Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Богородские староверы / О возрождении храма во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской в Кузнецах

Газета. ИСТОКИ (25)от 28.06.07 г. Краеведческая страница. Священные камни

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛАГОДАТИ

 

(О возрождении храма во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской в Кузнецах)

 

В начале XX века в старообрядчестве всего Богородского уезда, пожалуй, не было фигуры более популярной, чем директор компании Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Иванович Морозов. К ак грамотный и рачительный хозяин Морозов пользовался доброй и заслуженной славой в торгово-промышленных кругах Московской губернии, но еще большую славу и популярность он приобрел как неутомимый старообрядческий деятель и благотворитель. На этом достойном попри­ще он как бы соревновался со своей именитой родственницей М.Ф.Морозовой, потратившей на «богоугодные дела» не менее десяти миллионов рублей.

Арсений Иванович Морозов

Арсений Иванович щедро жертвовал деньги на приобретение земельных участков и стройматери­алов для новых храмов, школ, больниц, приютов, ночлежных домов и т. п., дарил старообрядческим общинам походные церкви, колокола («звоны»), иконы, книги, необходимую утварь, содержал на свои средства учебные заведения.

В частности, полным или частичным иждивением Морозова были построены старообрядческие храмы в Богородске (1911), в дер. Большие Дворы (1908), в Кузнецах (1909), Тимкове (1911), Никулине (1915), Корневе (1916) и др. местах.

Открытие Морозовым земских училищ всегда становилось праздником и сопровождалось торжественным молебном с водосвятием, который заканчивался, как правило, «возглашением многолетия Государю, Государыне и всему Царствующему дому, о чем не лишенный честолюбия Арсений Иванович имел обыкновение сообщать в телеграммах «на Высочайшее имя» с благодарностью «за дарованную свободу молиться и учиться по древнему чину». Любопытно, что и Николай II , в свою очередь, тоже «милостиво благодарил» коммерции советника и местных старообрядцев «за вознесение молитв и выражение верноподданнических чувств».

В 1912 году, после смерти настоятеля московской старообрядческой общины Рогожского кладбища Елисея Тимофеевича Мелехина (родом из Богород­ского уезда), Морозов за 5000 рублей покупает обширную библиотеку покойного (47 ящиков) и жертвует ее старообрядческому богословско-учительскому институту, который был открыт 10 сентября того же года.

У наследников Мелехина Арсений Иванович приобретает также ценный в историческом и худо­жественном отношении походный храм, некогда принадлежавший известному старообрядческому деятелю, книгоиздателю, меценату и благотворителю К. Т. Солдатенкову (предки которого происходили из местной деревни Прокунино, ныне ул. Гагарина Павловского Посада). Как исто­рическую реликвию, Морозов устанавливает этот храм в специально построенном и освященном (в 1915 году) приделе церкви во имя св. пророка Захария в Богородске. Это была настоящая архитектурная жемчужина нашего края, построенная по проекту И.Е.Бондаренко.

Но даже если бы Арсений Иванович не прославился созданием этого зодческого шедевра или своим знаменитым хором и широкой благотворительной деятельностью, имя его было бы вписано в историю старообрядчества одним лишь фактом постройки первого во всей православной России храма во имя св. благоверной великой княгини инокини-схимницы Анны Кашинской (архитектор И.Е.Бондаренко).

Анна Кашинская (дочь ростовского князя Димитрия Борисовича и правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского ) в 1294 г. вступила в брак с князем Михаилом Ярославовичем Тверским, страдаль­чески скончавшимся в Орде в 1318 г. (позже причисленного к лику святых, память 22 ноября). После смерти мужа Анна добровольно приняла монашес­тво, проведя 50 лет в духовном подвиге самоотверженного служения Богу. Многострадальной инокине пришлось пережить еще гибель двух своих сыновей и внука, также убитых в Орде. (Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.).

Скончалась Анна схимницей в Кашинском женском монастыре 2 октября 1368 года, была погребена в Успенском монастырском храме и почиталась местно.

Мощи ее были открыты в 1649 году и оказались нетленны, обладая при этом великой целительной силой. Кашинцы помнили, как в польское лихолетье св. Анна незримо сохраняла их осажденный город от захвата и разорения. В 1649 году по благос­ловению патриарха Иосифа на Соборе русских святителей было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. 12(25) июня 1650 года при личном участии царя Алексея Михайловича мощи святой были перенесены из старого деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор для поклонения.

Однако уже в 1677 году (во времена главного гонителя старообрядцев – патриарха Иоакима) княгиня Анна была изгнана из сонма русских святых только за то, что «святые мощи ее почивают с рукой, сложенной двуперстно». Случай с деканоницацией святой благоверной княгини Анны Кашинской чудотворицы в истории русского православия беспрецедентный!..

Но, несмотря на строгий запрет и угрозу анафе­мы, правоверные русские христиане продолжали почитать св. Анну Кашинскую, получая от нее духовное утешение и исцеление. И лишь через 232 года церковное почитание св. Анны было торжественно восстановлено с согласия Николая II , внявшего народному волеизъявлению.

Своеобразным восклицательным знаком, заверша­ющим это большое православное торжество (12 июня 1909 года) явилось решение известного всем богородского благотворителя А.И.Морозова – воз­двигнуть каменный храм во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской. (Вообще, подобные эф­фектные поступки были в духе Арсения Ивановича...)

Красивый каменный храм был построен на земле, пожертвованной крестьянами дер. Кузнецы в невиданно короткий срок – за три месяца! Уже 15 ноября состоялся праздник, посвященный окончанию строительства. Крестный ход, а также редкое зрелище водружения крестов и под­нятия колоколов собрали многочисленные толпы любопытствующих, завернувших сюда с Владимирского шоссе. Об этом знаменательном событии старообрядческая периодика того времени с радостью сообщала как о большой духовной победе русской древлеправославной церкви.

Предметом особой гордости создателя храма и его общины были роскошный резной иконостас из мореного черного дерева , образа и фрески, выполненные в стиле мастеров Древней Руси. Популярность нового храма была столь велика, что в праздничные дни он едва вмещал всех прихо­дящих на богомолье или приезжающих специально послушать пение морозовского хора, часто бывающего здесь. Практически все старообрядческие епископы, заезжавшие в наш уезд, считали своим долгом непременно посетить первый и единственный в России храм св. Анны Кашинской. А в июне 1911 года кузнецовскую общину удостоил своим посещением первый иерарх русской древлеправославной церкви – архиепископ Иоанн.

(Заметим, что храм, посвященный русской святой, был первым и единственным не только в нашем Богородском уезде, но и во всей Московской губернии, да и ближайших тоже. Только в Петербурге на Б.Сампсониевском проспекте в новостроящейся двухэтажной церкви, возводимой в память рождения Цесаревича Алексия, лишь после восстановления церковного почитания благоверной княгини, и возможно, «в противовес» кузнецовскому древлеправославному храму, вскоре главный придел был освящен во имя св. Анны Кашинской. И по сей день подобных храмов в России только два).

Для местного старообрядчества новый храм в Кузнецах скоро стал настоящим центром духовного просвещения. Здесь была сформирована заме­чательная библиотека. Иждивением А.И. Морозова и заботами председателя общины Ф.А.Детинова в 1912 году открыта частная школа для детей старообрядцев. Конторщиком здешней фабрики М.Е.Осетровым были организованы прекрасный церковный хор и детская школа древнерусского знаменного пения.

Увы, но этот духовный центр, одно из любимейших детищ Арсения Ивановича, разделил в советское время печальную участь всех остальных старообрядческих святынь нашего края – он прекратил свое существование. Был там и клуб и разные производства, а в начале 1990-х годов в изуродованном до неузнаваемости здании бывшего храма цех филиала МПО «Красная лента» шил солдатские галстуки...

Храм во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской в КузнецахХрам во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской в Кузнецах

Мечта местных старообрядцев – возродить свою знаменитую святыню долго разбивалась о нашу жесто­кую действительность, в которой материальное все больше доминирует над духовным, и до начала нового, третьего тысячелетия, не находилось места храму во имя святой Анны. А ведь Анна означает Благодать...

Но, наконец, сподвигнутый Божиим промыслом и патриотическими чувствами, один из самых заметных предпринимателей-благотворителей нашего района Владимир Викторович Ковшутин, в собственности которого было бывшее церковное строение, принял достойное (в духе лучших традиций старого российского предпринимательства) решение о передачи здания старообрядческой Митрополии.

Уже в 2001 году старообрядческим священником Михаилом Егоровым с помощью прихожан корневского Богородицерождественского храма в помещении был наведен порядок и даже отслужен молебен в день прославления св. Анны Кашинской – 25 июня . Однако юридическая бумажная волокита, осложненная др. субъективными обстоятельствами, на целых шесть лет задержала процесс передачи здания.

И вот, к радости местных древлеправославных христиан, в минувший понедельник, 25 июня, в день 98 годовщины возобновления прославления св. Анны Кашинской, в здании, посвященного ей храма, вновь состоялось торжественное богослужение.

Торжественный молебен с водосвятием совершал первый иерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси преосвященнейший Корнилий в сослужении со священниками: о. Константином Лукичевым (Орехово-Зуево), Михаилом Егоровым (Павловский Посад) и Димитрием Коклеевым (Большие Дворы), а также чтецом Михаилом и свещеносцем Антонием Егоровыми.

общее фото на память

После окончания службы митрополит Корнилий, обратился к собравшимся со словами поздравления, духовного наставления и напутствия. Первые лица и гости обменялись мнениями по поводу происходящего события. Огромная благодарность и единодушная признательность была высказана в адрес В.В.Ковшутина с пожеланием, чтобы он и дальше продолжал деятельно участвовать в восстановлении православной святыни, (закрепленной за корневской старообрядческой общиной Павловского Посада). Было высказано мнение, что в нынешнее трудное и больное для России время (или безвременье) возрождение на нашей земле древлеправославного храма, посвященного именно русской святой Анне Кашинской, почитаемой в народе как чудотворицы, имеет особый смысл и звучание. Дай Бог, чтобы с возрождением этой православной святыни на павловопосадской земле прибавилось Благодати. «Святая благоверная преподобная великая княгиня инокиня Анна, моли Бога о нас!».

участники торжества (слева направо): В.В. Ковшутин, митрополит Корнилий, свящ. о.Михаил Егоров, глава Кузнецовского сельского поселения В.М.Суслов, настоятель андроновского Христорождественского храма о. Димитрий Коклеев

 

На снимках: А.И.Морозов; начальный и современный виды храма св. Анны Кашинской в Кузнецах; участники торжества (слева направо): В.В. Ковшутин, митрополит Корнилий, свящ. о.Михаил Егоров, глава Кузнецовского сельского поселения В.М.Суслов, настоятель андроновского Христорождественского храма о. Димитрий Коклеев; общее фото на память (снимки автора).

(Материал подготовлен краеведом В.Ф.Ситновым)

 

Дети

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank