«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

29 января 2010 года

Аннотации

Былое пролетает…. Часть 55

« предыдущая следующая »

У церковных стен

Православная церковь в советское время

Былое пролетает… Данилов

Данилов


       В связи с предстоящим юбилеем - 1000-летием Крещения Руси в 1981 году Священным Синодом была организована юбилейная Комиссия под председательством Святейшего Патриарха Пимена для координации церковной деятельности, связанной с подготовкой юбилея. 
       Одна из первых проблем, которую нужно было решить Комиссии, это получение разрешения на создание всецерковного центра в Москве, где можно было бы разместить все синодальные отделы и, конечно же, потом праздновать 1000-летие Крещения Руси. В начале 1982 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод обратились к Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедова с просьбой о возвращении одного из московских монастырей для создания духовно-административного Центра Русской Православной Церкви. При выборе монастыря для передачи Московской Патриархии первоначально речь шла о Донском (в свое время о нем говорил еще Святейший Патриарх Алексий I).

       "26 января с. г. на встрече с Вами Постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви высказали Вам наше общее мнение о назревшей необходимости иметь в Москве для Русской Православной Церкви монастырский комплекс в целях размещения в нем административного центра Московского Патриархата, центра внешней деятельности нашей Церкви, нескольких Синодальных учреждений. Таким комплексом нам представляется Донской монастырь. 
       Причины, побудившие нас обратиться в Совет по делам религий при Совете Министров СССР с просьбой об оказании необходимого содействия в этом, мы полагаем, весьма основательны и неотложны.
       В 1988 исполняется 1000 лет со времени события, вошедшего в историю под наименованием Крещения Руси, осуществленного святым равноапостольным и великим князем Владимиром.
       Значение этого события в истории отечественного и мирового христианства трудно переоценить. За истекающее тысячелетие Русская Православная Церковь взрастила богатые духовные плоды. Ее жизнь на протяжении всего этого периода была неразрывно связана с жизнью нашего народа и государства и ее ревностное патриотическое и миротворческое служение, представляющее собой естественное проявление бытия, ознаменовалось многими плодотворными результатами, служившими и продолжающими служить благу нашего Отечества…
       Все это объясняет причину, в силу которой Русской Православной Церкви будет необходимо осуществить празднование предстоящего знаменательного события и сделать это должным образом.
       Празднование 1000-летия Крещения Руси должно перед лицом Православия и всего христианского мира продемонстрировать высокое значение и авторитет Русской Православной Церкви в мировом христианстве, какие она имела в прежние века, и какими обладает в настоящее время. (…)
       В целях достижения эффективных результатов связанных с юбилеем, о которых говорится выше, необходимо, чтобы в Москве, где издревле расположена Первосвятительская кафедра Предстоятеля Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси мог бы возглавить подготовку и проведение торжеств из традиционного древнего церковного центра, каким является Донской монастырь, чтобы определенные юбилейные мероприятия, связанные с участием Патриарха и Синода, были бы осуществлены в Донском монастыре, чтобы установление официальной резиденции Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в Донском монастыре было бы посвящено 1000-летию Крещения Руси и сам монастырь мог бы считаться монастырем-памятником этого тысячелетия. (…)
       Как известно, внешняя деятельность Русской Православной Церкви определяется Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Повседневное ее претворение в жизнь осуществляется Отделом внешних церковных сношений.
       Ежегодно по приглашению Русской Православной Церкви Москву посещает множество делегаций различного объема, представляющие церкви и религиозные объединения. В составе этих делегаций Советский Союз посещают многие видные религиозные и общественные деятели. Многие из этих делегаций принимаются Патриархом. (…)
       Современная резиденция Патриарха Московского и всея Руси (Чистый переулок, дом 5), отвечающая нуждам лишь еголичной резиденции, ни в коей мере не может соответствовать требованиям, ожидаемым от официальной резиденции Главы Церкви, имеющей богатые древние традиции и обладающей обоснованным авторитетом в наиболее важных религиозных сферах мира, резиденции, достойной исторического и современного межправославного, экуменического и миротворческого значения Русской Православной Церкви.
       В этой резиденции отсутствуют помещения, соответствующие по площади и устройству представительской деятельности Патриарха. Так, в резиденции отсутствует храм, какой мог бы отвечать по своему объему и устройству патриаршему и синодальному храму, в котором могли бы совершаться особые богослужения, связанные с приездами в Москву видных религиозных деятелей   и церковных делегаций. В резиденции отсутствует зал для аудиенций должного объема, в котором Патриарх мог бы осуществлять приемы делегаций с большим числом участников. Поэтому, в настоящее время Патриарх не имеет возможности принимать в своей московской резиденции делегации превышающие 10-15 человек. (…)
       Священный Синод Русской Православной Церкви, председателем которого является Патриарх Московский и всея Руси, является органом церковного управления и как таковой большое внимание уделяет патриотической, миротворческой и межцерковной деятельности. Этот орган не имеет должных условий для своей работы, разделяя с Патриархом ограниченные помещения его резиденции в Москве, иногородние же члены Синода проживают в городских гостиницах.
       Отдел внешних церковных сношений также совершенно не обладает достаточными и приспособленными для своей работы помещениями.
       На протяжении каждого года Отдел внешних церковных сношений посещают не менее двух тысяч пятисот зарубежных религиозных, общественных и государственных деятелей. Однако в находящемся в настоящее время в аварийном состоянии, здании Отдела (улица Рылеева, дом 18/2) нет достаточного зала для приема гостей, в Отделе отсутствует конференц-зал. Заменяющее его помещение вмещает с большой натяжкой лишь до 40 человек. Поэтому Отдел не имеет возможности принимать для бесед численно большие делегации и группы религиозных и светских зарубежных гостей. В здании Отдела отсутствует помещение, в которое можно бы было осуществлять официальные приемы гостей.  Это обстоятельство понуждает Отдел пользоваться услугами помещений гостиниц, ресторанов, что, как отмечалось выше, создает различные существенные неудобства. (…)
       Управление делами Московской Патриархии является органом, приводящим в исполнение решения и распоряжения Высшей церковной власти и осуществляющим постоянную связь по общецерковным вопросам с епархиями внутри СССР, - расположено в недостаточных и неудобных помещениях (Чистый переулок, дом 5). Эту церковную деятельность возглавляет Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Таллинский и Эстонский Алексей, являющийся одновременно Председателем Учебного комитета при Священном Синоде. В Управлении делами постоянно бывают по текущим делам епархиальные архиереи, клирики и представители приходских советов. Вместе с тем, Управляющего делами регулярно посещают зарубежные религиозные деятели и журналисты, интересующиеся положением религии в СССР и жизнью Русской Православной Церкви. Безусловно, условия, в которых работает это наше учреждение, оказывает свое влияние на направление мысли его иностранных визитеров и на правильное понимание ими роли и значения Русской Православной Церкви в религиозной жизни в нашей стране и за рубежом. Кроме того, митрополит Алексий, на протяжении многих лет, является одним из президентов Конференции Европейских Церквей. В этом своем положении он осуществляет многочисленные приемы зарубежных религиозных делегатов и деятелей. Как отмечено выше, Управление делами Московской Патриархии не располагает должными представительскими рабочими помещениями.
       Учебный и Пенсионный комитеты также расположены   в тесном и неудобном помещении (Чистый переулок, дом 5). Каждое из этих двух Синодальных учреждений занимает свое существенное место в структуре Русской Православной Церкви. Учебный Комитет руководит жизнью духовных школ Московского Патриархата, которые не только подготавливают кадры священнослужителей, но самым активным образом участвуют во внешней деятельности нашей Церкви. В духовных школах Москвы и Ленинграда   осуществляют богословскую подготовку студенты из различных церквей многих стран мира. (…)
       Передача Донского монастыря позволила бы создать для административного центра Русской Православной Церкви условия, подобные тем, какими обладают: Константинопольский Патриархат в Стамбуле, Александрийский Патриархат в Александрии в Каире, Антиохийский Патриархат в Дамаске, Иерусалимский Патриархат в Иерусалиме, Сербский Патриархат в Белграде, Румынский Патриархат в Бухаресте, Болгарский Патриархат в Софии, Кипрская Архиепископия в Никосии, Элладская Архиепископия в Афинах, а также Армянская Апостольская Церковь в Эчмиадзине.
       При благоприятном разрешении этого вопроса мы просим, чтобы при оформлении передачи Донского монастыря Московская Патриархия была назначена одним единственным его арендатором с полной ответственностью за приведение в должный порядок его строений и территории и за дальнейшее сохранение всего монастырского ансамбля.
       В Донском монастыре могли бы быть размещены: 
       I.  Официальная резиденция Патриарха Московского и всея Руси, с тронным залом для аудиенций и залом для приемов;
       2. Священный Синод, которому необходимы зал для заседаний и помещения для работы и пребывания его членов;
       3.      Управление делами Московской Патриархии, которому необходимы представительские и рабочие помещения отмеченные выше.
       4.      Отдел внешних церковных сношений, которому необходимы большой конференц-зал и залы для приемов и заседаний, рабочие помещения;
       5.      Учебный комитет, которому необходимы рабочее помещения, отмеченные выше;
       6.      Пенсионный комитет, которому необходимы рабочее помещения;
       7.      Церковная гостиница;
       8.      Гаражи и склады. 
       Для размещения этих учреждений и служб будут использованы расположенные на территории Донского монастыря здания, после их ремонта и соответствующего оборудования. Недостающие для этой цели помещения должны быть сооружены Патриархией. С этой целью мы просим об одновременном оформлении разрешения на осуществление Московской Патриархией необходимого строительства на территории монастыря.
       Некоторые сооружения (конференц-зал, залы приемов и заседаний, а также гаражи) могли бы быть расположены под землей.
       Передача Донского монастыря в пользование Русской Православной Церкви несомненно вызвала бы большой положительный для нашей страны и Церкви резонанс. В церковных кругах это повысило бы авторитет Русской Православной Церкви, для общественных и государственных кругов различных стран мира это означало бы весьма существенное свидетельство нормального отношения Советского государства к деятельности Церкви, веское подтверждение возможности в условиях социалистического общества полнокровной жизни религиозных организаций
"1.

       Была подготовлена солидная документация, составлен альбом не только с проектами реставрации существующих храмов и корпусов монастыря, но и новых строений, в которых Патриархия была очень заинтересована. Однако этой идее не суждено было осуществиться: филиал Музея архитектуры имени А. В. Щусева, располагавшийся там, потребовал сорок миллионов компенсации за площади, а выселяться собирался только через четыре года.
       Тогда правительство предложило для выбора еще несколько бывших монастырских комплексов. Небольшая церковная комиссия во главе с Патриархом стала объезжать и осматривать некоторые монастыри, закрытые много лет назад и превращенные где в завод, где в тюрьму, а где в склады. Святейший Патриарх Пимен начал осмотр с Новоспасского монастыря. Но в соборе монастыря Святейший нечаянно оступился и повредил ногу. Осмотр прервался. Патриархии предлагали и древнее Крутицкое подворье. Но, видимо, не было на то воли Божией.
       В списке объектов, представленном Московской Патриархии, Данилов стоял последним, четвертым. И, как ни странно, именно он стал центром внимания. Этот выбор сделал сам Святейший Патриарх Пимен. Даже не осматривая монастырь, Святейший дал согласие, так как он передавался совершенно безвозмездно и арендаторы готовы были вскоре оставить обитель и переселиться в уже отведенное для них место2
       О выборе Комиссии было доложено советскому правительству. Ответ должен был поступить через месяц. Л. И. Брежнев, как стало известно, благожелательно принял обращение Патриарха, сказав, что эту просьбу надо обязательно удовлетворить. Но в ноябре он скончался, и решение было отложено. 5 мая 1983 года, уже при Ю. В. Андропове, в Совет по делам религий поступило сообщение о положительном решении вопроса о передаче монастыря Московской Патриархии. 
       17 мая 1983 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен  в  сопровождении  митрополита    Таллинского      и   Эстонского Алексия,  управляющего  делами  Московской  Патриархии и митрополита  Минского и   Белорусского  Филарета,  Патриаршего Экзарха Западной   Европы,   председателя   Отдела   внешних   церковных сношений Московского Патриархата, были приняты в Совете по делам религий при Совете Министров СССР.
       Председатель Совета В. А. Куроедов сообщил Святейшему Патриарху, что в ответ на просьбу Русской Православной Церкви Правительство СССР приняло решение о передаче Московскому Патриархату архитектурного памятника-ансамбля "Даниловский монастырь" в Москве для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории.
       18 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен направил  Председателю  Совета  Министров  СССР  Н. А. Тихонову письмо с выражением  благодарности Правительству СССР за решение о передаче Даниловского   монастыря   Московскому   Патриархату, которое будет  воспринято всей  Полнотой  Русской  Православной Церкви как свидетельство   благожелательного  отношения   нашего    государства к Церкви3.
       3 нюня 1983 года, в день праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери, Русская Православная Церковь молитвенно отметила 12-ю годовщину возведения на престол Первосвятителей Московских Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
       После литургии, которую совершил Святейший Патриарх Пимен в Богоявленском кафедральном патриаршем соборе в сослужении многочисленных иерархов и клириков был совершен благодарственный молебен. После молебна митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий обратился со словом приветствия к Предстоятелю Русской Церкви. он в частности сказал:

       "Велик и многогранен подвиг первосвятительского служения. Он обнимает все стороны жизни церковной. Наша Церковь вступила в период интенсивной подготовки к славному юбилею своего исторического бытия. Приближается 1988 год, когда Церковь Русская будет отмечать 1000-летие Крещения Руси. Вы, Ваше Святейшество, возглавляете и направляете эту подготовку…
       Принимая   во   внимание   растущую деятельность нашей Церкви и возросший объем работы синодальных учреждений, Вы, Ваше Святейшество, обратились к Правительству нашем Родины с ходатайством о передаче Московскому Патриархату одного из монастырей Москвы для создания в нем административного центра Русской Православной Церкви. Идя навстречу Вашей просьбе, правительство нашей Родины приняло решение о передаче Даниловского монастыря Московскому Патриархату. Даниловский монастырь - древнейший московский монастырь, основан благоверным князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского в ХШ веке.
       Предстоит большой объем реставрационных и восстановительных работ, чтобы к 1000-летию Крещения Руси Московский Патриархат   имел в ансамбле Даниловского монастыря духовный и административный центр   Русской   Православной Церкви. Это будет способствовать дальнейшему успешному осуществлению руководства церковной жизнью и углублению экуменической и миротворческой церковной   деятельности.
С глубокой благодарностью воспринимая решение нашего правительства, под Вашим   руководством мы будем осуществлять работу по созданию духовного  центра   Русской   Православной Церкви
".

       В ответном слове Святейший Патриарх Пимен сказал: "Не так много времени отделяет нас от того дня, когда Русская Православная Церковь с особым торжеством будет отмечать 1000-летний юбилей своего рождения. И вот недавно мы получили радостное известие - правительство нашей страны с пониманием отнеслось к просьбе Русской Православной Церкви о передаче ей комплекса древнего Даниловского монастыря в Москве. Это большое событие в нашей церковной жизни, которое мы воспринимаем с благодарностью нашему правительству за его неизменно благожелательное отношение к нуждам  Русской  Православной  Церкви".
       В тот же день Святейший Патриарх Пимен устроил прием, в котором участвовали иерархи, клирики, ответственные сотрудники синодальных отделов. На приеме были председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедов и его заместители П. В. Макарцев и Г. А. Михайлов.
       В. А. Куроедов обратился к Патриарху Пимену с приветствием:

       "Глубокоуважаемый   Патриарх Московский и всея Руси!
       Позвольте мне выполнить приятное поручение: Глава Советского правительства Николай Александрович Тихонов поручил мне тепло поздравить Вас и пожелать доброго здоровья на долгие годы, успехов в Ваших трудах, трудах по защите мира, за   предотвращение атомной войны…
Советское правительство высоко ценит миротворческую   деятельность Русской Церкви. По просьбе Патриарха Пимена оно приняло решение передать Русской Православной Церкви старинный Даниловский монастырь. Это большое событие...  Там будет официальная   резиденция   Патриарха, конференц-зал, гостиница и т. д. Словом, это будет Административный  центр  Московской Патриархии… С нашей стороны мы будем оказывать полное содействие при проведении работ
"3.

       Монастырские строения были в крайне разрушенном состоянии. До передачи Церкви в монастыре был детский следственный приемник-распределитель. Председателем Комиссии по приему, реставрации и строительству в Свято-Даниловом монастыре был назначен митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий. Наместником обители стал архимандрит Евлогий (Смирнов). 

       "На Пасхальной седмице, - вспоминал  первый наместник возрождавшейся Даниловской обители архимандрит Евлогий, - в Лавру по традиции прибыл Святейший Патриарх Пимен.
       За праздничной трапезой в Патриарших покоях, где вместе со старшей братией Лавры во главе с наместником архимандритом Евсевием (Саввиным) присутствовал и я как эконом, Святейший сообщил о безвозмездной передаче Данилова монастыря, о необходимости его реставрации и восстановления, для того чтобы устроить при нем духовно-административный центр Русской Православной Церкви.
       Настроение у Святейшего было пасхально-приподнятым. Он с большим удовольствием и необычайно подробно рассказал нам о монастыре. Меня этот рассказ невольно тронул. Мне даже показалось тогда, что Святейший Патриарх говорил больше для меня, чем для других. Ведь бывает такое! Не смог я удержаться от вопроса о новом монастыре в Москве, который вдруг почему-то стал близким, своим. Улучив удобную минуту, я спросил:
       -        Ваше Святейшество, вы, по-видимому, знали Данилов еще в прежнее время, до закрытия его. Не могли бы вы что-нибудь еще рассказать о нем?
Вопрос пришелся Патриарху по душе, и он с большой охотой поведал нам, что знал о монастыре и каким помнил его в юности.
       - Обитель эта, - начал Святейший, - выделялась не грандиозностью своего архитектурного ансамбля, как Донской, Симонов, Новодевичий, Новоспасский монастыри, а исключительно своей духовностью, хорошими, опытными старцами, которых знала и любила вся Москва. Особо памятен последний настоятель монастыря - преосвященный архиепископ Феодор (Поздеевский), бывший ректор Московской Духовной Академии, ученый-богослов и аскет. В праздничные дни в монастыре пел прекрасный хор, которым управлял профессор консерватории Александр Иванович Воронцов. На обоих клиросах пел братский хор. Правым управлял игумен Алексий, левым - иеромонах Павел, иноки высокой духовной жизни. Службы в монастыре проходили всегда торжественно. И москвичи, и приезжие всей душой любили Данилов монастырь, в котором почивали нетленные мощи благоверного князя Даниила. По воскресным дням у раки с его святыми мощами служили собором монашествующих акафист. Помнится мне, как православные москвичи глубоко чтили Благоверного князя и ничего не предпринимали без молитвы и благословения у святых его мощей. Часто можно было слышать: "А ты был у Князя? Брал ли сегодня благословение у Благоверного?". К святому Даниилу можно было прийти в любое время: ворота монастыря всегда были открыты для всех. Мощи Преподобного находились не в Кремле, куда не всегда можно было попасть, а в удобном старом районе Москвы"2.

       В ноябре 1983 года началось восстановление монастыря. Восстанавливали его всем православным русским народом, и не только нашей страны. Пожертвования шли отовсюду, и не могли не идти. Всякий, кто каким-либо образом слышал о воссоздании в Москве монастыря наверняка чувствовал, что положено начало великому делу возрождения России.
       С первых же дней восстановления монастыря Святейший   Патриарх   Пимен   распорядился   по всем храмам Москвы петь за богослужением тропарь благоверному князю Даниилу, причем по многим храмам были разосланы ноты этого песнопения в особой гармонизации, созданной известным московским регентом 20-30-х годов Данилиным. При исполнении этого напева лицо Патриарха просветлялось, и было видно, что он вновь и вновь вспоминает свою юность и регентское послушание в московских храмах. 

       "Под 1 ноября 1983 года,-  продолжает свои воспоминания архимандрит Евлогий, - наша Летопись сообщает о первом посещении Данилова монастыря Святейшим Патриархом Пименом в сопровождении митрополита Таллинского Алексия, протопресвитера Матфея Стаднюка, архимандрита Трифона и других. Это была память преподобного Иоанна Рыльского. Святейший Патриарх приехал в обитель уже после выезда спецприемника. К тому времени металлические сетки, разделявшие территорию монастыря на секторы, были разобраны и вывезены.
       Святейшего встречали со звоном нашей еще маленькой звонницы. Это почетное право получил старый звонарь Михаил Иванович Макаров. Некоторое время спустя он написал оду в честь приезда Первосвятителя, проявив незаурядный талант поэта. Его произведение мы послали в Патриархию на имя Святейшего, который незамедлительно ответил самым теплым и благодарным словом.
       У Святых врат монастыря, уже украшенных большой иконой преподобного Даниила и лампадой, мы с братией встретили Патриарха, по русскому обычаю, хлебом-солью. Не без волнения я сказал тогда: "Ваше Святейшество, своим первым приездом вы открываете всем многочисленным паломникам вход в монастырь благоверного князя Даниила - славный и древний, близкий вашей душе еще от самой юности. Просим вашего благословения на начало восстановительных работ в нем. Глубоко верим, что Промыслом Божиим монастырь сей снова вошел в лоно Русской Православной Церкви, чтобы принести всем духовную пользу, послужить на спасение народа Божия и для блага нашего Отечества. Разделяя радость Вашего славного входа в эти древние стены, мы вместе с ветхозаветным пророком восклицаем: "Благословен грядый во имя Господне". Ис полла эти, Дэспота!".
       Святейший Патриарх последовал в Покровский храм, еще неотреставрированный и неосвященный, но уже как-то согретый, намоленный усердными молитвами наших насельников. Перед аналоем с иконой преподобного Даниила мы совершили краткий молебен, на котором кроме братии присутствовали прихожане московских церквей, сотрудники и рабочие Управления. Хотя  никого не оповещали о приезде Патриарха, храм  полон. Молебен завершился возглашением многолетия Святейшему, после чего я произнес краткое заключительное слово. "От вашей горящей свечи веры и почитания благоверного князя Москвы4, - сказал я тогда, - с открытием вами этого монастыря зажглись многие души людей не только в стольном граде, но и по всей Руси, которую вы духовно окормляете". Вместо ответа Святейший счел уместным запеть величание святому. Кто-то предложил сделать общий снимок на фоне храма Семи Вселенских Соборов. Посещение завершилось чаепитием в нашей временной трапезе, после которого Святейший Патриарх сделал первую запись в монастырской книге отзывов почетных посетителей: "1 ноября 1983 года посетил впервые Даниловский монастырь в состоянии реставрации. Да поможет Господь быстрее восстановить славу и честь Данилова монастыря, а преподобный князь Даниил будет всегда первым и усердным ходатаем о благополучии своей обители. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси".
       Впоследствии, приезжая в обитель, Святейший всякий раз заносил свои впечатления на страницы нашей книги. Первая же запись говорила о самом главном. Прежде всего, нам заповедано было совершать молитвы, как основание всякого дела, а затем стремиться к восстановлению монастыря, причем не только "стен", но и духовных традиций. В этом мы особенно уповали на благоверного князя Даниила, ежедневно совершая молебны с акафистом в часовне, а по воскресным дням торжественную службу, на которой Акафист ему исполняли нараспев, антифонным пением собора священнослужителей и братского хора. Наши утренние и вечерние Богослужения всегда оканчивались коленопреклонной молитвой перед иконой святого Даниила. Благодаря этим молитвам мы хорошо почувствовали помощь благоверного князя Даниила, ниспосылаемую всем, кто к нему прибегал. Она не только охраняла от несчастных случаев но и способствовала очевидному для всех успеху в восстановлении монастыря.
       Наша монастырская Летопись насчитывает около пятнадцати приездов Святейшего Патриарха в обитель. Это было преимущественно в праздники Рождества Христова, Святой Пасхи, в дни памяти благоверного князя Даниила - 4 марта и 30 августа (по старому стилю). Но иногда Святейший приезжал совсем неожиданно. Такие визиты мы называли рабочими. Тогда Святейший был строг с нами. Однажды, приехав неожиданно, Патриарх не застал меня в обители. У меня был 25-летний юбилей окончания семинарии, и в тот день я находился в Загорске. В праздники же все было по-праздничному: звон, встреча у храма, молебен, поздравительное слово, заключающее всегда глубокую мысль. Так, 12 января 1984 года в празднество Рождества Христова, Святейший обратился к нам с таким поучением: "Есть изречение в Священном Писании, которое говорит так: "Мал квас все смешение квасит" (1 Кор. 5, 6). Вот и вы, как мал квас, собрались здесь несколько человек в братию Данилова монастыря. Но этот квас, придет время, окажет благодатное действие на все то, что здесь будет организовано. Вот поэтому я и поздравляю вас с праздником Рождества Христова и Новым годом с пожеланием здоровья, благополучия и успехов в ваших трудах. И еще смею вам напомнить, что сердце человека - это сердце обширное и необходимо сделать так, чтобы было в нем место для того, чтобы возлежать Рождшемуся Богомладенцу Христу, а это зависит от благочестия и от желания каждого человека. Этого я и пожелаю всем вам - чтобы сердце ваше было жилищем Рождшегося Господа".
       Обычно Святейший старался благословить каждого из нас, включая рабочих, которые собирались в храм, считая за счастье увидеть Патриарха и получить его благословение. По окончании молебна мы всегда приглашали Святейшего на братскую трапезу, во время которой можно было решить многие монастырские дела. Так однажды я взял благословение на освящение первой нашей часовни, разместившейся возле Святых врат. Ее имя определили пришедшие в нее святыни: икона (в pост) преподобного Серафима Саровского и частица его мощей, привезенная из Курска соборным протоиереем. Также за трапезой Святейший дал благословение на первый постриг наших насельников.
       Мы преподносили Святейшему памятные подарки от обители: иконы, картины, искусно украшенные пасхальные яйца. Так, мы подарили ему новую икону преподобного Даниила с Житием, современную акварель "Зимний вид Данилова" и цветную репродукцию с картины протоиерея Вадима Смирнова, посвященной 1000-летию Крещения Руси, где фигурирует сам Святейший. 17 апреля 1985 года Святейший Патриарх Пимен посетил Данилов вместе с Грузинским Католикосом-Патриархом Илией II и Армянским Патриархом и Католикосом Вазгеном I. Шел четвертый день Святой Пасхи. В Покровской церкви на торжественном молебне перед иконой Воскресения Христова были пропеты пасхальные тропари. Колокола наши не умолкали. За праздничным столом Грузинский Католикос-Патриарх поделился своей радостью. Грузинская Церковь получила здание для устройства своей Патриархии, которого она не имела раньше. И способствовало сему не что иное, как открытие Данилова монастыря в Москве.
       Однако самым памятным стало посещение Святейшим Патриархом нашей обители 12 сентября 1985 года, в празднование обретения мощей благоверного князя Даниила. Накануне Святейший впервые служил в Покровском храме всенощное бдение. Оно окончилось поздним вечером. Одушевление молящихся было исключительным. В самый день праздника Патриарх возглавил торжественный молебен после литургии. Как ни странно, но получилось так, что в тот праздничный день мы не смогли найти в монастыре подходящего места для приема Святейшего. Пришлось мне обращаться в Отдел внешних церковных сношений, только что перешедший в капитально отремонтированное здание бывшего братского корпуса. Митрополит Минский Филарет, председатель Отдела, предоставил для приема свой новый кабинет, где и прошел праздничный обед. Тогда же, по просьбе митрополита Филарета, Патриарх окропил святой водой здание Отдела.
       Как-то глубокой осенью 1985 года Святейший Патриарх прибыл в обитель без предварительной договоренности, что бывало и раньше. Но на сей раз мне позвонили из Чистого и сообщили, что Святейший выехал на прогулку и, возможно, побывает у нас. Действительно, через пятнадцать минут большой правительственный "ЗИЛ" был уже у ворот. Проезжая мимо меня, машина остановилась, и водитель Святейшего пригласил меня в салон. Машина проследовала по территории монастыря, которая никак еще не подходила для такого автомобиля, и остановилась недалеко от места, где шла закладка фундамента будущей патриаршей резиденции. Святейший с трудом вышел из машины и, опираясь на палочку, чуть прошелся по неровной территории. Он выслушал мой рабочий доклад и вскоре уехал, перепугав сотрудников ГАИ незапланированным визитом на своем "лимузине". 
       День 15 марта 1986 года был знаменательным во многих отношениях. Совершилось первое Богослужение в еще неосвященном Троицком соборе. Святейший в мантии и куколе вышел на средину храма, где мы отслужили благодарственный молебен по случаю окончания основныx работ в соборе, который предстал в новом, неузнаваемом и торжественном виде. Патриарх читал тогда Святое Евангелие, осветившее благодатным светом слова Божия всех молящихся, трудящихся, всю красоту и  благолепие храма. Молебен завершился приветственными речами. От лица всех присутствующих в соборе я сказал: "Настал час, когда все мы, по благословению Вашего Святейшества, вошли в этот благолепный храм Святой Троицы и совершили благодарственную молитву Триединому Богу, чтителем которого был святой благоверный князь Даниил Московский. На наших глазах обитель Москвы встает в своей былой славе. Прошло три года неустанной и трудной работы в этом соборе. И сегодня он радует всех нас своим новым, праздничным видом. Да прославляется Господь Своей силой, да хранит Вас и да подает Вам многих сил и помощи для прохождения Вашего великого патриаршего служения".
       Святейший Патриарх Пимен с большой теплотой, почти слезно произнес ответное слово: "Дорогие отцы, братья и сестры! Мне особенно приятно в нынешний солнечный, радостный день возносить вместе с вами молитвы Триединому Богу и благоверному князю Даниилу Московскому в этом обновленном соборе. Я желаю всем вам добрых дел, доброго здоровья, а также духовного утешения".
       В этот же день мы ввели, наконец, Святейшего Патриарха в его покои в доме Настоятеля. Просторные светлые келлии на втором этаже вызвали общее восхищение, В "красном" зале поместили большую картину "Радуйся, Русь Православная", посвященную 1000-летию Крещения Руси. Святейшему это очень понравилось. За праздничным обедом Святейший Патриарх обратился к моему недостоинству и, отметив мою работу по восстановлению монастыря, наградил меня правом ношения второго креста. Это большое событие было для меня неожиданным. Я тут же поблагодарил Святейшего, отнеся успехи только к силе и помощи Божией. День тот стал мне особо памятен еще и потому что двадцать один год назад, в празднование особо чтимой мною Державной иконы Божией Матери, я был пострижен в монашество.
       8 мая 1986 года, в четверг Светлой седмицы, в Троицком соборе в ответ на мое приветствие Святейший Патриарх произнес очень задушевное, теплое слово, очевидно, от сильного впечатления, какое производил этот воскрешенный храм. "Всечестной отец архимандрит! - сказал он. - Благодарю за сердечные слова, сказанные в мой адрес. Я верю, что Господь и преподобный князь Даниил помогут вам восстановить этот монастырь. Господь да поможет всем вам, Господь да благословит вас и всегда да будет с вами". Это слово Патриарха прозвучало вдохновенно и сердечно. Святейший говорил с  такой теплотой души, что у него на глаза навернулись слезы и дрогнул голос.
       В тот же день Святейший Патриарх сделал запись в монастырской книге отзывов: "Желаю Божия благословения реставраторам Московского Данилова монастыря и успеха в трудах. Пусть Милосердный Господь ниспошлет им дар искусства и умения быстро справляться со своими заданиями. Молитвы мои да помогают всем вам в этом святом деле! Кроме того, молитвы всех верующих, всей моей паствы будут с вами. Бог в помощь всем доброделателям обители. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. 8 мая. Пасха Христова 1986 года
"2.

       Многие святыни Русской Православной Церкви  были изъяты безбожной властью и считались утраченными. Некоторые святые мощи были обретены еще в 1980-е годы. Данилов монастырь получил для поклонения часть мощей своего небесного покровителя преподобного Даниила Московского, чуть позже в обитель передали мощи преподобного Саввы Сторожевского. Участник тех событий, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий повествует:

       "Когда мощи были принесены в Свято-Данилову обитель, я тотчас взял ковчег со святыней и отправился к Святейшему Патриарху Пимену. Захожу в кабинет, Патриарх спрашивает меня: "Что вы несете, отец архимандрит?"
       Говорю: "Ваше Святейшество, Вы не поверите! Это мощи преподобного Саввы Сторожевского!" Его Святейшество с радостью помолился и приложился к святыне, подробно расспросил о том, как она попала ко мне, а потом рассказал о своем особом отношении к памяти преподобного Саввы Сторожевского, о том, что преподобный Савва - самый почитаемый для него святой. По указанию Его Святейшества, историю обретения мощей преподобного Саввы я впоследствии изложил письменно.
       В Москве всегда было много монастырей и святынь, москвичи почитали многих святых. Но, по свидетельству Святейшего Патриарха Пимена, Небесными покровителями столицы и ее жителей издавна считались Даниил Московский и Савва Сторожевский. До революции Саввино-Сторожевский монастырь процветал, к тому же он расположен ближе к Москве, чем Троице-Сергиева лавра, - видимо, это тоже сыграло свою роль. Патриарх Пимен бывал в Звенигороде, молился там. Он сильно сожалел, что мощи преподобного Саввы без вести пропали, поэтому когда мы обрели святыню, Патриарх, конечно, сильно удивился и очень обрадовался. Святейший Патриарх Пимен благословил хранить мощи преподобного Саввы в Даниловом монастыре. Они долгое время находились в алтаре Покровского придела, и Его Святейшество всегда прикладывался к ним,когда служил у нас, и мы в Даниловом монастыре не пропускали дней памяти преподобного Саввы Сторожевского
.
 

       Восстановление древнейшего в Москве Данилова монастыря, длившееся несколько лет и обусловленное подготовкой к 1000-летнему юбилею Крещения Руси, всколыхнуло религиозную жизнь православных людей всего Советского Союза. После полувекового запустения монастырь воскресал бескорыстным трудом и усердной молитвой всех верующих нашей страны. Он объединил монахов и мирян, которые шли сюда с горячим желанием "поработать на монастырь", несли иконы, книги, утварь, слали деньги и письма. Во всех храмах повсеместно шел сбор пожертвований на Данилов и пелся тропарь преподобному Даниилу. И невозможное стало реальностью: в цитадели атеизма после хрущевского разгрома монастырей и храмов возродился в небывалой красе не только архитектурный ансамбль обители, не только были построены административные здания Патриархии, но, что гораздо важнее - возродился строгий монашеский устав, засиял светильник духовной жизни - ориентир для будущего возрождения православных монастырей и храмов.

 


1 Архив автора.
2 Архиепископ Евлогий (Смирнов). Это было чудо Божие. -  М., Даниловский благовестник, 2000. с. 13. 20. 210-223.
3 Журнал  Московской Патриархии, 1983, № 8, С. 2. 16.
4 В личных покоях митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена сразу после вступления его на эту кафедру был устроен домовый храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.