«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

17 апреля 2017 года

Павловский Посад

Вохна древнеправославная. Часть 3

« предыдущая следующая »


Из книги «Вохна древнеправославная»

 

«О пожарах, раскольниках и скотоводстве…»

Рассказывают старые документы

Виктор Ситнов

Московский губернский статистический комитет был учреждён в 1835 году. В его компетенцию входило наблюдение за состоянием местной административной статистики, сбор и обработка статистических сведений о народонаселении Московской губернии и всех сторон жизни и деятельности этого населения. Все уезды ежегодно собирали и предоставляли в комитет данные о численности разных групп населения, о количестве родившихся, умерших, заключенных браков, о числе промышленных и др. предприятий, о количестве и объемах посевов и урожаев по угодьям и видам сельхозпродукции, о количестве скота, о ценах на продовольствие и товары, о числе учебных, медицинских и прочих учреждений и занятых в них учениках и специалистах, о происшествиях, пожарах, преступлениях, судебных приговорах по пунктам и т.д. и т.п.

Эти данные, собранные более, чем за 80 лет (до 1917 г.) хранятся сегодня в фондах Центрального исторического архива г. Москвы. Есть там и статистика по дореволюционному Павловскому Посаду. Как-то автору этих строк попались на глаза статистические отчёты по Богородскому уезду конца XIX века и начала ХХ-го, включающие сведения и по нашему посаду. Все данные были разнесены в строгом порядке и последовательности по специально отпечатанным (установленного образца) разграфленным формам-таблицам, называемым ведомостями. Эти ведомости в отчётах располагались и группировались в очередности согласно степени важности собираемых сведений.

Сразу бросилось в глаза, что, как правило, в одну ведомость-таблицу попадали данные о числе убийств, несчастных случаев, пожаров, здесь же – о числе раскольников и скотоводстве... Таким образом, получалось, что «раскольники» т.е. старообрядцы или древлеправославные христиане попадали в один ряд с преступниками и скотом, бедами и несчастьями. Нынешние непосвящённый случайный читатель или школьник могут и не обратить внимания на эту явную дискриминацию и унижение своих предков. Но для историков, подлинных патриотов и ценителей изначальных духовных христианских идеалов и ценностей эти «немые» таблички говорят о многом.

Так, казалось бы, беспристрастная статистика красноречиво и недвусмысленно свидетельствует о законах, нравах и общественных устоях своего времени, отчётливо показывая негативное отношение официальных властей к хранителям древлего благочестия, кем в сущности были и остаются старообрядцы. Они во всех официальных старых отчётах и документах не только категорически не признаются (не считаются) православными христианами, но ещё и приравниваются к сектантам. А ведь их «вина» лишь в том, что они не приняли церковных нововведений патриарха Никона во второй половине 17 века и остались верны старым обрядам, канонам и книгам своих православных предков, хранивших веру в неизменности со времён крещения Руси.

Спровоцированный Никоном с благословения царя Алексея Михайловича церковный раскол произошёл потому, что многие миллионы верующих хотели сохранить старые обряды, каноны, книги и двуперстное крестное знамение, с которыми обрели святость равноапостольные Кирилл и Мефодий, великий князь Владимир, Борис и Глеб, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Андрей Рублев и ещё многие десятки русских святых подвижников православной веры.

Действительно, разве не старообрядцами были все русские великие князья и цари-Рюриковичи, а также Романовы до «тишайшего» Алексея Михайловича? Разве не двуперстно крестились первопечатник Иван Фёдоров или те же Минин и Пожарский, увековеченные на главной площади страны возле знаменитого собора Василия Блаженного (Покровского), возведённого старообрядцами Бармой и Постником по указу старообрядца Ивана Грозного?

 

Икона со святыми хранителями Вохонской земли: «Сергий Радонежский благословляет Димитрия Донского на Куликовскую битву».

 Все наши православные предки до Никоновских реформ были старообрядцами, а их потомки, преследуемые за верность тем же обрядам, попали в один ряд с преступниками, скотиной и т.п. Так продолжалось почти триста лет. Тем не менее, до советской власти в нашем Богородском уезде более трети населения оставались старообрядцами.

Немало их и сегодня. Только благодаря извечным хранителям и ревнителям древлего благочестия – старообрядцам мы можем не без гордости утверждать, что чистая, неискаженная православная вера (принятая Русью в 988 г.) как духовный стержень нации – это на сегодняшний день, может быть, единственное, что сумел, несмотря на бесконечные страдания и социальные катаклизмы, сохранить в неизменности наш народ за всю историю существования Русского государства. Об этом не стоит забывать...

Данные отчётной статистики по Богородскому уезду

1872 г. (ЦИАМ, ф.199, оп.2, д.№79 и далее)

Скота: в Богородске – лошадей 117, рогатого ск. 196, овец 13, свиней 11 (всего 337); в Павловском Посаде – лошадей 171, рогатого ск. 133, свиней 13 (всего 322). Раскольников: г. Богородск – мужск. пола 17, женск. пола 23; Павловский Посад – м.п. 163, ж.п. 152; всего по уезду: м.п. – 21875, ж.п. – 22101.

 

1888 г.

В г. Богородске всего скота – 703 головы; в Павловском Посаде: лошадей – 202, рогатого скота – 694, овец – 14, свиней – 7, коз – 2 (всего 919 голов).

Раскольников: г. Богородск – мужск. пола 35, женск. пола 39; Павловский Посад – м.п. 147, ж.п. 159; всего по уезду: м.п. – 24549, ж.п. – 25349.

 

1908 г.

В Богородском уезде скота: лошадей – 16503, рогатого скота – 26731, овец – 7244, свиней – 3211. Всего – 53689 голов.

Раскольников: г. Богородск – мужск. пола 253, женск. пола 260; Павловский Посад – м.п. 143, ж.п. 164; всего по уезду: м.п. – 34506, ж.п. – 37438. В Московской губернии всего раскольников обоего пола – 158 995.

 

1912 г.

Скота: в Богородске – лошадей 275, рогатого ск. 630, свиней 168, коз 2 (всего 1082); В Павловском Посаде – лошадей 575, рогатого ск. 1730, свиней 240, коз 5 (всего 2550). Пожаров: в Богородске – 35, в П. Посаде – 16.

Раскольников: г. Богородск – мужск. пола 321, женск. пола 336; Павловский Посад – м.п. 515, ж.п. 592; всего по уезду: м.п. – 36672, ж.п. – 36926.

 

1914 г.

Пожаров в Павловском Посаде за год – 12, сгорело 5 дворов, убыток 21637 р.

В Богородске раскольников: м.п. – 372, ж.п. – 439; в Павловском Посаде: м.п. – 521, ж.п. – 611; всего по уезду: м.п. – 35969, ж.п. – 37760.

 

1916 г.

Скота: в Богородске – лошадей 450, рогатого ск. 581, свиней 95, коз 6, ослов 1, овец нет (всего 1134); В Павловском Посаде – лошадей 158, рогатого ск. 315, свиней 68, коз 30, овец 6 (всего 577); всего в уезде: лошадей 14304, рогатого ск. 24232, свиней 3573, коз 311, ослов 1, овец 3897 (всего 46418).

В Богородске раскольников: м.п. – 324, ж.п. – 472; в Павловском Посаде: м.п. – 420, ж.п. – 597; всего по уезду: м.п. – 34447, ж.п. – 41031.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.