Богородск-Ногинск. Богородское краеведение

«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите,
и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему»
Книга пророка Иеремии. (6, 16)

Мы в социальных сетях:
 facebook.com/bogorodsk1781
 vk.com/bogorodsk1781

Начальное земское (народное) училище в Савостьяново, его учителя и ученики

К 130-летию народного образования в Савостьяново

О.Мурашова

Поиск материала для настоящей статьи, равно, как и само ее написание, выполнено в рамках проекта «Савостьяново. Вера, знание, память».

 

Автор статьи не ставил своей целью подробный анализ состояния земских начальных училищ уезда. Материалы сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение», в частности статьи Е.Н.Маслова «История Богородского Земства (к 150-летию создания) и «Народному образованию в Богородском крае – 220 лет» побудило меня рассказать о становлении народной школы в отдельно взятом селении, а именно в Савостьяново, ныне Орехово-Зуевского района Московской области. При написании настоящей статьи использованы документы Центрального государственного архива г.Москвы: статистические отчеты по школам Богородского уезда за 1886/1887–1903/1904 учебные годы, дела «Сведения о хозяйственной части училищ по Богородскому уезду за 1895–1896 год» (фонд 184, опись 10, дело 349), «Список школ, находящихся в Богородском уезде за 1883–1903 год» (фонд 184, опись 10, дело 295), ведомости о Богородицерождествеской в Савостьяново церкви за 1903, 1907, 1919 гг. В статью включены воспоминания жителей Савостьяново Орехово-Зуевского района Московской области, фотоматериалы музея краеведения Савостьяново.

Оглавление

Школа в Савостьяново. 1936 год

Школа в Савостьяново, 1936 год

Образование и грамотность в Савостьяново до 1887 года

Образование и грамотность на Руси распространялись постепенно, по мере социально-политического и экономического развития страны, начиная с берестяной письменности I тысячелетия. И князь Владимир, и князь Ярослав Мудрый были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. В XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. При Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа. В 1802 году по указу царя Александра I впервые было создано министерство народного просвещения, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты.

В Богородском уезде начало систематического народного образования приходится на 1785 год, когда 10 декабря в г. Богородске в торжественной обстановке открылось городское училище. Позже, в 1822 году, в числе первых в России открывается Богородское уездное училище. В соответствии с законом о средних и начальных школах – «Устав учебных заведений», утвержденным Александром I в ноябре 1804 г., предполагалось в каждом губернском городе открыть гимназию, в каждом уездном – уездные училища, а при церквах, при церковных приходах – церковно-приходские школы или приходские училища. Этот закон впервые в России создавал единую систему средних и начальных учебных заведений. Первое сельское церковно-приходское училище в нашем крае было открыто в ноябре 1836 года при церкви св. Николая Чудотворца в с. Загарье.

1 января 1864 года царем Александром II подписано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». »Положение» было построено на том, чтобы выделить дела исключительно местного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей, лучше с ними знакомых и непосредственно заинтересованных в благополучии своего края.

Согласно »Положению» одной из задач земства было развитие, распространение народного образования путем устройства начальных школ, изыскание средств на их содержание, подбор преподавателей, приобретение учебных пособий, повсеместное создание библиотек.

Положением о начальных народных училищах 14 июля 1864 г. учреждены Училищные советы губернские и уездные, на которые, равно, как и на предводителей дворянства, возложено «попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном его направлении». Председателем училищного совета земского собрания Богородского уезда первого состава был дворянин Николай Александрович Рахманов.

Что касается грамотности населения деревни Савостьяново, то из документа подворной переписи, которая проводилась в период с 1869 года по 1871 год «Ведомость о селении Богородского уезда Савостьяновского сельского общества Теренинской волости» узнаем, что, не смотря на то, что школы в деревне не имеется, из 426 жителей Савостьяново (221 мужчин и 205 женщин, всего в деревне 74 двора. Можем предположить, что такое же и количество семей) грамотных числится 97 мужчин и 2 женщины, т.е. примерно четверть населения.

Из документа «Статистическая ведомость селения 1883 г.», которую 20 июня 1883 г. составили и подали в Московскую губернскую земскую управу волостной старшина Урин и волостной писарь Самочадин: в 1883 году в Савостьяново из 530 жителей (душ мужского пола – 271, женского – 259). Безграмотны 23 семьи, в т. ч. 3 семьи безземельных крестьян. Грамотных в деревне 125 мужчин и 21 женщина, в т.ч. 3 безземельных крестьянина, что составляет 27,5%, т.е. чуть больше четверти населения деревни. Учащихся: 5 мальчиков и 3 девочки. До ближайшей школы 10 верст. Сельский староста грамотный. Дети обучаются у крестьянки Аксиньи Кузьминой (нам не известно – это фамилия или так она названа по имени отца, как было принято еще с крепостных времен), обучение проводится в доме учительницы, обучение ведется с 1870 г. Аксинья Кузьмина – первая известная Савостьяновская учительница.

Савостьяновское начальное земское (народное) училище 11 января 1887 г. – 1904 г.

Ежегодно по итогам работы школ Богородского уезда учителем составлялся статистический отчет. Каждый отчет предваряла надпись: «Этот отчет (и приложенный при нем список учащихся) составляются преподавателями по окончании экзаменов и доставляются в местную уездную земскую управу, которая препровождает их в губернскую управу». Статистический отдел Московской губернской земской управы в то время располагался в Москве в доме Раевского на Спиридоновке.

В приложении к данному материалу – статистические отчеты о Савостьяновском народном училище за 1886–1887 и 1887–1888 учебные годы.

Савостьяновское училище основано «1887 г. Генваря 11 дня».

Местонахождение Савостьяновского начального земского (народного) училища: уезд Богородский. волость Теренинская. селение Савостьяново, приход Параскевиевской, что у речки Березовки, церкви (Десятая Пятница), с 1902/1903 уч. года – в приходе церкви Рождества Богородицы.

Училище смешанное, т.е. учились дети обоего пола, земское (кроме земских училищ в Богородском уезде были городские, частные, церковноприходские, фабричные, министерские, т.е. Министерства народного просвещения – Павловское в г. Павлово-Посад, Императорского Человеколюбивого общества – Алмазовское училище в Осеевской волости).

Помещение: для занятий в 1886–1887 уч.г. оборудовано помещение, здание «наемное, у местного крестьянина за 40 руб. в год с отоплением и сторожем, сумма взимается с общества. Построено в 1840 году – деревянное. Несмотря на то, что существует очень давно, однако не ветхо! Деревянное, одноэтажное, стены и крыша деревянные. Приспособлено из жилого помещения. Неудобно вследствие сырости и духоты. Стены построены из соснового леса. Материал крыши – из теса. Длина 10 аршин, ширина 9 аршин, вышина 3 аршина. Классная комната одна, длину имеет 10 аршин, ширину 9 аршин, вышину 3 аршина. Школа ветхая и тесная. Помещение для учеников слишком мало. Комнатки для раздевания не имеется».

С 1888/1889 по 1892/1893 учебных годах помещение училища было также «наемное, у местного крестьянина за 50 – 80 руб. серебром в год с отоплением и сторожем, помещение удобное. Попечитель училища платит за все».

В последующие годы помещение школы располагалось в «здании, построенном в 1893 г. на средства Попечителя; на постройку затрачено 1050 рублей. Здание деревянное, одноэтажное, крыто железом. Квартира учителя при школе. По мнению преподавателя в классных помещениях школы может поместиться 45 человек (вместимость). Длина классной комнаты 10 аршин, ширина 9 аршин, высота 33/4 аршин. При сем прилагается план Савостьяновского начального земского училища 1894 – го года, 29 мая» (см. в приложении).

Здание отапливалось торфом. В 1895–1896 учебном году «Попечителем издержано 50 руб. точно на торфяное отопление. Торф привозится по мере надобности со двора Попечителя. На освещение Попечителем удержано 10 руб. приблизительно. Керосин берется со двора Попечителя … Сторож имеется. Живет при школе. Попечитель платит сторожу 70 руб. в год. Поддержание чистоты – попечитель ассигнует 25 руб. в год. Полы моются. Когда приезжает Попечитель – иногда 12 раз, а иногда и больше в год. Учащиеся приварком [горячим завтраком] не обеспечиваются в отчетном году.

Ночлежного помещения/приюта не имеется. Ученики ночуют дома, только 3 ученика, которым ходить далеко, иногда в ненастную погоду остаются в этом же селении у своих родных».

Квартира учителя в 1886–1887 учебном году: «Квартира учителя находится на стороне, нанимается у местного крестьянина за 50 руб. в год. Квартирные деньги платит учительница из суммы, выдаваемой Земством. Квартира находится на расстоянии 60 сажень от школы».

В 1888/1889 учебном году «… квартиры учителей при школе не имеется, а нанимается у местного крестьянина в 20 саженях от школы за 70 рублев в год. 60 рублей получает от Земства, а 10 рублей от попечителя школы».

В 1889/1890 учебном году: «… квартира учителя нанимается у местного крестьянина в 20 саженях от школы за 65 руб. в год. Квартирные 60 руб. от Богородской Уездной Земской Управы».

В 1890/91-1892/93 учебных годах : «… квартира учителя: на стороне у крестьянина за 5 руб. в месяц. Квартира помещается рядом. Длина 7 аршин, ширина 6 аршин, вышина 3 аршина. В квартире 2 комнаты без кухни. При квартире кухни не имеется. Квартира холодна (чем именно неудобно)».

В 1895–1896 уч.г. «Квартира учителя при школе. Размер учительской квартиры 30 квадратных аршин. Настоящая квартира для учителя недостаточна».

В 1889/1890 учебном году Савостьяновское училище Теренинской приписки «переведено в с.Каменки» (Каменское земское училище Васильевской волости).

В статистическом отчете за 1900/1901 учебный год также есть указание на то, что Савостьяновское училище в числе закрытых и переведенных в течение этого периода.

С 1893 г. по май 1905 г. училище располагалось в здании, построенном на средства Петра Герасимовича Тряпкина. Затем несколько лет для училища крестьяне арендовали дом сельского старосты Степана Данилова Давыдова.

 

Сведения об учащихся

В течение каждого учебного года в школе учились (считая и всех выбывших) от 42-х до 61-го детей, в т.ч. мальчиков от 32-х до 53-х, девочек от 3-х до 18-ти. Ежегодно поступали на учение от 10 до 33 учеников, в т.ч. от 9 до 24 мальчиков и от 2 до 13 девочек.

Принимались на обучение не только в младшее отделение, но и грамотные дети в среднее и старшее отделения. В 1886/1887 учебном году «… в число учеников поступило 11 человек грамотных мальчиков. Обучались [ранее] в Назарьевской народной школе». В 1889/1890 учебном году «поступили 5 мальчиков домашнего образования, 4 из них приняты в младшее отделение, 1 – в старшее». В 1898/1899 учебном году «… в среднее отделение училища поступило 2 грамотных мальчика, прежде обучались в других школах: 1 – в земской, 1 – в церковной».

В годовых отчетах учителей видим, подчас, их интереснейшие комментарии и замечания: «… Стремление к грамотности у крестьян в данной местности вызывается: грамотный дороже неграмотного и пользуется льготой 13 л.».

Бывали случаи, «… когда дети школьного возраста не посещают училища. Это объясняется, по большей части, желанием крестьян видеть своих детей (как можно скорее) работниками и помощниками в хозяйстве и добыче». Население стремится обеспечить грамотностью «… мальчиков более, а девочек менее потому, что у девочек не так [присоединена] грамота к жизни фабричной». Некоторые совсем не обучают детей грамоте, это объясняется «бедностью»: «… каждая девочка 7-ми лет уже добывает на хлеб и одежду деньги: мотает бумагу».

Отношение старообрядцев к грамоте характеризуется «тем же, что и у православных».

В приеме в школу могли и отказать, как правило, «за малолетством». В 1897/1898 учебном году «… отказано в приеме детям в текущем году 4 мальчикам и 2 девочкам «по тесноте помещения». Предпочтение отдавалось старшим по возрасту и из своего селения или местным крестьянам и прихожанам.

По окончании каждого года обучения проводились обязательные экзамены. До экзаменов ежегодно могло выбыть до 18 детей. Оставалось до конца учебного года:

В 1888/89 учебном году к концу года оставалось 55% от числа всех начинавших учение. Большинство из выбывших составляли мальчики из младшего и среднего отделений, выбывали в разные месяцы, но более всего в октябре.

В старшем отделении проводился выпускной экзамен – выдержавшим его вручалось свидетельство. Из числа обучавшихся в старшем отделении, готовились к сдаче выпускного экзамена, представлены к экзамену и сдали со свидетельством в разные годы – от 3 до 9 человек. Не достигшие 11-ти лет не имели право на получение свидетельства. В 1888/1889 учебном году: «… Но один из них лишен права на льготу [воинской повинности – сокращению срока воинской службы] по малолетству».

В Савостьяновском училище обучались большей частью дети крестьянские и солдатские. В отдельные годы проходили обучение дети дворян и чиновников (2 человека в 1899/1900 и 1900 /1901 учебных годах), духовных лиц (2-4 человека в отдельные годы), мещан (1-2 человека в отдельные годы). Обучались как православные, так и старообрядцы. Большинство же детей относились к православной вере. Наибольшее число учеников-старообрядцев (5 человек, из них 2 девочки) обучались в 1898/1899 учебном году.

Кроме жителей деревни, в училище обучались дети из близлежащих селений той же Теренинской волости.

Селение

Расстояние в верстах от Савостьяново

1886/1887

1897/1898

1898/1899

Число дворов

мальчиков

девочек

обоего пола

Число дворов

мальчиков

девочек

обоего пола

Число дворов

мальчиков

девочек

обоего пола

Станция (поселок) Дрезна

2

9

1

1

2

27

 

1

2

3

 

4

3

7

д.Горбачиха

2

28

4

-

4

 

 

 

 

 

 

 

 

д.Юркино

3

14

2

-

2

 

 

 

 

 

 

 

 

д.Бяльково

3

22

1

-

1

21

-

1

1

20

2

1

3

д.Назарьево

21/2

82

1

-

1

 

 

 

 

 

 

 

 

погост Десятая Пятница

3

6

1

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Гридино

2

 

 

 

 

50

5

-

5

46

5

-

5

Киняево

21/2

 

 

 

 

34

2

1

3

 

1

2

3

д. Рудино

 

 

 

 

 

24

3

2

5

22

3

-

3

 

Списки учеников и учениц Савостьяновского училища за разные учебные годы см. в приложениях.

 

Учебное время: ученье начиналось, как правило, 1-2 сентября, оканчивалось – в мае-начале июня («…время окончания учения зависит от распоряжения училищного Совета, вообще оканчивали не ранее 15 мая»). Всего учебных дней в году от 175 до 185. Но случались исключения. В 1892/1893 учебном году ученье началось 15 сентября («… позднее обыкновенного по случаю перемещения преподавателей… по распоряжению Уездной Земской Управы»), в 1894/1895 учебном году – 27 сентября («позднее обыкновенного по случаю ремонтировки школы»), в 1900 /1901 учебном году – 15 ноября «по случаю закрытия училища» и 30 апреля, ранее на месяц по случаю коронации [императора Николая II], окончилось учение в 1896 году.

Случались также перерывы в занятиях и «ученические манкировки», т.е. пропуски занятий:

1887/1888 уч. г.: «За выбытием учителя занятий не было с 1-го … до 23 ноября. В этот промежуток законоучитель ежедневно занимался по своему предмету»..

1889/1890 уч. г.: «В мае месяце были пропущены некоторыми учениками уроки из-за пожара».

1890/1891 уч. г.: «Ученических манкировок было больше по случаю сильных морозов».

1897/1898 уч. г.: «Значительных перерывов в занятиях не было. Ученических манкировок в 1897/98 г. было больше, вызвано горловыми болезнями».

Распределение учебного времени в школе: начало учения 9 часов утра до 12 часов, с 1 часа пополудни до 3 часов дня. Обычная продолжительность урока 50 минут. Промежутки малые 5 мин., а 1 большой 1 час, а именно – время обеда, занятия продолжаются всегда в одни часы. Вечерних занятий в школе не бывает.

Сведения о предметах и успехах: «… Все земские школы Богородского уезда для большей наглядности разделены на 3 разряда: к первому разряду будут отнесены все школы, в которых успешность по всем предметам оценена отметками не ниже хороших; таким образом, этот разряд составится из школ, выдающихся по успешности преподавания».

В статистическом отчете по школам Богородского уезда за 1891/1892 уч. г. приводится распределение училищ уезда по разрядам:

Училища 1-го разряда – по всем предметам, во всех отделениях – общий балл не менее 3-х).

Училища 2-го разряда – один или несколько неудовлетворительных баллов, общий балл по всем предметам и отделениям не менее 3х-.

Савостьяновское училище по успеваемости отнесено к 1 разряду.

В 1889/1890 уч. г. в Савостьяновском училище преподавались следующие предметы, в таблице дана также средняя успеваемость:

 

 

Младшее отделение

Среднее отделение

Старшее отделение

Закон Божий

3-

4

5

Чтение Славянское

3

4

4+

Чтение Русское

3

3

3

Пересказ прочитанного

3

4

4

Письмо

3

4

4

Арифметика

3

4

4

 

«… Чтобы дать более отчетливое представление о том, как идет учебное дело в каждом из вышеозначенных трех разрядов земских школ, Училищный Совет считает полезным в дополнение к этой классификации школ, по примеру прошлого года, представить отзывы о ходе дела в нескольких школах каждого разряда; отзывы эти составлены на основании письменных и словесных отчетов гг. экзаменаторов и общего отчетов г-на Инспектора Народных училищ».

«… В Савостьяновском училище преподавание Закона Божьего идет прекрасно, ученики дают быстрые, толковые и точные ответы на все вопросы в пределах программы и даже больше, видно, что пройденный курс ими усвоен совершенно сознательно, и что законоучителем во время преподавания, давались подробные разъяснения излагаемых событий. Вообще, законоучитель, священник г. Воронцов, относится к преподаванию своего предмета с похвальною ревностию. Равным образом и учитель Лебедев добросовестно относится к своему делу. Познания мальчиков среднего и младшего отделений тоже совершенно удовлетворительны, причем и тут видно особенно успешное преподавание Закона Божия... Особенного внимания заслуживают успешные труды учителя по обучению детей пению».

При оценке успеваемости господами экзаменаторами Богородского Уездного Училищного Совета в Савостьяновском училище 1889/1890 уч. г. хорошими оказались успехи по предметам:

Некоторых преподавателей земских училищ Училищный Совет признал справедливым представить к соответствующим наградам, а именно «Училищным Советом возбуждено предо Епархиальным Начальством ходатайство о награждении следующих законноучителей: … Савостьяновского училища – свящ. Воронцова».

Из статистического отчета по школам Богородского уезда за 1891/1892 уч. г. о состоянии Земских начальных народных училищ 1891/1892 учебный год, который составил Богородский Уездный Училищный Совет и подписали председатель Совета С. Д. Самарин, члены Совета Ф. Д. Самарин и Д. И. Четвериков, экзаменаторы С. И. Четвериков, Н. А. Красюк и Н. Д. Карнеев (в Теренинской волости, к каковой относилось Савостьяново, 11 крестьянских селений. 6672 наличных душ мужского пола. 2 земских училища – Савостьяново и Назарьево, одно училище приходится на 9,5 селений и на 3336 жителей):

«До сего времени чтение Св. Евангелия, Псалтыря и Часослова производилось в училищах лишь с целью обучения славянскому чтению, поэтому Училищный Совет находит весьма важным дать детям возможность непосредственно прочувствовать весь глубокий смысл Евангельских событий, выслушивая чтение Законоучителем отрывков из Евангелия. Такое классное чтение, кроме укрепления в учениках сообщаемых им по программе церковно-исторических сведений, содействовало бы большему ознакомлению и сближению их с книгою, которая составляет основание нашей верыУчилищный Совет в заседании 20 го июня постановил просить отцов законодателей на уроках Закона Божьего прочитывать, по крайней мере, с учениками старшего отделения избранные отрывки из Евангелия, не представляющие трудности для понимания». Училищный Совет включил в табель учебных книг новое пособие: «Исторические чтения из книг Ветхого Завета», «… составленное преосвященным Филаретом для употребления в училищах. В этой книге были собраны отрывки из различных книг Ветхого Завета, обнимающие по своему содержанию наиболее существенные события Ветхозаветной истории и доступные по своему изложению пониманию учеников. Вследствие этого Училищный Совет счел возможным предложить отцам Законоучителям прочитывать иногда ученикам старшего отделения, приведенные в этой книге отрывки… Другие дополнения в табели учебных книг: введение новой русской хрестоматии из-за нехватки книг для русского чтения, преимущественно в среднем отделении. Для старшего отделения – «Первая пчелка» Поливанова, хорошее дополнение к ней «Пчела» Щербина, разосланные в прошлом году.

Для среднего отделения совершенно недостаточно книг графа Толстого. Часть этих книг обыкновенно две, а иногда и более, прочитываются уже в младшем отделении, и кроме того в них есть значительное число статей, непригодных по содержанию в чтении с пересказом, таковы особенности статьи естественно-исторического содержания».

Училищный Совет включил в табель хрестоматию Савенко «объяснительное чтение», как книгу для чтения в среднем отделении: «… В этой книге собрано довольно много нового материала для чтения, не встречающегося в других сборниках, которыми пользуются в наших училищах, материал этот расположен систематически в порядке постепенной его трудности и по содержанию своему представляет много любопытного и полезного для учеников».

Смета расхода на учебные книги, пособия и классные принадлежности для земских народных училищ Богородского уезда на 1892/1893 учебные годы, а также «Нормальная табель учебных книг, пособий и классных принадлежностей для земских начальных народных училищ Богородского уезда, утвержденная 20 июня 1892 г. Училищным Советом Богородского Уезда», приведены в приложении.

К 1893/1894 учебному году были введены такие предметы, как грамматика, чистописание, объяснительное чтение. Из приложения к статистическому отчету за 1893/1894 уч. г. по Савостьяновскому училищу, находящемуся в Богородском уезде Теренинской волости:

Число уроков:

 

С 8 по 13ноября 1893 года

В отделениях

С 22 марта по 2 апреля 1894 года

В отделениях

 

Младшее

Среднее

Старшее

Младшее

Среднее

Старшее

Закона Божия

2

2

2

6

6

6

Чтения русского

5

4

4

3

4

4

Грамматики (устная и разбор)

 

4

4

 

4

4

Грамматические упражнения (письмен.)

 

3

3

 

1

1

Диктанта

 

1

1

 

4

4

Письмо изложений, пересказов, сочинений и т.п.

 

 

1

 

 

 

Списывания с книги

 

3

3

3

1

1

Чистописания

3

1

1

4

3

3

Славянского чтения

 

2

2

5

2

2

Арифметики (устной)

2

3

3

5

3

3

 « (письменной)

2

4

4

3

3

3

 

В статистическом отчете за 1893/1894 уч. г. приводятся «Сведения о порядке и способе изучения алфавита»: «Сначала проходится весь алфавит и затем уже ученики приступают к чтению. Обучение письму (букв. и слов.) сопутствует обучению чтению. Занятия с младшим отделением в отчетном году начались сентября 16-го дня. Через день после этого была показана первая буква. Изучение алфавита было совершенно закончено 16-го октября… При обучении русскому чтению в данной школе имеется в виду исключительно обучение языку, потому, что в округе говорят очень плохо. Предметы для наглядного обучения (глобусы, карты, коллекций минералов, насекомых, магнит и т.д., а также арифметический ящик, большие классные счеты и т.д.) не имеются. Приходится обращать особое внимание и тратить особо много труда ввиду требований, предъявляемых на экзаменах, на обучение языку русскому».

В инвентаре школьного имущества за 1895/1896 уч. году мы находим сведения о тех учебниках, по которым велось обучение, их числе, стоимости и числе поступивших в течение 1895–1896 учебного года. Там же находим названия учебных пособий, их число и стоимость, там же – описание классной мебели.

В 1901–1902 уч. году для наглядного обучения появляются карты и счеты.

Рисование, ремесла, рукоделия, садоводство, огородничество, лесоводство, пчеловодство, гимнастика в Савостьяновском училище в период с 1886 по 1904 гг. не преподавались.

В Савостьяновском училище преподавалось пение. В 1886/1887 учебном году: «… Преподается пение с голоса, результат этого, что ученики поют в церкви некоторые молитвы из литургии».

В 1887/1888 учебном году: «… Преподается простое церковное пение на слух с помощью скрипки. Пением заведует крестьянин Егор Федоров Мокеев бесплатно. Все дети участвуют в церковном пении. Население относится сочувственно».

В 1888/1889 учебном году: «… Пение преподается удовлетворительно. Население относится сочувственно».

В 1889/1890 учебном году: «… Ученики поют молитвы, тропари и др. песнопения на 2 голоса».

В 1891/1892, 1894/1895, 1901 /1902 учебных годах пение не преподавалось.

В статистическом отчете по школам Богородского уезда за 1891/1892 уч. г. о состоянии Земских начальных народных училищ 1891/1892 уч.г., о преподавание пения в училищах:

«… Признавая всю важность, которую имеет преподавание пения в училищах, Училищный Совет … постановил: 1) просить Богородскую Земскую Управу войти с ходатайством в предстоящее Земское Собрание об ассигновании надлежащей суммы на продолжение курсов пения.

2) возбудить ходатайство пред Епархиальным начальством в том, чтобы в тех приходах, где преподается в училищах церковное пение, священники поощряли бы у учеников принимать хотя бы некоторое участие в церковном пении при Богослужении».

В 1896/97 – 1899/1900 учебных годах: «… Преподается пение только некоторых молитв без нот, во всех отделениях, обучаются все».

В 1902 /1903 учебном году: «… Преподается пение систематическое нотное учительницей Селезневой во всех отделениях, в том числе некоторых молитв. Дети участвуют в церковном пении. Пение преподается учительницей без особой оплаты во всех отделениях».

Не знаю, когда точно, уже в советское время в Савостьяновской школе появилась фисгармония и пение преподавалось под ее аккомпанемент. Так и слышится «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы, пионеры – дети рабочих!...». Фисгармония могла быть из разоренного дома Тряпкиных, тех самых, на средства которых некогда содержалось Савостьяновское училище. Тех самых Тряпкиных, которые на своей фабрике создавали рабочие места и давали работу более, чем 200 жителям Савостьяново. Тех самых Тряпкиных, которые построили в 1890 году часовню из кирпича, а в 1901 году – церковь, заботились о благоустройстве села и вкладывали в это достаточные средства.

 

Библиотеки.

В начале 70-х годов ХIХ века был поднят вопрос об организации бесплатных народных библиотек, о допуске грамотных крестьян в библиотеки сельских начальных училищ. Решающую роль в решении этих вопросов играло земство.

До 1890 года официально учрежденной библиотеки в Савостьяновском училище не было. Но в отчете за 1888/1889 уч. год учитель Александр Михайлович Лебедев пишет: «Библиотека при училище состоит из журнала «Странник», с 1862–1881 гг. не пополнялась. Население пользуется».

В 1890 г. Богородская Земская Управа учредила библиотеки при 8 училищах, в т.ч. при Савостьяновском.

В 1891/1892 учебном году: «… Число книг в библиотеке:

– духовно-нравственного содержания 38 книг;

– исторического – 10 книг;

– научного – 2 книги;

– сельско-хозяйственного – 2 книги;

– повести, романы и рассказы – 40 книг;

– сказочного содержания – 8 книг.

Итого 100 книг, в т.ч. поступивших в 1891/1892 уч.г. – 40 книг.

Книга для записи учеников, берущих на дом книги, имеется.

Книги в течение года брали только ученики.

Общая сумма годового расхода на учебные пособия – 10 руб.».

В 1892/1893 учебном году: «… Число книг, предназначенных для классного чтения в библиотеке:

– духовно-нравственного содержания – 48,

– исторического – 18,

– научного – 1,

– сельско-хозяйственного – 3,

– повести, романы и рассказы – 55,

– сказочное содержание – 10.

Итого – 135 книг, в т.ч. поступивших в 1892/93 уч.г. – нет.

Библиотекой пользуются ученики, окончившие курс и некоторые из местных крестьян».

В 1893/1894 учебном году: «… Библиотека состоит из 119 томов 110 названий. В отчетном году пополнялась, увеличена 37 томами».

В 1894/1895 учебном году: «… Библиотека в отчетный год пополнялась 44 томами».

В 1895/1896 учебном году: «… В ученической библиотеке 153 экземпляра книг. Библиотека в отчетный год увеличена на 15 томов. В расходах на содержание участвует Земство. Расходы на пополнение библиотеки в отчетном году составили 3 руб.67 коп.».

В 1897/1898 учебном году: «… Библиотека состоит из 169 томов, из 152 названий. В отчетном году пополнилась 28 томами 28 наименований».

1899/1900 уч.г.:

«Имеется библиотека для внеклассного чтения учащихся, пользуется взрослое население. Состоит из 200 книг. Библиотека устроена Земством. В последний раз библиотека пополнена в 1898 году 12-ю книгами. Библиотека пополняется через год, в пополнении нуждается».

В библиотеке хранились также учебники и руководства:

для 1 отделения – «Букварь» Тихомирова и книга для чтения «Наша Родина» Баранова.

для 2 отделения – «Первая Пчелка» Поливанова.

для 3 отделения – «В школе и дома» Н. Бумакова и др.

«Учебники покупаются и доставляются Земством для бесплатного пользования. Расходы бывают, смотря по требованию, … различны. В отчетном году [1895–1896] издержано приблизительно 9 руб.18 коп. Учебные пособия доставляются бесплатно от Земства. В отчетном году израсходовано приблизительно 28 руб. Ученики обеспечиваются учебными пособиями в достаточной степени. Но также все отделения страдают от недостатка арифметических задачников. Восполняется этот недостаток покупкою за счет учеников».

 

Расходы на содержание училища:

а) в 1886/1887 учебном году «… законоучителю и учителю платит Земство, которое также выдает и учебные пособия. Общество приняло на себя 40 рублей платы ежегодно за квартиру и сторожа, оставшийся расход принял на себя попечитель Петр Иванович Тряпкин, как то отапливать, ремонтировать, так что за нынешний год им потрачено 140 руб.».

На жалованье законоучителю (Богородская земская управа) – 50 руб. в год.

б) на жалованье учителям и помощникам (Богородская земская управа) – от 240 руб. в год в 1886/1887 уч. году; до 494 руб. 68 коп. в 1899/1900 уч. году; на награды им же от Земства: в 1896/1897 уч. году – 25 руб. и в 1897/1898 уч. году – 20 руб.

в) на квартиру учителю – 60 руб. в 1886–1887 уч. году (Богородская земская управа);

г) на помещение – наем, страхование и ремонт, отопление, на сторожа и поддержание чистоты от Земства от 30 руб. в год в 1886/1887 уч. году до 80 руб. в 1889/1890 уч. году. С 1892/1893 уч. года за наем, страхование и ремонт, отопление, на сторожа и поддержание чистоты – от 60 до 150 руб. в год платил Попечитель училища.

д) ремонт классных принадлежностей оплачивало Земство, с 1893/1894 уч. года – Попечитель

е) на учебные пособия (бумага, чернила, учебные книги и пр.) 20-50 руб. в год платит Земство, отчасти попечитель училища.

Итого общий расход на содержание училища в год: с 483 рублей в 1886/1887 учебном году до 734 рублей в 1899–1900 учебном году.

 

Пожертвования.

На содержание всех училищ Богородского уезда необходимо было, как минимум, около 50 тысяч рублей в год. Таких денег у Земства не было, поэтому к созданию и содержанию школ побуждались сельские общества, привлекались средства благотворителей.

Основной жертвователь в Савостьяново (официально – Попечитель Савостьяновского училища) со времени его основания – местный фабрикант Петр Герасимович Тряпкин, постоянное местожительство д. Савостьяново:

В 1886–1887, 1903 – 1904 годы – крестьянин, в 1888–1890, 1892–1893, 1895–1896 годы – временный 2-й гильдии Московский купец, в 1893–1898 годы – – временный Богородский купец.

Кроме расходов по содержанию училища попечителем пожертвовано в школу:

Народные чтения с туманными картинами.

Во второй половине 19 века остро стоял вопрос о внешкольном образовании народа в России. Народные библиотеки, широко распространённые в то время, ограниченно влияли на повышение грамотности деревенского населения – лишь грамотной части населения печатное слово доступно. Появилась такая форма просветительской деятельности, которая носит название «народных чтений с туманными картинами»: в фонарь с линзой, называемый «волшебным фонарем» вставлялись стеклянные пластины, изображение проецировалось на стену через линзу, создавая «туманные картины». Свет давала маленькая свеча или горелка, дым отводился через специальную трубу. Позднее в «волшебный фонарь» вставлялась фотоплёнка, Такой проекционный фонарь являлся прообразом диапроектора, который все мы помним из нашего советского детства.

Живая речь, с которой обращались учитель или священник к собравшемуся в школе народу, была понятна каждому, особенно когда это «живое слово» сопровождалось картинами, иллюстрирующими рассказ лектора. С 1885 года в некоторых школах Московской губернии уже была введена практика чтения с туманными картинками. Земские уездные управы приобретали для школ и народных библиотек соответствующее оборудование.

«Не устраиваются ли при школе или не ведутся ли простые собеседования с народом?» Этот вопрос в статистических отчетах по школам Богородского уезда появился в 1887–1888 гг.

В Савостьяново подобные народные чтения с картинами начались в 1898/1899 уч.г., проводились 5 раз в год. В последующие годы (1902 /1903 – 1903 /1904 уч.гг.) – чаще, до 9 раз в год. На чтения ходили и мужчины, и женщины, и стар, и млад: «Обычный состав слушателей около 200 человек мужчин и женщин, в числе слушателей 50 детей». Наиболее понравились темы из народного быта.

 
При использовании материалов сайта ссылка категорически приветствуется.
© Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. 2004-2018
Политика конфиденциальности
Яндекс цитирования Check PageRank