Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Досье: Павловский Посад и Павлово-Посадский район / Виктор Ситнов. Вохонский край № 7 / К 100-летию постройки здания Павлово-Посадского мужского Реального училища. По тропам родного края (О школьных экскурсиях 90-летней давности)

К 100-летию постройки

1910 г .

К 100-летию постройки

здания

Павлово-Посадского

мужского

Реального училища.

К 100-летию постройки

2008 г .

По тропам родного края

(О школьных экскурсиях 90-летней давности)

 Школьные экскурсии в общеобразовательном процессе во все времена были привычной и популярной формой разностороннего познания своей малой родины – ее характерных, а порой и уникальных, географических, исторических, экономических особенностей и достопримечательностей.

Кто из нас не помнит этих познавательных прогулок, поездок и путешествий по родному краю? В памяти эти фрагменты школьной жизни сохраняются дольше и ярче прочих учебных мероприятий.

Например, для автора этих строк, несмотря на более чем сорокалетнюю временную отдаленность, навсегда памятным останется многодневный лодочный поход по Клязьме до Владимира, совершенный старшеклассниками школы №1 летом 1966 года.

Фотоснимок участников похода (вид с ж/д моста на Электрогорск)

Фотоснимок участников похода (вид с ж/д моста на Электрогорск)

Инициатором и руководителем этой экспедиции был увлеченный и увлекающий своими предметами преподаватель географии и истории Юрий Михайлович Домовец – личность оригинальная и незаурядная (как, впрочем, большинство талантливых педагогов, искренне преданных своему важному и благородному делу).

На снимке: Ю.М. Домовец (в центре) с учениками школы №1 – участниками лодочного похода до Владимира в 1966 г .

На снимке: Ю.М. Домовец (в центре) с учениками школы №1 – участниками лодочного похода до Владимира в 1966 г .

Однако данный наш разговор не о том романтическом, полном приключений лодочном походе, а о тех экскурсионных маршрутах, по которым в начале прошлого века путешествовали ученики все той же школы №1. Правда, называлась она тогда Павлово-Посадским Реальным училищем, в котором получали образование только мальчики. А девочки учились в соседней (на другом углу городского сада по Царской улице) Женской гимназии.

Недавно, просматривая в Центральном историческом архиве Москвы документы учреждений народного образования дореволюционного посада, я наткнулся на отчет директора Реального училища Попечителю Московского учебного округа по организации школьных экскурсий в 1916 году. Прежде чем познакомиться с этим интересным и довольно показательным документом, отметим, что главным организатором большинства школьных экскурсий был учитель Дмитрий Васильевич Розанов.

Сегодня это имя является для нас особо памятным и знаковым в ряду других известных краеведов вохонской земли, таких как И. Быковский, Т. Троицкий, М. Смирнов и другие. Поэтому приведем из нашего «Словаря-справочника фамилий до 1917 года» хотя бы краткую биографическую справку о Д.В.Розанове – истинном подвижнике на ниве народного просвещения.

Дмитрий Васильевич родился 4 августа 1875 года в мещанской семье г. Козельска. В 1894 году закончил курс Новоторжской учительской семинарии, после чего два года был преподавателем ремесел Калужского 2-кл. железнодорожного училища, а затем там же два года заведовал железнодорожным приютом. С декабря 1901 г. был перемещен на должность учителя 1-го Ярцевского 2-кл. (фабр.) училища, где также заведовал фабричной библиотекой.

24 августа 1907 г. Д.В.Розанов назначен заведующим Павлово-Посадским 2-классным железнодорожным училищем. В 1909 году он получает звание учителя уездных училищ по русскому языку и домашнего учителя по географии. В нашем реальном училище и гимназии Розанов одинаково успешно преподавал русский язык, арифметику, географию, естествоведение (природоведение), родиноведение и другие предметы.

В посаде Дмитрий Васильевич был весьма популярной и уважаемой личностью. И сейчас мы знаем, помним и ценим его как видного краеведа, основателя и руководителем первой общественной (и детской) библиотеки-читальни в Павловском Посаде (1913 г.). Составленная им в 1914 году подробная карта посада и для нынешних краеведов является ценнейшим подспорьем в исследовательской работе.

Дмитрий Васильевич Розанов

Жаль, что не сохранилось хорошей фотографии Дмитрия Васильевича Розанова, но нам всё же удалось с помощью компьютерной обработки восстановить его полуутраченный портрет на выпускном фотоснимке Реального училища за 1917 год.

Теперь познакомимся с фрагментами упомянутого выше отчета директора Реального училища Г.А. Смирнова (для воссоздания духа и «колорита времени» специфическая стилистика и орфография подлинника сохранены): о «…Педсоветом вверенного мне Реального училища в зависимости от местных условий был намечен следующий ряд экскурсий и образовательных прогулок на весну 1916 года.

С учениками приготовительного класса были намечены прогулки по окрестностям Павловского посада для ознакомления с местной флорой, почвами и минералами, с последующим изложением учениками их впечатлений и полученных новых сведений.

С учениками 1 класса – экскурсии географического характера по Павловскому посаду и его окрестностям. Для 2 класса – экскурсии в окрестности Павловского посада с картою Генерального штаба для ознакомления учеников с пользованием ею и ботаническая.

Для 3 класса – ботаническая экскурсия в окрестности Павловского посада и в Ботанический сад в Москву.

Для 4 класса – поездка в Москву в Зоологический сад.

Для учеников 5 и 6 классов – экскурсия в с. Казанское для ознакомления с производством раскопок (фактическим производством раскопок учениками) могильников племени Меря.

Для учеников 6 класса – экскурсия по окрестностям Павловского посада для ознакомления с производством маршрутной съемки (в целях допризывной подготовки). ( Авторское примечание : следует учесть военное время и возраст реалистов предвыпускного 6 класса училища, которым было в среднем по 16-17 лет – В.С. ).

Кроме того, были намечены: 1).общая экскурсия с желающими из учеников младших классов в лежащее недалеко от Павловского посада село Уполозы и деревню Большой Двор для осмотра ткацких светелок с целью ознакомления учащихся с начальной формой шелкоткацкого производства, ныне постепенно исчезающей, и 2).экскурсия для желающих из учеников для осмотра Политехнического музея.

С учениками Приготовительного класса в мае удалось устроить три экскурсии. Первая экскурсия была в окрестности деревни Городок. Ученикам было задание – занести в свои записные книжки все породы деревьев; пород набралось 20. Это путешествие потом послужило предметом классного сочинения. К концу экскурсии дети заметно устали, но на выручку явился местный фабрикант И.А.Кудин, отец двоих учеников; он выслал лошадь с огромным самоваром и с провизией. Ученики подкрепились и довольные вернулись домой.

Вторая экскурсия была предпринята в окрестности деревни Игнатьево, находящейся в 1 версте от посада. Здесь было задание: собрать на лугах цветочки и определить их. Этой экскурсии предшествовала довольно продолжительная классная работа по ботаническим таблицам: каждое растение изучалось, и потом записывались основные его признаки.

Третья экскурсия была совершена в село Буньково: за 10 верст. На этот раз задачей было ознакомить детей с окрестностями Павловского посада и отчасти с кусочком Богородского уезда. С экскурсантами было две лошади, любезно предоставленные родителями учеников А.Е.Шевелкиным и П.С.Гусевым. Но дети шли большую часть дороги туда и обратно пешком.

( Примечание : Александр Егорович Шевелкин – уполномоченный Городского общественного управления, Петр Степанович Гусев – полицейский надзиратель Павловского Посада – В.С. )

В Бунькове остановку делали у А.М. Мироновой, матери нашего ученика, которая всех юных экскурсантов безвозмездно накормила и напоила. В Бунькове было осмотрено лесное озеро. Это последнее путешествие произвело сильное впечатление на детей.

Состоявшаяся в начале мая экскурсия с учениками 1 класса имела цель географическую, а именно – преподаватель географии Д.В. Розанов предполагал обойти с учениками ту часть посада, по которой не проходили с этим классом осенью. Ведя с детьми на уроках географии краткий курс родиноведения, преподаватель имел в виду обратить их внимание на те географические данные, которые возможно наблюдать в окрестностях посада, подтвердить то, о чем велись классные беседы. К сожалению, дождь помешал довести экскурсию до конца…

В мае же состоялась экскурсия с учениками 1 и 2 классов (под руководством преподавателей Н.Е. Сынгаевского, А.П. Масловского и Д.В. Розанова) и имела целью ознакомление учащихся с рельефом поверхности (здесь же протекает речка Вохонка), почвами и минералами.

Ученики обошли кругом хлопчато-бумажную фабрику Русско-Французского акционерного общества, вышли к реке Вохонке и вернулись в училище. Вблизи железной дороги ученики осмотрели склад битого щебня и набрали коллекции ископаемых.

Во второй половине мая состоялась экскурсия с учениками 6 класса (под руководством классного наставника С.А.Щербакова и при участии преподавателей: графических искусств – Б.Н. Липкина и географии – Д.В. Розанова).

Целью экскурсии было практическое ознакомление учащихся с производством маршрутной съемки, ведущим допризывную подготовку учеников 7 и 6 класса преподавателем С.А.Щербаковым, как бывшим офицером запаса, уволенным из действующей армии вследствие полученной раны в бою, делающей его неспособным к несению военной службы.

Преподаватели Реального училища – руководители школьных экскурсий, снимки 1917 г. Преподаватели Реального училища – руководители школьных экскурсий, снимки 1917 г. Преподаватели Реального училища – руководители школьных экскурсий, снимки 1917 г.

 

Преподаватели Реального училища – руководители школьных экскурсий, снимки 1917 г.

 

Съемка начата была от дома огородника, находящегося среди огородов к северу от Павловского посада. Несколько раз меняя направление следования, дошли до моста через Клязьму. По пути занесены были на карту: кладбище, огороды, луг, шоссе и видимые с дороги местные предметы. В виду того, что мосты на Клязьме выше окружающей местности, явилась возможность придать маршрутной съемке характер съемки участка.

Ученики были ознакомлены с укреплением компаса на бумаге, ориентированием планшета на местности, нанесением местных предметов способом засечек, с определением расстояния на глаз».

Приведенные фрагменты отчета директора училища показывают – насколько серьезным было в старой школе отношение к организации экскурсионной формы обучения и воспитания молодого поколения. Думается, что настоящая публикация может послужить информацией к размышлению и для нынешних преподавателей естествознания, географии и истории, заинтересованных в использовании местного краеведческого материала в учебном процессе. Да и родители могут взять на заметку исторический опыт нашей школы для расширения кругозора своих детей в вопросах родиноведения, а также для воспитания в потомках добрых гражданских качеств, необходимых для успешного, творческого и плодотворного созидания жизни на родной земле.

 

Приложение

Подробная карта-план Павловского Посада, составленная Дмитрием Васильевичем Розановым в 1914 году, учитывая единичные сохранившиеся экземпляры, весьма высоко ценится среди местных краеведов. Но мало кому известно, что существовал и специальный вариант этого плана с вопросами для учащихся, занимающихся родиноведением. Мы впервые публикуем эти вопросы, которые и сегодня не утратили своей актуальности при проведении школьных уроков краеведения.

ВОПРОСЫ и ЗАДАЧИ


(Пособие для первоначальных экскурсий по Павловскому Посаду и его окрестностям)

 

1. Обозначьте страны света на этом плане. Как их можно различить по этому плану?

2. Найдите на плане вашу улицу. Обозначьте ваш дом. Начертите его план.

3. Что находится от вашего дома на С?, на Ю?, на В?, на 3? Какие замечательные здания находятся на вашей улице?

4. Измерьте ширину вашей улицы шагами. Узнайте, сколько аршин в 10 ваших обыкновен­ных шагах. Высчитайте, сколько саженей имеет ширина вашей улицы.

5. Узнайте, по примеру задачи 4-й, длину вашей улицы.

6. Проверьте длину и ширину улицы на плане, по масштабу.

7. Начертите план вашей улицы, заменяя каждые 20 саж. одним вершком.

8. Измерьте шагами расстояние от вашего дома до школы. Переведите это на сажени.

9. Сколько минут вы ходите до школы? Во сколько минут вы делаете 1 версту.

10. К плану вашей улицы (см. задачу 7) при­бавьте еще план соседних переулков и улиц, предварительно измерив их шагами.

11. Найдите на плане ваше училище. Закрасьте его синей краской.

12. Проверьте на плане по масштабу задачу 8-ю.

13. Измерьте на плане по масштабу расстояние от вашего дома до вокзала. Обратите полученные сажени в версты.

14. Сколько верст в длину весь посад?

15. Найдите на плане собор. Обозначьте на плане цифрами собор, женский монастырь и др. церкви посада; потом на отдельном листе напи­шите объяснение, что обозначают эти цифры.

16. Найдите на плане 2 старообрядческих храма.

17. Обозначьте часовни на улицах (х).

I 8. Аккуратно подпишите на плане название улиц и переулков, которые вам известны.

19. Найдите на плане реальное училище, женскую гимназию, высшее начальное, железнодорожное училище.

20. Какие еще учебные заведения посада вам известны? обозначьте их так же, как и реальное училище, закрасьте все синей краской и напишите в объяснениях к плану.

21. Сколько, приблизительно, учеников и учениц в посаде?

22. Сколько домов на вашей улице? в посаде?

23. Найдите на плане Лабзинскую фабрику. Добавьте на плане и в объяснениях те фабрики, которых не достает. Закрасьте их красной краской.

24. Что изготовляется на Лабзинской фабрике? на других фабриках и заводах посада? Опишите, что вы видели на какой-нибудь фабрике.

25. Сколько рабочих на самой большой фабрике в посаде? на самой маленькой? на всех? Сколько жителей в посаде?

26. Какие вы знаете «раздаточные конторы» в посаде? что там раздают? для чего? Обозначьте их на плане и в объяснениях (к).

27. Обозначьте цифрами на план и в объяснениях известные вам здания; больницу, почту, городскую управу, пожарную часть, банк, приюты, богадельни, полицейское управление, дом арестуемых, бани и проч.

28. Найдите кузницы на Нижне-Вохонской улице. Обозначьте их и в других местах на плане.

29. Найдите и обозначьте торговую площадь.

30. Обозначьте городской сад и огороды; закрасьте их зеленой краской.

31. Какая железная дорога нарисована на плане? От какого и до какого города она идет. На З. или на В. будет Москва от посада?

32. Закрасьте реки синей краской и подпишите их.

33. Обозначьте стрелкой (—>) в какую сторону течет вода в этих реках.

34. Измерьте шагами по мосту ширину Клязьмы и Вохонки. Проверьте это на плане по масштабу.

35. Правый или левый приток Клязьмы река Вохонка? Какой приток Вохонки – речка Хотца (Усовка)?

36. Сходите к устьям Вохонки и обратите внимание, почему она протекает мимо Лабзинской фабрики.

37. Не знаете ли еще притоков этих рек?

38. На каком берегу Клязьмы находится посад?

39. Ходят ли по рекам посада пароходы? барки? плоты? почему? Какова глубина Клязьмы?

40. Сколько мостов через Клязьму? через Вохонку? Обозначьте, плавучий мост, где клади («лавы»)?

41. Где найдете остров на реке? Обозначьте те из них, которых нет па плане.

42. Укажите на плане староречье („шалаву"); отчего оно получилось?

43. Какая рыба ловится в Клязьме?

44. Почему Вохонка и зимой не всегда замерзает?

45. Какие места в посаде прежде всего заливает река весною? почему?

46. Укажите на плане самое высокое место посада? на сколько саженей оно поднимается над Вохонкой?

Назовите самое высокое здание в посаде? Какова его высота?

47. Укажите Крутобережный переулок? Где еще у Вохонки крутые берега? где отлогие? у Клязьмы? Найдите на плане, как там обозначены крутые берега?

48. Найдите на плане пруды? озера („озерки")? болота? Обозначьте так же, как и на плане, те из них, которых не достает.

49. Обозначьте на плане несколько ключей, колодцев и ap тезианские колодцы.

50а. Глубоки ли колодцы в посаде? Откуда в них берется вода?

50б. Какие полезные ископаемые разрабатываются близ Павлова посада?

51. Найдите на плане электрическую подстанцию для освещения города.

52. Чем отапливаются дома в посаде? Фабрики?

53. Найдите на плане шоссе. Куда оно ведет?

54. Обозначьте на плане бойни, типографии, фотографию.

55. Какова поверхность земли в окрестностях Павлова: ровная? гористая или холмистая?

56. Обозначьте, где около посада леса, луга, поля.

57. Какие растения растут в нашем лесу? в садах? в полях? огородах? лугах?

58. Какие животные водятся в наших лесах?

59. Кто, кроме русских, живет в посаде?

60. Какую веру исповедуют жители посада?

61. Назовите главные занятия жителей посада?

62. Какие ремесленные заведения в посаде вы знаете?

63. Чем торгуют в ваших лавках? на базарах? на ярмарке?

64. По каким путям доставляются товары в Павлово?

65. Для чего проведена отдельная ветка ж.д. на Франц. фабрику?

66. Откуда набирают рабочих на фабрики посада?

67. 10 лет назад деревня Юдино была в одной версте от посада, теперь она рядом с Николаев­ской улицей. Почему? Почему бывшее старообрядческое кладбище (около бань Осипова) очутилось в средине города?

На плане пунктиром обозначены границы по­сада в будущем. Где вы видели вновь застраивающиеся улицы?

68. Куда попадешь, если проедешь на лодке всю Клязьму вниз по течению?

69. В память чего построена часовня против собора?

70. Составьте альбом из открыток посада.

71. Составьте описание посада.

72. Для чего чертить планы городов?

73. Назовите соседние деревни и села и обоз­начьте дорогу в них?

74. Назовите в каких деревнях, селах и городах вы были, и чем они отличаются от посада

 

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank