Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории,
то похороним Русь своими собственными руками»
Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Социум

Богородская медицина: вчера, сегодня, завтра.

ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Миннибаев Т.Ш., Алексеева В.М., Манерова О.А., Микерова М.С.

Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова

г. Москва

 

Изменение социально-экономической ситуации в РФ привело в последние годы XX столетия к значительному ухудшению здоровья россиян, что находит свое отражение в современных неблагоприятных тенденциях демографических показателей, а также показателей заболеваемости как населения в целом, так и его отдельных социальных и профессиональных групп. Профессиональная деятельность преподавательского корпуса ВУЗов страны, насчитывающего большое число профессоров и преподавателей, осуществляется в специфических, еще не изученных условиях. Несомненно, здоровье преподавателей, от деятельности которых зависит будущее нашего общества, имеет огромное государственное и социальное значение. Важное значение приобретает укрепление здоровья преподавателей учреждений высшего профессионального медицинского образования, готовящих будущих врачей, призванных охранять здоровье населения. Каково же состояние здоровья преподавателей-медиков, значительная часть которых совмещает преподавательскую деятельность с лечебной работой? Как преподаватель-врач относится лично к своему здоровью, есть ли у него мотивация для сохранения и укрепления своего личного здоровья?

Для ответа на эти вопросы нами была разработана анонимная анкета «Здоровье преподавателей ВУЗа», включающая пять основных разделов: общие сведения, работа в вузе, время, потраченное на домашние дела, свободное время, состояние здоровья. Представленный материал является результатом анализа ответов преподавателей на вопросы анкеты, которые дают субъективную оценку состояния здоровья преподавателей.

Исследование проводилось на базе Московской Медицинской Академии им. И.М.Сеченова – одного из крупнейших медицинских ВУЗов РФ. Было собрано и проанализировано 280 анкет, заполненных преподавателями из числа постоянно работающих штатных сотрудников.

Весьма важным аспектом является отношение преподавателей к собственному здоровью и то значение, которое они придают здоровью в ряду жизненных ценностей. Первенство семье отдают 60% преподавателей, 14% - считают здоровье наиболее важной категорией.

При анализе субъективной оценки собственного здоровья преподавателями выяснено, что 30 из 100 опрошенных считают себя здоровыми, 62,7 из 100 опрошенных отмечают наличие отклонений в состоянии здоровья. 65,9% респондентов указывают на наличие хронических заболеваний, у 26,2 %, по их мнению, хронические заболевания отсутствуют. Интересно, что среди лиц, считающих себя здоровыми, практически каждый третий (37%) указал на наличие у него хронического заболевания, а среди респондентов с отклонениями в состоянии здоровья - не имеет хронических заболеваний каждый пятый (23%). Из имеющих хронические заболевания преподавателей лишь треть (37%) состоит на диспансерном учете.

Наиболее распространенными среди хронических заболеваний являются болезни органа зрения, болезни системы кровообращения, болезни пищеварительной системы и болезни ЛОР-органов – 51,3; 29,4; 26,2 и 21,8 на 100 респондентов соответственно. Изучение структуры заболеваемости показало, что среди болезней органа зрения преобладают миопия и дальнозоркость (в 62,2 и 35,6 случаях на 100 имеющих заболевание соответственно), среди болезней системы кровообращения наиболее распространены гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца (в 57,3 и 26,8 случаях на 100 имеющих заболевание соответственно), в структуре болезней пищеварительной системы – хронический гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (в 49,3 и 45,2 случаях на 100 имеющих заболевание соответственно), наиболее распространенная ЛОР-патология – хронический ларингит и хронический фарингит (в 34,4 и 24,6 случаях на 100 имеющих заболевание соответственно).

Анализ ответов преподавателей об их поведении при заболевании и по вопросам, связанным с количеством случаев и дней утраты трудоспособности, показал, что 67% преподавателей ни разу не брали листок нетрудоспособности в связи с хроническим заболеванием за 2003 год, 11,8% брали его 1 раз, по 4,3% - 2 раза и 3 и более раз. Ни разу не болели острыми заболеваниями в 2003 году лишь 2,9% респондентов, 64,5% болели 1-2 раза, 11,1% - 3 и более раз. При изучении структуры острой заболеваемости выявлено, что более половины случаев (67,4%) связано с острыми инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Обращает на себя внимание тот факт, что 89,2 на 100 опрошенных продолжают ходить на работу в состоянии недомогания. Среди причин, по которым приходится выходить на работу в состоянии недомогания, преподаватели назвали чувство ответственности и отсутствие замены - 64,8 и 26,5 на 100 респондентов соответственно. Во время острого или обострения хронического заболевания лишь 18,3 на 100 опрошенных обращаются в поликлинику, 60,5 на 100 – занимаются самолечением, 12,2 на 100 – предпочитают обращаться к знакомому врачу. На вопрос о причинах, по которым они не обращаются в поликлинику, в 55,5 случаях на 100 респондентов ответили, что сами знают, как вылечить это заболевание, в 14 случаях на 100 назвали отсутствие необходимости в листке нетрудоспособности, в 10,4 случаях на 100 – недоверие врачам в поликлинике.

Практически все респонденты (91,8%) согласны с тем, что «здоровье – это капитал и его надо беречь», однако только половина преподавателей (52,7%) делает что-либо для сохранения собственного здоровья. 18,6% преподавателей постоянно делают утреннюю гимнастику, 25,4% делают ее нерегулярно; половина респондентов (51%) не занимается спортом.

На вопрос «Кто, с Вашей точки зрения, отвечает за состояние Вашего здоровья?» 83,2 на 100 респондентов ответили «Лично я», 21,8 на 100 – назвали государство, 19,3 на 100 – работодателя. Незначительная часть преподавателей (4% и 2% соответственно) считают ответственными за состояние собственного здоровья государство и работодателя, 6% - и себя лично, и государство, 5% - и государство, и работодателя.

При изучении использования преподавателями санаторно-курортного лечения оказалось, что более половины опрошенных (59,1%) ни разу не были в санатории, 22% были давно (более пяти лет назад). В качестве причин, по которым это лечение не было получено, чаще других указывались отсутствие возможности приобрести путевку и высокая стоимость путевки – 35,8 и 34,7 на 100 респондентов соответственно.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости детального внимания к здоровью преподавателей, а материалы субъективной оценки их здоровья могут быть использованы на уровне ВУЗа для формирования политики укрепления здоровья и профилактики заболеваний профессорско-преподавательского состава.

 

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank