«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

24 июля 2007 года

Павловский Посад

Прогулки потеряли прелесть

Судьба памятников истории и архитектуры

Прогулки потеряли прелесть

Т.П. Тимофеева.

Прогулки потеряли прелесть,

Взамен зовущей новизны

Везде одно: распад и бренность,

И тлен, и нищета казны.

 

Увечье улиц и уродство

Домов, задворков, пустырей,

Почти утраченное сходство

С тем, кто казался всех милей.

 

Земля, засыпанная сором –

К нему у всех привычен глаз.

Каким разбойником и вором

Украден город наш у нас?

 

Он осажден временщиками,

Он ими густо заселен.

Измена бродит между нами.

И значит, Город обречен?

 

Фото Е.В. Жуковой

 

В центре Павловского Посада в 2007 году В центре Павловского Посада в 2007 году  

В центре Павловского Посада в 2007 году В центре Павловского Посада в 2007 году

В центре Павловского Посада в 2007 году

Именно такие памятники деревянного зодчества уничтожаются сейчас в Павловском Посаде.

Именно такие памятники деревянного зодчества уничтожаются сейчас в Павловском Посаде.

На их месте на главной улице города появляются такие вот строения, похожие на сараи, свидетельствующие о невиданной деградации культурной и архитектурной среды.

На их месте на главной улице города появляются такие вот строения, похожие на сараи, свидетельствующие о невиданной деградации культурной и архитектурной среды.


Судьба памятников истории и архитектуры

Е.В. Жукова

Павловский Посад – город исторический, в нем десятки памятников истории и культуры, официально состоящих на государственной охране. Архитектурные памятники Павловского Посада находятся в таком состоянии, что ни о какой их охране не может быть и речи. Те здания, в которых располагаются городские учреждения, магазины, используются без всяких условий, ограничений, здания перестраивают, уродуют рекламой, делают с ними, что хотят. Арендаторы и понятия не имеют, что они занимают архитектурные памятники. Сведения о памятниках в городе не распространяются, никаких мемориальных досок на зданиях нет. Между тем о памятниках города должен знать каждый школьник.

Схема уничтожения памятников Павловского Посада проста: здание доводят до такого состояния, когда уж, кажется, и ремонтировать нечего, а потом жгут. В городе просто не существует понятия реставрации, ни один из памятников гражданской архитектуры Павловского Посада никогда не реставрировался – в то время как в других исторических городах России совсем другая картина.

 

Старинный дом в центре города Углича, где располагается музей мещанского быта. Фото 2006 года

Старинный дом в центре города Углича, где располагается музей мещанского быта. Фото 2006 года

Павловский Посад, ул. Кирова. Фото 2006 года

Павловский Посад, ул. Кирова. Фото 2006 года

Павловские зажиточные мещане и купцы любили строить каменные дома. Этот претенциозный особнячок принадлежал купцам Барановым, это были знатные люди. Сейчас здание занимают магазины и мелкие фирмы, внешний вид памятника архитектуры предельно обезображен грубой рекламой.

Ул. Герцена. Фото 2006 года

Ул. Герцена. Фото 2006 года

Двухэтажный – низ кирпичный, а верх деревянный – это дом купца Краснова. Памятник архитектуры конца ХIХ века. Окна второго этажа были украшены совершенно дивными резными наличниками, но сейчас их буквально ободрали, ничего нет.

Ул. Карповская. Фото 2005 года

Ул. Карповская. Фото 2005 года

Это дом на Меленках. Где еще можно увидеть такие удивительные.башни-мансарды… Внешние разрушения поразительны, камень облупился весь, первый этаж невозможно даже снимать на фото: душа содрогается.

Дом купца Шевелкина на ул. Герцена. Фото 2007 года

Дом купца Шевелкина на ул. Герцена. Фото 2007 года

Многострадальный дом на улице Герцена 23, где располагалась Станция скорой помощи, горел в декабре 2006 года. Здание и сейчас можно было бы отреставрировать и сохранить. О его архитектурной и исторической ценности свидетельствует Акт обследования памятника от 22 мая 1996 года.

«Настоящее заключение составлено по заданию Комитета по Культуре Московской области А.Д. Тверитиновым на основании обследования предполагаемого памятника, проведенного совместно с ответственным секретарем Павловопосадского отделения ВООПИК и сотрудником Отдела культуры администрации Павловского Посада в одном лице Е.В. Жуковой.

По данным БТИ. Дом на ул. Герцена 23, бывшей ул. Преображенской, принадлежал купцу Шевелкину и был построен до 1917 года. Стилистические же признаки, характерные для жилой купеческой застройки Павловского Посада, относят дату постройки дома в рубежу Х I Х и ХХ вв.

Двухэтажный дом представляет собой в плане вытянутый вглубь двора прямоугольник с деревянной пристройкой. Выходящий на улицу четырьмя окнами в этажах. Первый – полуподвальный этаж – кирпичный. Оконные проемы имеют лучковые перемычки. Второй этаж представляет собой сложный массивный бревенчатый сруб с досчатой обшивкой, все выступающие торцы бревен которого декорированы резными пилястрами, поддерживающими развитой резной карниз. Оконные проемы второго этажа с пониженной сжатой аркой декорированы деревянными резными наличниками. И, наконец, уличный фасад дома венчает фигурный декоративный аттик с круглым слуховым окном в центре. Таким образом, налицо переходящая в модерн эклектика с преобладанием характерных для Павловского Посада элементов народного зодчества.

Дом включен в разработанную для исторической застройки охранную зону, находится в удовлетворительном состоянии и сохранил в интерьере некоторые исторические элементы, например, лестницу на второй этаж и двери.

Характеризуя историческую застройку провинциального русского города рубежа веков, отражая местные традиции и оригинальный стиль гражданской архитектуры Павловского Посада, объект исследования играет значительную роль в поддержании художественно-исторической самобытности города и обладает несомненной историко-культурной ценностью.

А.Д. Тверитинов»

 

Еще одно здание в центре города, предназначенное под снос – кинотеатр «Вулкан». О его истории мы писали подробно в рассказе «Старый синематограф».

Кинотеатр «Вулкан», бывший синематограф Лейкина. Фото 1930-х годов

Кинотеатр «Вулкан», бывший синематограф Лейкина. Фото 1930-х годов

О последних событиях, связанных с этим зданием, пишет газета «Истоки», № 14, 2007 года:

«10 апреля после 23.40 начался пожар в зрительном зале «Вулкана». Кстати, заметим, что в здании в это время никто находиться и не должен быть. Здание давно не функционирует, то есть напрочь законсервировано. Давным-давно там нет скандальной дискотеки. Причина пожара, как объяснили пожарные, – «привнесение постороннего источника возгорания». Мудрено, конечно, но в переводе на нормальный язык – элементарный поджог. Кому выгодно? Не будем строить предположения. Ясное дело – место очень и очень перспективное для нового строительства. Как-никак – центр города. Да и неизвестно, что лучше – вбухивать немалые деньги в ремонт этой «хламады» или просто-напросто сжечь. Тем более, что такая практика у нас в городе давно и прочно прижилась».

Учреждение культуры, занимавшее здание «Вулкана», действительно прославилось своими замечательными мероприятиями. Окна заведения украшала реклама: «Большой мужской стриптиз». Интерьеры здания были украшены картинами ада. Теперь внутри все разбито, и только «Дива» взирает на павловопосадцев с фасада здания глазами вампира.

Учреждение культуры, занимавшее здание «Вулкана», действительно прославилось своими замечательными мероприятиями. Окна заведения украшала реклама: «Большой мужской стриптиз». Интерьеры здания были украшены картинами ада. Теперь внутри все разбито, и только «Дива» взирает на павловопосадцев с фасада здания глазами вампира. Учреждение культуры, занимавшее здание «Вулкана», действительно прославилось своими замечательными мероприятиями. Окна заведения украшала реклама: «Большой мужской стриптиз». Интерьеры здания были украшены картинами ада. Теперь внутри все разбито, и только «Дива» взирает на павловопосадцев с фасада здания глазами вампира.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.