарх Алексий, архиепископ Одесский и Херсонский Борис, архиепископ Кишиневский и Молдавский Нектарий, епископ Кировоградский и Николаевский Иннокентий, епископ Переяслав-Хмельницкий Нестор.

Архимандрит Пимен в речи при наречении, в частности, сказал: «Я же свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием принимаю как волю Божию и твердо верю в то, что вседетельная благодать Святого Духа коснется меня через возложение ваших святительских рук и укрепит меня на великое служение Церкви Божией. помогая ходить достойно звания, в которое я призван. Тогда малые крупицы духовного хлеба, преломленные во благословении, смогут напитать через меня тысячи алчущих душ».

На следующий день за Божественной литургией в Успенском соборе хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского совершили Святейший Патриарх Алексий и те же Преосвященные архиереи.

При вручении архиерейского жезла Святейший Патриарх Алексий подчеркнул: "Мы знаем, что все устрояется здесь, на земле, по всеблагой о каждом из нас воле Божией. А посему и твое избрание является не рук наших и нашего произволения делом, а благим изволением Господним чрез наше недостоинство".

Промыслительным представляется и то, что в Успенском соборе Одессы находится до сего дня особо чтимая Патриархом Пименом Касперовская икона Божией Матери, под покровительством которой и освещалась, его хиротония. «Я счастлив, что именно от этой замечательной иконы я получил первое благословение на свой архипастырский путь... Так совершилась воля Божия о мне».

В декабре 1957 года епископ Балтский Пимен был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, а в июле 1960 года ему было поручено ответственное послушание управляющего делами Московской Патриархии. В ноябре он был удостоен сана архиепископа, а в марте 1961 года ему определено быть архиепископом Тульским и Белевским с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.

Святейший Патриарх Алексий поручал архиепископу Пимену наряду с основными обязанностями временное управление (в разные годы) Луганской, Смоленской, Костромской, Тамбовской епархиями. Некоторое время он был председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии и настоятелем Богоявленского патриаршего собора. Всюду, куда бы ни направляла высшая церковная власть Владыку Пимена, его энергия, совершенная преданность церковному делу, душевная отзывчивость, большой церковно-административный опыт помогали вносить в церковную жизнь не только согласие и порядок, но и столь необходимое благолепие.

14 ноября 1961 года состоялось назначение архиепископа Пимена на Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита. Обращаясь к новой пастве в Свято-Троицком соборе в Александро-Невской Лавре 2 декабря 1961 года, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен сказал: «Святейший Патриарх Алексий, напутствуя меня на новое место служения, поручил мне передать свое благословение пастырям и пастве той епархии, где он долгие годы провел в тесном единении и горячем общении с духовенством и верующими в дни блокады Ленинграда... Прибыв к вам, к своей новой пастве,— продолжал Владыка Пимен с присущим ему глубоким смирением, — я не привез блестящих дарований ума или красоты мысли, не привез вам витийства и красоты проповеди, а привез вам в дар только одно, самое необходимое и самое дорогое для верующего человека,— я привез вам мир Божий и благословение от московских святынь и обители Преподобного Сергия Радонежского и его сподвижников... Я надеюсь, что вы будете вспомоществовать мне вашими молитвами. Если, как сказал один святитель Церкви, пастыри должны быть светильниками для паствы, то молитвы о них пасомых должны быть елеем для этих светильников».

Два года суждено было митрополиту Пимену трудиться на Ленинградской кафедре, и за это сравнительно недолгое время он всемерно содействовал благоприятному течению церковных дел Ленинградской митрополии, дальнейшему развитию Ленинградских Духовных Академии и Семинарии.

9 октября 1963 года Высокопреосвященный Пимен становится митрополитом Крутицким и Коломенским и самым близким помощником и соратником Святейшего Патриарха Алексия.

Митрополит Пимен успешно управлял Московской епархией, участвовал в заседаниях Священного Синода, вместе со Святейшим Патриархом Алексием совершал в воскресные и праздничные дни богослужения в Богоявленском патриаршем соборе, часто служил он и в других храмах Москвы. Он отрицательно относился к сокращениям богослужений и треб и своим строго уставным служением являл добрый пример духовенству. За богослужениями он неизменно произносил слово архипастырского поучения душевно и доходчиво.

На протяжении 48 лет своего священнослужения Святейший Патриарх Пимен произнес множество проповедей, в которых излагаются догматы веры, сущность и значение церковных праздников, в которых звучит постоянный призыв к духовному совершенствованию, к любви, братству и миру. Эти проповеди являются прекрасными образцами гомилетического искусства. Они отличаются цельностью композиции, простотой изложения и в то же время предельной емкостью смысла, краткостью и понятностью формулировок, вмещающих глубокие богословские истины.

День Патриарха Пимена начинался и кончался молитвенным правилом. За его внешней строгостью неизменно чувствовалась внутренняя доброта, внимание и участливая забота о своих подчиненных, отражавшие глубокий духовный мир и молитвенную сосредоточенность его души.

Как член Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира (с 1963 года). Владыка Пимен принимает участке в Варшавской (1963) сессии Всемирного Совета Мира, в комиссии «Европейская безопасность и разоружение» Всемирного Совета Мира в Женеве (1966) и в других заседаниях ВСМ. Митрополит Пимен выступает на Конференции представителей советской общественности за всеобщее разоружение и мир в Москве в 1962 году и на Всесоюзной конференции советской общественности за мир, национальную независимость и разоружение в Москве в 1965 году.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен возглавил делегацию Русской Православной Церкви на Всемирном конгрессе за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение в Москве в июле 1965 года. Он участвовал в работе Всемирной ассамблеи мира в Берлине (1969) и Ассамблеи Всемирного Совета Мира в Будапеште (1971).

Будучи членом Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом, митрополит Пимен деятельно участвовал в его работе.

После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Пимен как старший по хиротонии постоянный член Священного Синода вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя и на этом посту больше года руководил Церковью. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, Митрополит Пимен был единодушно избран четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси.

В заключительном слове новоизбранный Патриарх сказал: «Исповедую немощь свою перед высотой патриаршего звания и предъявляемых требований к Предстоятелю Церкви, но уповаю на всесильную десницу Божию, проведшую меня от иноческой келлии до Патриаршего престола, и на вашу братскую действенную помощь».

3 июня 1971 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за Божественной литургией состоялась торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В своем первосвятительском служении Святейший Патриарх Пимен явил себя достойным преемником и продолжателем церковного делания Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия, Алексия.

Исполняя свой первосвятительский долг, Святейший Патриарх заботился о неприкосновенности апостольского учения, священных канонов и преданий церковных, насаждал благочестие и доброе житие во всероссийской пастве. Под его особым попечением находились Духовные школы Русской Православной Церкви и издательское дело.

Заботясь об укреплении межправославного единства, он посетил Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский Патриархаты, Грузинскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую, Элладскую, Чехословацкую, Американскую, Финляндскую Поместные Православные Церкви. Был на Святом Афоне. Со своей стороны Предстоятели всех Поместных Православных Церквей испытывали братское гостеприимство, с любовью оказываемое им Святейшим Патриархом Пименом.

Почивший Предстоятель нашей Церкви понимал всю важность экуменической деятельности. Он неоднократно посещал Армянскую Апостольскую Церковь. Был гостем Предстоятелей Коптской, Эфиопской и Сирийской Ортодоксальной Церквей. В 1982 году посетил штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей в Женеве. Многие выдающиеся религиозные деятели мира посещали Москву и выносили самые добрые чувства от встреч с Первосвятителем нашей Церкви.

Святейший Патриарх Пимен обладал чувством величайшей ответственности за судьбы мира и благополучие своей Отчизны. Он являлся членом Всемирного Совета Мира и Советского комитета защиты мира, был инициатором проведения в Москве Всемирных межрелигиозных миротворческих конференций в 1977 и 1982 годах, участвовал в работе Второй Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению в Нью-Йорке, а также в V Всехристианском мирном конгрессе в Праге в 1978 году.

Труды Патриарха Пимена отмечены множеством церковных и светских наград, включая два ордена Трудового Красного Знамени и орден Дружбы народов. Святейший Патриарх Пимен — почетный член Московской и Ленинградской Духовных Академий и доктор богословия Московской Духовной Академии, Евангелического богословского факультета в г. Братиславе, Евангелическо-Лютеранской Церкви Словакии, Православного богословского факультета в г. Прешове Чехословацкой Православной Церкви и Софийской Духовной Академии имени св. Климента Охридского Болгарской Православной Церкви.

В 1977 году вышел 1-й, а в 1985 году — 2-й том «Слов, речей, посланий, обращений» Патриарха Пимена.

Последние годы жизни почившего Предстоятеля Русской Церкви отмечены знаменательными событиями. В лучшую сторону изменились отношения Церкви и государства, что нашло свое выражение во всестороннем развитии жизни Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Пимен возглавил подготовку и торжества 1000-летия Крещения Руси в 1988 году и празднование 400-летия установления Патриаршества в Русской Православной Церкви в 1989 году. Признанием заслуг Святейшего Патриарха в его общественном служении явилось избрание его в 1989 году народным депутатом СССР.

***

Закончилось поприще земной жизни Первосвятителя. Кончина в дни Святой Пасхи, когда всем жизнь возсияюща, всегда понималась Церковью как знак особенно непорочного жития.

Как вспоминают близкие Святейшему Патриарху люди, первое резкое ухудшение его здоровья произошло в ноябре 1985 года.

11 июля 1988 года за всенощным бдением Святейший неожиданно почувствовал слабость. Болезнь — сахарный диабет — вновь обострилась. 29 августа, как только позволило самочувствие, Святейший Патриарх выехал в санаторий, откуда по настоянию врачей был переведен в Объединенную спецбольницу 4-го Главного Управления Министерства здравоохранения СССР. При всестороннем обследовании было выявлено злокачественное образование. Консилиум врачей, возглавленный министром здравоохранения СССР Е. И. Чазовым, пришел к однозначному выводу: необходимо срочное хирургическое вмешательство. В клинику были приглашены члены Священного Синода, где их проинформировали о состоянии здоровья Патриарха.

Святейший Патриарх Пимен был извещен о необходимости операции, однако от него был получен категорический отказ. «На все воля Божия»,— отвечал он. Болезнь прогрессировала: временами отказывали ноги, наблюдались склеротические явления, нарушался ритм сердца... Святейший слабел, но в меру сил продолжал вести церковные дела, участвовал в заседаниях Священного Синода. Все реже выезжал он в Богоявленский собор, за богослужениями молился и причащался Святых Христовых Тайн в Крестовом храме Московской Патриархии.

6 апреля 1990 года произошло резкое ухудшение состояния здоровья, выразившееся в полном упадке сил и отказе от принятия твердой пищи. В среду Страстной седмицы Патриарха Пимена посетил духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл, который принял от Святейшего исповедь. В тот же день Святейший Патриарх приступил к Таинству Елеосвящения. В Великий Четверг Его Святейшество причастился Святых Христовых Тайн и освятил малую часть новоприготовленного мира. В Пасхальную ночь Святейший Патриарх Пимен со слезами молился в своей келлии.

На второй день Светлого Христова Воскресения, 16 апреля, впервые Святейший Патриарх Пимен принимал пасхальные поздравления не в Богоявленском кафедральном соборе, а в своей резиденции (см.: ЖМП, 1990, № 7).

29 апреля у постели болящего было организовано постоянное дежурство. Стало очевидно, что приближается неизбежная кончина.

На 3 мая было запланировано очередное заседание Священного Синода. Утром в Крестовом храме Патриархии архиепископ Зарайский Алексий совершил Божественную литургию и причастил Святейшего Патриарха Пимена Святых Христовых Тайн. В 15 часов Святейший Патриарх позвал своего келейника и попросил приподнять его на постели. Глубоко вздохнув, Святейший Патриарх Пимен мирно отошел ко Господу.

Архиепископ Алексий прочитал над новопреставленным разрешительную молитву. Тут же присутствовали члены Священного Синода. Над телом почившего Первоиерарха Русской Православной Церкви митрополитом Киевским и Галицким Филаретом была совершена первая панихида. По облачении в архиерейские одежды тело было положено во гроб и установлено в Крестовом храме. Братия Свято-Данилова монастыря начала над скончавшимся Первосвятителем чтение Святого Евангелия.

Угас светильник, треть века стоявший на свещнице архиерейства. Русская Православная Церковь лишилась Первоиерарха, почти два десятилетия несшего свое нелегкое послушание. Печальная весть о кончине Святейшего Владыки облетела христианский мир, болью отозвавшись в сердцах...

С вечера 3 мая за каждым богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви совершались панихиды по почившему. Торжественно и величаво звучали песнопения пасхального канона. Нелегко было служащим поминать имя Святейшего Отца как усопшего. Со слезами молился народ...

Вечером по Всесоюзному радио и по Центральному телевидению было сообщено о кончине Святейшего Патриарха Пимена.

В 19 часов в Патриархию прибыло руководство Совета по делам религий при Совете Министров СССР во главе с его председателем Ю. Н. Христорадновым, который выразил глубокое соболезнование Синоду Русской Православной Церкви.

На вечернем заседании Священный Синод избрал в два тура Патриаршим Местоблюстителем Митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Украины.

Согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, как первый наместник Патриарха, вступил в управление московскими приходами.

4 мая, утром, у гроба Святейшего в Крестовом храме архиепископ Зарайский Алексий совершил Божественную литургию и панихиду. В 16.30 митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир совершил литию, священнослужители подняли гроб с телом Патриарха на плечи и под пение Святый Боже... внесли его в стоявший во дворе катафалк.

В 17.00 траурный кортеж прибыл в Богоявленский патриарший собор. На встречу гроба Святейшего Патриарха в полном облачении вышли постоянные и временные члены Синода, Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх всея Украины, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, митрополит Минский и Гродненский Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Одесский и Херсонский Леонтий, архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, епископы Пермский и Соликамский Афанасий, Брестский и Кобринский Константин, настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк, духовенство.

Открытый гроб с телом усопшего был поставлен на патриаршей кафедре, где столько раз за истекшие с исторического 3 июня 1971 года девятнадцать лет молился Святейший. У гроба, покрытого патриаршей зеленой мантией с красными источниками и золотыми херувимами,—свечи, рипиды, предносный крест, белоснежный херувимский кукуль, дикирий и трикирий. ...Богоявленский собор был переполнен народом. Люди держали в руках пасхальные свечи и цветы. На глазах — слезы.

Пением Христос воскресе... началась заупокойная лития. Ее возглавил Патриарший Местоблюститель Митрополит Филарет. Звучного соборного хора почти не было слышно — пел весь многотысячный сонм молящихся, в едином порыве вознося ко Господу плач о почившем. Душа его во благих водворится и память его в род и род...

В 18 часов началось заупокойное богослужение-парастас, которое в сослужении клириков совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, митрополит Минский и Гродненский Филарет, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, епископ Пермский и Соликамский Афанасий.

По окончании вечернего богослужения для всех молящихся был открыт доступ ко гробу Святейшего для прощания.

В изголовье был поставлен аналой, перед которым московское духовенство непрерывно, и днем и ночью, читало Евангелие и совершало заупокойные богослужения.

Трудно найти человека, который бы не знал имени Святейшего Патриарха Пимена. А в эти траурные дни и ночи у патриаршего гроба скорбела осиротевшая Русская Православная Церковь, скорбели все до единого чада ее: ко гробу притекала прибывшая из разных мест всероссийская православная паства. Люди шли проститься с Патриархом и получить в последний раз его — теперь уже незримое — благословение.

5 мая Божественную литургию и панихиду в Богоявленском соборе совершил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир в сослужении духовенства. В 13 часов проститься со Святейшим прибыл Святейший и Блаженнейший Илия II, Католикос-Патриарх всей Грузии, который также совершил панихиду.

Вечером, в канун 3-й Недели по Пасхе, всенощное бдение в соборе возглавил Патриарший Местоблюститель Митрополит Киевский и Галицкий Филарет в сослужении членов Священного Синода. По окончании всенощной литию у гроба почившего Первоиерарха совершил Блаженнейший Митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей обратившийся ко всем присутствовавшим в соборе со словом о почившем Предстоятеле Русской Церкви.

Наступило 6 мая, воскресенье,— последний день прощания с Патриархом. Божественную литургию в Богоявленском соборе совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Филарет с собором членов Священного Синода: митрополитами Ленинградским и Новгородским Алексием, Минским и Гродненским Филаретом, Крутицким и Коломенским Ювеналием, Ростовским и Новочеркасским Владимиром, Одесским и Херсонским Леонтием, архиепископами Смоленским и Калининградским Кириллом, Ярославским и Ростовским Платоном, Кировским и Слободским Хрисанфом, Тернопольским и Кременецким Лазарем, епископами Пермским и Соликамским Афанасием и Брестским и Кобринским Константином.

Почтить память усопшего Предстоятеля Русской Православной Цйркви в патриарший собор прибыли Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, Председатель Совета Министров РСФСР А. В. Власов, председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР Ю. Н. Христораднов, председатель Совета по делам религий при Совете Министров РСФСР Л. Ф. Колесников, представители общественных организаций, народные депутаты, члены дипломатического корпуса.

А. И. Лукьянов от имени Президента СССР М. С. Горбачева, Верховного Совета и правительства СССР, а также от имени Верховного Совета и правительства Российской Федерации выразил глубокое соболезнование Священному Синоду, всему клиру и мирянам Русской Православной Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В своем слове он, в частности, сказал:

С именем покойного Патриарха связана крупная страница в истории Русской П/уавославнои Церкви и всего нашего общества. Всем чадим Русской Православной Церкви он завещал любигь свою Родину, защищать ее, трудиться во благо ее. Эти слова, принадлежащие покойному Патриарху, характеризуют его как великого патриота нашего Отечества, как человека, заботящегося о благе людей, об их духовном мире. Очень много сил положил Патриарх на то, чтобы в мире жили все народы нашей страны, чтобы к этому стремились все Церкви, расположенные на ее территории. Мы высоко ценим деятельность Патриарха по защите прав человека, по возрождению милосердия к человеку. Миротворческая деятельность покойного Патриарха оценена высокими наградами нашей Родины, высшей наградой Всемирного Совета Мира. Патриотом, подлинно духовным пастырем и останется Святейший Патриарх Пимен в сердцах верующих, в сердцах всех советских людей. Еще раз выражаю глубокую скорбь по поводу кончины Святейшего Патриарха Пимена.

Патриарший Местоблюститель Митрополит Филарет произнес ответное слово:

Уважаемый Анатолий Иванович! Позвольте мне в эти скорбные минуты от имени Священного Синода, от всего епископата, монашествующих и всех верных чад Русской Православной Церкви выразить нашу сердечную благодарность Президенту нашей страны М. С. Горбачеву, Вам лично, как Председателю Президиума Верховного Совета СССР, правительству нашей страны, а также Верховному Совету, правительству Российской Федерации за глубокое соболезнование и высокую оценку деятельности Святейшего Патриарха Пимена.

Святейший Патриарх Пимен, действуя в духе христианской любви и милосердия, призывал всех верующих нашей страны решать в духе мира и любви те проблемы, которые стоят перед нашей Родиной. И впредь Русская Православная Церковь в содружестве со всеми Церквами Советского Союза будет делать все возможное, чтобы утверждать в сердцах людей нашего многонационального Отечества чувство любви к своей Отчизне, чувство милосердия. Мы не забываем и о священном долге творить мир не только среди народов нашего Отечества, но и во всем мире. Мы надеемся, что те положительные процессы, которые происходят в нашей стране, будут способствовать развитию добрых отношений между государствами.

В Книге соболезнований А, И. Лукьянов оставил запись:

Память о Патриархе Пимене будет жить в сердцах советских людей. Патриарх — пастырь, человек, заботившийся о благе ближних, о мире в обществе и на всей планете — таким покойный Патриарх останется в нашей памяти.

По окончании заупокойной Божественной литургии те же архиереи совершили чин отпевания почившего Патриарха. Удивительно сочетание этого печального чинопоследования с пасхальным каноном! Воистину Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых: От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преееде.

Во время отпевания слово соболезнования произнес Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II:

Мы прибыли из Грузии, из древней Иверии, удела Пресвятой Богородицы, чтобы разделить вашу скорбь по поводу кончины нашего возлюбленного во Христе брата Святейшего Патриарха Пимена. Воистину, как говорит святой Симеон Новый Богослов: «Начало жизни у меня есть конец, конец — начало, я не знаю, откуда прихожу, не знаю, где нахожусь, и не ведаю, куда опять завтра пойду». Такова судьба каждого человека. На грузинском языке не говорят, что человек умер, а говорят — изменился. И ныне, в час последнего прощания, перед нами встает светлый образ Первосвятителя, который воистину был добрым пастырем всероссийской паствы. Я с любовью вспоминаю годы учебы в Московской Духовной Академии, когда Святейший был наместником Троице-Сергиевой Лавры, когда мы, студенты и наши преподаватели, с любовью ходили слушать красноречивые и глубокие по содержанию проповеди тогда еще полного сия молодого наместника. Особенно мы любили присутствовать на совершаемых им монашеских постригах. Потом его епископская хиротония и, наконец, 19 лет тому назад интронизация на Патриарший Всероссийский престол Первосвятителя, Когда мы со стороны смотрим на жизнь Святейшего Патриарха Пимена, то видим только величие и славу, вспоминаем торжественные богослужения, но не видим тяжелых испытаний, которые он перенес, бессонных молитвенных ночей, слез и страданий, того тяжелого креста, который нес он на своих раменах.

Святейший Владыка, прости нас за нашу близорукость!

Святейши и Патриарх Пимен всегда был примером духовности и церковности. Его присутствие в 1977 году на моей интронизации в Грузии я воспринял как знак особого благоволения Божиего. Святейший Патриарх Пимен вышел из Лавры Преподобного Сергия, и сегодня он вновь возвращается туда. И ныне. в час перехода от времени к вечности, мы возносим молитву: «Господи, Боже наш, Сам на земли жизнь его прославил оси. Сам же и исход жития его со святыми Твоими праведными
учини. Аминь».

Христос воскресе!

От имени Вселенского Патриарха соболезнования выразил митрополит Швейцарский Дамаскин:

Матерь-Церковь обращается в эти священные минуты к клиру и народу Русской Церкви и вместе с апостолом Павлам говорит: «Если один член страждет, то все тело страждет». Переход приснопамятного Патриарха туда, где нет ни печали, ни воздыхания, совпадает с поразительными изменениями, которые стремительно осуществляются в Советском Союзе и странах Восточной Европы и начертывают новые, обнадеживающие перспективы для всего человечества. Русская Церковь поставлена перед трудным и творческим вызовом. Знайте, что Вселенский Патриархат, все православные люди соучаствуют в ваших молитвах, разделяют вашу печаль.

От Православной Церкви Америки соболезнования принес ее Предстоятель Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Феодосии:

С любовью я вспоминаю о своих встречах с Его Святейшеством. Под Его архипастырским водительством Русская Православная Церковь оказала огромную помощь американскому Православию. Я молю Бога о том, чтобы Русская Церковь-Мать и дочерняя Американская Церковь во взаимном доверии и любви продолжали являть всему миру наше историческое и духовное свидетельство о Святом Православии.

Слово соболезнования произнес представитель Его Святейшества Папы Римского кардинал Иоанн Виллебрандс:

Его Святейшество просил передать его искренние соболезнования по случаю кончины Святейшего Патриарха Пимена. Он водительствовал паству как добрый пастырь в то время, когда, казалось, померк дневной свет. Мы надеемся продолжать не только богословские, но и практические контакты, ведущие к разрешению многих проблем.

В течение долгих лет его Предстоятельства расширились отношения между Католической и Русской Православной Церквами.

Мы надеемся, что сможем и впредь обмениваться богословскими идеями, что практические проблемы будем изучать сообща в духе веры, надежды и любви, стремясь исполнить волю Бога, Который есть Путь, Истина и Жизнь.

Архиепископ Усик Сантурян огласил соболезнование Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Васкена I:

Более тридцати лет я имел от Господа духовное утешение знать покойного. Своим мирным нравом и кротким сердцем он воистину воплощал гуманизм великого русского народа, являясь образцом преданности Богу и Церкви Христовой. От всего нашего народа в Армении и находящегося в рассеянии я выражаю глубокую скорбь и соболезнования Русской Православной Церкви. Благословенна память праведников!

Патриарх Пимен воплощал также со всей полнотой дух экуменизма, который исходил не только от сегодняшнего идеала и братства всех Церквей, но и от собственного его человеколюбивого и доброго духа, евангельской любви ко всем братьям во Христе, независимо от их вероисповедания.

Так он жил, трудился и молился как Патриарх Русской Церкви, как служитель народа, как самоотверженный сын матери Родины, как защитник великой богоугодной идеи мира. Так и расстается Патриарх Пимен с этим миром, до конца исполнив свой долг. Он целую жизнь «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил», а теперь готовится ему венец правды.

В конце отпевания слово произнес также генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей пастор доктор Эмилио Кастро:

Ваши Преосвященства, братья и сестры во Христе!

Я представляю здесь Всемирный Совет Церквей, и присутствие в этом храме братьев из Индии и Латинской Америки, Европы и всех стран мира показывает, что вы принадлежите к огромной и единой христианской семье, которая в часы великой печали молится, страдает вместе с вами, помогая вам перенести это горе. Но мы прибыли сюда не только для того, чтобы вместе с вами печалиться, но и для того, чтобы возблагодарить Бога, Который дал нам великий дар братской любви и братского общения. Мы благодарны Богу за то, что Он ниспослал ныне покойного Брата Патриарха Пимена этой стране и всему человечеству во времена всеобщих нестроений в мире. Мы благодарны за то, что усопший Патриарх передал эстафету благих дел нынешнему поколению. С вами и с ним мы пережили трудные времена борьбы за права человека, за права Церкви.

Я имел честь встретиться с Патриархом последний раз во время празднования 1000-летия Крещения Руси. Ему уже тогда было трудно выступать публично, но в его глазах мы увидели тот свет, который осиял всю общину Русской Церкви, мы увидели в его глазах свет соборности.

Хочется верить, что надежды Патриарха на то, что те страдания, которые перенесло его поколение, превратятся в упования, а затем станут явью для нынешнего поколения в этой стране. И он с небес увидит, как мы понесем любовь, дружбу, понесем слова Святого Евангелия в мир, как факел, переданный им нашему поколению.

Да пребудет благословение Божие со всей Церковью в мире.

... Подходит к концу чин отпевания. Патриарший Местоблюститель возглашает: Слава Тебе, показавшему нам свет, — и вот, под пение Трисвятаго гроб с телом Патриарха был обнесен вокруг собора.

Около 15 часов траурный кортеж машин отбыл в Троице-Сергиеву Лавру.

Центральная улица Загорска и площадь перед Лаврой заполнены народом. Члены Священного Синода в полном облачении встретили у Святых врат гроб с телом почившего священноархимандрита Лавры. Вдоль пути к Успенскому собору стояли братия монастыря, учащиеся Духовных школ, духовенство, многочисленные паломники. В Успенском соборе члены Священного Синода совершили последнюю перед погребением панихиду, во время которой братия Лавры и воспитанники Духовных школ нескончаемым потоком подходили прощаться с почившим.

Носителем духа святой Руси назвал Святейшего Патриарха Пимена в своем слове перед началом панихиды митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир.

Затем с надгробными речами выступили Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всей Чехословакии, от Александрийской Православной Церкви — архимандрит Феодор Хоревтакис, от Болгарской Православной Церкви — митрополит Ловчанский Григорий.

Торжественно-печально поет лаврский хор. Гроб с телом обносят вокруг Успенского собора Лавры, братию которой долгие годы возглавлял Святейший. Процессия спускается в крипту под Успенским собором. Сюда уже не пускают многочисленных корреспондентов, паломников и просто любопытных. Множество народа замирает в молчании. Звон колокола возвещает, что гроб с телом Патриарха внесен в храм под Успенским собором во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и опущен в могилу рядом с гробницей его предшественника Святейшего Патриарха Алексия. На нетленную жизнь прихожду днесь... Святительство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После погребения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена во время поминальной трапезы в Патриарших покоях Лавры со словами в память покойного выступили: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II, от Антиохийской Православной Церкви — епископ Филиппопольский Нифон, от Сербской Православной Церкви — епископ Нишский Ириней, от Румынской Православной Церкви — митрополит Крайовы и Олтении Нестор, от Элладской Православной Церкви — митрополит Закинфский Пантелеймон, от Польской Православной Церкви — Евгений Чиквин, выразивший также соболезнования от имени Польской христианской социальной Ассоциации, от Евангелической Церкви в Германии (ФРГ) — д-р Х.-Й. Хельд, председатель Отдела внешних сношений ЕЦГ, от Евангелическо-Лютераиской Церкви Финляндии — личный представитель Архиепископа Иона Викстрёма пастор Ристо Кантелл.

На похоронах присутствовали также архимандрит Феофилакт, эпитроп Патриарха Иерусалимского в Москве, митрополит Оулуский Лев — от Финляндской Православной Церкви, епископ Серапион — от Коптской Церкви, профессор Перти Песонсн от Конференции Европейских Церквей.

***

В скорбные дни в адрес Московской Патриархии и Отдела внешних церковных сношений поступило множество соболезнований от архипастырей, пастырей и верующих Русской Православной Церкви, от зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата, от Предстоятелей всех Православных Церквей, от Глав других христианских Церквей и объединений в нашей стране и в других странах, от церковных обществ и научных учреждений, от видных деятелей других религий. Выразили соболезнования руководители ряда стран и посольства в Москве. Получены соболезнования от государственных деятелей, народных депутатов, деятелей науки и культуры, горсоветов ряда городов и различных учреждений: от институтов Академии наук до детских интернатов, заключенных одного из лагерей и директора совместного предприятия «Макдоналдс» в Москве.

Источник: Журнал Московской Патриархии, № 8 1990
 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank