Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу»
Юрий Ивлиев. XXI век

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781
Дата публикации:
29 июля 2009 года


Источник: http://hotkovo.net.ru/

Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

 

С. Гагино расположено вблизи р. Киниболки. В XV в. здесь была Кинельская волость, в конце XIX в. - Рогачевская волость Александровского уезда Владимирской губернии. В 1462 г . великий князь Московский Василий Васильевич завещал своему сыну Борису Волоцкому волость Кинель, а "в Кинеле Суровцево, да Тимофеевское, да Микульское".

Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

От Бориса она в 1477 г. досталась его сыну Фёдору, у которого в 1497 г. её выменял великий князь Московский Иоанн III. Перейдя в начале XVI в. к князьям Велико-Гагиным, село получило двойное название - "Тимофеевское, Гагино тож". Согласно патриаршим окладным книгам, в 1628 г. здесь была деревянная церковь Великомученика Димитрия Солунского. В 1623 г. Гагино - вотчина стольника Степана Ивановича Велико-Гагина. Ему наследовал сын, окольничий князь Данила Иванович (ум. 1671), после которого владел его сын, князь Иван Данилович, комнатный стольник царя Петра I (убит в бою под Нарвой в 1700 г .) Последним в роде князей Велико-Гагиных был Николай Иванович, в 1722 г. он утонул во время купания. В 1725 г. Петр I указал "отписные по смерти вдовы князя Ивана, Авдотьи, деревни приписать в ведение к госпиталю". В правление императрицы Елизаветы Петровны половина села пожалована генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову (1709-1775). Он начал службу в 1739 г. истопником во дворце цесаревны Елизаветы Петровны, приобрел её доверие и в 1742 г. стал камер-юнкером, в 1743 г. гардеробмейстером. Императрица, боясь дворцового переворота, подобного тому, который её саму привёл к власти, ночью почти не ложилась спать, и одной из обязанностей Чулкова было бодрствовать, сидя в кресле у дверей её спальни. Он дослужился до действительного камергера, в 1762 г. стал генералом, в том же году вышел в отставку генерал-аншефом. Другая часть села находилась во владении князя Фёдора Фёдоровича Щербатова (1729-?). Начав службу пажом при императрице Анне Иоанновне, он был переведён в армию поручиком, участвовал в Семилетней войне, в 1771 г ., командуя отдельным корпусом, прошёл через пролив Сиваш в Крым и взял Арабат, Еникале и Керчь, за что был награждён орденом Святой Анны 1-й степени, произведён в чин генерал-поручика и назначен главным командиром Крыма. Во время пугачёвщины князь служил дежурным генералом при А.И. Бибикове, по смерти которого в 1774 г. занял его место. После того, как из-за его оплошности Пугачёв взял Арск и подошёл к Казани, Ф. Шербатов был вынужден уйти в отставку (с запрещением даже появляться в столицах). Во 2-й половине XVIII в. вместо деревянной Дмитровской В.И. Чулков построил каменную ныне существующую Спасскую церковь с приделом великомученика Димитрия Солунского (придел позднее упразднён). Сам храмоздатель потом был погребён в церкви направо от входа, на столпе укреплена медная доска со стихотворной эпитафией: "Воззрите смертные своими днесь очами Загладьте место вы прежалкими слезами Бессмертный славы муж повержен здесь лежит Молчанья вечного приняв спокойный вид".

По церкви село стало называться Спасское-Гягино. У храма находились могилы Чулковых, Велико-Гагиных, Щербатовых. В приходе были деревни Яков-лево, Гальнево, Истомине, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово (где в 1856 г. помещицей Е.В. Яковлевой построена каменная часовня пророка Илии). В советское время храм был закрыт, разрушены его завершение и колокольня. В 1845 г. местной помещицей Екатериной Васильевной Барбашевой, урождённой Чулковой, и её теткой Анной Васильевной Спечевой (также урождённая Чулкова, погребена под алтарём) рядом со Спасской была сооружена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами великомученика Димитрия Солунского и мученицы Параскевы.

В писцовых книгах 1628 г. среди вотчин князей Велико-Гагиных, кроме села Тимофеевского (Гагино) названа и деревня "Путятино на суходоле". Впервые она была упомянута ещё раньше, в документах середины XVI в., как деревня Старостине, которой владел князь В.А. Гагин. Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р.Вондюги. В конце XIX в. в нём была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь. Большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок. В 1890 г. К.А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом-одногодком С.В. Рахманиновым готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского "Борис Годунов".

В 1898 г. в Спасской церкви Шаляпин венчался с балериной, итальянкой Иолой Торнаги. Запись о бракосочетании из метрической книги церкви с. Гагина: "Июля 27-го 1898 года. Жених: Вятской Губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Фео-дор Иоаннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком . Лет 25. Невеста: Италианская подданная Иола Игнатиева Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25". Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов, которому помогал псаломщик Иоанн Введенский. В графе "Поручители по женихе" значилось: "Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин". Поручителями по невесте выступили "Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин". Коровин вспоминал: "По окончании венчания мы пошли к священнику - на улице все еще лил дождь. В небольшом сельском домике гости едва поместились. Матушка и дочь священника хлопотали, приготовляя чай... Мы о Шаляпиным пошли на кухню, разделись и положили на печку сушить платье... Чтобы согреться, усердно подливали в чай кагору. Когда двинулись обратно, священник наделил нас зонтиками...У Путятина нам загородили дорогу крестьяне, протянув поперек колеи ленту. Ее держали в руках девушки и пели какую-то песню, славя жениха и невесту... Мужики просили с молодых выкуп на водку. Я вынул рублевку и дал. Бабы говорили: "Мало! А нам-то на пряники?" Другие тоже дали крестьянам денег. Ленту собрали, и мы поехали. Вернувшись к Татьяне Спи-ридоновне, мы увидели столы, обильно уставленные винами и едой. Поздравили молодых, все целовались с ними. Кричали "Горько! " Сам Шаляпин так описывал это событие: "Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум - толпа друзей с С.И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках. Это невозможно напоминало мне суконную слободу... А дирижировал этим кавардаком С.В. Рахманинов".

Дача Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали Путятино. В советское время все постройки усадьбы разрушены, аллеи вырублены. От парка осталось лишь несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд. Гагино тоже пришло в упадок, осталось пять дворов в ложбине у кладбища.

В с. Микульское в волости Кинель, упомянутом вместе с Тимофеевским (Гагином) в духовной грамоте великого князя Московского Василия Васильевича, тогда, в 1462 г ., была деревянная церковь. В 1665 г. владельцы села, стольник Иван и стряпчий Пётр Александровичи Аничковы, на новом месте построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVIII в. стояли уже две деревянных церкви: Покровская и Святителя Николая. Вторая из них в 1820 г. разобрана при строительстве, на средства помещицы Головиной, каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и Корсунской иконы Бо-жией. Матери. В 1872 г. деревянный храм Покрова капитально отремонтирован и обращён в тёплый. Ныне он разрушен, на месте алтаря установлен поклонный крест.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2019
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank