«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

29 января 2010 года

Пимен

Былое пролетает…. Часть 45

« предыдущая следующая »

Местоблюститель

Архимандрит Дионисий (Шишигин)

14 декабря 1969 года в актовом зале Московской духовной академии состоялся традиционный вечер, посвященный памяти митрополит Филарету (Дроздову). На вечере присутствовали Святейший Патриарх Алексий, митрополит Пимен, другие иерархи. На вечере речь о митрополите Филарете произнес Святейший Патриарх [1].

7 января 1970 года Святейший Патриарх Алексий вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом и епископом Волоколамским Питиримом в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе совершил рождественскую утреню и Божественную литургию.

8 января после праздничной вечерни митрополит Пимен прочитал патриаршее Рождественское послание и обратился к Патриарху с приветственным словом. Патриарх, после молебна, преподал благословение молящимся [2].

19 января в праздник Богоявления Господня Святейший Патриарх совершил Божественную литургию и накануне - всенощное бдение в Богоявленском патриаршем соборе в сослужении митрополита Пимена и епископа Питирима [3]. 

4 февраля исполнилось 25 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Алексия I. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, другие члены Священного Синода совершили в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе Божественную литургию и благодарственный молебен. После молебна митрополит Пимен поздравил молящихся с юбилейным днем и поблагодарил их за совместные молитвы.

В тот же день в зале заседаний Священного Синода в Московской Патриархии Святейший Патриарх принял поздравление от членов Священного Синода и ответственных работников Московской Патриархии. От Священного Синода митрополит Пимен зачитал приветственный адрес [4].

15 февраля, в канун праздника Сретения Господня Святейший Патриарх Алексий с митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом, другими Преосвященными совершил всенощное бдение в Богоявленском соборе. Это было последнее богослужение, которое совершил Патриарх Алексий в стенах своего патриаршего собора.

10 апреля члены Священного Синода, после исторического заседания Священного Синода в стенах Троице-Сергиевой Лавры, принявшего решение о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая (Касаткина) [5] и о даровании автокефалии Православной Церкви в Северной Америке и автономии Церкви в Японии, обратились к Святейшему Патриарху Алексию с "ходатайством о награждении правом ношения двух панагий старших по хиротонии постоянных членов Священного Синода - Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена и Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима"  [6].

12 апреля Указами Святейшего Патриарха Алексия митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, во внимание к их усердному служению Церкви Божией удостоены права ношения двух панагий [7].

16 апреля, за день до кончины, Патриарх Алексий принял по церковным делам митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия и митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена, на которого возложил вторую панагию.

17 апреля в 21 час 40 минут, на 93-м году жизни и на 26-м году первосвятительского служения, в своей загородной патриаршей резиденции - Троицком подворье в Переделкине, под Москвой скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

18 апреля, к двенадцати часам дням, в подворье прибыл митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и совершил панихиду у гроба почившего Первосвятителя. 

В этот же день члены Священного Синода собрались в Москве на экстреннее заседание под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена, старейшего по хиротонии из постоянных членов Священного Синода. Священный Синода констатировал факт кончины Святейшего Патриарха Алексия и вступление в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимен, в соответствии с "Положением об управлении Русской Православной Церкви", раздел I, пункт 13. Постановили: Имя Высокопреосвященного Местоблюстителя возносить за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле:

"О Патриаршем Местоблюстителе нашем Высокопреосвященнейшем Пимене Митрополите Крутицком и Коломенском". 

К вечеру гроб с телом усопшего Первосвятителя был привезен в Богоявленский патриарший кафедральный собор, где его встретили Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода, совершили первую панихиду в соборе, а затем всенощное бдение. По окончании всенощного бдения Митрополит Пимен сделал краткое сообщение о последних днях жизни и кончине Патриарха и о дальнейшем порядке погребальных богослужений, затем иерархи совершили панихиду. 

19 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Богоявленском патриаршем соборе Божественную литургию совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и члены Священного Синода. По окончании литургии пропели тропарь празднику и совершили панихиду. Митрополит Пимен вновь огласил порядок богослужений, связанных с похоронами Святейшего Патриарха Алексия.

Ко гробу Патриарха были принесены венки из живых цветов от Священного Синода, Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена, членов Священного Синода. 

В 6 вечера была совершена утреня Великого понедельника и панихида. Евангелие на утрени читал Митрополит Пимен.

20 апреля Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и члены Священного Синода совершили в Богоявленском соборе литургию Преждеосвященных Даров. В час дня закончилась панихида. Последние минуты пребывания в соборе перед выносом тела В 14 часов дня вновь вышли Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода, совершили литию, после чего гроб с телом покойного Персвятителя подняли на плечи, обнесли вокруг собора и установили на катафалк для следования в Троице-Сергиеву Лавру.

В 17 часов гроб с телом Патриарха прибыл к Святым вратам Троице-Сергиевой Лавры. Встречавшие Патриарший Местоблюститель и члены Священного Синода совершили литию. По внесении тела в Успенский собор вновь была совершена лития. 

В 18 часов Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода совершили у тела Патриарха парастас. Митрополит Пимен прочитал на утрени Евангелие, архиереи поочередно читали канон.

21 апреля в Успенском соборе Лавры Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода совершили литургию Преждеосвященных Даров.

По окончании литургии перед отпеванием Святейшего Патриарха Алексия с словом о почившем обратился к молящимся Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен:

 "Блажен путь, воньже идеши, душе, 

 днесь, яко уготовася тебе место покоя".

(Прокимен на отпевании монахов)

Дорогие братия и сестры!

Сегодня собрались мы, чтобы проводить в последний путь Святейшего Патриарха Алексия, Первосвятителя нашей Церкви и любимого Отца.

Перед нами сейчас лежит его тело, бездыханное и безгласное, и вызывает в нас великую скорбь.

"Блажен путь, воньже идеши, душе, днесь".

Да! Все мы знаем и все верим, что тот путь, на который уже вступил Святейший Патриарх, будет блаженным и приведет в место вечного покоя, удела всех праведных, в Царстве Небесном.

Мы знаем об этом потому, что перед нашими глазами проходил долголетний путь служения Церкви Божией, путь, сочетавшийся с молитвенным подвигом, добродетелями и усердными трудами,- такими трудами и подвигами, которые и легли в основу убеждения, что путь в вечность для Патриарха Алексия будет блаженным и покойным.

Шествие Святейшего Патриарха Алексия в потусторонний мир начинается с тех мест на земле, которые он очень любил и о которых проявлял любвеобильную заботу. Это обитель преподобного Сергия Радонежского, в которой прошла юность Святейшего Патриарха, его годы учения в духовной академии, время монашества и монашеского искуса, а затем и настоятельства, так как во время патриаршества Святейший Патриарх Алексий являлся одновременно и священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, а также Богоявленского патриаршего собора.

Имя Святейшего Патриарха известно как имя усердного делателя непрестанной молитвы.

Я позволю себе напомнить молитву Святейшего у раки святых мощей преподобного Сергия в те частые приезды в Лавру, которые он постоянно осуществлял, в каком бы звании он ни был.

Он с благоговением и слезами на глазах стоял перед ракой преподобного Сергия, вознося горячие молитвы о Русской Православной Церкви и её чадах. Его молитва не осталась незаметной и у тех архиереев, которые сопровождали Святейшего, у братии Лавры, всегда с любовью встречавшей своего священноархимандрита и отца, и у простых богомольцев, окружавших раку преподобного,

В этих стенах священной обители Святейший Патриарх отдыхал душой. Об этом всегда он говорил и стремился в Лавру преподобного, где ощущал благодатный Покров Богоматери и заступничество преподобного Сергия.

Совершенствуя себя духовно, восходя от силы в силу в молитве и добродетелях, Святейший Патриарх Алексий был убежденный и твердый делатель и в деле миротворчества. С самых первых дней служения Церкви он был вдохновителем, созидателем мира не только внутреннего, не только церковного, но и мира между народами. Он постоянно выступал за мир между государствами и вдохновлял епископат и клир на горячую защиту мира на земле.

Святейший Патриарх, как известно, всю блокаду Ленинграда не разлучался со своей паствой, не покинул ее. Его обращения к ленинградской пастве вдохновляли на борьбу с врагами и вселяли веру в скорую победу.

Священное дело миротворчества было целью всей жизни Святейшего.

Он всегда помнил евангельскую заповедь Спасителя и Господа: "Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся" (Мф. 5, 9). Вспоминая это, мы твердо верим, что путь души Святейшего - путь, блаженный, ведущий к покою в вечности, к чему всю свою сознательную жизнь стремился Святейший Патриарх, к вечной радости и к Свету Христову.

В этот скорбный час, когда мы собрались, чтобы "в последний путь" проводить нашего Первоовятителя и Отца, я позволю себе от Священного Синода Русской Православной Церкви, от епископата, клира, от братии Троице-Сергиевой Лавры, от учащих и учащихся духовных школ и от всех богомольцев, собравшихся у гроба Святейшего Патриарха, сказать "последнее прости" и воздать поклонение. Мы, ближайшие помощники Святейшего, члены Священного Синода, всегда ощущали руку его руководства, всегда пользовались мудрыми советами, всегда ощущали его любовь. Мы видели и его желание направить на верный путь все наши действия и желания.

3а всё это, наш дорогой Первосвятитель и Отец, прими от нас земной поклон. У нас теперь осталась лишь одна возможность - возносить усердные молитвы о том, чтобы прохождение души в вечный покой было легким, под покровительством Богоматери и великого угодника земли нашей преподобного Сергия Радонежского.

Вечная память и вечный покой да будут твоим уделом, наш дорогой Святейший Патриарх и Отец! Не оставь и нас, путников земли, в твоих молитвах!" [8]

В отпевании и погребении Патриарха Алексия приняли участие Предстоятели и представители Автокефальных Православных Церквей, Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, члены Священного Синода.

Погребен почивший Предстоятель в храме Всех святых земли Русской - под Успенским собором, среди могил московских святителей.

На погребальной трапезе Патриарший Местоблюститель поблагодарил всех собравшихся за участие в погребении и молитвах Святейшего Патриарха Алексия [9]. 

В двадцатый день по кончине Патриарха Алексия в трапезном Сергиевском храме Лавры Божественную литургию и панихиду совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и члены Священного Синода. После панихиды на могиле Патриарха служащим духовенством была совершена лития по пасхальному чину.

В сороковой день по кончине Патриарха Божественную литургию и панихиду в Успенском соборе Лавры совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен и члены Священного Синода. По окончании панихиды служащий собор духовенства спустился в храм Всех святых, в земле Российской просиявших, где у могилы Патриарха Алексия совершили литию [10].

18 мая в зале заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви в Москве был совершен акт вручения Патриаршего и Синодального Томоса об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке главе делегации этой Церкви епископу Ситкинскому и Аляскинскому Феодосию [11]. Акт был вручен Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом в присутствии членов Священного Синода [12]. 

16 мая делегация Автокефальной Польской Православной Церкви во главе с Его Блаженством Митрополитом Варшавским и всей Польши Василием [13] нанесла визит Местоблюстителю Патриаршего Престола Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену. 17 мая Блаженнейший Митрополит Василий и Высокопреосвященейший Митрополит Пимен совершили Божественную литургию в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе. 28 мая Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Пимен устроил прием в честь Блаженнейший Митрополита Василия [14].

4 июня, в праздник Вознесения Господня Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II15 совершили Божественную литургию, а накануне - всенощное бдение в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе [16].

8 июня в Московской Патриархии состоялась встреча Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена с Святейшим Патриархом Болгарским Кириллом. На приеме Митрополит Пимен и Патриарх Кирилл обменялись речами [17]. 

15 июня, в День Святого Духа Московские духовные школы праздновали окончание учебного года. Божественную литургию в академическом храме совершили Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и ректор академии епископ Дмитровский Филарет [18]. В актовом зале академии Митрополит Пимен обратился к выпускникам с словом напутствия [19].

25 июня в заседании Священного Синода под председательством Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена имели суждение о созыве Поместного Собора Русской Правосавной Церкви для избрания Патриарха Московского и всея Руси.

Постановили: созвать Поместный Собор с 30 мая по 2 июня 1971 года. Образовать Комиссию Священного Синода для подготовки Поместного Собора [20]. 

16 июля в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялось наречение архимандрита Платона (Лобанкова) во епископа Аргентинского и Южноамериканского.

Чин наречения совершали: Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим, Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх Украины, Таллиннский и Эстонский Алексий, архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин, епископы Тульский и Белевский Ювеналий и Черниговский и Нежинский Владимир. 

18 июля, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского за Божественной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонию архимандрита Платона во епископа совершили: Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен, митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим, Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх Украины, Таллиннский и Эстонский Алексий.

Вручая архиерейский жезл епископу Платону Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен произнес речь:

"Возлюбленный во Христе брат, Преосвященный епископ Платон!

По воле Божией, благой и совершенной, направляющей каждого человека к вечному спасению, ты получил сегодня, в день преподобного Сергия, и в его обители сугубую благодать для святительского служения Церкви Божией. Событие - величайшее для тебя, ответственное для нас, возложивших руки на твою главу, и полное надежды для паствы, ожидающей нового архипастыря.

Для тебя величайший смысл этого события заключается в том, что с посвящением в сан епископа ты входишь в собор святителей Церкви Христовой и получаешь место в ряду апостольских преемников, строителей, отцов и учителей Церкви.

Для нас, участников твоей хиротонии, она ответственна потому, что воля Божия, определившая твое избрание и посвящение, является промыслительным действием, обнимающим собою и наш выбор, и наши решения, и нашу ответственность за них, в данном случае за возложение рук и за твое архипастырское служение.

Паства твоя, как и всякая паства, живет надеждой иметь доброго архипастыря, который надзирал бы за ней "не принужденно, но охотно и богоугодно, не для... корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Пет. 5, 2-3).

Именно так церковное сознание воспринимает событие твоего посвящения в сан епископа Церкви Христовой. Ты видишь, как значительно оно для твоей паствы, для нас и для тебя самого? Поэтому в данный момент, когда перед твоим духовным взором открывается безмерная высота и великая ответственность святительского служения, благовременно преподать тебе, по примеру апостола Павла, несколько наставлений и советов, прежде чем ты получишь в руки архипастырский жезл, как видимый знак архипастырской власти и духовного руководства вверяемой тебе паствой.

Итак, в настоящую минуту, которую тебе нужно запомнить на всю жизнь, собери и сосредоточь все внимание на своем внутреннем состоянии и отдай себе отчет в том, с каким чувством и настроением принял ты - чрез тайнодейственное рукоположение - благодать епископства. Если с сердечным трепетом и страхом, то благо тебе, ибо этот страх вызывается сознанием немощи и духовной нищеты перед величием служения. Если же благодать воспринята тобою с радостью, то и за это не будет тебе укоризны, поскольку ты "с готовностью повинуешься призванию - по вере в Призывающего", как говорит св. Григорий Богослов.

Но если к твоей радости прибавится чувство и самодовольства, то благодать отступит. Ибо "возвышение путей наших в очах наших есть уклонение от пути Божия, хотя бы мы на нем и находились". Радость высокого призвания следует умерить сознанием собственной скудости и греховности и, памятуя о силе Божией, которая в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), безбоязненно приступить к исполнению архипастырского долга.

На новом месте служения тебе предстоит управлять церковной областью, надзирая за служением и поведением пастырей и других членов клира. Как ты намерен осуществлять это нелегкое и многосложное служение? Если только путем указов и предписаний, то результаты такого администрирования будут плачевными и для вверенной тебе паствы, и для тебя лично. Если же ты будешь руководить клиром и паствой в духе отеческого попечения, то плоды твоего руководства будут всегда неизменно добрыми. Это, конечно, не исключает применения в одних случаях необходимой и спасительной строгости, а в других - такого же необходимого и спасительного снисхождения.

Но какое дано тебе средство, чтобы полученная тобою благодать, была благотворна для вверенного твоему духовному руководству словесного стада и спасительна для тебя? Ответ на этот вопрос содержится в наставлении апостола Павла ученику его Тимофею: "напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение" (2 Тим. 1, 6). "Возгревать дар Божий" - значит возбуждать его к действию. Какими средствами возбуждать? Постоянной молитвой и не менее постоянной заботой о выполнении архипастырских обязанностей. У архипастыря нет права на беспечность, он должен постоянно бодрствовать и над собой, и над вверенной ему паствой. "Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога...", - сказано нам в Деяниях апостолов (20, 28). Это значит, что, "внимая себе", то есть наблюдая за собой, за устроением своего сердца и ума, архипастырь должен непрестанно заботиться о целости и духовном устроении своего словесного стада. Мы призваны охранять его многими благодатными средствами, и особенно благоговейным совершением церковных богослужений и таинств, а также проповедью слова Божия и каноническими установлениями. Но при всем этом архипастырю совершенно необходимо быть "образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте", как пишет об этом своему ученику Тимофею апостол Павел (1 Тим. 4, 12).

Лишь при этом условии сокровище благодати, получаемое при архиерейской хиротонии, становится для нас источником ведения, мудрости и силы. В противном случае благодать отходит от нас, и мы, оскудевая духом, остаемся при одних вещественных знаках своего сана.

Вот и сейчас облечен ты в святительские одежды и знаками архиерейского достоинства. Это свидетельствует о том, что ты должен неустанно благолепнее и совершеннее облачаться в свойства и добродетели нашего Пастыреначальника Иисуса Христа, в Его премудрость и чистоту, смирение и человеколюбие, ревность по славе Божией. Крест же Его терпения и образ Божественной любви - всегда слагать и носить в глубине своего сердца. На твоем архипастырском пути ты имеешь много молитвенников и помощников в деле твоего личного духовного совершенства и в трудах епископских.

Всегда вспоминай о благодатной помощи Богоматери, Которая привела тебя в расцвете твоих молодых лет в обитель Псково-Печерскую, где начинал ты первые шаги иноческого искуса, а затем, со временем, под Ее же Покровом, в стенах Московской духовной академии проходил поприще богословских наук.

Не забывай и обитель Сергиеву и ее славного игумена и покровителя Преподобного Сергия Радонежского, под водительством которого многие ты провел годы в обители, восходя по ступеням служения Церкви от инока до наместника Лавры.

В Троице-Сергиевой Лавре и Московской духовной академии, общаясь с наставниками и руководителями, ты не только постиг науки, но и, несомненно, приобрел необходимый опыт, многое из коего пришло к тебе как к наместнику от священноархимандрита Лавры, ныне блаженнопочившего Святейшего Патриарха Алексия, под чьим руководством тебе привелось трудиться в течение нескольких лет. Итак, когда встретишь трудности, прибегай к молитве! Следуй примеру своих наставников и руководителей! А теперь прими мое поздравление с благодатью архиерейства и горячую просьбу о молитвах за своих рукоположителей. Пусть сей жезл будет опорой в твоей жизни и деятельности. Взойди на архиерейское возвышение и преподай твое благословение людям сим от данной тебе новой благодати архиерейства" [21].

Осенние праздники в Троице-Сергиевой Лавре - Сергиев день, 7-8 октября и в академии - "Покров", 14 октября прошли как всегда торжественно. Сонм архиереев приехавших на эти торжества возглавлял Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен [22]. 

17 октября исполнилось полгода со дня кончины Патриарха Алексия. Заупокойную литургию, панихиду и накануне всенощное бдение в трапезном Сергиевском храме совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. У места погребения Патриарха была отслужена заупокойная лития [23].

10 ноября, под председательством Патриаршего Местоблюстителя, состоялось заседание Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.

10 декабря исполнилось 800 лет чудесного явления иконы Божией Матери в Новгороде (получившей название "Знамение"). Торжественные богослужения накануне и в самый день праздника Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен совершил в московском храме, посвященном иконе Богоматери "Знамение", что в Переяславской слободе, где находится чтимый москвичами древний список (конца XVI - начала XVII века) с Новгородской иконы Божией Матери "Знамение".

После литии на всенощном бдении Митрополит Пимен произнес проповедь на слова тропаря иконе Божией Матери "Знамение".

"Наша Церковь, - сказал Митрополит, - разделяя скорби и радости своего народа, всегда прибегала и продолжает прибегать к помощи и заступлению Божией Матери, ибо мы веруем, что и по своем успении Матерь Божия живет жизнью нашего мира, болеет его болезнями, плачет его слезами и предстательствует о нем в Своих молитвах. Многочисленными проявлениями милости Пресвятой Богородицы к людям связаны с историей нашей Церкви явления всех Ее икон, так нами почитаемых. Верующий народ молился и теперь молится пред ними о своем спасении, принося Царице Небесной все свои надежды, скорби и радости и по вере своей получая просимое".

После Божественной литургии Патриарший Местоблюститель вновь обратился к молящимся с словом назидания:

"Сегодня, в день преславного нашего праздника иконы Божией Матери "Знамение", собрались мы, возлюбленные братия и сестры, в сей святой храм к святой иконе, чтобы еще раз исповедать свою любовь к Богоматери и помолиться о даровании всем нам великих милостей через Ее всесильное предстательство пред Богом.

В нынешнем году торжество этого праздника усугубляется славным юбилеем восьмисотлетия со времени знамения, бывшего в Новгороде от иконы Богоматери во время междоусобной брани в 1170 году.

Сейчас, когда над нашей страной царит благословенный мир и тишина и мы имеем возможность, пользуясь плодами мира, спокойно молиться в этом благолепном храме и с умиротворенным духом приносить поклонение образу Богоматери, мысль наша невольно переносится в те отдаленные времена, когда могучие стены Новгорода были обложены суздальскими войсками и кровопролитные приступы на город следовали один, за другим. В памяти возникает светлый образ святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, водрузившего на городские стены икону Богоматери и вместе с новгородцами приносившего усердные молитвы перед Богоматерним образом о избавлении родного города и своей паствы от стрел нападавших.

Трогательный образ святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, память коего празднуется Церковью 7 сентября, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, глубоко назидателен для нас. Уроженец города Новгорода, он происходил от знатных родителей - Николая и Христины, которые воспитали его в истинном благочестии. Сначала он был священником в Новгороде в церкви священномученика Власия, а затем, приняв монашество, вел строгую подвижническую жизнь.

Святой архиепископ отличался примерным благочестием, замечательной щедростью, благотворительностью, глубоким смирением и незлобием, благодаря чему снискал уважение новгородцев, которые в 1165 году избрали его своим архипастырем.

Богоугодная жизнь, пребывание в посте и молитве были непрестанным подвигом святителя Иоанна. Особо почитал архиепископ Иоанн Богоматерь. К Ней он прибегал с молитвой во всяких обстоятельствах своей жизни и архипастырской деятельности, особенно тогда, когда нарушался мир и возникали междоусобицы и смуты. Он всегда учил свою паству иметь попечение о духовном спасении и никогда не забывать о вечности. В сохранившихся его поучениях об уставе христианской жизни обращено особое внимание на внутреннее, духовное делание, дабы христианин "не окрадывал себя ничем", но был достоин своего высокого звания.

Образ святителя Новгородского Иоанна я умышленно представил вашему вниманию в нынешний праздничный день, так как он является свидетельством того, как духовное совершенство приблизило святителя к Богоматери. И его глубокое почитание, непрестанную к Ней молитву, верим, принимала Богоматерь и посылала новгородцам и их архипастырю знамения милости.

Нынешний праздник и дата восьмисотлетнего юбилея милости Богоматери к новгородцам, помимо воспоминания исторических событий, назидают нас духовно. Праздник напоминает нам о знамениях милости Царицы Небесной, которые Она являла не только в древности, но и везде и всегда в жизни христианина. За Ее милостями всегда прибегают верные, как к быстротекущему источнику, который утоляет жажду духовную каждого, прибегающего к Ней с верою и любовию. Праздник умилительно напоминает нам о святом образе Новгородского архиепископа Иоанна, научившегося в продолжении своего жития духовному подвигу, принимавшего непосредственное участие в защите своего града от нападений врагов, и показывает его жертвенную любовь к согражданам.

Праздник свидетельствует о Богоматери как Необоримой стене, сокрывающей нас от бед и напастей. Каждый христианин ощущает Богоматерь как подательницу знамений милости. И в нынешний священный день, склоняя свои главы перед иконой "Знамение", каждый из нас усердно просит Ее предстательства, жаждет милостей от Бога по Ее молитвам, и здесь мы, уже утешенные молитвой, радостно восклицаем: "Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая!" Аминь!" [24].

13 декабря вечером в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры Патриарший Местоблюститель читал акафист преподобному Сергию. На следующий день, в Крестовом храме Патриарших покоев Лавры, по случаю престольного праздника Митрополит Пимен совершил Божественную литургию. В тот же день в Актовом зале Московской духовной академии состоялся вечер воспоминаний, посвященный Патриарху Алексию, на котором с речью выступил Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен [25].

28 декабря Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви под председательством Патриаршего Местоблюстителя приняла решение - провести Поместный Собор Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре в период с 30 мая по 2 июня 1971 года [26].

Торжественные богослужения праздника Рождества Христова 1971 года Патриарший Местоблюститель совершал в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе. Всенощное бдение в 18.00, затем, ближе к полуночи, рождественскую утреню и в 10 часов утра Божественную литургию Митрополит Пимен совершал в сослужении соборного причта. Вечером первого дня праздника в соборе собралось московское духовенство, чтобы принести традиционное поздравление с праздником Патриаршему Местоблюстителю. По окончании вечернего богослужения епископ Дмитровский Филарет прочитал:

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО ПИМЕНА,

МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО

АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

И СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА РУБЕЖАМИ НАШЕЙ РОДИНЫ

"Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите"

 (Ирмос праздника Рождества Христова)

Торжествует ныне Святая Православная Церковь, торжествует весь православный народ, радостно вспоминая и духовно переживая преславное величественно-священное событие Рождества Христова.

Мы преклоняем колена нашего сердца перед родившимся в яслях Вифлеемских Богомладенцем-Христом, нас ради, человек, и ради нашего вечного спасения сшедшим с небес.

Наше светлое торжество неизмеримо, наша рождественская радость невыразима, ибо в Рождестве Христове явлена миру величайшая любовь Божия к роду человеческому, к каждому из нас: Сын Божий, воплотившийся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечившийся, освободил нас, всё человечество от прародительского греха, смерти и тления, чтобы все люди стали сынами и наследниками Божиими (Гал. 4, 6-7), достойными чадами Царства Небесного.

Господь, в Своем рождении принявший в соединение с Божественной природой человеческое естество, привел нас в теснейшее общение и единство с Богом, обожил нас. Совершилось благодатное возрождение, воссоздание природы человека к новой жизни в Господе Иисусе Христе. Какое это дивное чудо, спасительное для верующих в Господа всех людей всех времен и народов!

В благодарной молитве ко Господу Святая Церковь с восторгом и благоговением прославляет Его, как Благодателя, милостивно на земле явившегося в подобии нашем: "Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели - пение, небеса - звезду, волсви - дары, пастырие - чудо, земля - вертеп, пустыня - ясли; мы же - Матерь-Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас" (Стихира праздника).

Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пастыри и усердные наши богомольцы! Всех вас душевно обнимаю и поздравляю с великим и радостным праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Молю рождшегося Господа, да ниспошлёт Он всем нам в наступающем Новом году Свои великие и богатые милости, благословение и всещедрую помощь на дела и труды наши, на мирное и безмятежное житие во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2, 2).

Радостно взирая на рождшегося Богомладенца Христа в день Великого праздника, вспомним и о том, что в нынешнем году наша Церковь этот Великий праздник и новолетие встречает без своего кормчего - Святейшего Патриарха Алексия, который блаженно почил о Господе и ныне возносит свои моления о Церкви и о всех нас пред Престолом Божиим. В течение 25 лет быв Предстоятелем Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий не оставлял свою всероссийскую паству без слова назидания, и в особенности в замечательных Посланиях к Великим праздникам, в которых он всегда призывал к духовному совершенству, а также преподавал глубокие и назидательные примеры патриотизма и звал быть преданными сынами своей Отчизны и служителями своего народа. Мы и теперь в тех Посланиях слышим голос нашего почившего Первосвятителя Патриарха Алексия, воспринимаем его призывы и всем сердцем стремимся быть достойными подражателями его благочестия и трудов. Мы с любовью молимся о упокоении его души "в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают".

Духовно веселясь и торжествуя, "яко Бог во плоти явися... мы хвалу недостойными устнами ангельски Христу принесем: слава в вышних Богу и на земли мир...", в человецех благоволение (из праздничных стихир). Мир вам всем, возлюбленные о Господе во Христе Иисусе!

Вознося Господу хвалу о мире, мы не забудем и о страждущих народах, которые в течение многих лет подвержены тяжким страданиям от агрессии и войны и жаждут вожделенного мира. Да прекратится кровопролитие и воссияет мир для многострадального и борющегося народа Вьетнама, для арабских народов, пострадавших от израильской агрессии!

Я призываю всех верующих людей нашего Отечества не только молиться о мире на земле, но и деятельно применять свои возможности и силы в гуманнейшем деле укрепления мира во всем мире, активно выступая вместе со всем народом нашей страны за запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия, за прекращение гонки вооружений, за всеобщее и полное разоружение, за безопасность в Европе.

В праздник Рождества Христова, праздник мира, не забывайте о тех священных мероприятиях, которые проводятся нашей страной по защите мира, поддерживайте их вашими пожертвованиями.

Я позволю себе особо обратиться к нашим дорогим соотечественникам, находящимся за рубежами нашей Родины, и, поздравляя их с Рождеством Христовым и новолетием, пожелать им крепости сил, совершенства духовного, постоянного единения с Матерью-Церковью и Отчизной и благословения Божия во всех благих делах и начинаниях. Будьте, дорогие друзья, всегда в первых рядах защитников мира!

"Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь" (2 Пет. 3, 18).

МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА

ПИМЕН,

МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

Рождество Христово 1970/71 года [27]

10 февраля, под председательством Патриаршего Местоблюстителя, состоялось заседание Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви [28].

7 марта в Софии на 71-м году жизни скончался Патриарх Болгарский Кирилл [29]. В Москве в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен после вечернего богослужения 7 марта сообщил верующим о кончине Патриарха Кирилла. В своем слове перед панихидой Патриарший Местоблюститель отметил высокие духовные качества, особенно истовое благочестие, богословскую эрудицию Патриарха Кирилла - ученого, общественного деятеля, пользовавшегося известностью не только среди религиозной, но мировой общественности [30].

Для участия в погребении Патриарха Кирилла в Софию отбыл Местоблюститель Московского Патриаршего Престола Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. Во время отпевания в софийском Александро-Невском патриаршем кафедральном соборе Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен произнес надгробное слово.

24 марта, под председательством Патриаршего Местоблюстителя, состоялось заседание Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви [31].

17 апреля - год со дня кончины Патриарха Алексия. Ввиду совпадения этой даты с Великой субботой, по благословению Патриаршего Местоблюстителя поминовение совершилось неделей раньше - в Неделю ваий. 11 апреля, после Божественной литургии в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе Митрополит Пимен совершил панихиду о Патриархе Алексие [32].

12 апреля, в Великий понедельник, Патриарший Местоблюститель в Малом Донском соборе б. Донского монастыре совершил молебен на начало мироварения.

15 апреля, в Великий четверг, Местоблюститель Московского Патриаршего Престола во время Божественной литургии в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе совершил чин освящения мира.

18 апреля. Праздник Святой Пасхи. Пасхальные богослужения в Богоявленском патриаршем соборе возглавил Патриарший Местоблюститель. На второй день праздника московское духовенство приносило свои поздравления Митрополиту Пимену. По окончании молебна епископ Дмитровский Филарет огласил Пасхальное послание Патриаршего Местоблюстителя [33].

9 мая в годовщину победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Патриарший Местоблюститель совершил Божественную литургию в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе. Перед благодарственным молебном Митрополит Пимен произнес слово [34].

С 13 по 16 мая Местоблюститель Московского Патриаршего Престола Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен принимал участие в Ассамблеи Всемирного Совета Мира, которая проходила в столице Венгрии - Будапеште [35]. 

21 мая, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в Московских духовных школах состоялся выпускной акт, на котором слово назидания произнес Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен:

"Если в течение многих лет, - говорил Местоблюститель, - вы совершенствовались в богословии, то теперь вы должны возрастать в богословии жизни, пастырском служении. Богословские знания надо не только получить, но в продолжение всей жизни возгревать их и пополнять. Все полученные знания вы должны использовать для себя и для верующих.

Каждый священнослужитель обязан твердо знать Священное Писание. Несмотря на частое общение с Евангелием в богослужениях, никогда не расставайтесь с ним и в личной жизни. Каждый из вас должен ежедневно прочитывать хотя несколько евангельских стихов; читая их, надо серьезно задумываться над каждым словом.

Из практики известно, что молодые священнослужители иногда по-своему объясняют текст Священного Писания. Нельзя толковать его по своему разумению. Священнослужитель должен толковать Священное Писание в духе святоотеческого толкования, так, как учили святые отцы.

Пастырь также должен быть хранителем богослужебных традиций Русской Православной Церкви.

Бывают случаи, когда священники за Божественной литургией опускают ектению об оглашенных, ссылаясь при этом на пример служения Святейшего Патриарха Алексия. Да, Святейший Патриарх опускал по большим праздникам ектению об оглашенных. Ho делал он некоторые сокращения только в последние годы своей жизни, и то лишь по немощи. Некоторые выпускники говорят, что сейчас нет у нас оглашенных. Их нет потому, что мы не делаем, как в древности, специально учрежденного оглашения; и в наши дни весь мир "оглашен" евангельской проповедью, и молитву об оглашенных опускать не следует. Это значит, что недопустимо опускать и ектению.

Каждый священнослужитель в первую очередь должен быть устроителем мира, идущим в ногу со всеми борщами за мир. Он обязан устраивать мир, начиная с своей семьи и кончая приходом и миром между народами. Это его прямая обязанность. Пастырь должен стать духовным руководителем прихода и устроителем мира. Он несёт духовную ответственность за всех прихожан, хороших и плохих. Он обязан быть чутким к людским скорбям и печалям. Один старец говорил, что церковь - это "врачебница духовная", поэтому нельзя требовать, чтобы во врачебнице все были здоровыми. С терпением и любовью пусть несёт пастырь свою службу.

Я желаю, выпускники, всем вам успехов. И если встретятся какие-либо трудности на вашем пути, усерднее прибегайте к помощи Божией в делах ваших. Аминь" [36].

Верующие Москвы и Московской епархии знали Митрополита Пимена много лет. С января 1954 года - в сане архимандрита наместником Троице-Сергиевой Лавры, с декабря 1957 года - епископом Дмитровским, с октября 1963 года - митрополитом Крутицким и Коломенским и с апреля 1970 года, после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, - Местоблюстителем Московского Патриаршего Престола. 

Митрополит Пимен в 1970 году, как и в прошлые годы, во все воскресные и праздничные дни и накануне их, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, совершал богослужения в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе в Москве. Также он служил Божественные литургии и накануне - всенощные бдения в дни престольных праздников в московских приходских храмах и пригородных, отдаленных приходах области, проповедуя и благословляя молящихся. Богослужения он совершал в иночески строгом стиле. В них проявились его качества проповедника, знатока Церковного устава и пения, ценителя московских церковных традиций.

14 января 1970 года, в канун дня памяти преподобного Серафима Саровского, чудотворца, митрополит Пимен совершил всенощное бдение в храме во имя пророка Илии, что в Обыденском переулке (храм Илии Обыденного).

В феврале Высокопреосвященный Пимен совершал торжественные богослужения накануне и в дни праздников, посвященных иконе Божией Матери "Утоли моя печали", 6 и 7 февраля (в Николо-Кузнецком храме), святому мученику Трифону 13 и 14 февраля (в Знаменском храме в Переяславской слободе), святым праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице 15 и 16 февраля (в храме Илии Обыденного).

20 марта, в пятницу 2-й седмицы Великого поста, в день празднования иконе Богоматери, именуемой "Споручгшца грешных", литургию Преждеосвященных Даров и накануне - всенощное бдение владыка митрополит служил в Никольском храме,что в Хамовниках (Николо-Хамовнический храм).

На Светлой седмице, во вторник 28 апреля, по случаю празднования Иверской иконе Божией Матери, Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен литургисал в храме в честь Воскресения Христова, что в Сокольниках.

В храме Илии Обыденного Патриаршим Местоблюстителем были совершены вceнощное бдение накануне празднования иконе Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость", 13 мая, и Божественная литургия - в самый праздник, 14 мая.

Празднование иконе Божией Матери "Споручница грешных", совершаемое 11 июня (29 мая ст. ст.), было отмечено в Николо-Хамовническом храме накануне и в самый день праздника торжественными богослужениями, которые совершил Высокопреосвященный Владыка Митрополит.

В престольный праздник Троице-Сергиевой Лавры - День Святой Троицы, 14 июня, Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен с собором иерархов, прибывших на праздник, и в сослужении лаврской братии совершил Божественную литургию в Троицком соборе Лавры, а накануне в том же соборе - всенощное бдение.

21 июня, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, и накануне торжественные богослужения были совершены Патриаршим Местоблюстителем в храме в честь Всех святых, что у Сокола.

В июле Владыка Митрополит совершил следующие богослужения: всенощное бдение в канун празднования Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (6 июля) - в храме во имя Иоанна Предтечи; всенощное бдение и Божественную литургию по случаю праздника Тихвинской иконе Богоматери (8-9 июля) - в храме Преображения Господня, что в Богородском; вечерню с акафистов Преподобному Сергию, всенощное бдение и Божественную литургию в связи с празднованием Обретения честных мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского (17-18 июля), - в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры с сонмом иерархов, прибывших на праздник, и в сослужении лаврской братии; всенощное бдение в канун празднования Обретения мощей преподобного Серафима Саровского (31 июля)- в храме Илии Обыденного.

Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен в храме Илии Обыденного совершил Божественную литургию в день памяти пророка Илии, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, 2 августа, и всенощное бдение накануне. Всенощные и литургии Владыкой Митрополитом были совершены также по случаю празднования Смоленской иконе Богоматери, именуемой "Одигитрия" (9-10 августа), - в Успенском храме в Новодевичьем монастыре и в день памяти мученика Иоанна Воина (11-12 августа) - в храме, посвященном этому святому.

Всенощные бдения и Божественные литургии Митрополит Пимен совершил по случаю храмовых праздников в храме во имя святых мучеников Адриана и Наталии (7 и 8 сентября) и в храме во имя преподобного Пимена Великого (8 и 9 сентября). В день памяти египетского аввы V столетия - Пимена Великого, сподвижника преподобных Паисия Великого и Иоанна Колова, - 9 сентября (27 августа ст. ст.), Патриарший Местоблюститель праздновал свое тезоименитство.

27 сентября - память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Всенощное бдение накануне этого праздника Митрополит Пимен совершил в храме Воскресения словущего, что на Ваганьковском кладбище, а Божественную литургию в самый праздник - в храме Воскресения словущего, что в пер. Аксакова, на Арбате.

Празднование Иверской иконе Божией Матери, совершаемое 26 (13) октября, была отмечено в Воскресенском храме в Сокольниках торжественным служением Божественной литургии и всенощного бдения - накануне, которые совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен. По случаю дня памяти преподобной Параскевы Сербской Владыка Пимен совершил торжественные богослужения в Троицком храме, что на Пятницком кладбище (26-27 октября). После литургии 27 октября там же была совершена панихида о матери митрополита Филарета (Дроздова) - Евдокии. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", 5 ноября, всенощное бдение и в самый день праздника, 6 ноября, Божественную литургию Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен совершил в Преображенском (Скорбященском) храме, что на Большой Ордынке, вместе с архиепископом Киприаном (Зерновым) и в сослужении духовенства храма.

В подмосковном Космодамианском храме в Болшеве (Калининград) Владыка Митрополит литургисал 14 ноября, в день памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, а в московском храме Воскресения словущего, что в пер. Аксакова, служил всенощное бдение 26 ноября, в канун дня памяти апостола Филиппа, которому посвящен левый придел этого храма.

29 и 30 ноября Патриарший Местоблюститель совершал соответственно всенощное бдение и Божественную литургию в Троицком соборе Троице-Сертиевой Лавры по случаю дня памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия.

В декабре Высокопреосвященный Пимен совершил следующие богослужения: 16 декабря всенощное бдение в канун дня памяти преподобного Иоанна Дамаскина в Покровском храме в Лыщиковом пер. (на Землянке); 17 декабря Божественную литургию по случаю дня памяти великомученицы Варвары - в храме во имя святого мученика Иоанна Воина; 21 и 22 декабря всенощное бдение и Божественную литургию в связи с празднованием иконе Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость",- в храме Илии Обыденного.

По обычаю 31 декабря вечером в патриаршем Богоявленском кафедральном соборе в Москве был отслужен новогодний молебен. Совершил его в сослужении соборного причта Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен. Благодарением Господу о благодеяниях, бывших в минувшем году, и молитвой о ниспослании милостей Божиих в наступающем новом лете был завершен уходящий, 1970 год [37].

После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен занял высокий пост Патриаршего Местоблюстителя. Как писал будущий преемник Патриарха Пимена митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий, 

"это было, в сущности, исполнением воли Святейшего Патриарха Алексия, пожелавшего в свое время иметь на Крутицкой кафедре митрополита Пимена, как старейшего среди постоянных членов Священного Синода не только по хиротонии, но и по возрасту, и по опыту церковной работы.

С момента вступления на этот высокий пост Митрополит Пимен сразу же принял на себя ответственность за управление Церковью, за состояние нашей церковной жизни, за отношения с Церквами-Сестрами и со всем христианским миром на период межпатриаршества. Как известно, этот период был определен Священным Синодом под председательством Патриаршего Местоблюстителя в один год, посвященный заупокойным молитвам о приснопамятном Святейшем Патриархе Алексии и подготовке к Поместному Собору Русской Православной Церкви, на котором должен быть избран Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Все церковные дела, начатые при блаженнопочившем Святейшем Патриархе Алексии, не остановились с его кончиной, а были продолжены энергией и заботами Патриаршего Местоблюстителя и Священного Синода. Помимо текущих дел, которых всегда много, почти каждый день возникают новые вопросы и нужды, требующие обдуманного подхода и разумного решения. Важнейшие вопросы обсуждаются на заседаниях Священного Синода под председательством Патриаршего Местоблюстителя, ставших теперь особенно частыми. В других делах Патриарший Местоблюститель действует единолично, применяя в одних случаях каноническую строгость, в других - церковную икономию. Немало внимания и трудов требует руководство церковной жизнью города Москвы и Московской епархии.

Возьмем для примера начало нового, 1970/71 учебного года в Московских духовных школах. В течение 25 лет они жили и работали под руководством Святейшего Патриарха Алексия. Теперь же итоги зачетных сессий, выпускных экзаменов и приемных испытаний, а также сметы хозяйственных расходов и другие дела академии и семинарии, зафиксированные в журналах заседаний их Совета, представляются на утверждение Патриаршему Местоблюстителю. Но прежде чем дать благословение на реализацию намеченных мероприятий или одобрить сделанное, он должен все это всесторонне рассмотреть с точки зрения церковной пользы, педагогической целесообразности и материальных возможностей.

За началом учебного года следует праздник Покрова Пресвятой Богородицы - престольный праздник Московских духовных школ, ежегодно отмечаемый торжественным богослужением и академическим актом, который всегда возглавлял Святейший Патриарх Алексий. В минувшем году Патриарший Местоблюститель возглавил академический акт, завершив его содержательным словом на тему о значении храма и совершаемых в нем богослужений для постижения богооткровенных истин нашей веры, являющихся предметом богословских наук. Он сказал, что мы "должны смотреть на церковные богослужения и на храм, в котором они совершаются... как на школу духовной жизни, как на школу опытного богопознания, и помнить при этом, что нет иного способа стать истинным богословом, как только через общение с Самой Истиной, открывающейся человеку в меру чистоты его сердца и ума. А эта чистота достигается молитвой, постом, покаянием, причащением, милосердием, любовью и всякой христианской добродетелью, когда, по слову Господа, Он приходит к каждому исполняющему Его заповеди и обитель в душе его устрояет, то есть делает его душу Своим храмом..."

Здесь Патриарший Местоблюститель ясно определяет самое существо задачи, выполняемой духовной школой.

Надо сказать, что период межпатриаршества, как переходный, имеет свои специфические особенности, которые ставят перед Патриаршим Местоблюстителем ряд серьезных задач. Главной из этих задач является подготовка к созыву Собора, осуществляемая Предсоборной комиссией под руководством и председательством Патриаршего Местоблюстителя. Наряду с организационными мероприятиями она разрабатывает вопросы, связанные с программой Собора и его составом, с выборами членов Собора от епархий и с процедурой избрания патриарха.

Внимание Высокопреосвященного Местоблюстителя Патриаршего престола направлено на то, чтобы продолжить в делах церковных линию почившего Святейшего Патриарха Алексия, который в течение четверти века стоял у кормила корабля церковного, и сегодня можно с уверенностью сказать, что Церковь живет в духе церковных традиций покойного Святейшего Патриарха Алексия. Заботой Патриаршего Местоблюстителя является создание такой духовной атмосферы, которая способствовала бы единодушному решению всех вопросов на предстоящем Поместном Соборе нашей Церкви" [38].

 [1] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 2, С. 42.

 [2] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 2, С. 41. 

 [3] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 3, С. 7. 

 [4] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 2, С. 4. 

 [5] НИКОЛАЙ (Касаткин, † 03.02.1912), архиепископ. 1880 хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, пребывал в Японии в должности начальника Духовной миссии. 1906 архиепископ Японский.

 [6] Архив автора. 

 [7] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 5, С. 6. 

 [8] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 6, С. 12. 

 [9] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 5, С. 1. 

 [10] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 6, С. 56. 

 [11] ФЕОДОСИЙ (Лазор, р. 27.10.1933), епископ. 1967 хиротонисан во епископа Вашингтонского, викария Архиепископа Нью-Йоркского, затем последовательно на Ситкинской и Питсбургской кафедрах. 1977 избран Предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке.

 [12] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 6, С. 69. 

 [13] ВАСИЛИЙ (Дорошкевич Владимир Алексеевич, 15.03.1914-11.02.1998), Митрополит Варшавский и всей Польши. 1960 хиротонисан во епископа Бельского, затем правящий епископ Вроцлавско-Щецинской епархии. 1970 Предстоятель Польской Автокефальной Православной Церкви.

 [14] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 8, С. 52. 

 [15] ЕФРЕМ (Сидамонидзе Григорий Шиович, 19.10.1896-07.04.1972), Каталикос-Патриарх всей Грузии. 1927 хиротонисан во викарного епископа патриарха с управлением Сухумо-Абхазской епархией. Управлял различными епархиями. 1945 митрополит. 1960 избран Католикосом-Патриархом всей Грузии и Архиепископом Мцхетским и Тбилисским.

 [16] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 8, С. 51. 

 [17] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 7, С. 55. 

 [18] ФИЛАРЕТ (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич, р. 21.03.1935), епископ. 1965 хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии. 1966 епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 1973 Патриарший Экзарх в Средней Европе. С 1978 на Минской кафедре. 1971 архиепископ. 1975 митрополит.

 [19] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 8, С. 24. 

 [20] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 7, С. 11. 

 [21] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 10, С. 6. 

 [22] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 11, С. 4. 

 [23] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 12, С. 9. 

 [24] Журнал Московской Патриархии, 1971, № 1, С. 11, 34. 

 [25] Журнал Московской Патриархии, 1971, № 2, С. 11. 

 [26] Журнал Московской Патриархии, 1971, № 2, С. 1. 

 [27] Журнал Московской Патриархии, 1970, № 12, С. 1. 

 [28] Журнал Московской Патриархии, 1971, № 3, С. 1. 

 [29] КИРИЛЛ (Константинов Константин Марков, 16.01.1901-07.03.1971), Патриарх Болгарский. 1936 хиротонисан во епископа Стобийского. 1938 митрополит Пловдивский. 1951 Наместник-Председатель Св. Синода. 1953 Патриарх Болгарский и Митрополит Софийский.

 [30] Журнал Московской Патриа

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.