«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

18 ноября 2007 года

Богородский Некрополь Богородские староверы

Старообрядческие кладбища (первые шаги к разработке темы)

М.С.Дроздов, Е.Н.Маслов

Большие города – столицы, губернские имели, чаще всего, отдельные старообрядческие кладбища: Громовское, Рогожское, Преображенское…И на этих кладбищах старообрядцы поддерживали свойственный им порядок захоронений. Как правило, на таких кладбищах устанавливались т. н. «Родовые» камни или монументы, например – на Преображенском кладбище: «Под сим камнем род потомственного почетного гражданина Ивана Никитича Зимина», в Гуслице в деревне Новой – монумент рода Руновых.

В т. н. малых городах и селах, где старообрядцы не составляли большинство, кроме редких исключений – Ржев, например, старообрядцы, в лучшем случае, получали отдельный участок на загородном кладбище. Если же кладбище располагалось при церкви, то место это располагалось уже за церковной оградой.

В Богородске, например, небольшой участок - на загородном кладбище в самом городе, а затем участок был выделен и на Глуховском кладбище. И в том и в другом случае участки были незначительные по площади и не соответствовали числу старообрядцев. Самое главное, что старообрядцы часто попадали в положение худшее, чем, например, евреи. Получали равные по площади участки кладбищ, при разнице в численности в десятки раз.

 

Из письма богородского священника Константина Голубева в консисторию:

«Арсений Морозов хотел проявить себя хозяином чужой собственности, чужой земли, чужого православного кладбища, чего достичь ему не удалось и таким образом он лишен предполагаемой возможности построить раскольничью церковь на православном кладбище.

Если бы ему удалось взять часть православного загородного кладбища в свою пользу, то он после этого взял бы и часть православного кладбища в самом городе при Тихвинской церкви и на этой части кладбища рядом с православной церковью мог выстроить и раскольничью церковь. Таким образом, в двух церквах, рядом стоящих, православной и раскольничей, могли одновременно совершать богослужения: в православной – Московской митрополии, а в раскольничей – раскольничий архиепископ Иоанн Кортушин, а потом одновременно совместные крестные ходы. За такую неудачу Арсений Морозов никогда не простит благочинному, протоиерею Голубеву, помешавшему его великому предприятию на оскорбление Святой Православной Христовой Церкви»

(Фонд 203 опись 759 дело 1522. л . 3-3об. 1913 г .).

Из письма причта церкви с. Петровского в консисторию:

«При селе Петровском издавна существует раскол беспоповщинской секты. В Прежнее время сектантов было гораздо больше нежели теперь, в настоящее время из числа 400 душ мужского пола – двадцать раскольников и из 600 женского пола – семьдесят раскольниц, для погребения умерших они имели свое кладбище никем не разрешенное, хоронили умерших своих вне ограды церковной, именно на том месте, где были в старину кирпичные ямы, заросшие ныне кустарником, и площадь кладбища занимает не более ? десятины пространства. Это кладбище от времени до того переполнено умершими, что нередко покушались подрывать нашу смежную церковную землю, с одной стороны, а с другой – крестьянскую.

При том, народонаселение за последнее время весьма увеличилось и положение нашего села совершенно изменилось: это раскольничье кладбище прежде из-за кустарников выдавалось в поле, а в настоящее время за ним образовался целый поселок, состоящий из 10 дворов, так что кладбище это уже находится в селении.

Посему покорнейше просим консисторию принять надлежащие меры к совершенному закрытию этого раскольничьего кладбища, которое причиняет большой соблазн для православных людей и в гигиеническом отношении может отразиться весьма вредно на жителей Петровского».

(Фонд 203 опись 759 дело 1362, л.2. 1912 г.)

Теперь о некоторых особенностях старообрядческих захоронений.

В Гуслице на могильном холмике часть можно увидеть камень, чаще – окатыш, реже – разной формы булыжник. Иногда выкрашенные, чаще всего, в синий цвет. Здесь такой камень называют окном. Историк С. С. Михайлов в одной из своих работ, в частности, пишет, что по поверьям Гуслицы на таком камне отдыхает ангел или «присаживается» душа умершего.

Такие камни мы встречали на старообрядческих могилах и в других местностях, но там они назывались – «Голгофой».

Во Ржеве совсем другая картина – на могилах т. н. фонари и целые киоты.

Интересны захоронения на кладбище беспоповцев в Псковской области около деревни Авдоши – здесь на могилах большие плоские камни с высеченными крестами, иногда – окрашенными, чаще - в белый и синий цвета.

Ярким примером нынешнего состояния кладбищ является Громовское кладбище в Петербурге. Разрушенные надгробия, снятые крышки саркофагов, поваленные кресты… Странно, но одновременно с разговорами о восстановлении православных святынь, в землю втаптываются поверженные кресты, память о предках повергается в полное забвение…

Следует обратить внимание на одну деталь: литые чугунные кресты на Глуховском и Громовском кладбище (а между ними почти 800 километров ) совершенно одинаковы.

Фотографии:

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.